Принципиальные изменения, происходящие в мире и нашей стране, не могут не отражаться и на процессах, происходящих в культуре. А с учетом сложности и многокрасочности последней эти отражения не носят зеркально-равнодушного характера, они вызывают сложные противоречивые преобразования. Только глубокое изучение происходящего в культурной жизни дает реальную возможность влиять на процессы культурной динамики, усиливая их положительные и снижая отрицательные (зачастую разрушительные) последствия. В этом и состоит суть грамотной культурной политики, разрабатывать и осуществлять которую поручено Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Культурная политика – одно из самых сложных направлений в деятельности государства. Заниматься ею могут только профессионалы, понимающие сущность и особенности той сложной многофункциональной системы и того уникального явления, каким является культура. Культура выступает не просто как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством, это есть процесс интеллектуального и эмоционального обогащения человеком общества и самого себя. Вложения в культуру – это наиболее эффективные вложения в человека – главного субъекта и творца цивилизации. Именно культура способна дать наиболее эффективное развитие "человеческого капитала", формирование творческих способностей человека, его всестороннее развитие. Одним из факторов, влияющих на современное развитие, является информационная революция, принципиально изменившая "способ вхождения" в культуру, когда не посещение музеев, театров, выставок, а Интернет и телевизор стали главным "окном в культуру". Эта тема сейчас широко обсуждается среди ученых, педагогов, родителей и вызывает самые противоречивые оценки: от полного восторга возможностями Интернета, безусловно, упростившего получение информации и необычайно расширившего информационное поле, до тревожных предупреждений об отрицательных последствиях такого способа получения информации, ибо он тормозит развитие воображения и творческих способностей человека. Жизнь искусства на телевизионном экране – это иная жизнь, и каковы последствия такого общения человека с литературой, живописью, театром, еще предстоит изучить и понять. Не менее сложно ответить и на вопрос: что произойдет с самим искусством. Хорошо, что эта тема так активно обсуждается, но вопросов остается больше, чем ответов. Есть другие принципиальные изменения, происходящие в мире и влияющие на состояние культуры, к которым мы обратимся ниже в ходе рассмотрения процессов культурного развития. Коренные изменения в развитии цивилизаций разных стран и народов связаны с глобализацией. Это объективный процесс, сближающий народы, это распространение общих моделей, стилей, стандартов образцов жизни на разные государства и континенты. Можно проехать с севера на юг и с востока на запад и увидеть одни и те же марки машин, названия фирм, модели одежды, быстрое питание в "Макдональдсе" и т.д. Глобализационные процессы являются основным источником этнонационального напряжения – оно опосредовано культурными взаимообменами, свободной торговлей, интенсивным развитием туризма, и – главное – формированием наднациональных, глобальных экономических и политических структур. Глобализация нивелирует культурные различия, уменьшая значение национальной культуры и, вместе с тем, приводит к интенсивным процессам развития самой этнической культуры. Именно в этой ситуации во всем мире ярко обозначилось активное развитие и, соответственно, усиление внимания к этнической и национальной культуре, что наглядно проявилось и в России, где активно работают объединения: национально-культурные автономии, создаются этнические коллективы с их неповторимым, уникальным колоритом, восстанавливаются обычаи, традиции, возрождаются промыслы. Сегодня политики и ученые говорят о наступлении новой волны развития этничности. Здесь этностимулирующие факторы, проявившие себя в Новое время, – такие, как высокий уровень социальной мобильности, разрушение существующих внутри этноса сословных, кастовых или иных перегородок, интенсивные процессы в экономической сфере – в современном обществе усиливаются благодаря процессам "импортирования" труда и усилению миграционных потоков. Возрождение этнических культур является сопротивлением наступающим всеобщим стандартам, продуктивной попыткой сохранить свою самобытность. Если этот процесс будет развиваться стихийно, он может принимать форму протеста, абсолютизации этнического и национального начала, конфликта с другими культурами. Это одна из причин национальных конфликтов, опасно проявляющих себя на планете. Чтобы этого избежать, надо способствовать развитию национальных и этнических культур и одновременно их взаимодействию, взаимообогащению, взаимопониманию. Это реально дает прекрасные результаты. Так, в Ульяновске – центре области, объединяющей людей разных национальностей, под крышей одного дома дружбы работают шесть разных национально-культурных автономий: татары и русские, чуваши и мари, мордва и немцы. В каждой культуре есть свои особенности, свой неповторимый образ и вместе с тем есть естественное желание познакомиться друг с другом, а потому здесь чаще всего проходят многонациональные праздники, фестивали, встречи. Если же процессы отторжения и непонимания между культурами станут преобладающими, можно прогнозировать и усиление общественной напряженности. Современное развитие характеризуется ярко выраженными процессами возрождения этнических культур, которые начинают противостоять родственным им национальным культурам, вступая с ними в сложные и противоречивые отношения и приобретая в Бельгии форму фламандского этнонационализма, в Великобритании – шотландского и валлийского, а в Канаде – франко-канадского. Три десятилетия назад подобное явление характеризовалось как своеобразный этнический парадокс. Сегодня же эти процессы интенсивно протекают не только в экономически или политически нестабильных бывших союзных республиках и странах социалистического содружества – Югославии, Чехословакии, Боснии, Хорватии, но и в Ираке, Афганистане, Израиле, Палестине, а также во вполне благополучной Америке, столкнувшейся с проблемами аналогичного порядка. Все это свидетельствует о подлинном этническом ренессансе, способном существенно повлиять на все социальные и культурные процессы в масштабах мировой системы. Среди политиков и ученых достаточно распространена точка зрения о том, что подобный этнокультурный ренессанс является признаком возрождения культуры, ее возвращения "к истокам". Есть и другая позиция, согласно которой реактивация архаического потенциала не является продуктивной и свидетельствует не о прогрессе, а, скорее, о возвращении культуры к доцивилизационным формам существования. Приверженцы этого подхода аргументируют свою позицию тем, что сохранение, консервация или возрождение таких составляющих культуры этнических общностей, как язык, религия, народное искусство, устное творчество, обряды и обычаи, привычки и нормы поведения, носит в большей степени формальный характер, и не влияет существенно на развитие культуры в соответствии с современными тенденциями. Возрождение же тех принципов (прежде всего, принципа этноцентризма), на которых эта культура зиждется, несет в себе угрозу целостности культуры. Однако и первые и вторые сходятся в следующем: возврат к формам группового общения, характерным для этнической культуры, убедительно доказывает, что в современном мире гораздо большей значимостью, чем половину века назад, обладают те факторы, которые помогают человеку идентифицировать себя в гораздо более значительной степени со своей этнической группой, чем с национальной культурой, интегрирующей различные локальные образования, с цивилизацией или с мировой культурой. Поэтому активизация этнического фактора в современном, предельно динамичном обществе с интенсивной социальной динамикой, является закономерным процессом. Естественно, что состояние социальной и культурной фрустрации, когда стремительно трансформируются основополагающие принципы, служащие человеку опорой в повседневности, вынуждает его к поиску иных оснований бытия. Как правило, такой опорой и становится опыт предков. Он обеспечивает воспроизводство в системах настоящей деятельности тех образцов прошлой социокультурной активности, которые были неоднократно апробированы, а потому воспринимаются как истинные и надежные. В этом контексте традиция становится эффективным регулятором человеческой деятельности. Традиция, не будучи связанной с институциональными формами ее обеспечения через специальный властный аппарат, обосновывается самим фактом существования в прошлом, а ее эффективность оценивается посредством точности следования принятому образцу. Подобные образцы социальной и культурной деятельности обладают различной эффективностью в традиционных и современных социальных системах, а их воспроизводство в обществах индустриального и постиндустриального типа, как правило, носит в большей степени компенсаторный, чем регулятивный характер. Подобной компенсаторной и рекреативной активностью обладают обряды, ритуалы, традиционное художественное творчество и многое из того арсенала, которым обладает этническая культура. В чем конкретно выражается подобная "этнизация" современного культурного развития? Прежде всего, в том, что в глобальном масштабе развивается новая политическая архитектура, основанная на границах не национальных, а этнических культур. Подобные тенденции ярко проявляются в США, где многие штаты отказались от английского языка в качестве государственного в пользу языка этнического большинства – испанского. Он преподается в школах в качестве основного, он становится языком политики и науки. Это логичное, с формальной точки зрения, решение принято американским Правительством. И, вместе с тем, оно представляется весьма сомнительным, поскольку, безусловно, ослабляет национальное государство. Государство объединяет представителей всех народностей не только через закон и гражданство, но и через ту символическую общность значений и смыслов культуры, которая обеспечивается единством языка и образования. Отношение к подобным процессам весьма различно и в самой Америке. В качестве противоположных здесь можно представить позицию С.Хантингтона, который в своей последней из изданных работ "Кто мы?" выразил свое резко негативное отношение к подобным процессам как децентрализующим государство, и позицию П.У.Престона и Б.Нейчмана. Эти американские исследователи трактуют факт этнизации как положительный, а Б.Нейчман в своей работе ""Четвертый мир": нации против государств" доказывает, что "государства приходят и уходят, национальности (то есть этнонациональные общности – А.К., Т.Г.) остаются". Подобный конфликт идеологий свидетельствует о том, что современный период развития этносов принципиальным образом отличается от предыдущих. Основной особенностью нынешнего этапа развития этничности, в первую очередь, является его повышенная идеологичность и политизированность. На этот факт указывает и апологет новейшего этноплюрализма В.Дресслер-Холохан. Французский ученый, анализируя развитие национальных движений в Восточной Европе за последние двадцать лет, отмечает, что этнический фактор политизировался, стал инструментом борьбы за власть (автор рассматривает такие партии и движения, как "Рух", "Саюдис", Национальный фронт Азербайджана) и выступает как основа вооруженных конфликтов, причем, достаточно широкомасштабных. Еще одной специфической особенностью современного этнического ренессанса становится его тесная связь с экономическими процессами. Поскольку все политические партии и движения, опирающиеся на идеологию этноцентризма, в конечном итоге, борются за экономическое господство, они становятся и инструментом экономического передела в рамках определенных регионов. И не смотря на то, что отдельные исследователи рассматривают подобные крайние проявления национализма как "инструмент культуры, цель которого – произвести социальную реорганизацию, чтобы достичь большего благосостояния, равенства и свободы", можно с уверенностью говорить о том, что в основе национально-этнических движений лежат не столько культурные, сколько экономические интересы. Достаточно вспомнить, что джихад сегодня ведется, в основном, при помощи наемников, что позволяет исследователям называть его "квазиджихадом" – экономической версией религиозной войны. Все эти факты свидетельствуют о том, что процессы возрождения этнических культур весьма сложны и противоречивы, и для оценки этих процессов необходим взвешенный подход, лишенный излишней эмоциональности и свободный от политической ангажированности. Стремление сохранить плюрализм позиций отражается в содержании данной книги, а также в структуре ее основных разделов, где авторы ставили перед собой задачу представить доказательный потенциал большинства из обозначенных подходов. Конечно, авторы прекрасно осознают, что те вопросы, которые рассматриваются в данной работе, настолько фундаментальны, что требуют и соответствующего изложения. Поэтому книга претендует только на постановку проблемы и освещение ее некоторых аспектов для доказательства актуальности и высокой практической значимости задачи осмысления тех процессов в современном мире, которые обусловлены развитием этнонациональных культур. Костина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, академик Международной академии наук (IAS, Австрия). Проректор по учебной и воспитательной работе Московского гуманитарного университета. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 г. — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (М.: URSS), «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (М.: URSS), «Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты» (М.: URSS; совм. с В. И. Костиным), «Диалектика массового и элитарного в современной культуре», «Национальная культура — этническая культура — массовая культура: баланс интересов в современном обществе» (М.: URSS), «Теоретические проблемы современной культурологии» (М.: URSS), «Культурная политика современной России» (М.: URSS; совм. с Т. М. Гудимой), «Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики» (М.: URSS), «Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?» (М.: URSS), «Конструктивный социальный потенциал массовой культуры» (М.: URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).
Гудима Тамара Михайловна Советник министра культуры Российской Федерации, депутат Государственной Думы (1993–1999), профессор Московского гуманитарного университета, кандидат философских наук. В центре интересов исследователя — диалектика духовного мира личности, гносеологическая функция искусства, проблемы культурной политики и современного культурного процесса.
|