URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фогт А. Социальные утопии. Пер. с нем. Обложка Фогт А. Социальные утопии. Пер. с нем.
Id: 282087
450 р.

Социальные утопии.
Пер. с нем. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 186 с. ISBN 978-5-9710-9466-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга немецкого историка А.Фогта, посвященная осмыслению такого феномена, как "утопия", --- феномена скорее социального, нежели литературного. По мнению автора, в утопиях ярко выражены самые сокровенные тайники человеческого духа и мировоззрения, говорящие о вечном стремлении человека к счастью, свободе, справедливости, миру, порядку, самосовершенствованию. Какое основание имеет это стремление и почему... (Подробнее)


Оглавление
top
Литература
Предисловiе
Первая глава
 Что такое утопiи?-Мiросозерцанiя. – Религiя. – Философiя. – Натурализмъ. – Социальныя мiровоззренiя. – Соцiальный реализмъ и идеализмъ. – Радикальный идеализмъ является утопизмомъ. – Философскiй идеализмъ. – Различные виды соцiалънаго реализма. – Наивный реализмъ. – Реализмъ пресыщенныхъ. – Реализмъ смиренiя. – Религiозный реализмъ. – Утопизмъ и утоiписты. – Два рода утопiй. – Архизмъ и анархизмъ. – Утопiя, какъ литературная форма. – Сатирическiя утопiи.
Вторая глава
 Сказанiе о рае и о золотомъ веке. – "Государство" Платона. – Религiозное мiровоззренiе Платона и влiянiе этого мiровоззренiя на его утопiи. – Политическiе взгляды Платона. – Государство, какъ нравственное учрежденiе. – Судьба Сократа и влiянiе ея на ученiе Платона. – Философы въ роли царей. – Справедливость и принудительная сила государства. – Греческiй архизмъ. – Былъ ли Платонъ аристократомъ? – Воспитателъныя задачи государства. – Правители, воины и граждане. – Государство посредствомъ искусственнаго подбора воспитываетъ годныхъ для себя гражданъ. – Воспрещенiе брака для правителей и воиновъ. – Воспрещенiе имъ иметь частную собственность. – Платонъ не былъ соцiалистомъ. – "Законы" Платона. – Недостатокъ экономической свободы. – Противоположность между идеалами Платона и современными идеалами.
Третья глава
 Такъ называемый христiанскiй соцiализмъ. – Христiанская любовь къ беднымъ и соцiалъ-демократическiй принципъ защиты слабыхъ. – Борьба за существованiе и христiанство. – Христiанская забота о слабыхъ не соцiалистична. – Мнимый коммунизмъ первыхъ христiанскихъ общинъ. – Отношенiе христiанскихъ среднихъ вековъ къ утопизму. – Некоммунистическiй идеалъ народнаго хозяйства Фомы Аквината. – Гностики и политическiе утописты. – Утопiя Томаса Мора. – Авторъ ея не былъ утопистомъ. – Экономическiй характеръ утопiи. – Новые аргументы противъ собственности. – Отсутствiе экономической свободы. – Бракъ и женскiй вопросъ. – Свобода совести и веротерпимость. – "Городъ Солнца" Томазо Кампанеллы. – Метафизикъ и его три министра. – Народное образованiе. – Вопросъ о продолженiи рода и относящiеся къ нему порядки. – Иерархическiй идеалъ государства.
Четвертая глава
 Государство и церковь. – "Христiанополь" Иоганна Валентипа Андреэ. – Переделка "Города Солнда" Кампанеллы на протестантскiй ладъ. – Поселенiе iезуитовъ въ Парагвае. – Условiя его существованiя. – Общественная собственность коммунистическаго государства, какъ предметъ преступленiй противъ собственности,- "Law of Freedom" Джерарда Уинстэнли. – Первая демократическая утопiя. – Невозможность совместить соцiализмъ съ экономической свободой. – Габрiель Фуаньи, первый анархистъ. – "Исторiя севарамбовъ" Дени Верасса. – Бракъ у севарамбовъ. – "Плавающiе острова" Морелли. – "Кодексъ природы". – Морелли и заговоръ "равныхъ". – Соцiальные реформаторы и тираны. – Шарль Фуръе. – Его анархизмъ. – Фантазiя его первыхъ сочиненiй. – Его отридательное отношенiе къ революцiи. – Законъ соцiальнаго притяженiя. – Организацiя общества безъ принужденiя. – Фаланстеры. – Фурье и производительныя кооперацiи.
Пятая глава
 Колебанiе между двумя идеалами. – "2440 годъ" Мерсье. – Клодъ Анри де Сенъ-Симонъ. – Новое христiанство. – Любовь къ ближнему стараго и любовь къ человечеству новаго христiанства. – Религiя труда. – Ученики Сенъ-Симона и конецъ сенъ-симонизма. – Робертъ Оуэнъ не былъ настоящимъ утопистомъ. – Этьеннъ Кабэ. – Политическая свобода и экономическое рабство. – Практическiе олыты. – Современный утопизмъ. – Утопiи и наука. – Карлъ Марксъ. – Теорiя эволюцiи и теорiя классовой борьбы. – Тенденцiи эволюцiи. – Происхожденiе соцiальныхъ вопросовъ. – Проблема соцiальной свободы. – Прудонъ и современный соцiалистическiй либерализмъ. – Аграрные реформаторы. – Уничтоженiе процентовъ и ренты. – Два пути. – Современный анархизмъ. – Максъ Штирнеръ. – Его теорiя эгоизма. – Штирнеръ – противникъ коммунизма. – Возстановленiе собственности. – Бiографiя Штирнера, составленная Макаемъ. – "Анархисты" Джона Генри Макая. – Самоуничтоженiе анархизма. Заключенiе.
Алфавитный указатель именъ

Предисловие
top

Многiе, задолго до появленiя этой книги, подробно разбирали те взгляды на соцiальный мiръ, которые лежатъ въ основанiи всехъ утопiй и политическихъ романовъ, – независимо отъ оригинальности ихъ авторовъ и редко художественнаго, а чаще политическаго интереса ихъ произведенiй. Но литература объ утопiяхъ вообще довольно одностороння: она состоитъ въ перечисленiи утопiй въ хронологическомъ порядке, въ общихъ сведенiяхъ объ ихъ авторахъ, о томъ, когда и какъ оне были написаны, и затемъ – въ критйческомъ или хвалебномъ, серьезномъ или саркастическомъ разборе ихъ формы и содержанiя.

Но, что въ самомъ существованiи утопiй, въ этой непреоборимой потребности людей рисовать себе идеальное государство и общество, которыя всемъ безъ исключенiя дали бы безмятежное счастiе здесь, ыа земле, заключается тоже важная проблема, – этого вопроса никто еще не касался, – по крайней мере, въ печати, хотя многiе, вероятно, сознавали его въ душе. А между темъ, въ утопiяхъ ярко выражены самые сокровенные тайники человеческаго духа и человеческаго мiровоззренiя. Оне говорятъ о вечномъ стремленiи человека къ счастью, свободе, справедливости, миру; порядку и отчасти къ самоусовершенствованiю.

Какое же основанiе имеетъ вообще это стремленiе, и почему оно находитъ себе удовлетворенiе въ утопiяхъ? Какое отношенiе существуетъ между мiровоззренiемъ утопистовъ и взглядами на жизнь людей, настроенныхъ пессимистически, или проповедующихъ самоотреченiе, религiозныхъ, аскетовъ? Почему некоторые отрицаютъ всякiя утопическiя идеи, а другiе не могутъ жить безъ нихъ, не могутъ не мечтать и не говорить о лучшемъ будущемъ? Стремятся ли все утописты къ одной цели, или они разделяются на партiи, враждебныя между собою? Одинъ ли у нихъ идеалъ государства и общества, или этихъ идеаловъ много, и они различны и даже противоречатъ одинъ другому? – Вотъ вопросы, которые невольно встаютъ въ уме при изученiи утопiй, и которые я попытаюсь разрешить здесь.

Читатель не найдетъ, впрочемъ, въ моей книге подробнаго изложенiя всехъ утопiй, какъ въ некоторыхъ другихъ сочиненiяхъ, о которыхъ я говорилъ въ начале своего предисловiя. Объ иныхъ утопiяхъ я не упоминалъ вовсе, о другихъ – только вскользь. Я выбиралъ среди нихъ лишь те, которыя, на мой взглядъ, особенно характерно выражаютъ общiя стремленiя человеческаго духа. Можетъ быть, для этой цели мне могли бы послужить и другiя утопiи, о которыхъ я умалчиваю, но эта книжка составлена изъ лекцiй: каждую изъ нихъ я читалъ въ теченiе часа, и эта ограниченность во временя отразилась и на краткости моей книги.

Я не разсчитываю, конечно, дать здесь исчерпывающiе ответы на вопросы, перечисленные мною выше, Я ясно понимаю, какъ велика и невыполнима была бы подобная задача. Нужно быть самому утопистомъ, чтобы верить, что возможно сразу обнять весь безконечно разнообразный и необъятный мiръ. И я попытаюсь доказать здесь, что многiя проблемы не решаются такъ просто, какъ это кажется съ перваго взгляда, хотя бы къ нимъ и былъ пригнанъ заранее готовый на нихъ ответъ. Въ этомъ и заключается заблужденiе утопистовъ: мiръ кажется имъ слишкомъ несложнымъ, и они думаютъ, что можно однимъ почеркомъ пера сразу примирить все его противоречiя.

Не сомневаюсь также и въ томъ, что мою книгу, поскольку она касается вопроса о мiровоззренiяхъ, нельзя назвать научнымъ трудомъ, въ строгомъ смысле этого слова. Мiровоззренiе для каждаго изъ насъ – великая аксiома, которая освещаетъ ему весь мiръ, но которую научно нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Мiровоззренiе основывается не на научныхъ истинахъ, и потому къ нему нельзя применять научныхъ методовъ. Если два мiровоззренiя вступаютъ между собою въ борьбу, то наука безсильна разрешить ихъ споры или примирить ихъ между собою. Поэтому я не берусь доказывать здесь съ научной точки зренiя ошибочность взглядовъ утопистовъ, какъ ни убежденъ въ душе, что эти взгляды ложны, – и мои слова, вследствiе этого, произведутъ вероятно мало впечатленiя на техъ, у кого утопизмъ вошелъ уже въ плоть и въ кровь.

Мiровоззренiя нельзя усвоить, какъ геометрическую аксiому или какъ грамматику. Ихъ можно воспринимать при известномъ настроенiи и известномъ складе души и передавать лишь темъ; кто такъ же настроенъ и такъ же воспринимаетъ окружающiя впечатленiя. И моя книга поэтому – просто небольшой опытъ, просто вопросъ, который я обращаю къ мыслящему мiру въ надежде, что среди него найдутся родственныя мне души, которыя поймутъ меня.

Франкфуртъ на Майне. 1 апреля 1906 г.

Андрей Фогтъ