URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Деборин А.М. Введение в философию диалектического материализма. С предисловием Г. В. Плеханова. Приложения: А. Богданов `Эмпириомонизм`, А. Аксельрод (Ортодокс) `Философские очерки` Обложка Деборин А.М. Введение в философию диалектического материализма. С предисловием Г. В. Плеханова. Приложения: А. Богданов `Эмпириомонизм`, А. Аксельрод (Ортодокс) `Философские очерки`
Id: 299507
1139 р.

Введение в философию диалектического материализма.
С предисловием Г. В. Плеханова. Приложения: А. Богданов `Эмпириомонизм`, А. Аксельрод (Ортодокс) `Философские очерки`. № 64. Изд. стереотип.

URSS. 2023. 384 с. ISBN 978-5-9710-2662-4.
Типографская бумага
С предисловием Г.В. Плеханова.

Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного отечественного философа-марксиста, академика А.М.Деборина (1881–1963) представляет собой введение в философию диалектического материализма. Автор ставит своей задачей дать обзор эмпирической философии в ее отношении к материализму. В книге рассматривается история идей диалектического материализма, показана их связь с общественными отношениями эпохи. Книга также содержит статьи,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие автора
Предисловие Г.В. Плеханова
Глава I. Бэкон Веруламский
II. Томас Гоббс
III. Джон Локк
IV. Феноменализм Беркли
V. Давид Юм (психологизм)
VI. Трансцендентальный метод
VII. Диалектический метод и диалектический материализм
VIII. Еще о диалектике
IX. Неоюмизм
Х. Махизм и марксизм
XI. Диалектический материализм и эмпириосимволизм
XII. Прагматизм и материализм
Критические заметки:
 Об "Эмпириомонизме" Богданова
 О "Философских очерках" Л. Аксельрод (Ортодокс)

Предисловие автора к 3-му изданию
top

Выпуская в свет третьим изданием предлагаемую книжку, автор считает необходимым предпослать ей несколько замечаний.

Книжка была написана в 1907 году, но увидела свет только через восемь лет. Впервые она была напвчатань в 1915 г. в издательстве "Жизнь и Знание".

В последовавшие за революцией годы реакции трудно было найти издателя для книжки, проникнутой духом материализма и революционного марксизма. Покойный Г.В.Плеханов, считавший необходимым издать ее в целях борьбы с идеализмом и оппортунизмом, взял на, себя заботу по приисканию издателя. Однако, все его усилия в этом направлеяии ни к чему не привели.

Время было очень тяжелое. Разгром революции 1905 г. повлек за собою не только победу буржуазно-помещичьей реакции, но и вызвал переоаенку ценностей среди интеллигенции, которая eщe так недавно увлекалась революционными лозунгами и, в частности, марксизмом. Революция и ее деятели подвергались обстрелу с высот юеоуим почти в то самое время, когда сотни и тысячи рабочих и революционеров истреблялись физически или томились в царских тюрьмах.

Власть душила революционеров при помощи столыпинского "галстука", а "общество", при просвещенном содействии своих ученых, пыталось задушить марксизм "оружием критики". Этому пагубному влиянию буржуазной мысли подцались отчасти и марксисты, среди которых начались серьезные шатания в области теории и революционной практики. Этим шатаниям необходимо было противопоставить ортодоксально-марксистскую точку зрения. На ряду с другими представителями диалектического материализма, посильное участие в этой идейной борьбе принял и автор настоящей книжки. В этом смысле наша работа является продуктом определенной исторической эпохи. С другой стороны, ми ставили себв не академическую, а юрактмческую задачу преодоления враждебных марксизму философских направлений. Поставив сеов такую задачу, мы вместе с тем сочли необходимым дать исторический обзор эмпиризма с тем, чтобыподчеркнуть прorpecсивный характер его в опредекенную историческую эпоху и вместе с тем его односторонность и ограниченность с высшей точки зрения – с точки зрения диалектического материализма. История развития классического эмпиризма есть вместе с тем и история его постепенного отрицания и разложения. Такой же диалектической критике следовало бы подвергнуть и классический рационализм. Но мы ограничили свою тему, исходя из чисто практических соображений.

Учение Канта составляет новый своеобразный синтез из элементов эмпиризма п рационализма. Кант кладет начало великому умственному движению, которое известно под названием кмассичсского идеализма. Но этот немецкий классический идеализм – совершенно своеобразное явление. Во-первых, он породил новую – диалектичесхую логику; во-вторых, тот же диалектический метод естественно должен был наложить свою пвчать на сисжвму в смысле толкования и понимания идеи, каж единства идеального и реального, понятия и бытия, субъекта и объекта. Это означало, что бытие, действительность уже в системе абсолюжного идеализма признается как бы равноправной с понятием реальностью, ибо идея, по Гегелю, составляет единство бытия и понятия. Субъект и объект суть ожносмжельные противоположности, а не абсолютные, как это утверждается метафизиками. Немецкий классический идеализм, однако, разрешает это противоречие "в элементе мышления". Система приходит в противоречие с выдвинутым великими идеалистами и, главным образом, Гегелем диалектическим методом. Диалекшический материализм является истиной диалектического идеализма. Философия Гегеля сменяется философией Фейербаха и Маркса. Таков ход развития философской мысли.

Но чем определяется ход развития философской мысли? На этот вопрос марксист должен ответить общественными отнощениями, в основании которых лежит развитие производительных сил. Автор, однако, вынужден был ограничиться только историей идей, делая, правда, иногда намеки на связь их с общественными отношениями эпохи. С другой стороны, мы поставили себе задачей дать обзор эмпирической философии в ее отношении к материализму. Этим определяется характер нашей работы. Эмпиризм же интересовал нас лишь постольку, поскольку к нему восходят корни тех современных философских направлений, которые стояли в указанную уже нами эпоху в центре внимаиии марксистов, и поскольку материалистам-марксистам приходилось вести борьбу против оппортунизма.

Если бы автор поставил себе задачу, пользуясь диалектическим методом, написать историю философии и при этом захотел бы ещв каждую систему вывести из общественно-исторических условий, ее определивших, то он был бы поставлен в необходимость написать обширный труд в нескольких томах. А так как это по существу задача очень сложная, для выполнения которой требуются серьезные предварительные исследования в области истории социальных отношений, борьбы классов и пр., то мы вряд ли скоро справились бы с этим делом. А между тем нашлись такие легкомысленные критики, которые сделали автору упрек в том, что он не дал такой работы.

Покойный Г.В.Плеханов в своем "Предисловии" высказал пожелание, чтобы автор "Введения" во втором издании посвятил особую главу критике энергетического миропонимания и основаниой на нем гносеологии". Этот упрек Плеханова автор считает заслуженным. К сожалению, мы были лишены возможности восполнить этот пробел как во втором, так и в настоящем издаиии. Однако, надо сказать, что этот пробел нынв не может быть признан очень существенным, тем более, что за это время многое изменилось в пользу материалазма. Основоположник и проповедник энергетического мировоззрения – ныне уже покойный В.Оствальд, – дожив до последних открытий в области физики, счел необходимым признать существование атомов.

Мах и его русские последователи всячески издевались над атомом, называя его искусственным символам, фикцией, метафизическим призраком и пр. В противоположность нашим "философам естествознания", материалисты отстаивали реальное cyщeствоваиие атомов, нисколько нв предрешая вопроса об их структуре. Мы стояли на твердой почве естествознания в деле обоснования материализма. Вместе с тем мы уже в 1907 году указали на то обстоятельство, что новейшие физические теории означают торжество диалектического взгляда на природу (см. гл.VII), что диалектический материализм получает блестящее научное подтвержденив во всех этих новых открытиях. Кто знаком с теорией Планка о квантах, должен будет согласиться с нами, что материалисты-диалектиии оказались правыми даже в защите т.-наз. "скачка".

Атом посмеялся над феноменалистами. Он обнаружил свое существование и заставил себя признать. Таким образом, мы можем иоистатировать полную победу диалектического материализма в области естествознания. И если бы мы отличались чувством злорвдства, то могли бы вдоволь потешаться над нашими противниками.

Диалектический материализм блестяще оправдал ceбя и в области историческом, чему свидетельством можвт служить кровавая история последнего десятилетия. Глубочайшие социальные перевороты, свидетелями которых мы ныне являемся, лишний раз доказывают, что в основе общественной жизни лежат не какие-нибудь "идеологические факторы", а материальиые условия производства и порождаемая ими классоаая борьба. Никому из здравомыслящих людей в голову не придет объяснить мировую войну какими-нибудь причинами неэкономаческого порядка. Упрямые и всем очевидные факты современной истории начинают оказывать влияние нь исторические теории даже буржуазных ученых.

Ученые "критики" марксизма в свое время очень убедительно, с цитатами из Канта и пр. авторитетов доказывали, что революции невозможны в силу, мол, того, что понятие революции внутренне-противоречиво. Этих "глубокомысленных" философов революция действительная, надо думать, убедила в своей "возможности" не столько логическими доводами, сколько чувствительными тумаками.

Международный пролетариат идет на штурм капиталистической крепости под красным знаменем революционного иарксизма. Капиталистическое общество зашло в тупик, и едииственныи выходом из этого тупика являвтся социализм. Очередную задачу цролетариата передовых стран составляет завоевание политической власти. Эхот путь развития капиталистического общества был предуказан 75 лет тому назад нашим великим учителем Карлом Марксом. Ныне вопрос о завоевании пролетариатом политической власти поставлен в порядок дня во всех переловых странах мира. Социализм стал иизненной необходимостью как для миллионов рабочих, так и для общественного прогресса в целом. Таким образом, марксизм, который переживал, если верить буржуазным критикам, столько "кризисов", не только благополучно здравствует, но и составляет невиданное еще в истории движение, объединяющее вокруг своего знамени миллионы людей. Какое поистине величествениое зрелище! Впервые в истории человечества научное мировоззреиие, охватывающее в одном грандиозном синтезе кaк проблемы познания и мироздания, так и воиросы общественной и исторической жизни, становится достоянием народных масс. Человечество вступает в новую историчесиув эпоху, когда оно будет строить свою жизнь на рациональных научных основаниях.

С точки зрения этого научного мировоззрения, т.-е. диалектического материализма, и написана предлагаемая книжка. Автор хорошо сознает недостатки своей работы. Что касается формальной стороны, то книжкаизобилует повторенками, которые, однако, неизбежны, так как критики марксизма, с которыми нам приходилось иметь доло, повторяют одни и те же доводы и исходят философски из одинаковых идеалистических предпосылок. Кроме того, вторая часть книжки (начиная с гл.VII) составилась из журнальных статей, написанных по разнии поводам, но в общем на одну и ту же тему, т.-е.в защиту диалеатическоге материализма. Книжку, быть может, следовало бы переработать, дополнив некоторыми главами. К сожалеаив, нам нришлось ох этого отказаться за неимением досуга. Задержать же выход в свет книжки автор счел невозможным.

8/IX 1923 г.

А.Деборин.

Об авторе
top
photoДеборин Абрам Моисеевич
Крупнейший в мире представитель философской школы диалектического материализма. Основатель Института философии АН СССР. Первый философ, ставший академиком АН СССР. Ученик Г. В. Плеханова. В 1922 г. А. М. Деборин был избран действительным членом Коммунистической академии, был введен в состав Президиума Академии, а также редколлегии журнала «Вестник Коммунистической академии». С 1926 г. он руководил отделом философии Большой советской энциклопедии, состоял членом Экспертной эмиссии по присуждению Премии имени В. И. Ленина в области науки. Был членом Главного ученого совета Наркомата просвещения РСФСР. В 1927 г. он организовал в Коммунистической академии философскую секцию, а в 1928 г. — Институт философии.

С именем деборинской школы диалектиков связаны расцвет философии в СССР во второй половине 1920-х гг., разработка теории материалистической диалектики на основе фундаментального изучения истории философии, философское осмысление и защита новейших направлений естествознания: квантовой механики, теории относительности, генетики. А. М. Деборин привлек своих учеников к деятельности по изданию философской классики, в результате чего в 1920-е гг. было переведено и опубликовано множество трудов выдающихся философов прошлого. Им было инициировано издание серий «Библиотека материализма» и «Библиотека атеизма», в которых вышли сочинения Т. Гоббса, Дж. Толанда, Ж.-О. де Ламетри, Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха, Л. А. Фейербаха и др., начато издание собрания сочинений Гегеля на русском языке.

В 1930 г., в результате идеологического поворота, деборинская школа была фактически уничтожена, а ему самому было запрещено писать работы по философии. Идеи диалектиков начали возрождаться с середины 1950-х гг. в философской школе Э. В. Ильенкова. Сегодня произведения советских мыслителей-марксистов, ранее находившиеся в спецхране, возвращаются к читателю.