Предисловiе Г. А. Лароша |
1. | Музыкальные фельетоны и заметки |
| I. | По поводу "Сербской фантазiи" Римскаго-Корсакова (№ 8-й Современной Летописи 1868 г.) |
| II. | Голосъ изъ Mocковскаго музыкальнаго мiра (№ 16 С. Л. 1869 г.) |
| III. | Первый концертъ Русскаго Музыкальнаго Общества. Г-жa Лаура
Кареръ. Восьмая симфонiя Бетховена. Итальянская опера. Г-жа Патти (№ 43. С. Л. 1871 г.) |
| IV. | Итальянская опера. Ея состав]. "Зора" Россини (№ 44 С. Л. 1871 г.) |
| V. | Второй концертъ Русскаго Музыкальнаго Общества. Русскiй концертъ г. Славянскаго (№ 46 С. Л. 1871 г.) |
| VI. | "Донь-Жуанъ Моцарта на итальянской сцене. "Фрейшютцъ" Вебера на сцене русской оперы (№ 47 С. Л. 1871 г.) |
| VII. | Возобновленная "Рогнеда" Серова. Новая постановка "Жизни за Цapя" (№ 192 Русскiя Ведомости 1872 г.) |
| VIII. | Возобновленiе "Руслана и Людмилы" (№ 201 Р. В. 1872 г.) |
| IX. | Итальянская опера. "Африканка". "Трубадуръ". Бенефисъ г. Демидова. Забава Славянскаго Базара. Музыкальный хроникеръ
"Гражданина" (№ 207 Р. В. 1872 г.) |
| X. | Итальянская опера. Квартетные сеансы Русскаго МузыкальнагоОбщества. (№ 231 Р. В. 1872 г.) |
| XI. | Второе и третье квартетное утро. Первое симфоническое собранiе Русскаго Музыкальнаго Общества. Итальянская опера
(№ 243 Р. В. 1872 г.) |
| XII. | Второе симфоническое собранiе. Бенефисъ г-жи Патти (№ 252 Р. В. 1872 г.) |
| XIII. | Третье и четвертое симфоническiя собранiя. Итальянская опера (№ 260 Р. В. 1872 г.) |
| XIV. | Пятое симфоническое собранiе. Итальянская опера (№ 267 Р. В. 1872 г.) |
| XV. | Итальянская опера. "Гамлеть" Амбруаза Тома (№ 274 Р. В. 1872 г.) |
| XVI. | Шестое собранiе Русскаго Музыкальнаго Общества. Итальянская
опера. Квартетный сеансъ (№ 6 Р. В. 1873 г.) |
| XVII. | Два квартетныхъ утра и седьмое симфоническое собранiе Музыкальнаго Общества. Итальянская опера. Музыкально-библiографическiй курьез (№ 26 Р. В. 1873 г.) |
| XVIII. | Восьмое собранiе Русскаго Музыкальнаго Общества. Итальянская опера (№ 41 Р. В. 1873 г.) |
| XIX. | Письмо въ редакцiю "Голоса" (№ 65 Голосъ 1873 г.) |
| ХХ. | Начало концертнаго сезона (№ 52 Р. В. 1873 г.) |
| XXI. | Вторая неделя концертнаго сезона (№ 59 Р. В. 1873 г.) |
| ХХII. | Последнiя недели концертнаго сезона (№ 73 Р. В. 1873 г.) |
| XXIII. | Музыкальная заметка о дебюте г-жи Кадминой |
| XXIV. | "Русалка" Даргомыжскаго. Итальянс. опера (№ 198 Р. В. 1873 г.) |
| XXV. | Итальянская опера (№ 205 Р. В. 1873 г.) |
| XXVI. | Объясненiе съ читателемъ. Русское Музыкальное Общество. Итальянская опера (№ 273 Р. В. 1873 г.) |
| XXVII. | "Донъ-Жуанъ" и "Зора" на итальянской сцене. Пятый концертъ Русскаго Музыкальнаго Общества (№ 13 P. B. 1874 г.) |
| XXVIII. Шестой концертъ Русскаго Музыкальнаго Общества "Рогнеда" на сцене русской оперы (№ 26 Р. В. 1874 г.) |
| XXI | X. Первая неделя концертнаго сезона (№ 46 Р. В. 1874 г.) |
| XXX. | Вторая и третья неделя концертнаго сезона (№ 57 Р. В. 1874 г.) |
| XXXI. | Четвертая неделя концертнаго сезона (№ 69 Р. В. 1874 г.) |
| XXXII. | "Жизнь за Царя" на миланской сцене (№ 110 Р. В. 1874 г.) |
| XXXIII. Музыкальная заметка о дебюте г-жи Смельской (№ 194 Р. В. 1874 г ) |
| XXXIV. | Открытiе итальянскаго сезона. "Жидовка" Галеви (№ 202 Р. В. 1874 г.) |
| XXXV. | Еще дебюты въ итальянской опере (№ 207 Р. В. 1874 г.) |
| XXXVI. | Некрологъ Ивана Осиповича Шрамека (№ 221 Р. В. 1874 г.) |
| XXXVII. Итальянская опера. Дебютъ русскаго квартета (№ 250 Р. В. 1874 г.) |
| XXXVIII. Два последнихъ квартетныхъ собранiя (№ 250 Р. В. 1874 г.) |
| XXXIX. | Второе симфоническое собранiе. Бенефисъ г-жи Патти (№ 255 Р. В. 1874 г.) |
| XL. | Третье симфоническое собранiе. Итальянская опера. Общество любителей искусствъ музыкальнаго и драматическаго
(№ 261 Р. В. 1874 г.) |
| XLI. | Кiевская опера. Четвертое симфоническое собранiе (№ 271 Р. В. 1874 г.) |
| XLII. | Пятое симфоническое собранiе. Вторая квартетная серiя. Итальянская опера. (№ 2 Р. В. 1875 г.) |
| XLIII. | Шестой и седьмой концерты Русскаго Музыкальнаго Общества (№ 15 Р. В. 1875 г.) |
| XLIV. | Восьмое симфоническое собранiе. Итальянская опера (№ 22 Р.В. 1875 г.) |
| XLV. | "Русланъ и Людмила" на сцене Большого театра (№ 29 Р. В. 1875 г.) |
| XLVI. | Первая неделя концертнаго сезона, Концерты г-жи Патти (№ 55 Р. В. 1875 г.) |
| XLVII. | Вторая неделя концертовъ. Девятое собранiе Русскаго Муэыкальнаго Общества. Нечто о плодовитости. Концерты г. Кашперова (№ 61 Р. В. 1875 г.) |
| XLVIII. Третья неделя концертнаго сезона (№ 66 Р. В. 1875 г.) |
| XLIX. | Четвертая неделя концертнаго сезона (№ 73 Р. В. 1875 г.) |
| L. | Русская и итальянская оперы (№ 196 Р. В. 1875 г.) |
| LI. Объясненiе съ читателями. Итальянская опера (№ 215 Р. В. 1875 г) |
| LII. Первая квартетная серiя. Итальянская опера (№ 233 Р. В.1875 г.) |
| LIII. Русское Музыкальное Общество. Бенефисъ г-жи Патти. Демидовъ (№ 246 Р. В. 1875 г.) |
| LIV. Русское Музыкальное Общество. Ответъ анонимному корреспонденту. Два обращика московской музыкальной критики (№
Р. В. 1875 г.) |
| LV. Русское Музыкальное Общество. Бенефисъ г-жи Александровой (№ 259 Р. В. 1875 г.) |
| LVI. Русское Музыкальное Общество. Итальянская опера. Генеральное сраженiе съ моими газетными врагами (№ 268 Р. В.1875г.) |
| LVII. Байрейтское музыкальное торжество (№ 119 Р. В. 1876 г.) |
| LVIII. Байрейтское музыкальное торжество (продолженiе) (№ 195 Р. В. 1876 Г.) |
| LIX. Байрейтское музыкальное торжество (продолженiе) (№ 196 Р. В. 1876 г.). |
| LX. Байрейтское музыкальное торжество (продолженiе) (№ 205 Р. В. 1876 г.) |
| LXI. Байрейтское музыкальное торжество (окончанiе) (№ 208 Р. В. 1876 г.) |
2. | Автобiографическое описанiе путешествiа заграницу въ 1888 году |
| Главы I–XII |
| Алфавитный указатель именъ встречающихся въ статьяхъ П. И. Чайковскаго |
Чайковский Петр Ильич Великий русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился в Воткинске (Удмуртия), в семье горного инженера. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в министерстве юстиции (до 1863 г.). В 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна (по настоянию последнего оставил службу и целиком посвятил себя музыке). В 1866–1878 гг. — профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки). С конца 1870-х гг. несколько лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В 1885 г. избран директором Московского отделения Русского музыкального общества. С того же года постоянно жил в Подмосковье, в окрестностях города Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижер в России и за рубежом.
Хотя в творчестве П. И. Чайковского представлены почти все музыкальные жанры, главное в нем — симфонические произведения, а также оперы и балеты. Содержание его музыки универсально: оно охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта. Богатство лирической мелодики, мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества — все это сделало его выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Крупнейшие русские композиторы следующего поколения — С. В. Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев — могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Он также был автором стихотворений, либретто некоторых своих опер и многочисленных музыкально-критических работ, часть которых была собрана в книге «Музыкальные фельетоны и заметки (1868–1876)» (1898).