URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса
Id: 213937
 
375 руб.

Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. № 18. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 280 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05353-2.

 Аннотация

Предлагаемая читателям книга, написанная выдающимся отечественным философом и общественным деятелем, теоретиком анархизма П.А.Кропоткиным, является одним из наиболее известных его произведений, наряду с такими книгами, как "Речи бунтовщика" и "Хлеб и воля". Эта книга была (и до сих пор является) одной из важнейших работ, с научных позиций доказывающих состоятельность предлагаемой анархо-коммунистами программы социально-экономических преобразований.

Свои идеи П.А.Кропоткин черпал как из биологии (жизнь мира животных), так и из своих исторических исследований, а также современной ему общественной жизни. При этом он писал о взаимопомощи как о явлении, отнюдь не отрицающем конкурентные отношения. В наше время нередко можно услышать выводы ученых, близкие теории П.А.Кропоткина, что подчеркивает актуальность данного произведения и сейчас, в начале XXI столетия.

Настоящее издание осуществлено с наиболее полного варианта работы, включающего приложения и предисловия автора; это было последнее издание, которое П.А.Кропоткин подготовил к выходу в свет со всеми необходимыми правками.

Книга адресована философам, историкам, обществоведам, а также всем читателям, интересующимся наследием русской и мировой социалистической мысли.


 Оглавление

 Предисловие. Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке (А.Ю.Федоров)
 Вступительная статья. Из области научно-философских взглядов П.А.Кропоткина (М.И.Гольдсмит)
 Предисловие (к изданию 1922 г.)
 Предисловие к первому русскому изданию
 Введение
 Глава I. Взаимная помощь у животных
 Глава II. Взаимная помощь у животных (Продолжение)
 Глава III. Взаимная помощь среди дикарей
 Глава IV. Взаимная помощь среди варваров
 Глава V. Взаимная помощь в средневековом городе
 Глава VI. Взаимная помощь в средневековом городе (Продолжение)
 Глава VII. Взаимная помощь в современном обществе
 Глава VIII. Взаимная помощь в современном обществе (Продолжение)
 Заключение
 Приложение 1
  1.Рои бабочек, стрекоз и т.д
  2.Муравьи
  3.Взаимная помощь у воробьев
  4.Сообщества для гнездования
  5.Помогают ли большие птицы маленьким при перелете?
  6.Количество общительных животных в Экваториальной Африке
  7.Общительность животных
  8.Оранг-утаны были некогда более общительны
  9.Препятствия избыточному размножению
  10.Приспособления во избежание борьбы за существование
  11.Происхождение семьи
  12.Уничтожение частной собственности на могиле
  13."Неделеная семья"
  14.Происхождение гильдий
  15.Рынок и средневековой город
  16.Сельская община в Англии. Современные ее следы
  17.О сельской общине в Швейцарии
  18.Еще примеры взаимной помощи, существующей теперь в деревнях Голландии
  19.Кооперация в России
 Приложение 2
   Неизвестная рукопись П.А.Кропоткина (Д.И.Рублев)
  Рабочие и интеллигенты

 Предисловие


Петр Кропоткин и идеи взаимопомощи в двадцатом веке

Книга, которую Вы держите в руках -- наиболее полный вариант работы П.А.Кропоткина, последнее издание, которое автор успел подготовить к публикации со всеми необходимыми правками. Перевод с английского был сделан В.П.Батуринским под редакцией автора. Впервые книга Петра Кропоткина вышла в свет в далеком уже 1902 году. Это одно из наиболее известных и важных его произведений, наряду с такими книгами, как "Речи бунтовщика" и "Хлеб и воля", составляющих основу анархо-коммунистической теории -- наиболее распространенного течения анархистской мысли.

Стоит сделать важное замечание, касающееся цельности теории анархистского коммунизма. Дело в том, что в работах Кропоткина некоторые проблемы, важные для повседневной жизни человека, оказались либо обойдены вниманием, либо затронуты лишь в слабой степени (в частности -- проблема семьи и брака). По этой причине труды Петра Алексеевича лучше всего рассматривать не изолированно, но в совокупности с работами других теоретиков данного направления общественно-политической мысли, затронувших нереш╕нные им вопросы. Речь идет, в первую очередь, о книгах Жана Грава (1854--1939), Элизе Реклю (1830--1905), Александра Беркмана (1870--1936), Эррико Малатесты (1853--1932), Эммы Гольдман (1869--1940). Даже при всей энциклопедичности познаний Петра Кропоткина, он был не в состоянии объять необъятное и рассмотреть все проблемные вопросы, связанные с теоретическими построениями безгосударственной общественной модели. Что же касается книги "Взаимопомощь", она была (и до сих пор является) одним из важнейших произведений, с научных позиций доказывающих состоятельность предлагаемой анархо-коммунистами программы социально-экономических преобразований.

Свои идеи Кропоткин черпал из животного мира и каждодневной общественной практики окружающих, а также из своих исторических исследований (в частности -- изучения средневековых городских коммун в Западной Европе). Изучение практики взаимопомощи в животном мире он начал еще в 1860-е годы, находясь на службе в Сибири, в Амурском казачьем войске. Тогда же Кропоткин проводил геологические исследования, имевшие большое значение для развития теории о ледниковых периодах, на что особо обращает внимание один из его биографов Вячеслав Маркин, отмечающий также фундаментальность его исследований идей взаимопомощи, находящих подтверждение в работах современных биологов. В 1868 году его избирают членом Русского географического общества. Уже после своего ареста (22 марта 1874 года) он заканчивает свой труд "Исследования о ледниковом периоде" в Петропавловской крепости. Все необходимое для работы было предоставлено ему по личному распоряжению императора Александра II.

На рубеже XIX--XX веков, когда Петр Кропоткин писал "Взаимную помощь", еще сильны были в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки общинные крестьянские традиции. Их влияние достаточно ярко проявилось в революциях 1900--1930-х годов. Вопреки ожиданиям традиционного марксизма революции в этот период начались не в странах с наиболее развитой промышленностью, а, напротив, в отсталых странах, таких как Мексика, Россия и Испания. Ленин в этом смысле не сильно отошел от прогнозов развития революционных процессов, данных в трудах К.Маркса. Ведь он предполагал, что революция начнется в России лишь в связи с тем, что данная страна является слабым звеном цепи в международной капиталистической системе. При этом единственным шансом для победы социализма в нашей стране он предполагал развитие революции в международном масштабе. До тех пор пока этого не произошло, задача российских социал-демократов заключалась в том, чтобы способствовать развитию буржуазно-демократических революционных тенденций в России. В 1917 -- начале 1920-х годов он в╕л речь уже о развитии здесь отношений государственного капитализма по образцу тех экономических порядков, которые были установлены в Германии в период Первой мировой войны. В России эти порядки стали известны под названием "военного коммунизма". Позже эта же тенденция проявилась в Испании 1930-х годов, когда ИККИ Коминтерна выдвинул тезис о неуместности и несвоевременности проведения в Испании социалистических преобразований. "Своевременной" же была признана задача развития здесь буржуазно-демократической и антифашистской революции.

В свою очередь анархо-коммунисты исходили из того, что коммунистическая революция возможна в любой стране, где получили развитие идеи и практика взаимопомощи и солидарности в обществе. Мюррей Букчин (1921--2006), американский экоанархист, последователь П.А.Кропоткина, показал в ряде своих работ, что как российская (1917--1921), так и испанская (1936--1939) революции имели в своей основе противоречие между сохранявшимися общинными традициями и проводимой индустриализацией, выталкивавшей массы сельского населения на работу на городских заводах и фабриках. Традиции общинной сельской жизни и труда противостояли развитию фабричной дисциплины. Нагляднее всего это проявилось в махновском движении на Украине и в испанских либертарных коммунах в Арагоне, Леванте, Каталонии, Андалусии, Кастилии, Новой Кастилии, Эстремадуре и др. Особенно характерно, что в Испании анархо-синдикалистские преобразования были наиболее радикальны в регионах, связанных с сельскохозяйственным производством (в первую очередь -- в Арагоне). В промышленности же, по словам испанского анархо-синдикалиста и участника гражданской войны в Испании Гастона Леваля (1895--1978), был создан своеобразный "рабочий неокапитализм". Да и сама практика радикального, революционного рабочего профсоюзного движения, частью которого был и является анархо-синдикализм, демонстрирует собой один из примеров общественной солидарности и взаимопомощи.

Во второй половине XX века под воздействием реалий экономических систем кейнсианского (в странах Запада) или государственного (в СССР и странах так называемого "социалистического лагеря") капитализма, общества потребления, распространения массовой культуры в наиболее экономически развитых капиталистических странах человек оказался в значительной мере атомизирован. Последние остатки коллективистского сознания все активнее вытесняться крайним эгоизмом. На этом фоне идеи Петра Кропоткина о взаимопомощи как ведущем факторе эволюции могли бы показаться устаревшими и потерявшими какую бы то ни было актуальность, если бы не тот факт, что очаги "коллективности" продолжают существовать и в наше время. Наиболее характерным примером в этом смысле может быть феномен городских сообществ в Соединенных Штатах. Кроме того, в пользу теории Кропоткина говорит и развитие во второй половине двадцатого столетия (прежде всего в Западной Европе и Северной Америке) зеленого и альтерглобалистского движений. Интересный материал, подтверждающий состоятельность идей Петра Алексеевича Кропоткина, дают такие явления, как движение безземельных крестьян в Бразилии, сопротивление неолиберализму в Аргентине в начале 2000-х годов, сапатистское движение в Мексике. Все это наглядно показывает, что взаимопомощь и в наше время не миф, а вполне реальная повседневная общественная практика.

Стоит отметить и еще один немаловажный момент, а именно -- феномен тоталитарных движений на примере сталинского СССР, фашистской Италии Муссолини и гитлеровской Германии. В этих странах в означенные периоды диктаторские режимы держались во многом за счет развития корпоративизма, своеобразной замены коллективистских отношений (своего рода -- "негативного коллективизма"). Такая же ситуация характерна и для современных капиталистических государств, проявляясь в рамках институтов "социального партнерства". Конечно, это далеко не те идеалы, которые призывал воплощать в жизни Кропоткин. Однако и эти факты демонстрируют, насколько важными факторами общественной жизни даже в эпоху массовой атомизации являются взаимопомощь, коллективизм, общинность и солидарность; даже в условиях, когда государство и капитал стараются всеми силами их использовать в собственных интересах, стремясь нивелировать, нейтрализовать потенциальное общественное недовольство.

Кроме того, стоит отметить еще один примечательный момент, наглядно демонстрирующий влияние взаимопомощи в нашей повседневной жизни. Так, при тушении пожаров, охвативших территорию Российской Федерации летом 2010 года, активную роль в борьбе с огн╕м играли отряды добровольцев, создававшиеся по сетевому принципу через Интернет. Это была низовая инициатива, пусть и не имевшая массового характера. Как отмечает Александр Бабаев, координатор одного из боровшихся с пожарами добровольческих отрядов, в интервью для сайта rabkor.ru, "у нашего общества есть будущее, пока существуют искренние люди, готовые жертвовать своим временем, комфортом, спокойствием для того, чтобы помочь решить общую проблему. Я надеюсь, что именно эти люди не позволят нашему обществу окончательно деградировать и развалиться. Пока есть люди, готовые пусть даже голыми руками бороться с общей бедой, общество живо".

Стоит помнить, что П.А.Кропоткин писал о взаимопомощи как о явлении, отнюдь не отрицающим конкурентные отношения. Показательно, что и здесь он противопоставлял "взаимопомощь внутривидовую" конкуренции, имеющей место исключительно между различными видами животных, но не в рамках одного из них. И в наше время можно услышать выводы уч╕ных, близкие теории Кропоткина. Весьма интересным с этой точки зрения представляется заявление группы ученых под руководством Сэма Брауна из Оксфордского университета о том, что "конкуренция между бактериями приводит к развитию болезней". Мы полагаем, что точно так же и общество, в котором прогрессирует развитие конкуренции под воздействием рыночных отношений, постепенно разлагается и гибнет, если в качестве "противоядия" не действует взаимопомощь и солидарность. В этом ключе стоит рассматривать статью экосоциалиста Андре Горца (1923--2007) "Общественная идеология автомобилизации" (1973), в которой он рассматривает пагубные последствия развития массового потребительского общества на примере распространения частного автотранспорта.

И в начале XXI столетия книга Петра Кропоткина отнюдь не утратила своей актуальности. Изложенные в ней идеи и по сей день являются важной частью наследия радикальной социалистической мысли в целом и анархо-коммунистической в частности.

А.Ю.Федоров, 2010 г.

 Об авторе

Кропоткин Петр Алексеевич
Выдающийся отечественный философ и политический деятель, теоретик анархизма, историк, географ, литератор. Родился в Москве, в семье генерал-майора. Происходил из древнего рода Рюриковичей. По окончании Пажеского корпуса (1862) был произведен в офицеры. Несколько лет служил в Сибири, участвовал в экспедициях в Восточной Сибири и Маньчжурии. В 1867 г. ушел в отставку и поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1868 г. избран членом Русского географического общества. В 1872 г. встретился в Бельгии и Швейцарии с представителями революционных организаций. В 1874 г. был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1876 г. бежал, покинул Россию и более 40 лет прожил в эмиграции. Был одним из организаторов и теоретиков международного анархистского движения. В июне 1917 г. вернулся в Россию, где отказался войти в состав Временного правительства. Поддерживал отношения с представителями различных политических движений, встречался с В. И. Лениным.

П. А. Кропоткин — крупнейший ученый-энциклопедист, автор работ по самым разным отраслям знаний — географии, геологии, биологии, философии, истории, литературоведению. Значительную часть его трудов составляют теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда. Его общественным идеалом был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором революционным путем будет ликвидирована частная собственность. Будущее общество П. А. Кропоткин представлял в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц — общин, территорий, городов и пр., над которыми не тяготеет центральная власть и которые строят свои взаимоотношения на принципе добровольности и «безначалия».

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце