URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Чагина О.В. Как сказать иначе? Синтаксическая синонимия в обучении иностранцев русскому языку
Id: 212054
 
299 руб.

Как сказать иначе? Синтаксическая синонимия в обучении иностранцев русскому языку. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 190 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05292-4.

 Аннотация

В предлагаемом пособии рассматривается синонимия нескольких типов предложений, обозначающих действие и деятеля, автора и его произведение, состояние, эмоции, количественные и качественные изменения, цвет. Пособие носит практический характер: в него включено большое количество заданий, направленных на тренировку понимания смысла предложения и анализ языковых средств, которыми этот смысл передается. В качестве примеров в книге помещены интересные научно-популярные тексты, отрывки из произведений русской и советской литературы.

Второе издание книги дополнено разделом, в котором рассматриваются некоторые случаи обозначения непреднамеренного действия.

Пособие предназначено для преподавателей русского языка как иностранного, а также студентов филологических вузов.


 Оглавление

Предисловие

I. Способы обозначения ситуации 'деятель и действие'

1. Передача значения реального действия
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Размышления у памятника (По Е. Осетрову)
  Дом в Лаврушинском переулке (По Е. Осетрову)
  Организатор советской литературы (По И. Эвентову, А. Крундышеву)
  Энциклопедист социалистической эпохи (По Н. Бурденко)
  Познать себя (По Ю. Андрееву)
  В одном лице (По А. Сухотину)
2. Некоторые способы обозначения ситуации 'автор и его произведение'
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  О выборе книг (По А. Моруа)
  Опережая науку (По А. Сухотину)

II. Способы обозначения состояния

 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Город знаний в одном здании (По Д. Быкову)
  Бьют часы Кремлёвской башни (По А. Векслеру, Е. Осетрову)
  Каменный цветок (По Е. Осетрову)
  Прогулка по Московскому метро (По Е. Осетрову)
  Сокровища Оружейной палаты (По Е.И. Смирновой)

III. Способы обозначения эмоционального состояния

 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Из писем и воспоминаний (По Н. Тихонову, Ю. Герману, К. Симонову)
  "И я скажу, кто ты" (По Я. Коломинскому)
  Визит (По Л. Толстому).
  Этюд о застенчивости (По В. Леви)
  Отрывок из повести "Белеет парус одинокий" (По В. Катаеву)
  Отрывок из повести "А тем временем где-то" (По А. Алексину)
  Юмор и общение (По М. Ночевнику)
  В сурдокамере (По Ю. Нагибину)
  О Назыме Хикмете (По К. Симонову)
  Две точки зрения (По Н. Акимову)
  Мысли о театре (По Н. Акимову)
  О русском языке (По Ч. Айтматову)
  Как вести себя, общаясь с другими людьми (По М. Ночевнику)
  А. Пушкин. "Я вас любил"
  А. Пушкин. "Если жизнь тебя обманет"
  А. Пушкин. "На холмах Грузии лежит ночная мгла"
  А. Пушкин. Признание...
  А. Блок. "Она пришла с мороза"

IV. Способы обозначения количественных и качественных изменений

1. Выражение общего значения количественных и качественных изменений
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Сахар в хирургии (По материалам периодической печати)
  Колыбель на современный лад (По материалам периодической печати)
  Всё выше, и выше, и выше (По материалам периодической печати)
  Селезёнка свиньи против микробов у человека (По материалам периодической печати)
  Яблоки против холестерина (По материалам периодической печати)
  Воздух, который мы выбираем (По Е. Терлецкому)
2. Способы обозначения причины количественных и качественных изменений
 Причина - 'вещество'
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Металлы, которые всегда с тобой (По Е. Терлецкому)
  Щепотка соли (По И. Вольперу)
  Витаминный алфавит (По И. Верзилину, Н. Копытко)
  Вам чаю или кофе? (По И. Вольперу)
 Причина - 'инструмент'
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Парадоксы науки (По А. Сухотину)
  Космос служит человеку (По А. Варварову)
 Причина - 'лицо'
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Пушкин в нашей жизни и литературе (По С. Селивановой)
  "Послушайте!" (По В. Скуратовскому)
 Причина - 'действие', 'событие', 'состояние'
 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Об эмоциях (По 3. Васильевой, С. Любинской)
  Смейтесь на здоровье! (По материалам периодической печати)
  Музыка "левая" и "правая" (По материалам периодической печати)

V. Некоторые способы обозначения цвета

 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Весна (По И. Соколову-Микитову)
  О Мстиславе Удалом - храбрейшем из храбрых (По И. Алебастрову)
  Архитектура Древней Руси (По Б. Рыбакову)
  "А не то вижу я себя" (По И. Бунину)
  Летом в огороде (По Г. Семёнову)
  Г. Державин. "Багряна ветчина"
  Ф. Тютчев. Листья
  Ф. Тютчев. Весенние воды (отрывок)
  A. Пушкин. Зимнее утро (отрывок)
  И. Бунин. Листопад (Отрывок)
  И. Рубцов. Зелёные цветы (отрывок)
  B. Соколов. "Ученический зимний рассвет" (отрывок)
  Р. Гамзатов. "Снова сбросила холод седой земля"

VI. Некоторые случаи обозначения непреднамеренного действия

 Лингвистический комментарий
 Упражнения
 Тексты
  Мангуста (По Б. Житкову)
  Челюскинская эпопея (По С. Сырову)
Литература

 Предисловие

Данное пособие посвящено описанию способов выражения некоторых ситуаций внеязыковой действительности средствами синтаксической синонимии.

Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, ведущим занятия со студентами гуманитарных и естественных факультетов, которые имеют подготовку в объеме "Программы по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР" (М., 1984). Некоторые материалы пособия могут быть использованы и на более раннем этапе обучения.

Отбор ситуаций, представленных в пособии, проводился с ориентацией на базовые учебники русского языка для иностранных студентов, обучающихся в вузах СССР. Пособие дает преподавателю дополнительный материал по программным темам.

В книге рассматривается обозначение следующих ситуаций: 1) 'деятель и действие'; 2) 'состояние'; 3) 'эмоции'; 4) 'количественные и качественные изменения'; 5) 'цвет'; 6) 'непреднамеренное действие'.

Цель пособия -- помочь преподавателю научить студентов различным способам передачи определенных смыслов: строить высказывания, характеризующиеся структурным разнообразием при тождестве описываемой ситуации, выбирать правильную структуру из ряда синонимичных предложений в зависимости от условий общения.

Характер включенного в пособие материала определяется теми трудностями, которые вызывает у иностранцев, изучающих русский язык, выражение того или иного смысла; учитывался опыт, приобретенный в результате анализа ошибок учащихся.

В книге рассматриваются не все синонимические средства, служащие для выражения того или иного значения, а только наиболее употребительные, но не нашедшие вместе с тем достаточного отражения в существующих учебниках и учебных пособиях по русскому языку.

Пособие состоит из шести разделов. Структура каждого раздела предусматривает комментарий, упражнения и задания к ним.

В комментариях дается лингвистическая характеристика того или иного явления, указываются семантические свойства синтаксической структуры, особенности ее формального устройства, закономерности лексического наполнения структуры, демонстрируется вариантность синонимических средств, определяется выбор синтаксической структуры в зависимости от условий общения, а также содержатся методические рекомендации преподавателю.

Упражнения и задания каждого раздела представлены в системе. Эту систему, как правило, задает текст. Задания на наблюдение направлены на анализ структуры смысла предложения и языковых средств, которые передают этот смысл. В тренировочных упражнениях обеспечивается отработка правил употребления той или иной структуры, трансформации различных типов предложений как с опорой, так и без опоры на образец. Эти упражнения последовательно подводят учащихся к активному использованию материала с выходом в свободную неподготовленную речь.

В качестве текстов в пособии приводятся отрывки из произведений русской и современной советской литературы, материалы периодической печати. В некоторых случаях в учебных целях они подверглись незначительной адаптации. При отборе текстов учитывались их художественная и страноведческая значимость, информативная насыщенность.

Автор выражает искреннюю признательность рецензенту -- д -ру филол. наук Е.Н.Ширяеву за доброжелательные замечания и ценные рекомендации, которые способствовали совершенствованию пособия.


 Об авторе

Чагина Ольга Всеволодовна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы О. В. Чагиной лежат в области семантического синтаксиса, грамматического описания русского языка как иностранного, стилистики, методики преподавания, лингвокультурологии. Ею опубликовано 110 работ, среди которых монография «Простое предложение. Опыт семантического описания» (в соавт.), учебные пособия «Поговорим о себе», «Система работы над русским предложением в иноязычной аудитории» (в соавт.), «Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление», «Как сказать иначе? Синтаксическая синонимия в обучении иностранцев русскому языку» (М.: URSS); написан ряд глав в «Книге о грамматике». О. В. Чагина ведет по авторской методике семинар «Синтаксическая синонимия». Является ответственным редактором ежегодного сборника по теории и практике преподавания русского языка как иностранного «Слово. Грамматика. Речь».
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце