URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Идлис Г.М. Математическая теория научной организации труда и оптимальной структуры научно-исследовательских институтов
Id: 213927
 

Математическая теория научной организации труда и оптимальной структуры научно-исследовательских институтов. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 366 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-382-01675-7.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Настоящая монография представляет собой первую --- и до сих пор единственную --- попытку общего математического решения проблемы наилучшей (оптимальной) структуры различных организаций, прежде всего научно-исследовательских, а также учебных и (в какой-то степени) производственных.

Исходя из естественных правил сложения и умножения потенциальных возможностей сотрудников в зависимости от характера взаимного комбинирования усилий (при независимой и совместной работе), автор развил логически последовательную общую вероятностную теорию научной организации труда (НОТ) и оптимальной структуры соответствующих достаточно самостоятельных и устойчивых коллективов. При этом все теоретически полученные закономерности сопоставляются им с соответствующими среднестатистическими фактическими данными.

Разумеется, с идеальными типичными НИИ никак нельзя отождествлять некоторые сравнительно эффективно работающие конкретные гиганты, представляющие собой целые конгломераты более или менее автономных подразделений. Но отдельные элементы таких гигантов, на которые те рано или поздно фактически распадаются, вполне могут быть проанализированы с точки зрения развитой общей теоретической схемы.

Первое издание этой монографии (1970) было подготовлено автором в его бытность директором Астрофизического института АН Казахской ССР. В следующем издании (М., URSS) была введена в качестве дополнения работа автора, в которой обоснован универсальный характер всех рассматриваемых закономерностей (вплоть до распределения типичных индивидуумов по потенциальным возможностям и по типам мышления).

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами научного подхода к проблеме повышения эффективности коллективного труда, а также общими объективными законами мировой науки.


 Оглавление

От автора
Введение
ГЛАВА I. Общая теория научной организации труда и оптимальной структуры научно-исследовательских институтов
 § 1.Оптимальное соотношение текущих материальных производственных затрат любой АНИО
 § 2.Оптимальные величины текущих материальных производственных затрат любых типичных АНИО и пропорциональное развитие актуальных научных направлений
 § 3.Индивидуальные потенциальные возможности обычных научных сотрудников в типичных оптимально оснащаемых АНИО
 § 4.Характерная относительная квалификация и оптимальные индивидуальные потенциальные возможности вспомогательного персонала, как минимальный лредел допустимых величин соответствующих характеристик обычных научных сотрудников
 § 5.Естественные правила сложения и умножения индивидуальных потенциальных возможностей отдельных научных сотрудников типичной оптимально оснащаемой АНИО
 § 6.Малоудовлетворительные величины относительной квалификации и индивидуальных потенциальных возможностей как характерные свойства обычных младших научных сотрудников
 § 7.Обязательная целостность малоудовлетворительных индивидуальных потенциальных возможностей младших научных сотрудников и естественная регламентация их работы
 § 8.Вполне удовлетворительные величины относительной квалификации и индивидуальных потенциальных возможностей как характерные свойства обычных старших научных сотрудников
 § 9.Относительная квалификация и индивидуальные потенциальные возможности соподчиняемых младших и старших научных сотрудников в простейших научно-исследовательских звеньях
 § 10.Взаимно сопряженные величины оптимальных индивидуальных потенциальных возможностей (или относительной квалификации) обычных специалистов
 § 11.Характерные величины оптимальных индивидуальных потенциальных возможностей (или относительной квалификации) обычных специалистов и естественные правила сложения и умножения потенциальных возможностей
 § 12.Допустимое количество отдельных младших научных сотрудников в типичных научно-исследовательских группах
 § 13.Теоретическая оценка ожидаемого общего количества характерных значений оптимальных индивидуальных потенциальных возможностей (или относительной квалификации) отдельных специалистов
 § 14.Естественная система равномерной дискретной градации отдельных специалистов по обратным величинам характерных значений их оптимальных индивидуальных потенциальных возможностей (или относительной квалификации)
 § 15.Потенциальная возможность стать научным руководителем своих непосредственных коллег по работе и характерная минимальная относительная квалификация типичного младшего научного сотрудника кандидата наук
 § 16.Потенциальная возможность быть квалифицированным научным руководителем начинающих младших научных сотрудников кандидатов наук и характерная средняя относительная квалификация типичного старшего научного сотрудника кандидата наук
 § 17.Потенциальная возможность самоусовершенствования и характерная максимальная относительная квалификация типичного старшего научного сотрудника кандидата наук
 § 18.Потенциальная возможность работы под индивидуальным руководством старших научных сотрудников кандидатов наук и характерная максимальная относительная квалификация типичных младших научных сотрудников без ученой степени
 § 19.Нормальная подготовка научных кадров и характерная минимальная относительная квалификация типичного младшего научного сотрудника
 § 20.Нормальный подбор молодых специалистов и характерная максимальная относительная квалификация типичного представителя вспомогательного персонала с почти удовлетворительными оптимальными индивидуальными потенциальными возможностями
 § 21.Характерная минимальная относительная квалификация типичного представителя вспомогательного персонала и естественный стандартный начальный уровень молодых специалистов
 § 22.Характерная минимальная относительная квалификация типичного старшего научного сотрудника доктора наук и потенциальная возможность прикрепления к нему отдельных начинающих младших научных сотрудников
 § 23.Характерная средняя относительная квалификация типичного доктора наук старшего научного сотрудника и потенциальная возможность прикрепления к нему отдельных наиболее квалифицированных представителей вспомогательного персонала
 § 24.Характерная максимальная относительная квалификация типичного доктора наук старшего научного сотрудника и потенциальная возможность прикрепления к нему отдельных молодых специалистов. Предельный уровень исключительно гениальных ученых
 § 25.Потенциальная возможность стать научным руководителем своих первоначальных коллег по работе и характерная максимальная относительная квалификация типичного младшего научного сотрудника кандидата наук
 § 26.Характерная минимальная относительная квалификация типичного старшего научного сотрудника кандидата наук и его потенциальная возможность стать научным руководителем отдельных наиболее квалифицированных младших научных сотрудников кандидатов наук
 § 27.Характерная относительная квалификация типичного промежуточного научного сотрудника (между младшим и старшим)
 § 28.Объективная градация отдельных специалистов по характерным значениям их оптимальных индивидуальных потенциальных возможностей (или относительной квалификации) и ее универсальность
 § 29.Необходимое условие квалифицированности научного руководства
 § 30.Искусственность категории так называемых старших научных сотрудников без ученой степени
 § 31.Необходимое условие полного использования индивидуальных потенциальных возможностей научного руководителя
 § 32.Оптимальный случай квалифицированности научного руководства и полного использования индивидуальных потенциальных возможностей научного руководителя
 § 33.Характерная средняя относительная квалификация типичного младшего научного сотрудника
 § 34.Характерные допустимые индивидуальные пределы относительной квалификации типичных специалистов в оптимально работающей АНИО
 § 35.Оптимальные соотношения штатов типичных специалистов различных характерных категорий
 § 36.Естественное (математически ожидаемое) вероятностное распределение типичных представителей данного поколения по характерным индивидуальным пределам их потенциально возможной относительной квалификации
 § 37.Естественность оптимальных соотношений штатов типичных специалистов различных характерных категорий
 § 38.Теоретическая оценка естественного стабильного соотношения общих количеств кандидатов и докторов наук по всем отраслям народного хозяйства страны в целом
 § 39.Теоретическая оценка естественного оптимального относительного количества потенциально возможных аспирантов среди молодых специалистов каждого данного поколения
 § 40.Максимальная ненадежность начинающих молодых специалистов и предельная надежность типичных старших научных сотрудников
 § 41.Естественные условия допустимости и целесообразности различных возможных структур объединения отдельных научных сотрудников
 § 42.Наиболее целесообразная из допустимых структур объединения малонадежных младших научных сотрудников
 § 43.Нецелесообразность каких бы то ни было объединений в действительно единую АНИО только недостаточно высоко квалифицированных равноправных (взаимно эквивалентных) научных сотрудников
 § 44.Оптимальная общая структура типичных оптимально работающих АНИО
 § 45.Материально обоснованная естественная шкала основ ной заработной платы типичных специалмстов различной относительной квалификации
 § 46.Материально обоснованная естественная шкала нормальной заработной платы типичных научных руководителей различной относительной квалификации
 § 47.Оптимальное текущее финансирование типичных АНИО
 § 48.Теоретические пределы допустимого текущего финансирования типичных АНИО
 § 49.Фактические сравнительные показатели индивидуальных потенциальных возможностей типичных научных сотрудников одной эпохи и реальность естественного (математически ожидаемого) распределения соответствующих специалистов по характерным пределам их относительной квалификации
 § 50.Выдающиеся люди науки и естественная (математически ожидаемая) сравнительная численность их
 § 51.Общее понятие фундаментальных проблем и естественное систематическое разветвление научных направлений как основа периодического удвоения типичных АНИО при оптимальном развитии науки
 § 52.Статистический закон естественного роста народонаселения <а первоначальной стадии развития цивилизации и теоретическая оценка предельного возможного значения начальной эпохи необходимого перехода человечества к эре оптимального развития
 § 53.Оптимальные темпы систематического повышения стандартной квалификации молодых специалистов от поколения к поколению и соответствующие естественные (математически ожидаемые) сроки творческой активности типичных старших научных сотрудников (т. е. ведущих ученых)
 § 54.Естественная (математически ожидаемая) статистическая возрастная зависимость степени индивидуальной творческой продуктивности типичных научных сотрудников и их теоретически нормальный средний пенсионный возраст
 § 55.Оптимальный возраст завершения стандартного высшего специального образования типичными научными сотрудниками
 § 56.Естественные (математически ожидаемые) сроки подготовки кандидатских и докторских диссертаций типичными достаточно перспективными научными сотрудниками
 § 57.Естественная (математически ожидаемая) средняя статистическая зависимость степени индивидуальной творческой продуктивности типичных научных сотрудников от их возраста
 § 58.Оптимальный систематический рост текущей величины абсолютного научного потенциала человеческого общества с произвольной устойчивой структурой организации труда типичных научных сотрудников и соответствующие естественные (математически ожидаемые) темпы развития науки
ГЛАВА II. Основы общей теории научной организации труда и оптимальной структуры типичных высших учебных заведений в системе специального образования
 § 59.Материально обоснованная естественная шкала основной заработной платы типичных преподавателей различной относительной квалификации
 § 60.Материально обоснованная естественная шкала нормальной заработной платы типичных различно квалифицированных заведующих кафедрами
 § 61.Материально обоснованная естественная шкала нормальной заработной платы типичных руководителей вузов
 § 62.Текущая относительная величина стандартного уровня завершения общего среднего и начала высшего специального образования
 § 63.Естественный (математически ожидаемый) возраст завершения общего среднего и начала высшего специального образования
 § 64.Естественное общее количество достаточно компетентных и активных (полноправных) участников эффективных совместных занятий и плодотворных дискуссий
ГЛАВА III. Некоторые основные возможные применения количественной теории в сфере материального производства
 § 65.Ведущая роль науки в общем прогрессе человеческого общества и естественные (математически ожидаемые) темпы систематического развития материального производства
 § 66.Естественные (математически ожидаемые) темпы систематического повышения общего жизненного уровня населения
Заключение
Приложение. Практические выводы и рекомендации
ДОПОЛНЕНИЕ ко второму изданию
 К вопросу о математизации науки о науке (аксиоматические основания
Послесловие ко второму изданию, исправленному и дополненному

 От автора

В 1965 г. на одном из расширенных заседаний Президиума Академии наук Казахской ССР было решено, что все директора научно-исследовательских институтов должны разработать конкретные предложения по желательной (наиболее целесообразной) будущей структуре своих учреждений (структурные подразделения, относительные соотношения штатов научных сотрудников различной квалификации и вспомогательного персонала, общая численность всех сотрудников и необходимые темпы ее роста на ближайшие 5 лет). Стремление найти достаточно объективный ответ на такой естественный вопрос, поставленный самой жизнью, побудило меня предпринять соответствующее чисто математическое исследование, первым предварительным итогом которого явилась опубликованная в порядке обсуждения в апреле 1966 г. статья "Об основных принципах и результатах общей теории НОТ и оптимальной структуры НИИ" (См.: "Вестник Академии наук Казахской ССР", 1966, N4, стр.18--34). Суть этой работы, весьма детально обсуждавшейся еще в процессе ее выполнения, коротко была изложена автором в его выступлении на сессии общего собрания Академии наук Казахской ССР 5 мая 1966 г., посвященной итогам XXIII съезда КПСС и задачам Академии наук Казахской ССР, а также на проходившей в Новосибирске 1--2 июля 1966 г. Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме "Пути повышения эффективности научного труда". После выступления "Экономической газеты" со статьей "К. п. д. ученого. Как его повысить?" (1966, N35) многие заинтересовались указанной работой.

XXIII съезд КПСС особенно подчеркнул необходимость объективного научного обоснования планов развития всего нашего народного хозяйства, с тем чтобы эти планы были действительно оптимальными. Но для этого должна оптимально развиваться прежде всего сама наука. Как известно, развитие науки и производства в конечном счете определяется людьми, поэтому оптимальной должна быть и подготовка новых кадров, требуемых для будущей работы во всех научно-исследовательских, учебных и производственных организациях.

Дальнейшее углубление в актуальную (но в общем виде теоретически почти совершенно никем еще не разработанную) проблему научной организации труда (НОТ) и оптимальной структуры научно-исследовательских, учебных и производственных организаций привело автора к настоящей монографии, которая, вероятно, может оказаться достаточно интересной и полезной для весьма широкого круга вдумчивых читателей -- от специалистов-социологов, экономистов и плановиков до научных сотрудников, преподавателей и студентов любого профиля, не говоря уже о руководящих работниках науки, высшей школы и производства.

Некоторым (по крайней мере, на первый взгляд) может показаться сомнительной сама возможность использованного автором общего теоретико-вероятностного подхода к решению указанной проблемы. Но на самом деле такой подход в данном случае вполне уместен и отнюдь не оказывается чрезмерно упрощенным. Разумеется, речь идет всего лишь о первом теоретическом приближении к реальной действительности, но именно оно, как правило, и должно обладать наибольшей практической значимостью: каждая конкретная научная теория является ограниченной (приближенной) сама по себе и обычно обнаруживает основные свойственные ей достоинства уже в первом своем приближении, а переход к ее последующим приближениям лишь в исключительных случаях может конкурировать -- по практической важности результатов -- с соответствующим новым первым приближением более общей (т.е. более полной и более точной) теории.

Вполне определенные объективные закономерности имеют место не только в природе, но и в человеческом обществе, в материальном и духовном (интеллектуальном) развитии человечества. Сознавая сложность общественных взаимоотношений людей и трудность количественного (математического) описания рассматриваемых взаимоотношений, автор считает, что после создания диалектического и исторического материализма нельзя ограничиваться в этой области одними чисто качественными (словесными) рассуждениями и благими пожеланиями. В последнее время представители точных (так называемых сугубо положительных) наук, прежде всего некоторые физики и математики, начинают все более активно вторгаться в указанную заповедную область, занимаясь общими вопросами развития науки, человеческого общества, земной цивилизации. Поэтому нет ничего удивительного или странного в том, что данная книга написана автором, который является физиком-теоретиком и математиком по университетскому образованию, специализировавшимся впоследствии по астрофизике и динамике звездных систем.

Подобно тому, как в динамике самогравитирующих (квазиавтономных, самосопряженных) звездных систем отвлекаются от разнообразных индивидуальных физических особенностей отдельных звезд, рассматривая последние в качестве материальных точек, характеризуемых соответствующими массами и взаимодействующих по универсальному закону всемирного тяготения, так и при общем динамическом описании коллективной деятельности любого достаточно самостоятельного общества естественно полагать, что, по крайней мере в первом приближении, отдельные члены рассматриваемого общества достаточно полно характеризуются надлежащими величинами их текущих индивидуальных потенциальных возможностей и взаимодействуют между собой согласно некоторым единым правилам взаимного комбинирования своих усилий. В обоих случаях приходится иметь дело, вообще говоря, как с регулярными (вполне определенными, закономерными), так и с иррегулярными (неопределенными, случайными) силами (или факторами). И все получаемые при этом теоретические результаты, будучи осредненными по соответствующей совокупности возможных экземпляров или состояний рассматриваемой типичной схематической модели, имеют статистический (вероятностный) смысл. Поэтому можно считать, что подобные теоретические результаты должны удовлетворительно соответствовать реальной действительности лишь в среднем, при отвлечении от всевозможных случайных ("субъективных") флуктуаций.

Установление такого общего соответствия представляет несомненный практический интерес: многие члены той или иной организации, обладая индивидуальной свободой воли, до сих пор с трудом воспринимают объективную закономерность какой-либо совместной деятельности рассматриваемого коллектива и возможность теоретически обоснованного оптимального планирования этой деятельности.

Встречающиеся в тексте данной книги выкладки и формулы весьма просты и, по существу, не требуют наличия у читателя какого-либо специального математического образования, но, конечно, рассчитаны на более серьезное отношение, чем, например, при чтении написанного с большим чувством юмора "Закона Паркинсона".

Если настоящая книга вызовет интерес к соответствующим теоретическим исследованиям и приведет к попыткам их практического внедрения, то задачу, которую поставил перед собой автор, можно будет считать выполненной.


 Введение

"Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой ".
Карл Маркс

Радикальное отличие нашей эпохи от всех исторически ей предшествовавших заключается прежде всего в том, что впервые в практической жизни и развитии человеческого общества существенную роль начинает играть наука. На смену некогда малочисленным и обособленным одиночка-мученым пришли крупные коллективы научных работников, составляющих заметную часть трудящихся. Практическое использование наиболее фундаментальных результатов научных исследований, растягивавшееся раньше на несколько поколений и выпадавшее, как правило, на долю лишь отдаленных потомков первооткрывателей соответствующих законов природы, теперь зачастую осуществляется почти сразу же, современниками текущих научных открытий. Наука выдвигается на первое место по сравнению с другими видами человеческой деятельности своей экономической эффективностью, или непосредственной отдачей вкладываемых в ее развитие материальных средств (хотя важность многих научных работ по-прежнему отнюдь не сводится к возможности их немедленного практического внедрения).

Естественно, что именно в наше время проблема научной организации труда вообще и научно-исследовательского труда в особенности приобрела чрезвычайную актуальность. Но пока приходится, к сожалению, констатировать, что в большинстве работ, в какой-то мере посвященных этой проблеме, авторы вместо необходимой разработки научного (общетеоретического) подхода к делу ограничиваются попытками посредством чисто эмпирического метода проб и ошибок найти практически более или менее приемлемый план так называемой научной организации труда (НОТ) для той или иной конкретной организации в определенных (данных) условиях.

Чтобы учесть специфические особенности отдельных реальных организаций, например, конкретных научно-исследовательских институтов (НИИ), сначала надо выявить то общее, что свойственно всем рассматриваемым организациям. Причем настоящая наука и здесь начинается лишь тогда, когда соответствующие качественные рассуждения переходят в надлежащие достаточно общие количественные законы. А голая эмпирия еще не ведет к истинному пониманию фактов и к возможности наилучшего их использования. "Гегель вполне прав по существу против Канта, -- пишет В.И.Ленин в "Философских тетрадях". -- Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит -- если оно правильное... -- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т.д., одним словом все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике -- таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".

Можно ли поставить и решить вопрос об оптимальной структуре абстрактной организации некоторого достаточно общего типа? Да, можно! Такая попытка и предпринимается в настоящей работе.

Разумеется, ответ на такой вопрос должен зависеть от критериев оптимальной деятельности рассматриваемых организаций. А критерии эти, вообще говоря, различны для таких, например, организаций, как производственные, учебные и научно-исследовательские. Первые, используя приходящих к ним готовых специалистов, выпускают определенную продукцию, представляющую непосредственную материальную ценность и прямо оцениваемую в тех же текущих единицах, что и требуемые для обеспечения эффективной деятельности любой организации общие фонды соответствующих расходов (Ф). Вторые готовят специалистов, необходимых для будущей работы во всех организациях. Третьи, используя готовых специалистов или повышая их первоначальную квалификацию, занимаются наукой, т.е. получают результаты, которые вообще затруднительно, если не невозможно, полностью выразить в современных материальных ценностях (особенно когда речь идет о поисковых научных исследованиях дальнего прицела или о работах в весьма абстрактных областях науки).

В различных конкретных условиях приходится иметь дело с отдельными практически более или менее удовлетворительными частными решениями поставленного вопроса, зачастую сугубо эмпирическими или отягощенными разнообразными привходящими (субъективными) обстоятельствами. Однако перебирать все такие частные решения, в том числе и особенные, специфически искаженные односторонним влиянием определенных неестественно заданных (неудачно сложившихся) внешних факторов, не имеет смысла.

Попытаемся решить этот вопрос хотя бы приближенно (с использованием некоторых упрощающих предположений), но вполне объективно и в достаточно общем виде, начав, например, с абстрактной академической научно-исследовательской организации (АНИО), которая имеет определенный единый научный профиль, самостоятельно выбирает в пределах данного профиля наиболее подходящую для нее конкретную тематику актуальной научной работы и сама готовит из первоначально вспомогательного персонала (имеющего соответствующее специальное высшее образование) все необходимые ей научные кадры, работающие по способностям -- в полную меру своих сил и индивидуальных потенциальных возможностей (х) -- и получающие заработную плату (р) по труду (в зависимости от их относительной квалификации sigma/sigma0).

В первой главе данной монографии развивается общая теория научной организации труда (НОТ) и оптимальной структуры таких абстрактных АНИО, применимая (с надлежащими оговорками) ко всем реальным весьма разнообразным НИИ. В главе II анализируются наиболее существенные, на наш взгляд, положения аналогичной теории для специальных высших учебных заведений (типичных вузов), В главе III рассматриваются некоторые сходные общие теоретические выводы для производственных организаций.

Все три главы подразделяются на параграфы с напечатанными полужирным шрифтом основными теоретическими заключениями, математически резюмированными в виде соответствующих специально выделенных формул со сквозной римской нумерацией по всей книге, причем номер каждой такой практически важной формулы соответствует порядковому номеру содержащего ее параграфа. Остальные -- вспомогательные и промежуточные -- формулы снабжены двойной арабской нумерацией, причем первое число обозначает порядковый номер рассматриваемого параграфа, а второе -- номер приводимой в этом параграфе формулы.


 Об авторе

Григорий Моисеевич ИДЛИС

Физик-теоретик и математик по университетскому образованию, доктор физико-математических наук, профессор по специальности "астрофизика". Академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), заведующий отделом истории физико-математических наук Института истории естествознания и техники РАН им. С.И.Вавилова, профессор кафедры истории науки Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Заслуженный деятель науки Казахской ССР, лауреат Форума "Общественное признание" (2005). Ответственный редактор двух издаваемых "Наукой" серийных академических ежегодников РАН -- "Историко-астрономические исследования" (с 2000 г.) и "Исследования по истории физики и механики" (с 2001 г.). Автор около 300 научных публикаций и книг, среди которых: "Космическая материя" (1957) -- переизданная на испанском (1958) и китайском (1959), "Структура и динамика звездных систем" (1961), "В поисках истины" (2004), "Революции в астрономии, космологии и физике" (URSS, 2007). Соавтор одного из первых учебных пособий к курсу "Концепции современного естествознания" -- "Естествознание" (1996), а также одного из последних -- "Естествознание и образование: итоги перемен и неотложные задачи" (2005).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце