Данное пособие посвящено описанию способов выражения некоторых ситуаций внеязыковой действительности средствами синтаксической синонимии. Работа адресована преподавателям русского языка как иностранного, ведущим занятия со студентами гуманитарных и естественных факультетов, которые имеют подготовку в объеме "Программы по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР" (М., 1984). Некоторые материалы пособия могут быть использованы и на более раннем этапе обучения. Отбор ситуаций, представленных в пособии, проводился с ориентацией на базовые учебники русского языка для иностранных студентов, обучающихся в вузах СССР. Пособие дает преподавателю дополнительный материал по программным темам. В книге рассматривается обозначение следующих ситуаций: 1) 'деятель и действие'; 2) 'состояние'; 3) 'эмоции'; 4) 'количественные и качественные изменения'; 5) 'цвет'; 6) 'непреднамеренное действие'. Цель пособия – помочь преподавателю научить студентов различным способам передачи определенных смыслов: строить высказывания, характеризующиеся структурным разнообразием при тождестве описываемой ситуации, выбирать правильную структуру из ряда синонимичных предложений в зависимости от условий общения. Характер включенного в пособие материала определяется теми трудностями, которые вызывает у иностранцев, изучающих русский язык, выражение того или иного смысла; учитывался опыт, приобретенный в результате анализа ошибок учащихся. В книге рассматриваются не все синонимические средства, служащие для выражения того или иного значения, а только наиболее употребительные, но не нашедшие вместе с тем достаточного отражения в существующих учебниках и учебных пособиях по русскому языку. Пособие состоит из шести разделов. Структура каждого раздела предусматривает комментарий, упражнения и задания к ним. В комментариях дается лингвистическая характеристика того или иного явления, указываются семантические свойства синтаксической структуры, особенности ее формального устройства, закономерности лексического наполнения структуры, демонстрируется вариантность синонимических средств, определяется выбор синтаксической структуры в зависимости от условий общения, а также содержатся методические рекомендации преподавателю. Упражнения и задания каждого раздела представлены в системе. Эту систему, как правило, задает текст. Задания на наблюдение направлены на анализ структуры смысла предложения и языковых средств, которые передают этот смысл. В тренировочных упражнениях обеспечивается отработка правил употребления той или иной структуры, трансформации различных типов предложений как с опорой, так и без опоры на образец. Эти упражнения последовательно подводят учащихся к активному использованию материала с выходом в свободную неподготовленную речь. В качестве текстов в пособии приводятся отрывки из произведений русской и современной советской литературы, материалы периодической печати. В некоторых случаях в учебных целях они подверглись незначительной адаптации. При отборе текстов учитывались их художественная и страноведческая значимость, информативная насыщенность. Автор выражает искреннюю признательность рецензенту – д -ру филол. наук Е.Н.Ширяеву за доброжелательные замечания и ценные рекомендации, которые способствовали совершенствованию пособия. Чагина Ольга Всеволодовна Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы О. В. Чагиной лежат в области семантического синтаксиса, грамматического описания русского языка как иностранного, стилистики, методики преподавания, лингвокультурологии. Ею опубликовано 110 работ, среди которых монография «Простое предложение. Опыт семантического описания» (в соавт.), учебные пособия «Поговорим о себе» (М.: URSS), «Система работы над русским предложением в иноязычной аудитории» (в соавт.), «Возвратные глаголы в русском языке. Описание и употребление», «Как сказать иначе? Синтаксическая синонимия в обучении иностранцев русскому языку» (М.: URSS); написан ряд глав в «Книге о грамматике». О. В. Чагина ведет по авторской методике семинар «Синтаксическая синонимия». Является ответственным редактором ежегодного сборника по теории и практике преподавания русского языка как иностранного «Слово. Грамматика. Речь».
|