Обложка Садовничий В.А., Акаев А.А., Коротаев А.В., Малков С.Ю. Качество образования, эффективность НИОКР и экономический рост: Количественный анализ и математическое моделирование
Id: 213465
899 руб.

Качество образования, эффективность НИОКР и экономический рост:
Количественный анализ и математическое моделирование

URSS. 2016. 352 с. ISBN 978-5-9710-3471-1.
  • Твердый переплет
Увеличенный формат (170мм x 240мм). Полный цвет; мелованная бумага.
Аннотация

Целью исследований, результаты которых представлены в данной монографии, является разработка научно-методического аппарата для учета развития науки и образования, человеческого капитала при моделировании и прогнозировании мировой и региональной динамики. В монографии представлены математические модели для анализа и прогноза социально-экономической и технологической мировой и региональной динамики с учетом развития науки, образования ...(Подробнее)и НИОКР, предложения по использованию этих моделей в стратегическом планировании в РФ.

Исследования проводились под руководством академика В. А. Садовничего и иностранного члена РАН А. А. Акаева в рамках проекта «Математическое моделирование глобальной и региональной динамики в условиях модернизации систем науки и образования» программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Социально-математическое моделирование процессов повышения эффективности научных исследований и качества образования».

Книга адресуется исследователям, экспертам, а также широкому кругу читательской аудитории.


Оглавление
Введение
Глава 1.Методы оценки влияния качества образования на социально-экономическое развитие
 1. Существующие способы оценки влияния качества образования на социально-экономическое развитие
  1.1. Макроподходы к определению качества образования
  1.2. Количественные характеристики образования и их влияние на экономический рост
  1.3. Качественные характеристики образования и их влияние на экономический рост
  1.4. Количественные и качественные характеристики образования и их влияние на продолжительность жизни
  1.5. Качественные характеристики образования и их влияние на качество государственного управления
  1.6. Высшее образование: подходы к измерению качества
 2. Образование в России и мире: сравнительные оценки
  2.1. Образование как часть человеческого потенциала и капитала
  2.2. Сравнительные уровни качества образования в России и других странах -- младшие и средние классы школы
Глава 2.Методы оценки влияния эффективности НИОКР на социально-экономическое развитие
 1. Модели экономического роста
  1.1. Модель Р. Солоу
  1.2. Модели эндогенного роста Р. Лукаса и П. Ромера
  1.3. Модель Г. Мэнкью, П. Ромера и Д. Уэйла с человеческим капиталом
 2. Современные модели для расчета динамики технического прогресса
  2.1. Мальтузианская экономика и индустриальная эпоха. Модель Кузнеца-Кремера
  2.2. Сфера НИОКР -- современная фабрика производства технологических инноваций
  2.3. НИОКР-модель Ромера-Джоунса и ее уточнение
  2.4. Прогнозные расчеты долгосрочной демографической и экономической динамики
  2.5. Дальнейшее усовершенствование НИОКР-модели
 3. Среднесрочная импортозамещающая модернизация как пусковой механизм для стратегии формирования инновационной экономики России
  3.1. Структурный анализ макроэкономической динамики стран ОЭСР и России в периоде между двумя мировыми экономическими кризисами (1970-2008 гг.)
  3.2. Место России в мировой экономике -- наукоемкая экономика
  3.3. Синергетический эффект "слияния технологий"
  3.4. Экономическая модернизация
  3.5. Среднесрочная импортозамещающая программа как пусковой механизм для стратегии формирования инновационной экономики России
  3.6. Сценарии демографического развития России в XXI веке
  3.7. Прогнозный расчет динамики технического прогресса и ВВП для России на период с 2015 по 2050 гг.
  3.8. Вопросы кадрового и финансового обеспечения оптимистического сценария развития экономики России
Глава 3.Модель оценки и долгосрочного прогноза развития человеческого капитала с учетом демографической динамики и влияния государственной политики
 1. Методы измерения и оценки человеческого капитала
  1.1. Понятие "человеческий капитал"
  1.2. Стоимостное измерение человеческого капитала
  1.3. Индексы как способ оценки и межстранового сравнения человеческого капитала
  1.4. Динамические подходы к измерению человеческого капитала
 2. Влияние человеческого капитала на экономический рост
  2.1. Образование и экономическое развитие
  2.2. Здоровье и экономическое развитие
  2.3. Культура и экономическое развитие
 3. Измерение национального человеческого капитала в контексте демографической динамики
  3.1. Основные понятия
  3.2. Инвестиции в национальный человеческий капитала
  3.3. Амортизация национального человеческого капитала
  3.4. Модель динамики человеческого капитала
  3.5. Прогнозирование динамики человеческого капитала
Глава 4.Использование математического моделирования в системах стратегического планирования и управления в Российской Федерации
 1. Стратегическое планирование и управление в Российской Федерации: проблемы и пути решения
  1.1. Особенности стратегического планирования и управления
  1.2. Проблемы внедрения системы стратегического планирования и управления в Российской Федерации
  1.3. Пути формирования эффективной системы стратегического планирования и управления в Российской Федерации
  1.4. Алгоритм стратегического планирования с использованием математического моделирования
 2. Стратегическое развитие сферы образования и науки в Российской Федерации
  2.1. Проблемы и перспективы развития сферы образования и науки в Российской Федерации
  2.2. Управление развитием сферы образования и науки в Российской Федерации
Заключение
Библиография

Введение

Мы являемся современниками эпохальных перемен в развитии человеческого общества. Эволюция промышленного производства в последние два столетия закономерно привела к тому, что важнейшим условием ускорения экономического развития стала активизация не столько материальных, сколько человеческих ресурсов. Если в XIX и XX веках экономическое развитие определялось в основном промышленными технологиями и физическим капиталом (труд был лишь одним из факторов производства), то в XXI веке экономическое развитие будет определяться в основном социальными технологиями и человеческим капиталом. Более того, в XXI веке человеческий капитал превращается из средства в цель развития.

Такая смена приоритетов требует пристального внимания к анализу различных аспектов человеческого капитала и их влияния на экономическое развитие, к методам оценки количественных характеристик человеческого капитала и оценки эффективности государственной политики по их улучшению.

В последние десятилетия появилось много работ, посвященных этой тематике, среди которых видное место занимают работы отечественных ученых, выполненных в рамках исследований по программам фундаментальных исследований Президиума РАН "Экономика и социология знания", "Экономика и социология науки и образования", "Социально-математическое моделирование процессов повышения эффективности научных исследований и качества образования".

Целью исследований, результаты которых представлены в данной монографии, была разработка научно-методического аппарата для учета развития науки и образования, человеческого капитала при моделировании и прогнозировании мировой и региональной динамики. В монографии представлены математические модели для анализа и прогноза социально-экономической и технологической мировой и региональной динамики с учетом развития науки, образования и НИОКР, предложения по использованию этих моделей в стратегическом планировании в РФ.

Исследования проводились под руководством академика В.А.Садовничего и иностранного члена РАН А.А.Акаева в рамках проекта "Математическое моделирование глобальной и региональной динамики в условиях модернизации систем науки и образования" программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Социально-математическое моделирование процессов повышения эффективности научных исследований и качества образования". В работах по проекту принимали участие: С.Э.Билюга, В.М.Бондаренко, С.В.Дубовский, Ю.В.Зинькина, М.А.Каверин, И.Л.Кирилюк, А.С.Малков, С.А.Махов, В.А.Мельянцев, В.И.Пантин, Н.И.Старков, Д.С.Чернавский. Особую благодарность авторы выражают А.И.Андрееву, К.А.Болоховой, О.И.Давыдовой, У.Т.Джамакееву, Ю.В.Зинькиной, чьи материалы были использованы при написании монографии, а также профессору В.Н.Соколову (СПбГУ) за предоставление ряда графических иллюстраций к главе 2.


Об авторах
Садовничий Виктор Антонович
Доктор физико-математических наук, профессор. Действительный член Российской академии наук, член Президиума РАН, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова.

Сфера научных интересов: математическое моделирование, математические методы обработки информации. Внес вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки (распознавания образов) космических фотоснимков. Разработал новое направление в анализе сложных процессов — проблему динамической имитации управляемых полетов и движений. Специалист в математическом моделировании и прогнозировании мировой динамики.

Акаев Аскар Акаевич
Доктор технических наук (1980), профессор (1982), академик Кыргызской академии наук (1987), иностранный член Российской академии наук (2006). Окончил факультет вычислительной техники и прикладной математики Ленинградского института точной механики и оптики (1968). Десять национальных и международных академий избрали его своим иностранным членом, а 12 университетов удостоили звания почетного доктора и профессора. Им, совместно с выдающимся советским ученым, профессором С. А. Майоровым, была написана первая в мире научная монография в области оптических методов хранения и обработки информации — "Когерентные оптические вычислительные машины" (1978).

Основал кафедру вычислительной техники во Фрунзенском политехническом институте Кыргызской Республики (1979-1986), работал заведующим отделом науки и учебных заведений ЦК Компартии Кыргызстана (1986–1987), первым вице-президентом и президентом Национальной академии наук Кыргызстана (1987–1990). В 1990 г. был избран первым президентом Кыргызской Республики. В дальнейшем переизбрался еще дважды (1995 и 2000). После добровольной отставки с поста президента Кыргызстана вернулся к научной работе и в 2005 г. был принят главным научным сотрудником в Институт математических исследований сложных систем МГУ имени М. В. Ломоносова, где и трудится в настоящее время.

Сфера научных интересов: математическое моделирование и прогнозирование; закономерности технологического и экономического развития; проблемы энергоэкологического и устойчивого развития человечества. В последние годы им опубликованы следующие статьи и книги: "Экономика века — это нооэкономика, или экономика справедливости и разума" (Развитие и экономика, 2013, № 7); "От эпохи Великой дивергенции к эпохе Великой конвергенции" (М.: URSS); «Математическое измерение мега-проекта „Один пояс, один путь“» (Вестник РАН, 2018, т. 88, № 8); "Прогнозирование социально-экономических последствий широкомасштабной цифровизации и роботизации современного капиталистического хозяйства" (СПб., 2018).

Коротаев Андрей Витальевич
Доктор философии (Ph.D.), доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки и Института востоковедения РАН, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС, профессор факультета глобальных процессов МГУ. Автор более 700 научных трудов.
Малков Сергей Юрьевич
Доктор технических наук, профессор. Ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, руководитель направления Центра проблем СЯС Академии военных наук, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, научный руководитель Центра долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования при МГУ имени М. В. Ломоносова.

Сфера научных интересов: математическое моделирование устойчивости социально-экономических систем в условиях дестабилизирующих воздействий, создание логико-математических моделей социальной эволюции и исторических процессов.