URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сокальский П.П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки
Id: 214500
 
499 руб.

Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. № 41. Изд.2

URSS. 2016. 400 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-3413-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).

 Аннотация

Книга рекомендуется музыковедам и историкам искусства, этнологам, учащимся и преподавателям музыкальных учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующихся музыкальным искусством и его историей.


 Оглавление

Оглавление

РГЛАВЛЕНІЕ, РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1-я. МЕЛОДИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. П редисло віе. Стран. Самобытность стиля одноголосной народной музыки. Мнѣніе Гельм-гольца. Психо-физическій и эстетнческій привцииы. Значеніе тоники въ современной и въ древней народной музыкѣ. Сравненіе народной русской музыки съ древне-греческою. Остатки античной мелодій: ода Пиндара, три гимна Діонисія и Мезомеда. Общій исторнческій фазисъ музыкальнаго развнтія и общія основанія музыкальныхъ системъ древности роднять всѣ древніе наиѣвы народовъ Европы и азіатскаго востока........ 1 Отдѣлъ 1-й. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРІАЛЪ: ТОНЪ. ГЛАВ А I. О естественныхъ интервалахъ. Происхожденіе тона. Число вы я отношенія тоновъ (интервалы) между собою и къ основному тону (примѣ). Діатоническая лѣстница (гамма) изъ семи основвыхъ тоновъ. Естественная гармонія и представляемыя ею численная отношенія 15 интерваловъ. Промежутки между ступевями гаммы: цѣлый тонъ (большой и малый) и полутонъ (большой и малый)..... 12 ГЛАВА II. О пиеагорейскихъ интервалахъ. Сродство тоновъ по квинтѣ. Открытые по этому сродству тоны ходами квнвтъ вверхг. Употребленіе ихъ въ древней Греція. Пинагоровъ кругъ. Отличія ихъ отъ естественныхъ интерваловъ. Тоны, открываемые квинтовыми ходами внизъ. Сходство ихъ съ естественными интервалами. Употребленіе ихъ въ древней персо-арабской системѣ............. 19 -IV- ГЛАВА III. О темпѳрованныхъ (уравненныхъ) интервалахъ. Октавная система, смѣнивъ квинтовую, предъявила новыя требованія. Тѳоретикъ новой системы Рамо. Повышеніе большихъ и повиженіе малыхъ терцій. Неравноиѣрнал темперація интерваловъ. Возраженія противъ нея. Введеніе равномѣрной темпераціи и творцы ел во Францій и Германій. Дѣленіе пространства октавы на 12 равныхъ ступеней (полутоновъ). Срав-неніе числовыхъ отношеній 3-хъ родовъ интерваловъ: естественныхъ, пиеагорейскихъ и темперованиыхъ. Различія мелодій и гармоній въ строяхъ чистомъ и темиерованномъ. Русская народная музыка не нмѣетъ ничего общаго съ темперованными интервалами, введенными октавной системой. . 27 Отдѣлъ 11-й. ОРГАНИЗАЦІЯ НУЗЫКАДЬНАГО МАТКРІАЛА. Образованіе рамичныхъ звукорядовъ (гаммъ) изъ тоновъ. ГЛАВА IV. Первыл обшдя ступени первобытной гаммы: кварта, квинта, октава. Китайская гамма. Пять типовъ ея. Отсутствіе полутоновъ, скачки въ іу2 тона. Трихорды. Остатки ихъ въ Шотлавдіи. Русская народная пѣсня въ китайской гаммѣ. Слѣды первобытныхъ трихордовъ въ древнѣйшей Греціи. Энгармоническіе трихорды Олимпа. Строй лиръ до Пиѳагора. Выполненіе промежутковъ древней гаммы: діатонизмъ, хроматизмъ, энгармонизмъ. Порядокъ историческаго ихъ развитія. Числовыя данные для интерваловъ трехъ родовъ греческой системы. Дѣлевія Дидима, Птолемея. Естественные и темперованные интервалы въ древней Греціи за 3 вѣка до P. X. 38 ГЛАВА V. Русскіе напѣвы изъ эпохи кварты. Веснянки. Троицкая пѣсня. Свадебная. Китайскіе звукоряды. Трихорды, какъ часть вапѣва. Хороводная. Постепенное выполненіе кварты. Переходъ въ эпоху квинты....... 50 ГЛАВА VI. Звукоряды въ древней Греціи до P. X. Выполненная кварты; три основныхъ тетрахорда: дорійскій, фригійській, лидійскій. Полная діатони-ческая гамма. Двух-октавный звукорлдъ: организація по дорійскимъ тетрахордам ъ. Неизмѣнные тоны. Семь основныхъ ладовъ или древве-греческихъ гаммъ. Разрѣзъ октавнаго звукоряда. Позднѣйшіл греческія транспонированная гаммы........................... 58 ГЛАВА VII. Исторія звунорядовъ послѣ P. X. Гаммы Птолемея (александрійскія). Церковные лады амвросіанскіе. Восемь григоріанскихъ ладовъ (автентиче-скіе и плагальные). Заключительная формулы. Глареанусъ и его греческія названія для средвевѣковыхъ гаммъ. Различные способы дѣленія октавы (разрѣзъ). Новѣйшія гаммы: мажорная и минорная. Ихъ происхожденіе изъ прежнихъ гаммъ. Вводный тонъ въ октаву. Эпоха терцій и октавная система. Остатки древня го хроматизма и энгармонизма........ 67 - v - ГЛАВА VIII. Устройство напѣвовъ въ эпоху квинты. Древыіе звукоряды въ народныхъ напѣвахъ литовскихъ, моравскихъ, русскихъ. Неустановившіяся понл-тія о „тоникѣ". ТеоретичесБІя соображевіл о тоникѣ квинтовой эпоха. Акустическія отношенія интерваловъ для этой тоники. Направленіе дви-жевія въ тетрахордахъ. Устои въ крайнихъ тонахъ тетрахордовъ. „Средни" тонъ у древнихъ грековъ. Разъединевіе начала и конца. Тоника въ центрѣ; конецъ на доминантѣ. Тетрахорднал система у арабо-персовъ. 76 ГЛАВА IX. Гдіь тоника въ народной музыкѣі Бурлацкая пѣснл, отъ гармонизации кончающаяся на терцій. Истинная ел тоника. Мнѣніе Лароша о гармо-низаціи одиоголосныхъ пѣсень. Всегда ли конечный тонъ обозначаетъ ладъ иапѣва? Заключительная формулы (кадансы) въ средніе вѣка. Почему западные, средневѣковые лады, а не восточные или древне-греческіе, взяты для гармонизацін русскихъ народныхъ иѣсевь? Различные разрѣзы октавы въ древности и въ средніе вѣка. Конечный и основной тоны народной музыки. 88 ГЛАВА X. Тоника народной музыки въ зависимости отъ внутренняхо строенія звукоряда. Образованіе центра отъ слитія двухъ тетрахордовъ. Двустороннее значеніе конечнаго тона: доминанты и тоники. Варіанты двухъ русскихъ пѣсень квинтоваго строя. Лады-помѣси (modes hybrides) въ русскихъ и новогреческихъ народныхъ пѣснлхъ. Возможность нарушенія діатонизма. Мнѣніе Сіърова. Чередовавіе ладовъ или „модуляція" въ смыслѣ Мелыу-нова. Недостаточная ея мотивировка................. 97 ГЛАВА XI. Натуральные мажоръ и миноръ, принятые Мелыуновымъ за основу вострое вія для русской народной пѣсви. ІІоявленіе при вихъ модуляцій. Возможныя 12 комбинацій діатоническихъ ладовъ изъ семи основныхъ тоновъ. Сходство и несходство натуральныхъ мажора и минора. Разнообразный характеръ движевія внутри звукоряда изъ 2-хъ тетрахордовъ. Требованія діатонизма. Возможныя отъ него отступленіл въ квинтовую эноху. Акустическій а нал изъ основныхъ тетрахордовъ. Мелодическая модуляція—переходъ изъ одного строя въ другой............. 110 ГЛАВА XII. Произвольные начало и конецъ—но Сѣрову—въ звукорядѣ. Объемы звукоряда въ народной музыкѣ. Разнообразіе пріемовъ въ організацій тоновъ одной октавы. Два семизвучіл въ пѣснѣ. Различіе тоновъ по міъету въ звукорядѣ и по значенію въ напѣѳѣ. Нисходящее движеніе. Различіе кварты и квинты но отношевію къ тоникѣ. Модуляція съ помощью квинтовыхъ ходовъ. Обпця положеніл о мелодическомъ складѣ русскихъ народныхъ пѣсень............................... 120 ГЛАВА XIII. А нал изъ звукоряда великорусской народной нѣсви „Катенька веселая". Упрощеніе наиѣва. Семизвучія Сѣрова или локрійскій ладъ. Странный для гармониста конецъ ( кадансъ ). Пѣсни, построен ныл на квинтѣ. Ясная тоника внизу. Неудобные для гармоннзаціи наиѣвы. Смѣна 2-хъ - VI - квинтъ въ напѣвѣ. Какъ заключать иѣсню по октавной систеиѣ?—Анализъ малорусской пѣсни „Поузъ мій двіръ". Особенности ритмнческаго склада и мелодическаго. Основная схема мелодій. Модуляція. Аналогичное стро-еніе другой нѣсни. Дальнѣйшіе иримѣры. Неполные концы (кадансы) напѣвовъ.............................. 132 ГЛАВА XIV. Употребительные ходы интерваловъ въ движеніи нааѣвовъ: послѣдо-вательвые, квартовые, квинтовые, на сексту и октаву. Ходы на септиму, являющіеся отъ иовторенія вапѣва.—Дпѣ малыя сеитимы. Отсутствіе большой септимы, какъ вводнаго въ октаву тона, въ эпоху квинты. Вводные въ кварту тоны народныхъ напѣвовъ (восходящіе и нисходящіе). Вводный въ октаву тонъ въ арабо - персидской музыкѣ и ея гаммѣ „цирефкевдъ". Черты сродства музыки южной Россіи и азіатскаго востока....... 146 ГЛАВА XV. Видоизмѣневіе діатоническихъ ладовъ въ южно - русскихъ наиѣвахъ. Бандура и два строя, описанныхъ Лисенко и Рубцемъ. Характеръ нару-шеній діатонизма: проходящій, вводный, окрашенный (хроматизированный) тоны. Сходныл черты съ арабо - персидскою гаммою „цирефкендъ". Самостоятельная роль измѣненнаго (окрашеннаго) интервала. Цѣль окраши-ваніл—усиленіе эксирессіи. Уиотребленіе напряженной и опущенной квинты. Модуляція при вводныхъ тонахъ. Окрашиваніе главныхъ интерваловъ въ квинтовую эпоху.......................... 159 ГЛАВА XVI. Музыкальные заносы изъ Азіи въ Европу. Влілніе крестовыхъ похо-довъ и появленіе вводнаго тона. Общія черты вводнаго тона южно-русскихъ пѣсень съ азіатскимъ хроматизмомъ. Мнѣніе Лисенко объ отличіи напѣ-вовъ сѣвера и юга Россіи. Признакъ „ладовъ" для этого недостаточенъ. Недоумѣніе Бурго-Дюкудрэ надъ ладами ново - греческихъ пѣсень. Южно-русскіе напѣвы съ звукорядомъ строя персо - арабскаго ^цирефкенда".— Большой сеитимы не было въ народной музыкѣ и ея роли не игралъ вводный тонъ южно-русскихъ наиѣвовъ. Замѣчаніе Прача. Мажоры и миноры въ сборникахъ русскихъ пѣсень. Главное—не во внѣшнемъ „ладѣ", а во внутреинемъ складѣ. Общность напѣвовъ сѣвера и юга......... 175 ГЛАВА XVII. Три главныхъ стиля въ исторіи музыки и три главныхъ эпохи разви-тія. Кварта, квинта и терція, какъ техническіе указатели существенныхъ отличій этихъ эпохъ. Отношеніе къ народной музыкѣ культурныхъ клас-совъ. Необходимо принять музыкальное наслѣдіе отъ народа. Преемство творчества. Укладка народныхъ пѣсень въ современная ноты и тактъ есть начало процесса ихъ переработки и ассимиляціи. Общія замѣчанія по вопросу гармовизаціи народныхъ пѣсень. Отличія старыхъ и новыхъ ладовъ по отношенію къ трезвучіямъ доминантъ. Взглядъ Бурго-Дюкудрэ на укладку и гармонизацію ново-греческихъ пѣсень. Придуманныл правила для гармони заці и русскихъ народныхъ пѣсень не имѣютъ иодъ собою твердой почвы. Установлеиіе ихъ прннадлежитъ будущему............... 192 - VII- РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2-я. РИТМИЧЕСКОЕ СТРОЕНІЕ. ГЛАВА I. Тонъ, какъ ритмическое лвленіе. Законъ періодическихъ колебаний. Теорія волны, какъ основа музыкальныхъ иостроеній. Самомалѣйшал ритмическая недѣлимал единица. Ел свойства: парность, противоположность частей, подъеиъ и спускъ, разграничительный точки (акценты). Всеобщая міровал ритмическая единица ( парная) въ движеніи тѣлъ и въ смѣвѣ явленій. Опредѣленія ритма учеными. Сочленевіе ритмическихъ единицъ въ группы высшаго порядка составляетъ психо-физическую потребность человѣческаго организма....................... 211 ГЛАВА II. Первыя проявленія ритма въ иляскѣ и человѣческой рѣчи. Гласння и согласныя. Односложныя слова. Группированіе слоговъ въ ритмическія единицы. Долгота и краткость слоговъ. Ударенія. Количественное слого-числитедыіое стихосложеніе—первая вокальная музыка древности. Ритми-ческіе икты. Метрическое стихосложеніе древней Греціи и Рима. Мензуральная и тактовая музыка..................... 221 ГЛАВА III. .Различіе между понятіями ритма и метра. Древнѣйшая ритмическая форма: параллелизмъ священныхъ книгъ азіатской древности. Библейскій метръ. Вольный метръ древнихъ стихосложеній. Русское народное стихосложеніе есть слогочислительное. Его аттрибуты: иараллелизмъ, разрѣзы, аллитерація, ассонансъ, акцентъ. Полустихъ—какъ наименьшая ритмическая единица или вольный метръ................... 231 ГЛАВА IV. Ритмическое (слогочислительное) стихосложеніе—достояніе древнѣй-meft цивиливаціи азіате к аго востока. Русское народное стихосложеніе — одниъ изъ самостолтельныхъ памлтниковъ этого періода культуры. Отсутствие изслѣдовавій другихъ версификацій этого періода. Развитіе музыкаль-наго ритма на матеріалѣ человѣческой рѣчи. Связь ритмическихъ фасововъ съ свойствами и просодіей даннаго языка. Количественное и тоническое стихосложевія. Долгота и ударенія слоговъ и постепенное ослаблевіе ихъ въ европейскихъ лзыкахъ. Превращеніе древне - греческой просодической версификаціи въ тоническую (акцентную). О долготахъ и ударенілхъ въ славя неких ъ лзыкахъ. Разъединеніе культуры высшихъ и низшихъ классовъ. -VIII — Преемственность западно - европейской культуры и музыки въ западной Бвропѣ. Широкое развитіе самобытной народной культуры, поэзіи и музыки въ Россіи. Преемственность ея отъ общей колыбели человѣчества—азіат-скаго востока........................... 246 ГЛАВА V. Устройство русскаго народнаго стиха. Строфа нзъ двухъ стиховъ. Каждый стихъ—изъ двухъ полу-стиховъ. Примѣры изъ народныхъ пѣсень. Правильность въ распредѣлевіи удареній. Пріемы повторевія словъ и полу-стиховъ и вставки разныхъ частицъ. Подлаживанія стиховъ къ напѣву. Физіологическія данныя человѣческаго дыханіл, какъ основа, построенія народнаго полустиха и его объема. Стихъ эпической поэзіи длиинѣе, чѣмъ пѣсенной. Стопы его растяжимы. Неравенство слоговъ въ полустишіяхъ и эстетическое его значеніе. Разборъ укладки пѣсни „Какъ по морю синему" подъ напѣвъ въ нѣсколькихъ редакпДяхъ. Возстановленіе основной формы народнаго стиха.......................... 257 ГЛАВА VI. Мнѣнія о томъ, что у русскаго народа нѣтъ стиховъ. Поводъ къ ннмъ—отсутствіе греческаго метра въ русскомъ народномъ стихосложеніи. Стилистическая основа пѣсенной рѣчи, по Шафранову. Ритмическое устройство рѣчи имѣетъ общее значеніе; метрическое—мѣстное и историческое. Вндающіяся особенности русскаго языка по отношенію къ ритму. Отсутствіе протяжности и удобоперемѣщаемость удареній. Ритмическое строеніе русскаго былиннаго стиха, по Голохвастову. Перемѣщаемость текстовыхъ удареній при пѣніи. Разборъ строенія древнихъ пѣсень: „а вже весна" (веснянка) и „а мы землю наняли". Чѣмъ древнѣе пѣсня, тѣмъ лснѣе ея слогочислительное строеніе. Народный тактъ—полустихъ........ 270 ГЛАВА VII. Зваченіе акцентовъ для цѣлей ритма. Опроверженіе противополож-иыхъ мнѣній. Морицъ Гауптманъ видитъ ритмъ въ системѣ распредѣленія акцентовъ. Различные виды (фасоны) ритма. Икты. Теорія Востокова. Его тоническій періодъ для русскаго народнаго стиха. Вояраженія Шафранова и нхъ слабыя стороны. Классовскій. Старанія найдти греческій метръ въ народномъ русскомъ стихосложеніи. Попытки силлабическаго и просодическаго стихосложенія въ русской литературѣ. Древне -греческіе метры и стихи съ потными примѣрами................ 262 ГЛАВА VIII. Трехвременность древняго метра. Полвленіе 2-хъ временнаго метра въ средвіе вѣка. Несостоятельность примѣненія Мельгуновымъ греческаго гексаметра къ русской пѣсни. Переложеніе гексаметра на ноты и въ тактъ. Мнѣніе профессора Потебми о непримѣнимости греческаго метра къ русскому стихосложенію. Нечетный тактъ античной стопы. Растяжимость русской стопы и изслѣдованія Неймана надъ строфнымъ построеніемъ южио - русской пѣсни. Чѣмъ древнѣе народный русскій стихъ, тѣмъ лснѣе и характернѣе его строеніе..................... 296 - IX -ГЛАВА IX. Тактовая система и ел оторванность отъ живаго слова. Четные и нечетные, составные и не симметричные такты. Распредѣленіе въ нихъ акцентовъ. Перемѣщаемость удареніл въ нѣкоторьіхъ тактахъ. Нарушеніл ритма въ тактовой системѣ: синкопы, ферматы, нечетныя мелкія дѣленія, пріемы исполненія и различные музыкальные знаки. Русская народная музыка образовалась ранѣе тактовой системы. Различная степень древности напѣвовъ и ихъ варіанты. Ритмическія измѣненія нанѣвовъ при укладкѣ ихъ въ ноты и такты. Пріемы Бартнянскаго и возраженіл Львова. Псевдонародны* пѣсни. Отзывы Лароша и Сѣрова по поводу ритма русскихъ иародныхъ пѣсень. Ритмъ для глаза и ритмъ для слуха. Несоотвѣтствія между акцентами народной пѣсни и тактовыми акцентами. Разборъ пѣсень „какъ подъ лблонькой" и „небыло вѣтру". Отношенія напѣва къ тексту. Главный акцентъ народнаго полустиха иди такта............ 308 ГЛАВА X. Разборъ пѣсни: „Матушка, да и что-же въ полѣ пыльно". Ел ритми-ческій фасонъ. Связанны я восьмыя (legato). Характерны* украшенія сва-дебныхъ пѣсень. Выдѣленіе конца въ русской народной пѣснѣ. Противоположность его съ сильною первою частью такта. Перемѣщеніе удареній въ словахъ напѣва. Коллдныя пѣсни и щедровки. Ихъ окончанія и способность къ канону. Основной строй пѣсни въ напѣвѣ перваго полустиха. Развитіѳ изъ него остальныхъ частей вапѣва. Несимметричный тактъ въ народной муаыкѣ и его происхожденіѳ. Затакты часто затемняють ясность строенія нѣсни. Разборъ строеніл пѣсень: „Какъ надъ лѣсомъ" и „Калинушка".............................. ГЛАВА XI. Органическая связь текста съ напѣвомъ въ народной музыкѣ. Пере-мѣны такта въ нотиомъ изложеніи пѣсни. Обстоятельства, возникающая изъ разрыва народнаго напѣва со словомъ. Переработка и реставрація пѣсни — двѣ разныл вещи. Трудности укладки народной музыки въ современную систему нотъ и тактовъ. Разиообразіе, вносимое исполвеніемъ въ разныхъ мѣстностяхъ. Необходимость формулпрованіл основныхъ законовъ строенія народной музыки. Удареніл, большею частью, на третьемъ слогѣ стиха. Строєніе пѣсни: „давно сказано". Концы народныхъ напѣвовъ. Пѣсяя: „Катенька веселая". Процентное содержаніе иѣсень съ четнымъ, нечетнымъ и смѣшаннымъ тактомъ въ различныхъ сбориикахъ народныхъ оѣсень. Преобладаніе одвороднаго такта............... ГЛАВА XII. Столкновеніе акцентовъ тактовой системы съ народными акцентами. Вліяніе субъективности арранжировщика на тактовое изложеніе пѣсни. Ритмическія остановки въ строєній пѣсни и замедлевія исполнителей. Необходимо различать строеніе пѣсни отъ ея исполневіл. Преобладаніе четвыхъ и парныхъ ритмическихъ группъ въ русской народной музыкѣ. Другіе ритмическіе фасоны и группировки. Условія, при которыхъ являются кажущілсл нарушеніл симметричности. Нѣсколько словъ о передачѣ народныхъ вапѣвовъ въ современной музыкальной системѣ. Общее заключеніе......................... 340 356

 Об авторе

Сокальский Петр Петрович
Композитор, исследователь русской народной песни. Родился в Харькове, в семье профессора Харьковского университета; дед П. П. Сокальского был профессиональным музыкантом и дирижером. В 1847–1852 гг. учился на естественном факультете Харьковского университета и одновременно занимался музыкой. Окончив курс, в 1855 г. получил степень магистра химии, и тогда же стал собирать народные песни. В 1857–1860 гг. состоял секретарем русского консульства в Нью-Йорке, где сделал наброски своей первой оперы. С 1860 г. был помощником своего брата, экономиста И. П. Сокальского, по редактированию "Одесского вестника", а в 1871–1876 гг. — редактором этой газеты. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; вернувшись с войны, занимался главным образом музыкой.

Общественная и литературная деятельность П. П. Сокальского была очень разнообразна. С 1855 г. он опубликовал ряд специальных статей по химии, сельскому хозяйству, экономическим вопросам, музыке. Им было основано в Одессе несколько обществ, в том числе "Филармоническое общество" (1864), в котором он читал лекции о музыке. Его статьи по музыковедению печатались в "Санкт-Петребургских ведомостях", "Времени", "Голосе", "Отечественных записках", "Русской мысли", "Музыкальном обозрении" и других периодических изданиях, а также в сборнике "Из мира искусства и науки". Им были написаны оперы "Мазепа", "Майская ночь", "Осада Дубно", фортепианные произведения, романсы, обработки народных песен. Его кантата "Пир Петра Великого" в 1860 г. удостоилась премии Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце