URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Этенко В.П. Менеджмент в архитектуре: Очерки истории становления и развития проблемы управления в архитектурно-строительном деле
Id: 211911
 
339 руб.

Менеджмент в архитектуре: Очерки истории становления и развития проблемы управления в архитектурно-строительном деле. Изд. стереотип.

URSS. 2016. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01662-7.

 Аннотация

Настоящее издание имеет целью ознакомить студентов, обучающихся в высшей архитектурной школе, с основными особенностями практики управления в архитектурно-строительной сфере различных стран с учетом специфики их социального, экономического, культурного и прочих условий развития. Приводятся материалы по результатам исследования закономерностей и особенностей развития проблемы управления на отдельных примерах мировой и отечественной истории архитектуры и в новейшее время.

Книга представляет собой первый том учебника под общим названием "Менеджмент в архитектуре". Второй том раскрывает основы методики управления в архитектурном проектировании, третий том --- "Практикум по управлению качеством архитектурного проекта".


 Оглавление

Введение
1. Практика управления в строительном деле зарубежных стран
 1. Управление строительством в древних цивилизациях
 2. Специфика менеджмента в архитектуре стран Востока
 3. Античный ордер как эталон качества в архитектуре
 4. "Вектор развития" архитектурного объекта в практике управления качеством строительства Римской Империи
 5. Готика как результат борьбы за новое качество в архитектуре
 6. Менеджмент в зарубежной архитектуре XIX--XXI веков
2. Отечественный опыт управления в сфере проектирования и строительства
 1. Начальные формы управления архитектурно-строительным процессом в Древней Руси
 2. "Кодекс строительных правил" -- первый государственный "регламент" управления проектно-строительными работами в России
 3. "Строительный устав" -- национальная система контроля и регулирования качества в архитектуре
 4. Новые формы повышения качественного стандарта архитектуры: Централизация архитектурной деятельности. Типизация проектирования. Индустриализация строительства
Заключение
Литература

 Введение

Забудьте обо всех архитектурах мира,
если не понимаете того,
что они были хороши в своем роде
и в свое время.
Виньола

Любая сфера знаний, в том числе и архитектура как наука, базируется на использовании исторического опыта, изучая и анализируя который, можно избежать многих противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах становления и развития зодчества. Тем более, когда речь идет о науке управления процессами архитектурного проектирования и строительства, поскольку управление -- это совокупность факторов, которые объективно зародились в практике прошлого и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития и усложнения социальных процессов, техники, культуры стали приобретать все более значительную роль в прогрессе самого зодчества.

Знание истории становления и развития проблемы управления в архитектуре для современного зодчего становится необходимым элементом профессиональной подготовки, развития у него чувства ответственности, выработки навыков стратегического, широкомасштабного мышления.

Искусство управления формируется на широком историческом базисе и, утвердившись как особая отрасль знаний, оформилось в основных концептуальных положениях, а его дальнейшее развитие и практическое использование в современной практике во многом определяется знанием этих положений, стимулирующих зодчих к поиску разнообразных вариантов решений и облегчающих выбор наиболее удачных из них.

При этом, однако, не следует забывать, что для решения управленческих задач нет совершенных и универсальных подходов. Существуют лишь определенные управленческие модели, профессиональные подходы, анализируя которые и используя их специфику, можно создать нечто новое, а это означает, что управление -- это творчество.

В современной российской проектно-строительной практике управление начало формироваться в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в самые последние годы и в очень сжатые сроки. При этом, в значительной мере были унаследованы черты прежней административно-командной системы. Это вполне естественно, так как многие отечественные институты, использующие новые организационно-правовые нормы, образованы на базе прежних советских организаций и предприятий. Большинство ключевых постов в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время, и поэтому вполне объяснима их приверженность прежним методам и подходам в управлении.

Вместе с тем, сегодня уже нельзя не заметить, что даже при наличии такого наследства (а, может быть, именно благодаря ему), наша архитектурно-проектная и строительная практика вплотную подошли к необходимости внедрения системы современных принципов менеджмента (англ. management -- совокупность методов, средств и форм управления) в этой сфере человеческой деятельности. Практика свидетельствует, что полноценному включению в эту систему архитектурного проектирования препятствует целый ряд особенностей современной российской действительности, в том числе:

преобладание в государственных проектных организациях вертикальных, формальных связей и отношений иерархических организационных структур;

наличие унаследованных командных систем во многих современных проектных институтах, бюро и т.п., руководители которых не склонны считаться с инициативой подчиненных и часто подавляющих ее;

слабое знание и учет менеджерами всех уровней федеральных, региональных, местных и ведомственных законодательных и нормативных актов, т.е. их правовой нигилизм;

отсутствие знаний о менеджменте, как о науке управления; только малая часть руководителей в архитектурно-строительной сфере обладает такими знаниями или стремится получить их.

Перечислены лишь некоторые факторы, усложняющие внедрение в отечественную практику широко развитой на Западе системы "менеджерской службы" в сфере архитектуры и строительства. Однако, сейчас говорить об эффективности организации такой службы в условиях РФ преждевременно, хотя бы до тех пор, пока у нас не появится система подготовки полноценных архитекторов-менеджеров, способных выполнять разнообразные функции управления.

Вместе с тем, уже сегодня в процессе предпроектной подготовки, проектной разработки и последующей реализации проекта в строительстве, архитектору, ведущему проект, приходится практически выполнять самые разнородные функции, связанные, прежде всего, с организацией и управлением всеми этими процессами. Это и планирование деятельности проектного коллектива и распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль выполнения заданий по критериям качества, времени и средств; работа с отчетами; проверка и оценка результатов работы; ознакомление с новинками в отечественной и мировой архитектуре, технике, технологии; выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений и т.д. Выполнение всех этих и многих других видов работ характеризуется высокой степенью разнообразия (по подсчетам американских ученых -- до 200 видов действий в день) как форм самих этих действий, так и необходимых для этого контактов и коммуникаций, быстрой смены событий, людей и действий.

Анализируя проблемы собственно управления архитектурным проектом, важно отметить, что истинный смысл того или иного выдающегося архитектурного сооружения, как правило, воспринимается на подсознательном уровне, когда мы интуитивно или на основе дошедшей до нас информации понимаем кем был создан этот памятник, в какое время, для кого и с какой целью. В большинстве случаев, особенно когда речь идет о крупных исторических сооружениях, для нас очевиден их мемориальный смысл, подтверждаемый величиной, прочностью, конструкциями, декором и т.п. Но независимо от назначения, всякое выдающееся архитектурное сооружение отражает зрительное и эмоциональное воздействие этого памятника на людей.

Когда мы стоим перед храмовым комплексом Мохенджо-Даро в Индии, обозреваем Римский Колизей или проходим по дороге Великой Китайской Стены, мы не можем не ощущать их воздействия на нас. И тогда мы поневоле задаемся вопросом: что же имели в виду зодчие и строители, приступая к созданию этого объекта, какие цели были перед ними поставлены, какие средства, материалы, технические и организационные приемы и методы были использованы для достижения этих целей?

История свидетельствует, что не во всех случаях следует говорить об укреплении престижа или о мемориальных задачах. Многие великие произведения являются провозвестниками смены эпох или появления новых династий: огромные египетские пирамиды знаменуют собой начало Древнего царства, Колизей означал вступление на императорский престол Флавиев, Великая Китайская стена берет свое начало в период становления императорской династии Шихуанди и т.д.

Древние технологические достижения, как правило, окутаны аурой могущества и тайны, но их постепенное раскрытие позволяет нам понять многие "секреты" организации создания того или иного произведения независимо от того, является ли оно огромным храмовым комплексом в Карнаке, сооруженным в XVI веке до н.э., или небольшой светлой церковью Покрова на Нерли, сооруженной в середине XII века.

Несмотря на наличие многих неизвестных при изучении подобных объектов, всех их объединяет один общий критерий -- принадлежность своему времени, своему уровню развития культуры, техники, технологии, искусства.

Говоря об этих проблемах, Зигфрид Гидион в своей книге "Пространство, время, архитектура" пишет: "Архитектура самым тесным образом связана со всей жизнью данной эпохи. Все в архитектуре -- от предпочтения, отдаваемого определенным формам, до выбора определенных архитектурных заданий -- отражает условия времени, к которому она относится. На архитектуру влияют самые различные факторы: социальные, экономические, научные, технические, этнические.

Истинный характер исторической эпохи всегда проявляется в архитектуре независимо от того, используются ли новые формы выражения или имеет место подражание прошлому. Мы узнаем по зданиям и сооружениям характер эпохи так же легко, как почерк друга даже при умышленном его изменении. Архитектура дает безошибочное представление о том, что действительно происходило в определенный период".

И если мы хотим узнать, каким образом наше поколение пришло к сегодняшнему пониманию архитектуры и хотим более или менее четко представлять, что нужно предпринимать для того, чтобы добиться конкретных целей при создании конкретного проекта, а затем при его реализации в строительстве, мы должны разобраться во многих особенностях проектно-строительной практики из архитектурного наследия прошлого. При этом важно понимать, что историки в большинстве случаев подробно анализируют архитектурные формы изучаемого объекта, не затрагивая, как правило, особенностей их проектирования, организации и методов их создания. А вместе с тем, анализ направлений архитектурного мышления в тот или иной период эволюции зодчества позволяет почти пророчески предсказывать не только возможные архитектурные решения, но и условия их реализации, что в свою очередь дает возможность представить методы и приемы, позволяющие в современных условиях управлять "направлением развития" архитектурного объекта.

История свидетельствует, что секрет успеха любого архитектурного проекта основан на трех факторах: наличии заказчика, умеющего оценить значение творческого вклада мастера; самого зодчего, который своим творчеством и личным обаянием способен пробудить интерес не только заказчика, но и всех участников проекта и, наконец, на существовании окружения, подготовленного к восприятию нового. Отсутствие любого из этих факторов может свести на нет усилия, направленные на регулирование качественных показателей проектируемого объекта. Примерами, подтверждающими это, могут служить работы Ле Корбюзье (в руках которого аморфный грубый бетон приобретает признаки естественного камня, усиливающие пластическое выражение творческих идей зодчего), Мисс Ван дер Роэ (многие работы которого служат примером перехода от ремесленных методов строительства к индустриальным), или Алвара Аальто (который заставил стандарт служить эмоциональной стороне зодчества).

Но как эти три Мастера, работавшие в эпоху активных поисков нового в архитектуре и не находивших своим творческим проявлениям поддержки окружения, так и многие другие выдающиеся зодчие, трудившиеся в различных условиях, в разное время, понимали огромное значение управления для прогресса архитектуры, четко осознавая, что без соблюдения особых правил, устанавливаемых обществом, реализация их творческих идей практически невозможна.

Что же это за правила, можно ли их представить в виде некоторой системы требований и условий, выполнение которых с одной стороны может способствовать эффективности архитектурного творчества, а с другой -- признанию и поощрению со стороны общества?

Попытаемся найти ответы на эти вопросы, проследив развитие проблем, стоявших перед архитектурной практикой в разное время и в разных исторических, социальных, технических, экономических и технологических условиях.


 Заключение

Резюмируя рассмотрение вопросов становления и развития проблемы управления архитектурным проектом, следует отметить, что в разное время, в различных социально-экономических, климатических, географических, культурных условиях эта проблема решалась по-разному. Но вместе с тем, историческая практика свидетельствует, что существует немало общих позиций, объединяющих многие из этих факторов в единую систему, над организацией которой задумывались лучшие умы разных времен и народов.

Современная проектная практика выявляет две тенденции: с одной стороны -- догмы прошлых представлений, методов и подходов, сдерживающие внедрение каких-либо форм управления или хотя бы незначительного воздействия посторонних сил на архитектурные решения, а с другой -- уверенность во всемогуществе точных, научных методов, ведущая к недооценке значения творческого потенциала архитектора-творца.

В точке пересечения этих двух тенденций находится АРХИТЕКТОР, принимающий решения, характер которых определяет уровень качества архитектурного объекта, его социальное значение, функциональную полноту, техническое и эстетическое совершенство. С небольшими отклонениями так было всегда.

Вся история архитектурной профессии свидетельствует о том, что практически осваивая основные формы творческого мастерства, архитектор постоянно пополняет его теми средствами, которые предоставляются обоснованным использованием достижений науки, техники и искусства прошлого. Именно это в значительной степени способствует умению архитектора находить правильные решения в процессе "управления" архитектурным проектом, интуитивно снимая противоречия между категориями исследования и воображения.

Более того, сегодня никто не отвергает важность и необходимость эффективного планирования, регулирования, контроля в конечном счете составляющих практическую основу целенаправленного управления архитектурным проектом.

В условиях современной рыночной экономики важнейшими целями любой проектной организации, независимо от ее статуса, являются: обеспечение эффективности (рентабельности, прибыльности, доходности); создание условий для выпуска и реализации конкурентоспособной проектной продукции; обеспечение финансовой устойчивости; надежность исполнения обязательств.

От того, насколько своевременно будет реализовано управляющее воздействие на все эти параметры, зависит качественная компонента проекта.

Однако, не следует забывать о том, что возможности управления проектами не безграничны. Стратегическое управление системой проектирования по определению не может дать точной и ясной картины проекта в перспективе. Управление же путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей проектной организации и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Предшествующий опыт показывает, что управление качеством проектов может осуществляться по определенным индикаторам, основывающимся на уровне развития проектного дела в архитектурно-проектной сфере в целом, что можно реализовать только на основе системы управления проектами.


 Об авторе

Этенко Вячеслав Павлович
Доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству. Исполнительный секретарь Комиссии по многоэтажному строительству Международного совета по строительству (CIB). Область научных интересов и практической деятельности — проблемы качества архитектурного проектирования и строительства, среди которых: методология управления качеством архитектурных проектов; их правовое и нормативное регулирование; контроль функциональных, технических, эстетических, экологических свойств проектируемых объектов; экономика. По различным аспектам этих проблем имеет более 100 публикаций, в числе которых монографии, учебники, методические указания и другие издания. Некоторые из этих работ переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце