URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики управления: Национальная технологическая инициатива и промышленная политика России. Инвестиционный процесс в России: влияние геополитических и геоэкономических рисков. Модель управления стейкхолдерами в сделках M&A
Id: 215421
 
739 руб.

Проблемы теории и практики управления: Национальная технологическая инициатива и промышленная политика России. Инвестиционный процесс в России: влияние геополитических и геоэкономических рисков. Модель управления стейкхолдерами в сделках M&A. №02/2016

URSS. 2016. 144 с. PDF

 Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Елена Ленчук Национальная технологическая инициатива как стратегический вектор промышленной политики России (с.8–19)

промышленная политика, национальная инновационная система, научно-производственные консорциумы, приоритетные направления
Обосновывается целесообразность актуализации технологического аспекта промышленной политики России. Анализируются основные концептуальные подходы к формированию национальной технологической инициативы как инструмента обеспечения технологического лидерства страны. Рассматриваются методические, организационные и институциональные вопросы реализации политики обеспечения технологической независимости.
  • За годы рыночных трансформаций Россия практически потеряла отраслевую прикладную науку.
  • В стране сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда на протяжении длительного времени активно велась работа по формированию национальной инновационной системы при полном отрицании промышленной политики.
  • Проектов, реализуемых в рамках национальной технологической инициативы не должно быть много — не более пяти-шести, но они должны носить базовый, межведомственный и системообразующий характер для всей промышленности.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Юлия Рагулина Мониторинг выполнения государственных программ с использованием индикаторных функций (с.20–26)

государственная программа, аудит государственных программ, методология аудита госпрограмм, целевые показатели госпрограмм, достижение целевых показателей
Представлены предложения по совершенствованию аудита государственных программ, подразумевающие переход на программный метод исполнения государственного бюджета. По мнению автора, переосмысление методологии аудита позволит осуществлять контроль не только за целевым характером использования бюджетных средств, но и за полнотой реализации мероприятий программы и достижения индикаторов и показателей государственных программ.
  • При проведении аудита госпрограмм выделяется три основных этапа: подготовка к его проведению, непосредственное проведение проверки и оформление отчета о результатах.
  • Системным требованием к проведению аудита государственных программ является необходимость структуризации деятельности по финансовому аудиту, аудиту эффективности и стратегическому аудиту по сферам, стадиям и этапам.
  • Для того чтобы выбираемые показатели и критерии эффективности служили надежной основой при подготовке результатов аудита, они должны быть объективными, ясными, сравнимыми, достаточными и приемлемыми.

Аркадий Соловьев, Светлана Донцова Актуарный анализ развития пенсионной системы: информационные и статистические проблемы обеспечения (с.27–35)

пенсионная система, информационно-статистические ресурсы, индивидуальный (персонифицированный) учет, база данных актуарных расчетов
Анализируются причины серьезных расхождений в результатах актуарной оценки применительно к различиям в методологии актуарных расчетов и в используемых для этой оценки информационно-статистических ресурсах Пенсионного фонда России и Росстата. Приводятся методические предложения, позволяющие принципиально решить данную проблему.
  • Развитие современных методов управления отечественной пенсионной системой требует такого информационно-статистическое обеспечения, которое позволяет всесторонне проиллюстрировать изменения, происходящее в пенсионной системе.
  • В системе обязательного пенсионного страхования первоочередной потребностью является наличие статистики о застрахованных лицах, формировании и реализации ими пенсионных прав, видах трудового стажа и др.
  • Сегодня существует острая необходимость в выработке единой методологии для ключевых статистических показателей, переводе аналитических показателей, полученных из информационных систем ПФР, из отчетности для внутреннего пользования в официальную отчетность.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Борис Жихаревич, Тарас Прибышин Анализ согласованности стратегий субъекта федерации и его административного центра: апробация подхода (с.36–44)

стратегическое планирование, муниципальное управление, региональное развитие, социально-экономическое развитие
Представлены результаты апробации подхода к анализу согласованности между стратегиями различных административно-территориальных уровней. Проведен анализ согласованности десяти пар городских и региональных стратегий, который показал, что в целом стратегические документы крупнейших городов не противоречат стратегиям регионов.
  • В статье представлены результаты анализа согласованности между 10 парами городских и региональных стратегий.
  • В исследовании сделан упор на качественный подход с уклоном в формализацию результатов: был определен набор параметров согласованности и составлено описание признаков, по которым оценивался каждый параметр.
  • В целом, стратегические документы крупнейших городов не противоречат стратегиям регионов, в большей степени наблюдается единство «по форме» (методологический подход и целевые блоки) и по амбициозности.
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Игорь Буданов, Владимир Борисов Модернизация металлургии и машиностроения в контексте «зеленого» экономического роста (с.45–55)

металлургическая отрасль, машиностроение, модернизация, «зеленые» технологии, конкурентоспособность
Рассмотрены основные направления, приоритеты и перспективы модернизации металлургической отрасли России. Установлено, что ключевыми элементами стратегии развития отрасли являются: выпуск продукции высокого уровня переделов и добавленной стоимости, совершенствование металлургических технологий в целях выпуска качественно иных материалов, конвергенция металлургической и машиностроительной отраслей. Эффективность отрасли должна базироваться на повышении экологичности производства и развитии «зеленых» технологий.
  • Основу металлургии будущего составляет высокотехнологическая база.
  • Конкурентоспособность металлургии — это не сокращение издержек, а улучшение качества и ассортимента продукции.
  • Устойчивое развитие металлургической промышленности обеспечивается уровнем взаимопроникновения с машиностроительной отраслью.
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Анна Прудникова, Ольга Игнатова, Ольга Горбунова Инвестиционный процесс в России: влияние геополитических и геоэкономических рисков (с.56–64)

прямые иностранные инвестиции, санкции, инвестиционное сотрудничество, экспорт, геополитические и геоэкономические риски, импортозамещение
Раскрываются проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Проведен анализ инвестиционного сотрудничества в современных условиях. Предложены механизмы активизации инвестиционного процесса на национальном и региональном уровне. Определены перспективные рынки вложения капитала для отечественных инвесторов.
  • Вопросы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику приобретают особую актуальность в условиях резкого сокращения притока прямых иностранных инвестиций и инвестиционной активности на финансовом рынке страны.
  • Возможность применения адекватных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования инвестиционного процесса позволит привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в реальный сектор экономики.
  • В целях нивелирования негативных экономических и политических рисков целесообразно расширение участия регионов каксамостоятельных субъектов внешнеэкономической деятельности на мировых кредитных и фондовых рынках, следствием которого станет усиление инвестиционных потоков.

Наталья Малых Анализ рисков инвестиционных проектов (с.65–75)

SWOT-анализ, матрица вероятностей и последствий, анализ чувствительности, сценарный анализ, метод Монте-Карло
Исследуются методы анализа рисков инвестиционных проектов. Обоснована целесообразность использования имитационного моделирования, которое позволяет обеспечить потенциального инвестора полным набором показателей, характеризующих риск проекта.
  • Процесс планирования проекта должен включать в себя качественный и количественный анализ его рисков.
  • Качественный анализ рисков представляет собой процесс расстановки приоритетов в отношении рисков для их дальнейшего анализа или действий путем оценки и сопоставления их.
  • Количественный анализ рисков предполагает использование статистического анализа и вероятностных понятий, что соответствует современным международным стандартам.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Екатерина Авдеева Стратегическая культура управления как инструмент развития предприятия (с.76–81)

стратегия, корпоративная культура, развитие, инновации, стратегическая культура управления
Рассматривается новый уровень развития корпоративной культуры — стратегическая культуры управления, которая является необходимым инструментом стратегического развития предприятия в условиях инновационной экономики. Предложен алгоритм расчета эффективности стратегической культуры управления.
  • В основе инновационного развития лежит человеческий капитал.
  • Внедрение стратегии на каждом предприятии процесс уникальный и невозможен без грамотно построенной корпоративной культуры, качественно новым этапом которой является стратегическая культура управления.
  • Стратегическая культура управления формирует программу группового взаимодействия в рамках разработанной стратегии, то есть служит основой для принятия управленческих решения, а также дает возможность стратегической идентификации предприятия.
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Теймураз Вашакмадзе, Эмиль Мартиросян, Анастасия Сергеева Модель управления стейкхолдерами в сделках M&A на базе стандарта взаимодействия со стейкхолдерами АА1000SES (с.82–93)

AA1000SES, стейкхолдеры, слияния и поглощения, M&A
Анализируется стандарт по взаимодействию со стейкхолдерами (AA1000SES) и предлагается его использование в сделках слияний и поглощений (M&A). На основе стандарта АА1000SES и руководства к стандарту разработан алгоритм по созданию процесса взаимодействия со стейкхолдерами в процессе сделок M&A.
  • Стратегическое развитие компании и ее стоимость определяются не только решениями и интересами менеджмента и собственников, но также испытывают воздействие со стороны персонала компании, акционеров, инвесторов, поставщиков, покупателей и потребителей.
  • Использование модели взаимодействия со стейкхолдерами Sun Cube и стандарта АА1000SES в процессе слияний и поглощений позволит предприятиям корректно выстроить отношения со всеми стейкхолдерами объединенного предприятия и снизить стейкхолдерский риск.
  • Снижение стейкхолдерского риска позволит провести интеграцию таким образом, что запланированные синергетические эффекты будут достигнуты.

Елена Миронова Корпоративное предпринимательство: формирование концептуальной основы (с.94–101)

корпоративное предпринимательство (интрапренерство), контент-анализ
Раскрываются основные элементы корпоративного предпринимательства и определяются наиболее важные факторы, необходимые для развития предпринимательского поведения внутри корпорации. Анализируются основные подходы к определению сущности внутрифирменного предпринимательства.
  • Корпоративное предпринимательство — развитие новых рынков, а также новых направлений бизнеса в рамках существующей компании.
  • Интрапренерская активность зависит от степени инновационности и уровня риска, установленных в компании.
  • Корпоративное предпринимательство позволяет компании выйти за рамки традиционных продуктовых и сервисных инноваций и перейти к процессным инновациям.

Виктор Суйц, Дмитрий Волошин Информационная прозрачность как ключевой фактор стоимости компании (с.102–109)

информационная прозрачность, рынок ценных бумаг, инвесторы, корпоративное управление
Показано, что информационная прозрачность и открытость рынка ценных бумаг выступает в качестве одной из основных гарантий прав инвесторов. По мнению авторов, право на информацию действительных акционеров и потенциальных инвесторов в соответствии с их корпоративным статусом выступает в качестве приоритетного преимущества. Главная проблема состоит в наличии доброй воли руководства в предоставлении заинтересованным пользователям оперативного доступа к релевантной информации.
  • Уверенность в том, что причиной отрицательных результатов не является искаженная корпоративная отчетность, является необходимым условием доверия всех участников «корпоративной цепочки».
  • Проблема прозрачности может быть сведена к тому, насколько полно руководство раскрывает внутреннюю информацию, существенную и полезную для принятия решения заинтересованными пользователями, в публичной внешней отчетности.
  • Несмотря на глобализацию мировой экономики, а также превалирование единых стандартов учета, необходимо обращать внимание на отраслевую специфику деятельности компаний.
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ

Дмитрий Кузин Духовный менеджмент (с.110–118)

духовность, одухотворенность на рабочем месте, эмоциональный интеллект, духовное лидерство, духовный капитал, ценностно-ориентированное управление
Рассматриваются причины появления и развития концепции духовного менеджмента в теории управления, его конкретные проявления в практике зарубежных компаний, влияние на результаты их деятельности. Подчеркивается важность обучения духовному менеджменту как в самих организациях, так и в системе высшего образования.
  • Духовный менеджмент — это относительно новая концепция управления, связанная с переосмыслением современного менеджмента на рубеже веков.
  • Использование инструментов духовного менеджмента компаниями-лидерами меняет их отношение к сотрудникам, делает их более успешными, конкурентоспособными и особенными, повышает потенциал их привлекательности и «организационного богатства».
  • Концепция духовного менеджмента все более активно включается в программы бизнес-образования и профессиональные тренинги, которые требуют другого подхода к обучению, расширяющего возможности и способности человека, формирующего новые эмоциональные компетенции и лидерские качества.

Ольга Макеева Опционы как средство достижения гибкости при планировании программы компании (с.119–125)

планирование программы, гибкость в планировании, опционы
Выявлена необходимость создания гибкости при планировании программы компании. Рассмотрены варианты опционов в планировании программы, проведена аналогия между реальными опционами и опционами в планировании программы.
  • Существующие подходы не позволяют создавать гибкое расписание программы, которое быстро адаптируется к изменениям внешней и внутренней сред.
  • Гибкость на стратегическом уровне планирования программы может бытьдостигнута с помощью внедрения опционов планирования программы.
  • Проведенная аналогия между реальными опционами и опционами для планирования программы позволяет под новым углом рассмотреть проблему создания гибкости и преимуществ при планировании программы.
УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ

Иосиф Дзялошинский, Мария Пильгун Медийная популярность способствует имиджу, но портит репутацию: результаты эмпирического исследования (с.126–135)

репутация, имидж, банковский сектор
Показано, что основным фактором, определяющим репутацию банкира, является его профессионализм. Основным коммуникационным каналом, определяющим формирование репутации, является личное знакомство с банкиром. Масс-медиа играют в этом процессе незначительную роль.
  • Выявлены основные факторы, определяющие репутацию банкира: профессионализм, личные качества, результативность деятельности.
  • В разных целевых группах удельный вес разных факторов существенно различается.
  • Основным коммуникационным каналом, определяющим формирование репутации, является личное знакомство с субъектом. Масс-медиа играют в этом процессе незначительную роль.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Павел Шило, Елена Корчагина Специфика семейного бизнеса в контексте организационной культуры фирмы (с.136–142)

семейный бизнес, организационная культура, ценности
Обобщаются проблемы и особенности развития семейного бизнеса в современной России. Выявлены неоднозначность определений семейного бизнеса, а также специфичность данного феномена с точки зрения институциональной теории. Предложено авторское определение семейного бизнеса, описаны проблемы взаимодействия семейной культуры и организационной культуры семейной фирмы.
  • Современный российский семейный бизнес обладает значительной спецификой по сравнению с западным, поскольку не проходил этап передачи по наследству.
  • Определение семейного бизнеса должно включать такие характеристики, как вовлеченность членов семьи в управление, доминирование семейного владения и существование плана преемственности.
  • Культура семьи владельца бизнеса играет решающую роль в формировании ключевых компетенций семейной компании.

 Contents

ECONOMIC POLICY: STRATEGY AND TACTICS

Elena Lenchuk National Technology Initiative — Strategic Vector of Russia's Industrial Policy (pp.8–19)

industrialpolicy, national innovation system, R&D and manufacturing consortia, priority directions
The expediency of updating the technology aspect of Russia’s industrial policy is substantiated. Main conceptual approaches to shaping the National Technology Initiative as a tool ensuring the country’s technology leadership are analyzed. Methodical, organizational and institutional issues aiming at policy implementation for the country’s technological independence are addressed.
STATE GOVERNANCE

Yulia Ragulina The Monitoring of Government Programs Execution by Using Indicator Functions (pp.20–26)

government program, audit of government programs, audit technique of government programs, targets of government programs, achievement of targets
Proposals aiming at improving audit of government programs and implying the transition to a program method of state budget execution are presented. The author holds that rethinking the audit methodology will allow not only to monitor the target-oriented use of budgetary funds but also to control full implementation of program measures, to equal the performance and to achieve government programs indicators.

Arkady Solovyev, Svetlana Dontsova Actuarial Analysis of Pension System Development: Information and Statistical Problems (pp.27–35)

pension system, information and statistical resources, individual (personalized) record, actuarial database
The article analyzes the causes of serious discrepancies in actuarial valuation results in relation to differences in the methodology of actuarial calculations and the statistical resources of Russia’s Pension Fund and Russian Federal State Statistics Service used for assessing information. Methodological proposals that enable to solve the problem fundamentally are formulated.
REGIONAL DEVELOPMENT

Boris Zhikharevich, Taras Pribyshin Analyzing the Coherence of Constituent Entity’s and Its Administrative Сentre’s Strategies: Approach Testing (pp.36–44)

strategic planning, municipal management, regional development, socioeconomic development
The article presents the outcomes of testing the approach to coherence analysis of various administrative-territorial level strategies. The results mirror the degree of coherence between ten pairs of municipal- and regional-level strategies. These results show that, in general, strategical documents of major cities are not in contradiction with regional strategies.
SECTORAL ANALYSIS

Igor Budanov, Vladimir Borisov Modernization of metallurgy and mechanical engineering in the context of "green" economic growth (pp.45–55)

metallurgical branch, mechanical engineering, modernization, "green" technologies, competitiveness
In article the main directions, priorities and prospects of modernization of metallurgical branch of Russia are considered. It is established that key elements of strategy of development of branch are: production of high level of repartitions and a value added, improvement of metallurgical technologies for release qualitative other materials, convergence of metallurgical and machine-building branches. Efficiency of branch has to be based on environmental friendliness of production and development of "green" technologies.
INVESTMENTS AND INNOVATIONS

Anna Prudnikova, Olga Ignatova, Olga Gorbunova The Investment Process in Russia: Impact of Geopolitical and Geoeconomic Risks (pp.56–64)

foreign direct investments, sanctions, investment cooperation, export, geopolitical and geoeconomic risks, import substitution
Problems related to attracting foreign investment to the Russian economy are unveiled. The investment cooperation under today’s conditions is researched. Mechanisms of activating the investment process at national and regional levels are proposed. Promising markets of capital placement for national investors are specified.

Natalya Malykh Analysis of Investment Project Risks (pp.65–75)

SWOT analysis, probability and impact matrix, sensitivity analysis, scenario analysis, Monte Carlo technique
The author addresses methods of analyzing investment projects risks. She substantiates the expediency of applying simulation modelling, which allows to provide the potential investor with a full range of indicators for project risk measurement.
STRATEGIC MANAGEMENT

Ekaterina Avdeeva Strategic Management Culture as an Enterprise Development Tool (pp.76–81)

strategy, corporate culture, development, innovation, strategic culture of management
Strategic management culture, being a new level in corporate culture development, is researched and treated as an indispensable instrument of strategic enterprise development amid innovation economy. The algorithm of efficiency calculations for strategic culture management is examined.
CORPORATE MANAGEMENT

Teimuraz Vashakmadze, Emil Martirosyan, Anastasia Sergeeva Stakeholder Management Model for M&A Deals Based on the Stakeholder Engagement Standard AA1000SES (pp.82–93)

AA1000SES, stakeholders, mergers and acquisitions (M&A), integration
The authors discuss the Stakeholder Engagement Standard (AA1000SES) and propose to implement it in M&A deals. Based on the AA1000SES and guidance to the standard, they present an algorithm for interaction with stakeholders in the process of M&A.

Elena Mironova Corporate Entrepreneurship: Building the Conceptual Framework (pp.94–101)

сorporate entrepreneurship (intrapreneurship), content analysis
Basic elements of corporate entrepreneurship are addressed, and major factors indispensable for entrepreneurial behaviour development inside the corporation are defined. Main approaches to determine the essence of intra-firm entrepreneurship are investigated.

Victor Suyts, Dmitry Voloshin Information Transparency as Key Factor of Firm Value (pp.102–109)

information transparency, securities market, investors, corporate management
The article shows that information transparency and securities market openness act as part of main guarantees of investors’ rights. According to the authors, the right to information of actual shareholders and potential investors — in line with their corporate status — is a priority advantage. The main problem lies in good will of management to provide interested users with operational access to relevant information.
MANAGEMENT AND MARKETING

Dmitry Kuzin Spiritual Management (pp.110–118)

spirituality, spirituality at the workplace, emotional intelligence, spiritual leadership, spiritual capital, value-oriented management
The reasons of emergence and development of spiritual management concept in the framework of management theory, its specific manifestation in managerial practice of foreign companies, the impact on their performance are reviewed. The importance of spiritual management training within organizations and also in the system of higher learning is stressed.

Olga Makeeva Options as Means to Achieve Flexibility in Company Program Planning (pp.119–125)

program planning, flexibility in scheduling, options
The need to introduce flexibility in company program planning is identified. Variants of options in program planning are examined, an analogy is drawn between real options and options in program planning.
COMMUNICATIONS MANAGEMENT

Iosif Dzyaloshinsky, Maria Pilgun Popularity in the Media Promotes Image, but Spoils Reputation: Findings of Empirical Research (pp.126–135)

reputation, image, banking sector
It is shown that the principal factor defining the banker’s reputation is his professionalism. The main communication channel to shape reputation is making one’s personal acquaintance with the banker. Mass media play an insignificant role in the process.
VIEWPOINT

Pavel Shilo, Elena Korchagina The Specificity of Family Business in the Context of Company Organizational Culture (pp.136–142)

family business, organizational culture, values
The article gives a general review of problems and specific features of family business development in modern Russia. The ambiguity of definitions for family business is identified as well as the specifics of this phenomenon from the perspective of institutional theory. The authors propose their definition for family business, and feature problems connected with the interaction between family culture and organizational culture of the family firm.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце