URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Панов Е.А. Познание цвета: Равнозначность цвета в цифровых системах
Id: 211348
 
375 руб.

Познание цвета: Равнозначность цвета в цифровых системах. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05273-3.

 Аннотация

В настоящей книге изложен путь познания цвета, который является ключевым при восприятии колорита художественных произведений и красоты мира. Сущность книги состоит в показе связи художественного восприятия цвета человеком и технических приемов измерения цвета с изучением их соответствия при компьютерном отображении. Показано, как измеряется и формируется цвет в цифровых системах, как может быть обеспечена в данных системах равнозначность цвета видимого объекта, например картины.

Раскрыта сущность моделирования цвета и цифровой технологии измерения цвета. Показано, как работают элементы цифровой техники и как они влияют на качество цвета при его измерении и установлении равнозначности (идентичности) цвета и цифрового кода цвета, столь необходимого для атрибуции (авторства) картин. Дается модель равнозначности цвета картин на основе авторской PAN-модели цветовой коррекции и нового вида сканера с возможностью проведения независимой экспертизы цвета художественных произведений.

Книга предназначена специалистам по измерению и коррекции цвета в цифровой технике и полиграфии, пользователям, работающим с цветовыми компьютерными редакторами, и просто любознательным читателям для углубленного познания цвета.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Картина, цвет и воспроизводство цвета -- объекты познания
 1.1.Картина как объект фотосъёмки, сканирования
 1.2.Восприятие и отождествление цвета при видео-просмотре и печати
 1.3.История науки о цвете
Глава 2. Природа света и цвета
 2.1.Свет и цвет как носители образов мира
  2.1.1.Физическая природа познания
  2.1.2.Структура суждений о познаваемости объектов. Числовой код
 2.2.Зрительное восприятие цвета
  2.2.1.Схема строения глаза
  2.2.2.Зрительный механизм восприятия цвета
  2.2.3.Суждения о цвете и сетчатке глаза
  2.2.4.Разложение света
  2.2.5.Зрительная перспектива пространства
  2.2.6.Цвет рукотворен
 2.3.Объективные и субъективные характеристики цвета
  2.3.1.Природа света и цвета
  2.3.2.Термины и определения
 2.4.Цвет и его свойства
  2.4.1.Качества цвета
  2.4.2.Цветовой круг
  2.4.3.Сложение и смешение цветов
Глава 3. Теория цвета и цветовые уравнения
 3.1.Три закона синтеза цвета. Стандарты
  3.1.1.Законы синтеза цвета
  3.1.2.Международный стандарт МКО
 3.2.Опыты по измерению цвета
  3.2.1.Опыты МКО по измерению цветовых характеристик
  3.2.2.Спектральная чувствительность глаза
  3.2.3.Свойства и величины цвета
 3.3.Цветовое уравнение в системах RGB и XYZ
  3.3.1.Цветовая модель и цветовое уравнение RGB
  3.3.2.Цветовая модель и цветовое уравнение XYZ
 3.4.Вектор цвета, плоскость единичных цветов и треугольник цветности
  3.4.1.Сложение цветов и цветовой треугольник
  3.4.2.Вектор цвета
  3.4.3.Расчет цветовых координат
 3.5.Диаграмма цветности (локус) RGB и XYZ
  3.5.1.Построение локуса для системы RGB
  3.5.2.Построение локуса для системы XYZ
  3.5.3.Соотношение цветовых координат систем RGB и XYZ
  3.5.4.Определение чистоты цвета в системе XYZ
 3.6.Метрология цвета
  3.6.1.Как измерить цвет
  3.6.2.Предмет метрологии цвета
  3.6.3.Основы метрологии цвета
  3.6.4.Колориметрические системы
  3.6.5.Стандарты Международной комиссии по освещению (МКО). Стандарты источников белого света
Глава 4. Цветовые модели цвета. Сравнение и анализ
 4.1.Цифровые модели цвета c кодом 256
  4.1.1.Цветовая модель RGB со сложением цветов
  4.1.2.Цветовая модель CMYK
  4.1.3.Цветовая модель Lab
  4.1.4.Цветовая модель HSB
 4.2.Модели цвета порогового различения
  4.2.1.Цветоразличение
  4.2.1.Теория разностного восприятия цвета
  4.2.2.Система Харвича и Джемсона
  4.2.3.Система Оствальда
 4.3.Сферическая модель надпорогового цветоразличения
 4.4.Модель цвета ColorCube -- Цветной куб
Глава 5. Цифровой цвет, измерение и управление
 5.1.Принципы цифрового измерения цвета. ПЗС
  5.1.1.Устройство ПЗС
  5.1.2.Передача энергии фотона в кристалле
  5.1.3.Принцип работы ПЗС и матрицы
  5.1.4.Формирование сигнала в ПЗС
  5.1.5.Принцип съема сигнала
  5.1.6.Оцифровывание цвета в ПЗС. Аналого-цифровой преобразователь
  5.1.7.Спектральные характеристики пикселей ПЗС
 5.2.Создание цвета в сканере
  5.2.1.История развития сканеров
  5.2.2.Схемы и устройство сканеров
  5.2.3.Виды сканеров по типу вводимого изображения
  5.2.4.Светофильтры
  5.3.5.Основные характеристики сканеров
 5.3.Измерители цвета
Глава 6. Цифровой цвет, измерение и равнозначность цвета
 6.1.Измерение свойств цвета поверхности
  6.1.1.Измерение равнозначного цвета картины
  6.1.2.Результаты измерения спектров картин и эталонов
 6.2.Формирование цвета в цифровых системах -- в сканере, цифровых фото и кинокамерах
  6.2.1.Измерение равнозначного цвета в сканере
  6.2.2.Сканер как измеритель равнозначного цвета
  6.2.3.РAN-коррекция цвета в сканере
 6.3.Моделирование равнозначности цвета
  6.3.1.Вновь о фотоне
  6.3.2.Формулы цвета в цветовых системах
  6.3.3.Что мы ждём от точности цвета
Глава 7. Цифровой паспорт цвета картины и рынок
 7.1.Художник и рынок, картины, копии и подделки
  7.1.1.Имя и рынок. Искусство обмана
  7.1.2.Китайские копии
  7.1.3.Курьёз на аукционе в Токио. Неужели вам обязательно нужен только Ван Гог?
 7.2.Экспертиза картин, достоверность (атрибуция) картин
  7.2.1.Технические методы диагностики состояния картины
 7.3.Цветовой паспорт картины и кому нужна идентификация цвета картины?
Заключение
Список литературы

 Введение

Гаусс, говоря о математике, сказал, что "цифры -- это язык,
на котором Бог говорит с людьми".

Для объяснения главной цели книги сначала определим общую структуру суждений.

В исходной позиции имеем картину.

Картина цветная, мы любуемся её колоритом и желаем сохранить её цвет не только в памяти, но и технически его измерить. Дальняя цель книги состоит в нахождении цифрового кода цвета картины и технических средств достижения равнозначности -- идентичности цвета картины при повторах. Схема действий, имеющих перед собой поставленную дальнюю цель, состоит в изучении определенной последовательности операций при измерении цвета и элементов, участвующих в этом процессе, а также формирования сигнала, его регистрации и отображения. Цель анализа -- понять и выявить факторы, способствующие равнозначности цвета или, наоборот, искажающие процедуру равнозначности. Равнозначность цвета -- это поиск цифрового кода цвета, создание средств и алгоритмов идентификации цвета картины, это процесс и инструмент для создания виртуального цифрового образа объекта, с помощью которого может быть найдена или установлена однозначность цвета объекта-картины. Внешние факторы могут помогать или мешать процессу идентификации цвета. Идентификатор цвета картины -- это виртуальный цифровой образ цвета картины.

Одними из важнейших понятий, с которым читатель постоянно будет иметь дело в этой книге -- это свет и цвет.

Свет, воспринимаемый людьми, несет в себе наибольшую часть информации об окружающем мире. Восприятие света и цвета является чисто физиологическим свойством зрения и мозга человека. Цвета, который мы видим, в природе нет, и он формируется только в мозгу человека, а способов прямых измерений процесса восприятия цвета в мозгу человека пока нет. При восприятии цвета, как внутренней сущности света познаваемой человеком, кроме физиологического фактора присутствуют и другие -- нравственно-этические, религиозные, факторы воспитания и др.

Существует два плана, две ипостаси сущности цвета:

а) существование цвета в физическом мире вне человека в виде виртуальной сущности одного из свойств объектов природы с проявлением своей сущности через объективные природные характеристики, которые можно измерить приборами;

б) существование образа цвета в восприятии человека в виде его субъективных свойств.

Это два параллельных мира -- мир объективных свойств цвета в физическом мире и мир цвета в чувственном восприятии цвета человеком. Как их связать, как проложить мостик между ними? Художник нарисовал картину, он в ней дал свою версию видимого цвета или воображаемого. Сколь схож образ цвета в мозгу человека с тем, что даёт природа?

Процесс познания цвета трудно поддается моделированию и в настоящее время во многом не раскрыт. Однако именно этот мало понятный процесс является ключевым при восприятии цвета, красоты мира, ибо именно он формирует в мозгу цветовой образ видимого, например, художественного полотна. Цвет картины для посетителя музея отождествляется через художественные свойства картины. Человек, редко бывающий в художественных музеях, может помнить содержание картины и некий образ цвета картины скорее всего через настроение, которое производит картина. Яркие краски -- хорошее настроение. У более подготовленных зрителей и профессионалов иное восприятие картины. Им, кроме простого любознательного ознакомления с картиной, присуще умение анализировать цветовые свойства картины. При этом общее восприятие цветовой гаммы не нарушается. Развитие искусства привело к раскрытию свойств цвета, которые осознанно используются художниками для создания цвета картины. Цвет входит в художественный замысел и сюжет, что содействует целостному восприятию картины. Выделяют три объективных свойства цвета -- цвет (выраженный длиной волны), яркость цвета (выражаемая интенсивностью излучения) и чистоту цвета (цвет с оценкой пропорции чистого хроматического цвета в полном цветовом ощущении). Субъективным художественным свойствам цвета соответствуют три субъективные свойства цвета: цвет, выражаемый словами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и т. п.), светлота (цвет с долей серого или смеси белого и чёрного) и насыщенность цвета (доля белого в чистом цвете). Каждая из трех характеристик независима от двух других. Не менее важны свойства, определяемые как цветовой тон (ощущение цвета + свет) и светосила (оценка того, какой цвет темнее или светлее). Именно эти категории определяют цветовой образ картины, который воспринимает человек.

Вплоть до XX в. картины создавались в основном только кистью художника. Развитие общества привело к потребности в копиях картин, не только авторских. С появлением технических средств копирования, в частности фотографии, возникла существенная потребность в том, чтобы цветовые копии картин были близки к цвету оригинала. Только к концу XX в. это оказалось возможным. Технические средства, с помощью которых создается цветовой образ картины, должны измерять и регистрировать именно те свойства цвета, которые и формируют этот образ. Критерием восприятия цвета остается восприятие человека, а технические средства должны работать так, чтобы наиболее точно передавать свойства цвета оригинала.

Предпосылкой работы над книгой было огромное желание разобраться в том, как свет и цвет, отраженные от картины, формируют образ цвета живописного полотна, которым любуются люди. Для зрителя цвет -- это эмоциональное явление, а для прибора -- поток фотонов светового излучения.

Постоянное совершенствование технических средств измерения цвета в настоящее время достигло высочайшего уровня, в чем можно убедиться побывав на выставках компьютерных копий произведений художников. Копия картины делается техническими средствами и схема взаимосвязей в треугольнике "картина (оригинал) -- картины (копия) - человек" становится непростой. К тому же, человек, смотрящий на картину или на её копию, может быть не просто зрителем, а покупателем или продавцом, искусствоведом, экспертом. У картины (оригинала) и копий (фотоснимков, репродукций и т. п.) появляются качества не только художественные, но и товарные. У картины появляется и её новый самостоятельный образ -- копия картины.

Написанная художником картина -- это объект многогранный. На первичном уровне работы картина всего лишь материальный объект в виде холста или бумаги. Созданная художником картина, выверенная им по канонам красоты и искусства, становится художественным объектом, пока принадлежащим лишь художнику, и он своей волей определяет судьбу своего произведения, например, хранит в своей мастерской или предлагает на рынок для продажи. Выставленная художником на продажу картина является отторгнутым от создателя произведением и начинает свою персональную судьбу. Попадая в круговорот жизни общества, картина становится коммерческим объектом. У неё появляются новые качества, и она становится продуктом рынка, имеющим свою цену, объектом денежного эквивалента или капитала, объектом страхования, таможенным объектом и т. д.

При рыночных сделках к картине и к её копии, как продуктам рынка, предъявляются определенные требования и условия. В условиях множества подделок на рынке покупатель заинтересован в приобретении истинного произведения. Качество картины подтверждается сертификатом, выдаваемом экспертами, подтверждающими принадлежность картины кисти художника. Художественная экспертиза в большинстве случаев является самодостаточным основанием. В состав признаков экспертизы входят не только оценки идентификации художественного почерка автора, исторические сведения, свойства холста, но и цветовые свойства картины. В этом случае субъективных оценок экспертов не достаточно и для этой цели используются разнообразные технические средства измерения цвета -- это цифровые фотокамеры, сканеры разного вида, спектрофотометры и некоторые иные средства. Именно этой области технического измерения цвета и получения его индивидуального цифрового кода и посвящена настоящая книга.

Автор предлагает работоспособную техническую модель для правовой и коммерческой защиты художественного произведения через его цветовой паспорт на основе новой модели цветовой коррекции, называемой автором Pan -- модель цветокоррекции. В рамках предлагаемой модели создается виртуальный компьютерный образ -- идентификатор картины в виде математического кода, например, в виде двумерной таблицы (растра). Технически и математически решаются проблемы, обеспечивающие высокую степень выявления однозначности цвета картин. Автором избрана схема изложения материала от простого к сложному, чтобы предмет изложения был более понятен. Поэтому, изначально излагаются элементы теории света и цвета, даются модели цвета и их объяснения и ограничения в строгом математическом виде. Чтение не обещает быть простым, так как термины и определения в области света и цвета весьма не просты.

Путь этот показывается автором в следовании друг за другом последовательных этапов, в виде цепочки, состоящей как бы из нескольких звеньев.

  • Первое -- показ того, как свет и цвет формируется в природе. Материальный носитель цвета -- фотон. Он не красный, ни зеленый, ни синий, но его энергия, имеющая волновые свойства, преобразуется в мозгу человека в цвет -- красный или зеленый, или синий.
  • Второе -- показ того, как цвет анализируется человеком. Изучение процесса восприятия света и цвета исторически строилось через моделирование этого процесса. Сначала естествоиспытатели пришли к мысли о трехкомпонентной структуре цвета, а уже потом физиологи подтвердили наличие трёх цветных рецепторов в глазу. На создание трехкомпонентной модели цвета ушло три столетия.
  • Третье -- показ того, как измеряется цвет, как формируется цвет в цифровых системах (в основном в сканере) и создаётся его цифровой код в фоточувствительном элементе -- ПЗС, оцениваются факторы, влияющие на его качество.
  • Четвертое -- обсуждаются и даются представления о том, как должно идентифицировать цвет. Дается модель равнозначности цвета на основе разработанной автором цветовой коррекции. Показывается, как может быть обеспечена равнозначность цвета при хранении в памяти компьютера.
  • Пятое -- анализ положения картины в обществе и рынке, что может быть интересно музеям, коллекционерам картин, искусствоведам, страховым агентствам, банкам.

Итак, в путь!

Автор признателен своим друзьям и коллегам, помогавшим формированию идей книги, в особенности -- сотруднику МИФИ, доктору физ.-мат. наук Алексею Иустиновичу Миськевичу и художнику Альберту Фёдоровичу Лазаренко.


 Об авторе

Евгений Алексеевич ПАНОВ

Физик, выпускник факультета теоретической и экспериментальной физики Московского инженерно-физического института (МИФИ). Кандидат технических наук. Работал в области атомной техники и технологии. Изобретатель СССР, автор и соавтор шести авторских свидетельств в области атомной технологии.

Патентовладелец двух изобретений России от 2001 и 2004 гг. на способы и устройство измерения равнозначного цвета поверхности, каковой является художественная КАРТИНА.

Самодеятельный художник; учился в художественной студии при ДК ЗИЛ у художника А.А. Кулакова. Член союза художников г.Балашихи.

Автор двух книг по теории переноса излучений, регистрации ионизирующих излучений и спектральных распределений лучистой энергии. Знания в области физики и живописи явились основой для разработки главной темы книги -- РАВНОЗНАЧНОСТИ ЦВЕТА КАРТИНЫ.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце