URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Босс В. Интуиция и математика: Захватывающе, доступно и кратко о сущности математических идей Обложка Босс В. Интуиция и математика: Захватывающе, доступно и кратко о сущности математических идей
Id: 315916
529 р.

Интуиция и математика:
Захватывающе, доступно и кратко о сущности математических идей. Изд. стереотип.

URSS. 2024. 224 с. ISBN 978-5-9519-4513-6.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Книга раскрывает существо многих математических идей. Неожиданно просто и коротко в ней передается смысл фундаментальных результатов, а сложные факты предстают в интуитивно ясном виде. Стиль изложения экономен. Интонация дружественная.

Книга предназначена для широкого круга читателей, в первую очередь для студентов и преподавателей, инженеров и научных работников, а также для старших школьников, которые сумеют обойти незначительные... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
1Водовороты абстракции
 1.Хромосомы числового поля
 2.Не мистика
 3.Прорыв в другую нишу
 ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
2Докапываясь до причин
 1.Две задачи
 2.Где истинные корни?
 3.Загадка симметрии
 ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
3Гипноз и магия ассоциаций
 1.Специфика $n$ измерений
 2.Не чертовщина ли?
4Глубина банальных фактов
 1.Миллион областей с общей границей
 2.Аксиома выбора
 3.Парадокс Банаха–Тарского
 4.Разрывная линейная функция
 5.Решение третьей проблемы Гильберта
5О ценности отрицательных результатов
 1.Теорема Брауэра
 2.Энергия негатива
 3.Спрос на реальные неприятности
 ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
6Парадоксы бесконечности
 1.Интуиция в шоке
 2.Наваждение равносоставленности
7Загадка теории вероятностей
 1.Вопреки ожиданиям
 2.Источники заблуждений
 3.Проклятие или подарок?
8Подводные рифы оптимизации
 1.Простая ловушка
 2.Прием визуализации
 3.Домашние заготовки Творца
9Бифуркации и катастрофы
 1.Причины метаморфоз
 2.Структурная устойчивость
 3.Подводная часть айсберга
 ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
10Еще один прорыв в бесконечность
 1.Жертвы
 2.Функциональный анализ
 3.Обобщенные функции
11ДНК истории
 1.Пятый постулат
 2.Блуждание впотьмах
 3.Издевательские теоремы
 4.Фокус Клейна
 5.Другая сторона медали
 6.Некоторые подробности
12Реакция как отражение сути
 1.Распределение скоростей
 2.Мораль
 3.Контраст причин и следствий
 4.Идеология инвариантности
13Нелинейные явления
 1.Аттракторы и фракталы
 2.Самоподобие и Вселенная
 3.Детерминированный хаос
 4.Богатство одномерного случая
14Вычислимость и доказуемость
 1.Вычислимость
 2.Ошибки
 3.Рекурсивные мотивы
 4.Диофантовы множества
 5.Теоремы Геделя
  Два замечания
 6.Базисы тождеств
15Пространство и время
 1.Загадка Космоса
 2.Эйнштейн и Лоренц
 3.Общая теория относительности
16Вавилонская башня
 1.Уравнение Шредингера
 2.Распространение волн
 3.Уравнение теплопроводности
 4.О мистическом подобии
 5.Еще о квантовой механике
17Великая роль игрушечных задач
 1.Флаттер-эффект
 2.Модель Вселенной
 3.Сила упрощения
 4.Невероятно, но факт
 ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
18Интуиция как виновница парадоксов
 1.О логическом дальтонизме
 2.Нутро интуиции
 3.И даже как тормоз развития
   Интерактивные протоколы
Приложения
 1.Гипноз и математика
 2.Смешанные стратегии
  Чем выгодны убыточные акции
 3.Страховое дело
 4.Парадоксы на множествах
  Канторово множество
  Канторова лестница
 5.Гармонируют ли принципы обучения с устройством Вселенной
 6.На Эльбрусе дух захватывает, пока там не поселишься
Обозначения

Предисловие
top
Если хочешь быть скучным – говори все
Вольтер

В любой области полезно оказаться в подходящей среде устного общения, где осыпается книжная шелуха. Там иногда ничего не меняется по сути, зато возникает чувство попадания в колею и освобождения от догм. Для науки, которая всегда в маске, это особенно важно. Суть за кадром, перед глазами – кружева. И вечно чего-то не хватает. То простоты, то сложности, да точно и не определишь – чего. Что-то куда-то шагает, ты – на обочине, а время уходит в песок, не говоря о жизни.

Далее предпринимается попытка сдвинуть ситуацию с места, моделируя письменную среду, где "спадают покровы". Внешняя канва содержания более-менее неясна из оглавления, но главная цель – та, что за кадром. Снять вуаль, грим, убрать декорации. Переупростить, даже приврать слегка, ибо дозирование правды – краеугольный камень объяснения. Результаты, перегруженные деталями, не пролезают куда надо. Озарение случается, когда пухнущая голова проваливается на уровень "дважды два", в то время как счет идет на миллионы. Такая уж тут диалектика.

Диапазон читателей предполагается самый широкий, но каждый, естественно, действует на свой страх и риск. Примерно 80% текста опираются лишь на среднее образование, главы независимы друг от друга. Соотношение понятного и непонятного – как в жизни.


Об авторе
top
photoБосс В.
Российский ученый, просветитель и популяризатор науки, заведующий сектором Института проблем управления Российской академии наук (ИПУ РАН); доктор физико-математических наук, профессор кафедры проблем управления Московского физико-технического института (МФТИ). Создатель и автор крупного Интернет-проекта «Школа Опойцева».

Практически вся его научная деятельность связана с работой в Институте проблем управления, где в качестве ведущего специалиста в области управления социальными и экономическими системами, статики и динамики сложных систем, он принимал участие во многих научно-прикладных программах и разработках. Руководил прикладными исследованиями для Госплана и Министерства связи СССР, а также крупной научно-исследовательской работой по расчету и оптимизации структуры бортовых вычислительных систем.

Талантливый лектор, Валерий Иванович всегда был увлечен просветительской деятельностью, часто разъезжал по стране, буквально — от Балтики до Камчатки, в качестве активного члена Общества «Знание» — «академии миллионов».

За время работы в Австралии (1998–2001) опубликовал множество статей по математике на английском языке и читал лекции для профессоров в Квинслендском университете.

Последние годы Валерий Иванович посвятил проекту «Школа Опойцева» — это книги, видеолекции и учебные материалы по математике и физике для высшего и школьного образования.

Он был убежден, что: «В условиях информационного наводнения инструменты вчерашнего дня перестают работать. Поэтому учить надо как-то иначе. „Лекции“ дают пример. Плохой ли, хороший — покажет время. Но в любом случае это продукт нового поколения. Те же „колеса“, тот же „руль“, та же математическая суть — но по-другому».