URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике: Задачи и упражнения с ответами и решениями к вып. 1--4. Пер. с англ. Обложка Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике: Задачи и упражнения с ответами и решениями к вып. 1--4. Пер. с англ.
Id: 226149
599 р.

Фейнмановские лекции по физике:
Задачи и упражнения с ответами и решениями к вып. 1--4. Пер. с англ. К томам 1--4. Изд. 11, стереот.

The Feynman Lectures on Physics
URSS. 2017. 288 с. ISBN 978-5-397-05827-8.
Типографская бумага

Аннотация

Данный задачник может рассматриваться как дополнительный выпуск "Фейнмановских лекций по физике". В нем содержатся задачи с ответами и решениями по всем разделам общей физики. Идеи большинства задач были предложены основным автором лекций --- лауреатом Нобелевской премии Р.Фейнманом. Задачи с решениями являются естественным дополнением к курсу лекций, но могут использоваться и независимо от него.

Книга рассчитана на преподавателей... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие к четвертому изданию
Предисловие
Условия задач. Том I
Вып. 1.Современная наука о природе. Законы механики
Вып. 2.Пространство. Время. Движение
Вып. 3.Излучение. Волны. Кванты
Вып. 4.Кинетика. Теплота. Звук
Решения и ответы. Том I
Вып. 1.Современная наука о природе. Законы механики
Вып. 2.Пространство. Время. Движение
Вып. 3.Излучение. Волны. Кванты
Вып. 4.Кинетика. Теплота. Звук

Предисловие к четвертому изданию
top

Особенностью курса Фейнмановских лекций на русском языке является дополнение сборника задач и упражнений подробными решениями, выполненными при подготовке русского издания. Похоже, что эти решения помогли многим в освоении курса и в использовании его для преподавания физики. Можно надеяться, что они будут играть эту роль и в дальнейшем.

В предисловии к курсу лекций напоминается, что цель своих лекций Фейнман видел в том, чтобы помочь читателю получить "физическое представление о мире, которое... составляет сейчас главную часть истинной культуры нашей эпохи". Хотелось бы только добавить, что физическое представление о мире включает в себя не только (и не столько) знакомство с основными законами и понятиями, но и (главным образом) "физическое мышление". Выработать его или хотя бы понять, в чем оно состоит, невозможно просто следя за чужой мыслью. Необходимо самому искать ответы на вопросы. Перед физиком такие вопросы возникают сами собой в процессе исследовательской работы, и ответы на них в книгах и журналах обычно не найдешь. Решение задач, обдумывание различных способов их решения – первый этап на том пути, которым физик идет всю свою жизнь. Отвечать на вопросы, поставленные Фейнманом – непревзойденным и оригинальнейшим мастером физического мышления, – большое удовольствие, не говоря уже о пользе.

апрель 2004

А. Леванюк

Предисловие
top

В этой книге собраны задачи к "Фейнмановским лекциям по физике". Они предлагались студентам Калифорнийского технологического института (США), слушавшим лекции Р.Фейнмана. В оригинальном издании (содержащем только условия) составители задач к первому тому не указаны, но сообщается, что половина задач ко второму тому предложена Р.Фейнманом, а половина – преподавателями, проводившими семинарские занятия, большинство задач к третьему тому составлены М.Сэндсом, Р.Фейнманом, Дж.Пайком и Дж.Нойгенбауэром. В настоящем, как и в предыдущем русском издании, кроме условий задач даны также и их подробные решения.

Польза от любого задачника, в котором кроме условий есть и их решения, далеко не бесспорна. То же может быть сказано и о данной книге. Чтобы научиться физике, безусловно необходимо (хотя и недостаточно) решать задачи. Но их нужно именно решать, а не смотреть в решения. Эта книга едва ли поможет тем, кто не имеет времени (или не очень любит) подумать. Если студент или самостоятельно изучающий предмет не обладает ко всему прочему достаточной волей и самолюбием, он почти наверняка не устоит перед искушением посмотреть в решение, не попытавшись решить задачу сам. А жаль! Чтобы научиться думать так, как думают физики, нельзя обойтись без того, чтобы не "поломать голову". Как это ни удивительно, довольно многие не понимают, что цель обучения – не в том, чтобы узнать некий набор фактов и положений, а в том, чтобы научиться самостоятельно находить подход к решению физических проблем. В свете сказанного идеальным представляется случай, когда читатель смотрит в решение, приведенное в книге только после того, как получит свое собственное. Мы надеемся, что сравнение его решения с приведенным в книге будет полезным. Прежде всего для него – он может обнаружить, что понимает некоторые вопросы не так глубоко, как ему казалось, и, несомненно, захочет восполнить этот пробел. Кроме того, может оказаться, что его решение более удачно, чем приведенное в книге, – в этом случае он поможет улучшить ее следующее издание, если, конечно, напишет письмо в редакцию. Правда, задач слишком много, чтобы решать их с начала и до конца. Поэтому иногда имеет смысл заглянуть в решение, не решая задачу полностью, лишь прикинув в уме, как ее можно решить.

Составители и редактор хотели бы выразить большую благодарность лицам, приславшим свои замечания по решениям и указания на ошибки, которых в предыдущем издании оказалось, увы, довольно много. Большое число замечаний и предложений прислал нам читатель из Ленинграда С.М.Заславский, некоторые из его решений использованы в настоящем издании. Весьма полезными оказались также замечания И.П.Базарова, Т.С.Величкиной, И.А.Яковлева, Ю.А.Янайта и многих других, перечислить которых не представляется возможным. Мы надеемся продолжить работу по улучшению решений и рассчитываем на дальнейшую помощь читателей.

Составление решений, а также их переработка при подготовке третьего издания задачника были проведены группой преподавателей Московского инженерно-физического института. Решения задач к первому тому лекций составлены В.И.Куштаном (гл.1–21), Н.С.Работновым (гл.26–30 и 32–38) и Ю.В.Конобеевым (гл.22–25, 31, 39–50); решения ко второму и третьему томам – соответственно Ю.В.Конобеевым и Г.Я.Коренманом.

А.Леванюк