URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Грузенберг С.О. ГЕНИЙ И ТВОРЧЕСТВО: Основы теории и ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Id: 213180
 
359 руб.

ГЕНИЙ И ТВОРЧЕСТВО: Основы теории и ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА. Изд.3

URSS. 2016. 262 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-9710-3265-6.
С приложением неизданных материалов по вопросам психологии творчества и указателя литературы.

 Аннотация

В предлагаемой вниманию читателей книге ее автор, известный отечественный историк философии и психолог С.О.Грузенберг (1876--1938), проводит теоретический анализ механизмов творческого процесса. Автор описывает теории эстетического восприятия, перевоплощаемости и катарсиса, выделяет рационалистическую и мистическую концепции творчества, анализирует их методологические предпосылки с целью построения позитивной теории творчества на критически переработанных принципах объективного изучения человеческой личности. В приложении содержатся материалы по вопросам психологии творчества: письма и анкеты, присланные автору известными учеными, писателями и художниками, представляющие интерес как для психологов, так и для историков русской литературы и искусства.

Книга адресована психологам, философам-эстетикам, культурологам, всем читателям, интересующимся поставленными в ней проблемами.


 Оглавление

Предисловие
Глава первая. Теория эстетического восприятия
 § 1.Эстетическое восприятие, как суггестивная эмоция
 § 2.Эстетическое восприятие, как социальная эмоция
 § 3.Принцип психической однотипности (психический иммунитет)
 § 4.Антиномия искусства и природы
Глава вторая. Теория перевоплощаемости. Проблема перевоплощаемости в художественном творчестве
 § 1.Первый тип: художественный антропоморфизм (анимизм)
  a) Первая форма художественного анимизма
  b) Вторая форма художественного анимизма
  c) Третья форма художественного анимизма
 § 2.Второй тип: художественный миметизм
 § 3.Третий тип: интроспективная перевоплощаемость (интроспективный анимизм)
Глава третья. Теория катарсиса. Творчество как катарсис
 § 1.Катарсис, как эстетическая анэстезия
 § 2.Катарсис, как волевая анэстезия
 § 3.Катарсис, как моральная анэстезия
  Мотивы катарсиса, как стимулы творчества
  а)Философский стимул творчества: преодоление страха стерти
  b)Психологический стимул творчества: преодоление пессимизма, как настроения
  с)Моральный стимул творчества: преодоление личных невзгод и страданий
 § 4.Патологическая форма катарсиса: "нравственный индеферентизм" (неронизм)
 § 5.Внеутилитарный характер катарсиса
Глава четвертая. Рационалистическая и мистическая теории творчества
Глава пятая. Мистическая концепция творчества. Теория "бессознательного творчества"
 § 1.Первая форма: "бессознательное творчество" во сне и в состоянии опьянення
 § 2.Вторая форма: "творческая интуиция"
  A) Интуиция, как бессознательный процесс творчества
  Б) Интуиция, как творческая догадка
  B) Интуитивное мышление
  Г) Интуиция, как антиципация родовых образов
  Д) Репродукция родовых черт характеров
  Е) Патологические черты интуитивного мышления
Глава шестая. Методологические предпосылки психологии творчества
 Репродуктивный метод. Предпосылки "репродуктивного метода" для построения психологии творчества (метод рефлекторной репродукции)
Приложение: Неизданные материалы по вопросам психологии творчеств
 I.Сообщения научного характера
 II.Сообщения автобиографического характера
 III.Анкеты и самопризнания
Указатель литературы по вопросам теории и психологии творчества
 I.Русская литература
 II.Иностранная литература

 Предисловие

Изучая проблемы "психологии творчества", психолог не может не призадуматься над вопросом: чем объясняется тот факт, что, не взирая на ценные достижения психологии и крупные завоевания сопредельных е ней естественно-научных дисциплин, так называемая "психология творчества" до сих пор все еще не отвоевала себе прав гражданства самостоятельной науки?

Ответ на этот вопрос приводит вдумчивого психолога к выводу, что "психология творчества", по крайней мере, в нынешнем ее состоянии -- еще не наука: она-наука будущего и не в праве притязать на авторитет самостоятельной науки до тех пор, пока не будет решен кардинальный вопрос о возможности построения метода для объективного изучения многогранных и своеобразных, по структуре своей, процессов творчества.

Отсутствием объективного метода объясняется, по моему мнению, характерная тенденция большинства психологов и эстетиков-восполнить этот существенный дефект метафизическими предпосылками, предрешающими выводы и русло их спекулятивных построений.

Отсюда объясняется тот догматизм и субъективизм, которым страдают, в громадном большинстве случаев, попытки построения теории творчества: посколько в эти теории просачивается яд метафизики, -- они неизбежно разрешаются в замаскированную метафизику, выдаваемую за психологию творчества.

Наиболее ярко эта скрытая метафизическая тенденция обозначается в мистических теориях творчества и в особенности-в так называемой "теории бессознательного творчества" и "творческой интуиции".

Посвящая характеристике и критическому анализу мистических теорий четвертую и пятую главы настоящего труда, я вскрываю несостоятельность их методологических предпосылок и выводов, покоющихся на скрытом догматизме, отмечая внутренняя противоречия в построении этих теорий, подрывающия в корне их научный авторитет.

Творцы этих теорий, страдающих крайним субъективизмом и догматизмом, упускают из виду, что доколе не решен вопрос о методе для объективного изучения природы творческих эмоций, -- до тех пор не может быть и речи о построении психологии творчества как науки.

Посильная попытка решения этой сложной методологической задачи привела меня к анализу скрытых метафизических предпосылок мистической теории творчества и критике ее основоположений. Такая постановка вопроса послужила для меня точкой опоры для сравнительного анализа методологических предпосылок мистической и рационалистической теорий творчества и построения позитивной теории творчества на критически переработанных принципах объективного изучения человеческой личности.

Если психология творчества хочет стать наукой, она должна раз навсегда, отрешиться от всяких метафизических предпосылок и строить свои положения на строго научном фундаменте, почерпая материал для своих построений в данных объективного изучения личности человека в свете биологии и рефлексологии: крупные завоевания естественных наук и достижения рефлексологии раскрывают перед психологом широкие перспективы возможного построения психологии творчества, как науки будущего.

Настоящий труд был прочитан мною, в качестве цикла докладов, в Ученой Конференции Института по изучению мозга и в Психоневрологической Академии, вызвав живой обмен мнений между докладчиком и почтенными проф. М.Я.Басовым, проф. В.М.Бехтеревым, проф. А.К.Борсуком, проф. Л.Л.Васильевым, проф. А.В.Гервером, проф. Г.А.Каганом, проф. П.В.Кашкадамовым, проф. Мухиным, проф. В.И.Эвергетовым, проф. Д.В.Фельдбергом и др. Пользуюсь случаем выразить им искреннюю признательность за ценные указания и соображения, высказанные ими в прениях по поводу настоящего труда.

Почитаю приятным долгом выразить искреннюю признательность глубокоуважаемому профессору Владимиру Михайловичу Бехтереву, любезно предоставившему мне возможность опубликовать в настоящем труде свои ценные наблюдения и соображения по вопросам психологии творчества в виде любезно написанной им для этой книги статьи "О творчестве с рефлексологической точки зрения": она напечатана в приложении к этой книге (см. "Неизданные материалы по вопросам психологии творчества"), где приведены также наблюдения, самопризнания и автобиографические сообщения писателей (Л.Н.Толстого, Л.Н.Урванцова), ученых, (проф. Л.Л.Васильева) и художников (академика И.Я.Гинцбурга, К.К.Вроблевского и любезно предоставленные мне президиумом Общества им. А.И.Куинджи анкеты группы художников), представляющие ценный неизданный материал по вопросам научного, литературного и художественного творчества.

Пользуюсь случаем выразить признательность профессору А. X, Юргенсону, любезно изъявившему готовность перевести настоящий труд на немецкий язык для немецкого издания.

Прилагаемый к настоящему труду указатель иностранной и русской литературы вопроса, не взирая на его неполноту, облегчит, быть может, читателям поиски литературных материалов по вопросам психологии и теории творчества, и сопредельных с ними дисциплин.

С.Г
Ленинград,
10 января 1924 г.

 Об авторе

Грузенберг Семен Осипович
Известный отечественный историк философии, психолог, литературный критик. Образование получил на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1904 г. читал лекции по новой философии в Высшей русской школе в Париже. Вступив в столичную адвокатуру, посвятил, тем не менее, свои силы научно-литературной деятельности. В 1908 г. был допущен к экзамену на степень магистра философии. Преподавал философию в Петербургском психоневрологическом институте и других высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. Доктор философии Петроградского университета, специалист по философии А. Шопенгауэра, член Шопенгауэровского общества в Германии. Редактор философского отделения серии «Библиотека знания», член редакции журнала «Вестник знания». Печатался в «Научном обозрении», «Вопросах философии и психологии», «Восходе», «Жизни и искусстве», «Живописном обозрении», «Театре и искусстве», «Будущности», «Неделе», «Вестнике знания»; автор статей в Русской и Еврейской энциклопедиях, сборниках, а также книг, посвященных истолкованию учений немецких философов Артура Шопенгауэра и Куно Фишера.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце