URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Зыкова И.В. Культура как информационная система: Духовное, ментальное, материально-знаковое
Id: 214323
 
479 руб.

Культура как информационная система: Духовное, ментальное, материально-знаковое. Изд.2, стереотип.

URSS. 2016. 368 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-05366-2.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена исследованию культуры как комплексного эволюционирующего информационного образования, которое формируется из трех взаимодействующих и взаимообусловленных онтологических оснований: духовного, ментального и материально-знакового. Впервые духовное и ментальное описываются как информационно-порождающие составляющие культуры, а материально-знаковое --- как информационно-сберегающая составляющая. Выделяются основные этапы систематизации приобретенных человеком в процессе постижения мира знаний, чувственно-интеллектуального опыта и соответствующей информации, что приводит в конечном итоге к формированию определенных взаимосвязанных "информационных сетей", определяющих национально-культурную специфику каждого отдельного народа. Особое внимание уделяется проблеме становления и развития языка как знакового комплекса, роли языка в формировании культуры, а также проблемам взаимосвязи и взаимовлияния культуры и языка.

Книга адресована специалистам по культурологии и языкознанию, а также широкому кругу исследователей, занимающихся разработкой теоретических проблем таких наук, как семиотика, философия, психология, история, антропология и социология.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ДУХОВНАЯ БАЗА КУЛЬТУРЫ
 1.1. Эмоционально-чувственное переживание мира
  1.1.1. Эмоции
  Определения эмоций и формы их выражения
  Фундаментальные (базовые) эмоции
  Роль эмоций в процессе освоения мира
  Эмоции -- информационный "фундамент" культуры
  1.1.2. Чувства
  Определения чувств и их отличие от эмоций
  Роль чувств в процессе постижения мира
  Чувства -- мощный информационный "источник" культуры
 1.2. Душевное переживание мира
  1.2.1. Душа как источник/генератор душевного переживания
  Подходы к определению души
  Подходы к определению структуры души
  1.2.2. Нравственные чувства как результат душевного переживания мира и основа душевного (или нравственного) опыта
  Добродетель -- вневременная универсальная нравственная доминанта
 1.3. Эстетическое переживание мира
  1.3.1. Эстетические чувства как результат эстетического переживания и основа эстетического опыта
  1.3.2. Чувство красоты -- доминанта эстетического переживания
  Архитектоника чувства красоты
  Чувство красоты окружающего мира
  Чувство красоты самого себя
  Чувство красоты собственной жизни и деятельности
  Выводы к разделу 1: Духовная база культуры как многослойное информационное образование
РАЗДЕЛ 2. МЕНТАЛЬНАЯ БАЗА КУЛЬТУРЫ
 2.1. Архетипическое осмысление мира
  2.1.1. Архетипы как первичные ментальные образования
  2.1.2. Архетипические бинарные оппозиции -- инвариантный базисный слой интеллектуального опыта
 2.2. Мифологическое осмысление мира
  2.2.1. Антропоморфизм -- новое интеллектуальное "измерение" действительности
  2.2.2. Элементарные верования как особые достижения интеллектуального опыта
  Анимизм
  Фетишизм
  Тотемизм
  Магия
 2.3. Религиозное осмысление мира
  2.3.1. Политеизм -- генотеизм -- монотеизм: важные интеллектуальные открытия человечества
  2.3.2. Главные монотеистические религии, или своеобразие и самобытность интеллектуальных достижений человека
  Иудаизм
  Христианство
  Ислам
 2.4. Философское осмысление мира
  2.4.1. О мире и о человеке: интеллектуальное совершенствование или информационное "обновление" культуры как системы
  2.4.2. О соотношении "человек -- мир", или о глобальной философской оппозиции
  2.4.3. Два пути развития интеллектуального опыта человечества
  Философская мысль Запада
  Русская философская мысль
 2.5. Научное осмысление мира
  2.5.1. Образование наук как интеллектуальный "взлет" человечества или информационный прорыв
  Философские науки
  Математические науки
  Естественные науки
  Технические науки
  Социально-гуманитарные науки
  2.5.2. Культурология: что же такое культура?
  Выводы к разделу 2: Ментальная база культуры как многослойное информационное образование
РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЬНО-ЗНАКОВАЯ БАЗА КУЛЬТУРЫ
 3.1. Артефакты как информационные носители культуры
  3.1.1. Период до-знаковой "бытийности" артефактов
  3.1.2. Период знаковой "осложненности" артефактов
 3.2. Знаки и символы как информационные носители культуры
  3.2.1. Подходы к определению знаков
  3.2.2. Знак и символ
  3.2.3. Классификации знаков и знаковых комплексов
  3.2.4. Становление рече-языкового комплекса как знакового феномена
  3.2.5. Определение языкового знака
 3.3. Языки как информационные носители культуры
  3.3.1. Взаимовлияние и взаимосвязь культуры и языка
  Культура --> Язык
  Язык --> Культура
  3.3.2. Типология народов мира и языков
  3.3.3. Уровневая организация (индоевропейских) языков
  Информационный потенциал каждого уровня
  Младознаки языка
  Собственно языковые знаки
  Суперзнаки языка
  Выводы к разделу 3: Материально-знаковая база культуры как комплексное информационно-сберегающее или информационно-накопительное образование
РАЗДЕЛ 4. ЭВОЛЮЦИЯ ДУХОВНО-МЕНТАЛЬНОГО ПОСТИЖЕНИЯ СЛОВА КАК УНИКАЛЬНОГО ЗНАКОВОГО ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ
 4.1. Архетипически-мифологический аспект Слова: "Слово -- Космос/Хаос", "Слово -- Творчество"
 4.2. Религиозно-философский аспект Слова: "Слово -- Бог/Бытие"
 4.3. Психологический аспект Слова: "Слово -- Мышление/Душа"
 4.4. Эстетический аспект Слова: "Слово -- Красота/Искусство"
 4.5. Физио-биологический аспект Слова: "Слово -- Жизнь/Смерть"
 4.6. Социально-этнический аспект Слова: "Слово -- Общество/Личность/Этнос"
 4.7. Лингвистический аспект Слова: "Слово -- Язык/Речь"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ/ПОНЯТИЙ
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ/ПОНЯТИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ
 Библиография к Введению
 Библиография к разделу "Духовная база культуры"
 Библиография к разделу "Ментальная база культура"
 Библиография к разделу "Материально-знаковая база культура"
 Библиография к разделу "Эволюция духовно-ментального постижения Слова..."

 Предисловие

Посвящается моим дорогим родителям
Владимиру Николаевичу и Лилии Ивановне
Лаврухиным

Настоящее время -- это время небывалых и беспрецедентных информационно-технических достижений человечества, время коренных (или радикальных) информационных инноваций, фундаментального информационного прогресса во всех основных областях жизнедеятельности человечества, в совокупности своей представляющих человеческую культуру. Современный человек живет в веке стремительного всеохватывающего постоянного информационного обновления, под воздействием которого, безусловно, находится и сама культура. Постепенно культура и информация становятся двумя взаимоопределяемыми и неразделимыми понятиями. Эта очевидная с позиции современности неразрывная связь между ними и определяет потребность в новом подходе к описанию культуры и ее сущности. Разработке такого нового подхода, в основе которого лежит представление о культуре как об информационной системе, и посвящена монография.

Главным объектом настоящего исследования являются принципы организации культуры как информационной системы, специфика взаимодействия трех ее фундаментальных онтологических оснований (духовного, ментального и материально-знакового) как информационных образований, а также та роль, которую играют языковые знаки в становлении и развитии человечества и его культуры.

Творческим стимулом для написания монографии и ее теоретической базой послужили научные труды Ю.М.Лотмана, В.Н.Телия, Е.Г.Беляевской, В.С.Степина, Ю.С.Степанова, А.К.Байбурина, Вяч. Вс.Иванова, А.А.Уфимцевой, Б.В.Якушина, А.Ф.Лосева, С.А.Токарева, В.Н.Топорова, П.В.Симонова, А.А.Ветрова, Н.С.Катуниной, О.В.Коркуновой, Ф.де Соссюра, И.Л.Вайсгербера, Л.Витгенштейна, Б.Л.Уорфа, К.Г.Юнга, Г.В.Ф.Гегеля, У.Фикса, Я.Гримма, Э.Бенвениста, В.фон Гумбольдта, Д.Юма и др.

Основная цель данного исследования состоит в разработке такого представления о культуре, которое основывается на процессах ее информационного структурирования (или моделирования), информационного упорядочения, в результате чего складываются три взаимосвязанных фундаментальных онтологических основания (или базы) культуры -- духовное, ментальное и материально-знаковое, в разработке такого подхода к культуре, который позволяет воссоздать динамику ее постепенного, поэтапного формирования и развития, а также "механизмы", обеспечивающие единство и слаженность функционирования всех составляющих элементов (или частей) культуры как целостной информационной системы.

В соответствии с названной целью определяется круг непосредственно решаемых задач:

  • разработка основных теоретических принципов описания культуры как информационной системы как на уровне отдельных ее составляющих, так и на уровне всей информационной структуры культуры в целом;
  • установление основных эволюционных этапов формирования жизненно важного и социально значимого чувственного и интеллектуального опыта человечества как источника формирования разнообразной информации, благодаря которой складываются и совершенствуются, а также соответствующим образом взаимодействуют духовное, ментальное и материально-знаковое фундаментальные основания культуры;
  • определение статуса языковых знаков в культуре как информационной системе и их роли в ее построении;
  • разработка нового подхода к языковым знакам, при котором они выступают в качестве главных информационных носителей культуры, всего ее духовно-ментального наследия;
  • определение степени и результатов взаимного (непосредственного) влияния языковых знаков (как главных носителей информации) и культуры (как целостной информационной системы) на становление и развитие друг друга;
  • разработка теоретического подхода к описанию любого культурного явления на примере Слова -- уникального знакового феномена человеческой культуры как информационной системы.

Монографическое исследование может рассматриваться как оригинальный опыт системно-информационного подхода к культуре, в котором она представлена как эволюционирующая информационная система, складывающаяся из трех взаимосвязанных, информационно упорядоченных и прогрессивно развивающихся "макрочастей" -- духовной, ментальной и материально-знаковой баз (или оснований). Автором по-новому рассматривается вопрос не только о сущности культуры, но и о ее внутренней организации, об основных этапах формирования каждого из названных оснований культуры как информационных образований. Разрабатывается также новое представление о главных структуропорождающих и структурообразующих компонентах социально значимого чувственного и интеллектуального опыта, на основе получения и накопления которого становится возможным образование, активное развитие и стремительное совершенствование трех баз культуры и самой культуры как способа видового выживания человечества и установления его мирового господства. Понимание культуры как информационной системы позволяет разработать типологию информационных носителей, установить их взаимосвязь, взаимообусловленность, проследить преемственность их развития. В монографическом исследовании по-новому представлена уровневая организация языков. Уточняются и/или по-новому рассматриваются такие понятия, как анимизм, артефакт, знак, знаковость, знание, магия, опыт, социально значимая информация, текст и культура, тотемизм, уровневая организация языков, фетишизм, языковой знак, а также разрабатываются и/или по-новому описываются (определяются) такие понятия (или термины), как архетипическое осмысление мира, духовная база культуры, душевное переживание мира, классификация языковых знаков, культура, материально-знаковая база культуры, ментальная база культуры, мифологическое осмысление мира, научное осмысление мира, носители информации, религиозное осмысление мира, философское осмысление мира, чувство красоты, эволюционирующая парадигма знаний, эмоционально-чувственное переживание мира, эстетическое переживание мира, этапы формирования культуры. В рамках монографии предлагается также новый подход к рассмотрению и описанию различных культурных феноменов (на примере Слова), основанный на учете постоянно увеличивающихся в объеме знания и опыта (и как следствие -- соответствующей информации), получение, формирование и накопление которых отражают основные этапы становления и развития духовной и ментальной баз культуры.

Цель и задачи исследования определяют структуру монографии. Она состоит из предисловия, введения, четырех разделов, заключения, глоссария терминов и понятий, указателя терминов и понятий и библиографии.

Предисловие содержит краткое обоснование актуальности и новизны предлагаемого подхода к культуре; в нем также определяются общее направление исследования, его цель, конкретные задачи.

Во введении рассматриваются основные подходы к трактовке понятия и сущности культуры, выдвигается основная гипотеза исследования, разрабатывается определение культуры как информационной системы, обосновываются причины и целесообразность такого подхода к пониманию культуры, формулируются основные положения монографического исследования.

Раздел 1 посвящен рассмотрению духовной базы культуры, которая формируется на основе эволюционирующего (по мере развития человечества в процессе чувственного постижения им окружающего мира) (эмоционально-)чувственного опыта, основные структурообразующие компоненты которого -- эмоционально-чувственное, душевное и эстетическое переживания мира. Раздел завершается выводами о том, что духовная база культуры представляет собой многослойное информационное образование, играющее особо значимую роль в построении всего культуроздания человечества.

Раздел 2 представляет собой исследование и описание ментальной базы культуры, которая складывается благодаря эволюционированию (по мере развития человечества в процессе интеллектуального постижения им окружающей действительности) интеллектуального опыта, основные структуропорождающие компоненты которого -- архетипическое, мифологическое, религиозное, философское и научное осмысления мира. В разделе делается вывод о том, что ментальная база культуры -- это многослойное информационное образование, внесшее особый вклад в создание целостной культуры как информационной системы.

Раздел 3 посвящен рассмотрению материально-знаковой базы культуры, главная веха эволюционного становления которой -- создание человеком таких "совершенных" носителей духовно-ментального богатства культуры, как языковые знаки и их совокупности -- обширные языковые знаковые комплексы (или языки). Автор приходит к заключению о том, что материально-знаковая база культуры -- это комплексное информационно-сберегающее (или информационно-накопительное) образование, от которого во многом зависит не только общее развитие и состояние культуры, но и ее существование как таковое.

Духовно-ментальное рассматривается в настоящей работе как собственно внутреннее содержание культуры, в котором раскрывается ее информационно ориентированная и детерминированная сущность. Материально-знаковое же -- это совокупность разнообразных искусственно созданных средств (форм) сохранения и передачи всего духовно-ментального наследия как информационного ресурса человечества.

В первых трех разделах автор в большей степени стремится не только раскрыть сущность трех главных и абсолютно разных по своей природе составляющих культуры -- духовного, ментального и материально-знакового, но и установить определенную последовательность развития этих ее оснований (баз), выделить этапы или особые вехи в их формировании, показать взаимосвязь между ними, их неизбежное постепенное усложнение (или усовершенствование), их общий и индивидуальный "вклад" в единый информационный фонд человеческой культуры, в его развитие, что, в итоге, способствует более глубокому пониманию не только самой сути культуры, но и глубинных основ ее бытия. Такой подход позволяет также лучше разобраться в различных механизмах и результатах взаимодействия духовного, ментального и материально-знакового: найти объяснение тому, как информационный фонд одной базы соотносится и связан с информационным фондом другой, каким образом между ними происходит информационный взаимообмен и как разная по "качеству" (т.е. полученная на основе какого-то одного типа опыта), по времени и по происхождению информация "уживается" и проявляется в одном и том же материальном "обличье" (например, в одном слове) или, наоборот, одна и та же информация предстает в разных "физических" воплощениях (например, как в разных словах, так и в других артефактах).

Автор считает также, что такой диахроническо-синхронический подход позволяет выявить те порой едва уловимые "информационные нити", которыми пронизана культура и которые связывают воедино самые разнообразные ее феномены, делая ее при этом целостной информационной системой, своеобразной единой информационной "сетью". Благодаря этим нитям удерживается прочный и надежный "контакт" между древнейшими пластами/слоями культуры и ее современными инновациями. Эта невидимая, но очень прочная связь между прошлым и настоящим человечества становится особенно актуальной, если мы имеем дело с языковыми знаками.

Поиск объяснений происходящих в современном человеческом языке процессов, попытки до конца понять суть разнообразных современных языковых явлений постепенно и неуклонно уводит нас все дальше и дальше в глубь веков, на несколько столетий (или даже тысячелетий) назад -- к истокам человеческой культуры, к моменту ее зарождения. И тогда все то, что считалось ее прошлым, становится ее настоящим и даже будущим. Изучение языковых знаков (равно как и любых других материально-знаковых средств) "запускает" процессы актуализации (или активации) тех или иных "фрагментов" (моментов) того, что достигнуто человеком на разных этапах его жизни в процессе постижения окружающей реальности; получено, приобретено им в нелегкой борьбе за выживание и представлено в качестве определенного рода информации как некоего итога, результата эмоционально-чувственного, душевного, эстетического переживания мира, его архетипического, мифологического, религиозного, философского и научного осмысления. Поэтому вполне очевидным становится то, что за каждым языковым знаком стоит свой объем определенного информационного содержания, которое способно отражать достижения человечества разной давности (например, языковой знак Ноев ковчег отражает определенные моменты архетипического и религиозного осмыслений мира).

Раздел 4 содержит исследование и описание опыта человеческого познания одного из самых уникальных культурных феноменов, когда-либо созданных человечеством, -- Слова, формирование которого проходило в соответствии с главными этапами образования и постепенного становления всего духовно-ментального наследия человечества. Слово -- это основной языковой знак, стержень любого языка. Оно, будучи крайне значимым культурным достижением человечества, поражает своей информационной "насыщенностью", информационной "красочностью". Попытки понять суть этого культурного феномена предпринимало не одно поколение людей -- от обывателей до величайших мыслителей и ученых. Все, что достигнуто в этом направлении, и доходит до настоящего времени в виде разнообразных "информационных" аспектов Слова (архетипически-мифологического, религиозно-философского, психологического, эстетического, физио-биологического, социально-этнического и, наконец, лингвистического), отражающих как наивные представления человека о нем, так и серьезное научное знание. Учитывая такой информационный "колорит" самого, пожалуй, интересного, яркого, любопытного, притягательного во всех отношениях феномена культурной жизни человека, автор счел необходимым посвятить Слову отдельный раздел.

В заключении подводятся основные итоги исследовательской работы и намечаются дальнейшие пути исследования. Глоссарий терминов и понятий содержит толкования тех терминов и понятий, на изучение и описание которых направлено настоящее исследование. В указателе терминов и понятий представлен алфавитный перечень всех разработанных в монографии терминов и понятий. Библиография содержит список работ, на которые в настоящем исследовании имеются ссылки.

***

Выражаю свою искреннюю признательность рецензентам монографии доктору филологических наук, профессору Елене Георгиевне Беляевской и доктору культурологии, профессору Марине Валентиновне Соколовой, критические замечания и конструктивные советы которых были учтены при подготовке монографии к опубликованию. Отдельно хочу выразить свою глубочайшую благодарность Елене Георгиевне Беляевской за ее заинтересованность, бесценное внимание, участие во всех научных начинаниях автора и поддержку. Большое спасибо доктору филологических наук, профессору Виктории Владимировне Красных, оказавшей содействие в опубликовании монографии. Искреннюю признательность выражаю редактору Ирине Алексеевне Васюковой за участие, поддержку и помощь в подготовке рукописи к печати. И, безусловно, не могу не поблагодарить всю мою семью -- моих родителей, мужа и дочь, -- помощь, понимание и вера которых являются для автора главным источником жизненных и творческих сил и стремлений.


 Об авторе

Зыкова Ирина Владимировна
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела теоретического и прикладного языкознания Института языкознания РАН. Область научных интересов: общее и сопоставительное языкознание, лингвокультурология, фразеология, межкультурная коммуникация, гендерная лингвистика, лексикография, культурология, семиотика. Читает лекционные курсы "Введение в языкознание", "Лексикология английского языка", "Введение в спецфилологию и историю английского языка", "Фразеология английского языка", "Коммуникативная фразеология: язык — личность — культура". Автор более 90 научных публикаций, в том числе монографий "Способы конструирования гендера в английской фразеологии" (М., URSS) и "Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лингвокультурологического изучения" (М., URSS), а также учебного пособия "Практический курс английской лексикологии: A Practical Course in English Lexicology". Соавтор фразеологического словаря "Большой фразеологический словарь русского языка: Значение. Употребление. Культурологический комментарий".
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце