URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иодль Ф. История этики в новой философии: Кант и этика в девятнадцатом столетии. Пер. с нем.
Id: 211346
 
479 руб.

История этики в новой философии: Кант и этика в девятнадцатом столетии. Пер. с нем. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 528 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05272-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1898 г.). ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА: Л. Фейербах: Его жизнь и учение. Пер. с нем..
История этики в новой философии: Кант и этика в д

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается труд немецкого философа и психолога Фридриха Иодля (1849--1914), в котором дается освещение различных этических идей и учений, последовательно возникавших по мере духовного развития человечества. Работу отличает содержательность, объективность, широта взглядов и вместе с тем доступность изложения. В настоящей, второй книге описывается история этики в XIX столетии; излагается развитие этических взглядов в классической немецкой философии от Канта до Фейербаха, рассматривается спиритуализм и позитивизм во Франции, а также индуктивная школа и утилитаризм в философии Англии. Первая книга, посвященная истории этики от Античности до конца XVIII века, выходит одновременно со второй в нашем издательстве.

Книга будет полезна философам, социологам, психологам, культурологам, историкам науки, преподавателям, аспирантам и студентам философских факультетов, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Предисловiе

Книга первая: Германiя

Введенiе
Глава первая. Этика категорическаго императива: Кантъ
Отделъ I. Основныя определенiя
 § 1.Развитiе и мотивы Кантовой этики
 § 2.Добрая воля
 § 3.Значенiе этого понятiя
 § 4.Нравственный законъ
 § 5.Историческое положенiе Кантовой этики
Отделъ II. Дополненiя и выводы. Понятiе свободы
 § 1.Апрiоризмъ Канта
 § 2.Свобода какъ автономiя
 § 3.Свобода какъ умопостигаемая сущность
 § 4.Свобода какъ случайность
Отделъ III. Этика и религiя
 § 1.Вторженiе эвдемонизма въ этику Канта
 § 2.Практическiе постулаты
 § 3.Кантъ при свете прежнихъ теорiй
 § 4.Значенiе Кантова ученiя
Глава вторая. "Прекрасная" нравственность: Шиллеръ
 § 1.Шиллеръ и Кантъ
 § 2."Прекрасная" нравственность
 § 3.Пределы человечности. Возвышенное
 § 4.Вкусъ и эстетическая культура
 § 5.Общая связь Шиллеровыхъ воззренiй
 § 6.Историко-философскiя перспективы
Глава третья. Этика творческой генiальности: Фихте
Отделъ I. Личность и принципы
 § 1.Этика на почве "Наукоученiя"
 § 2.Формальный принципъ Этики: разумная воля
 § 3.Нравственная норма
 § 4.Матерiальный принципъ этики. Ученiе объ обязанностяхъ
Отделъ II. Добро и зло. Генезисъ нравственнаго въ человеке
 § 1.Пределы объясненiя человеческаго действiя
 § 2.Психологическая основа нравственнаго воспитанiя
Отделъ III. Нравственность, религiя и счастье
 § 1.Нравственность есть блаженство
 § 2.Нравственное какъ абсолютная цель въ себе
 § 3.Философское ученiе о благодати
Глава четвертая. "Умозрительный идеализмъ
Отделъ I. Точка зренiя мистическаго чувства Краузе
 § 1.Личность и воззренiе
 § 2.Метафизика нраветвеннаго
 § 3.Принципъ и методъ этики Краузе
 § 4.Психологiя нравственнаго
 § 5.Прикладная этика
 § 6.Краузе и Огюстъ Контъ
Отделъ II. Точка зренiя дiалектическаго построенiя: Гегель
 § 1.Этика и панлогизмъ
 § 2.Теорiя воли
 § 3.Нравственное, инстинкты и счастье
 § 4.Понятiе объективнаго духа: идея права
 § 5.Понятiе моральности: совесть
 § 6.Сущность и происхожденiе зла
 § 7.Высшая ступень объективнаго духа: нравственность
 § 8.Критическiя разъясненiя
Глава пятая. Умозрительныя преобразованiя церковнаго ученiя
Отделъ I. Баадеръ
 § 1.Теологическiй духъ въ 19 столетiи
 § 2.Догма какъ орудiе познанiя
 § 3.Теономiя и автономiя
 § 4.Сущность и происхожденiе зла
Отделъ II. Шеллингъ
 § 1.Поворотъ къ теософiи
 § 2.Зло какъ мiровая сила
 § 3.Зло какъ свободное действiе
Отделъ III. Гегель
 § 1.Абсолютный идеализмъ и религiя
 § 2.Философское толкованiе христiанскихъ догмъ.
 § 3.Отношенiе Гегеля къ предшественникамъ
 § 4.Религiя и государство
Глава шестая. Примиренiе идеализма съ натурализмомъ: Шлейермахеръ
Отделъ I. Принципiальная основа
 § 1.Развитiе воззренiя
 § 2.Нравственное какъ взаимодействiе между природой и разумомъ
 § 3.Нравственный процессь и его моменты
 § 4.Право индивидуальности
Отделъ II. Приложенiе принципа къ господствующимъ понятiямъ.
 § 1.Этика какъ ученiе о благахъ
 § 2.Понятiе добродетели
 § 3.Понятiе долга
 § 4.Зло
Отделъ III. Этика и религiя
 § 1.Шлейермахеръ и теологiя
 § 2.Точка зренiя "Речей о религiи"
 § 3.Христiанская этика Шлейермахера
Глава седьмая. Этика эстетическаго формализма: Гербартъ
Отделъ I. Основныя начала
 § 1.Общая характеристика
 § 2.Нравственное какъ сужденiе оценки
 § 3.Этика и эстетика
 § 4.Практическiя идеи
Отделъ II. Примененiя и выводы
 § 1.Добродетель и долгъ
 § 2.Понятiе и свобода
 § 3.Этика и религiя
Глава восьмая. Этика пессимизма: Шопенгауэръ
Отделъ I. Основныя идеи
 § 1.Общая характеристика
 § 2.Состраданiе какъ нравственный принципъ
 § 3.Аскетизмъ
Отделъ II. Разъясненiе и критика
 § 1.Сведенiе нравственнаго къ состраданiю
 § 2.Борьба противъ этики, какъ нормативной науки
Отделъ III. Вспомогательныя понятiя Шопенгауэровой этики
 § 1.Что свобода не есть
 § 2.Истинная сущность свободы
 § 3.Этика и религiя
Глава девятая. Эвдемонизмъ
Отделъ I. Психологiя нравственнаго: Бенеке
 § 1.Его историческое положенiе
 § 2.Критерiи нравственной оценки
 § 3.Степени ценности
 § 4.Психологическiе принципы нравственности: разумъ и чувство
 § 5.Свобода и вмененiе
 § 6.Этика и религiя
Отделъ II. Немецкiй позитивизмъ: Фейербахъ
 § 1.Фейербахъ и немецкая философiя
 § 2.Стремленiе къ счастью какъ основа этики.
 § 3.Нравственное какъ норма: происхожденiе понятiя долга
 § 4.Совесть
 § 5.Свобода и ответственность
 § 6.Сущность религiи
 § 7.Этическая функцiя религiи

Книга вторая: Францiя

Глава десятая. Спиритуализмъ
Отделъ I. Кузенъ
 § 1.Реставрацiя философiи во Францiи
 § 2.Кантiанство Кузена и революцiя
 § 3.Противуположность между школой и жизнью.
 § 4.Нравственное какъ законъ разума
 § 5.Свобода и счастье
Отделъ II. Жуффруа
 § 1.Личность и литературная деятельность
 § 2.Понятiе цели какъ основанiе этики
 § 3.Систематическое построенiе этики
 § 4.Упущенiя спиритуализма
Отделъ III. Прудонъ
 § 1.Человекъ и писатель
 § 2.Научныя цели
 § 3.Достоинство человека какъ этическiй принципъ.
 § 4.Систематическое положенiе теорiи Прудона
 § 5.Историко-философскiя перспективы: право какъ вечная сущность и какъ продуктъ развитiя
Глава одиннадцатая. Позитивизмъ
Отделъ I. Позитивизмъ какъ культурная сила и система
 § 1.Позитивизмъ и спиритуализмъ
 § 2.Iерархiя наукъ и этика.
Отделъ II. Этика и позитивизмъ
 § 1.Эгоизмъ и альтруизмъ
 § 2.Чувство и интеллектуальная культура
 § 3.Санкцiя нравственнаго
 § 4.Нравственность и соцiальное общенiе
Глава двенадцатая. Этико-религiозная проблема
Отделъ I. Спиритуализмъ
 § 1.Французское общество и религiя
 § 2.Отношенiе Кузена къ теологiи
 § 3.Жуффруа
 § 4.Спиритуализмъ какъ популярная религiозная философiя
 § 5.Возвращенiе къ вере
Отделъ II. Позитивизмъ
 § 1.Позитивизмъ и историческая религiя
 § 2.Религiя человечества
 § 3.Новая теократiя
Отделъ III. Этическiй атеизмъ
 § 1.Борьба противъ религiи какъ этическаго принцiпа
 § 2.Невозможность теодицеи. Богъ какъ практическiй идеалъ

Книга третья: Англiя

Глава тринадцатая. Общая характеристика англiйской философiи въ 19 столетiи
 § 31.Консервативный характеръ Англiи въ 19 столетiи
 § 32.Тесная связь съ 18 столетiемъ
 § 33.Историко-романтическая школа въ Англiи
Глава четырнадцатая. Индуктивная школа
Отделъ I. Шотландская философiя Common Sense'a (здраваго разсудка): Стюартъ
 § 31.Историческое положенiе ранней шотландской философiи
 § 32.Формальный принципъ совести
 § 33.Интуитивный разумъ
Отделъ II. Кантiанство въ Англiи: Юелль
 § 31.Возобновленiе интуитивной философiи въ Англiи
 § 32.Задача о методе этики
 § 33.Этическiя аксiомы
 § 34.Замена этическаго эвдемонизма теологическимь
Отделъ III. Приближенiе интуитивной школы къ утилитарной: Мэкинтошъ
 § 31.Историческая и систематическая связь
 § 32.Факты этики: совесть
 § 33.Различiе между критерiемъ нравственности и ея основой
Глава пятнадцатая. Утилитаризмъ
Отделъ I. Бентамъ
 § 31.Бентамъ о принципе пользы
 § 32.Методы для определенiя ценностей
 § 33.Санкцiя нравственныiъ законовъ
Отделъ II. Джонъ Стюартъ Милль
 § 31.Бентамизмъ
 § 32.Этическiй характеръ работъ Милля
 § 33.Проблема соцiальной этики
 § 34.Борьба съ интуитивною школой
 § 35.Принципъ счастья у Милля
 § 36.Опроверженiе доводовъ, выставляемыхъ противъ утилитаризма
 § 37.Примиренiе между эвдемонизмомъ и рацiонализмомъ
Глава шестнадцатая. Этико-религiозная проблема въ Англiи
Отделъ I. Теологiя и церковь
 § 31.Упадокъ просветительныхъ тенденцiй
 § 32.Религiя и церковь какъ орудiя классовой борьбы
 § 33.Либеральная теологiя Англiи
Отделъ II. Радикализмъ
 § 31.Поэтическiе протесты противъ теологическаго мiровоззренiя
 § 32.Принципiальное устраненiе религiи Миллемъ
 § 33.Логическая возможность религiи
 § 34.Практическая годность религiи
Примечанiя

 Предисловiе

Внутреннiя, какъ и внешнiя препятствiя послужили причиной того, что этотъ второй томъ является значительно позже, чемъ предполагалось раиее; но насколько самъ авторъ въ праве судить, -- не ко вреду для работы. Многое, что при начале изследованiя носилось передъ нимъ въ неопределенной форме, темъ временемъ вполне созрело и придало изложенiю, также какъ и критике большую уверенность, хотя местами и более личную окраску. Авторъ льститъ себя надеждою, что и этотъ второй томъ встретитъ благосклонный прiемъ, который въ такой мере выпалъ на долю его предшественника -- темъ более что основанiя остались те же, а некоторыя не скрытыя мною тогда сомненiя дальнейшимъ изследованiемъ устранены. А то, что авторъ ограничилъ свою тему одними лишь принципiальными вопросами, теперъ ему еще менее будетъ поставлено въ вину: за это время такiя признанныя силы, какъ Циглеръ и Кэстлинъ, развили исторiю этики по другимъ направленiямъ, -- особенно въ томъ, что касается конкретнаго примененiя принципа къ обычаю и праву, и вообще связи этой дисциплины съ реальными отношенiями. Авторъ съ искреннею радостью приветствуетъ эти работы какъ продолженiе и расширенiе собственной его задачи.

Своеобразныя трудности представляло въ этомъ томе определенiе границъ матерiала въ виду тогое что онъ во всехъ направленiяхъ является какъ бы въ подвижномъ состоянiи. Но исходя изъ того, что предлежащая работа имеетъ своимъ предметомъ исторiю, а не критическую полемику съ современниками, авторъ выделилъ все те ученiя, о прочномъ значенiи и воздействiи которыхъ теперь судить еще невозможно: это относится къ влiянiю на этику теорiи развитiя, а также и къ пессимизму Гартмана. Съ другой стороны, новейшая умозрителыiая и идеалистическая немецкая этика представленная Виртомъ, Халибэусомъ, младшимъ Фихте, Ульрици и Лотце, оставлена въ стороне, по той причине, что у этихъ мыслителей, не смотря на некоторыя заслуги въ частностяхъ, слишкомъ однако мало оригинальнаго въ принципахъ, т.е. именно въ томъ, на что въ нашемъ изследованiи съ самаго начала обращено было преимущественное вниманiе.

По этимъ причинамъ, къ которымъ присоединилось еще неизбежное соображенiе касательно объема книги, авторъ ограничилъ свой матерiалъ такимъ образомъ, что онъ, говоря хронологически, охватываетъ приблизительно первую половину нашего столетiя: съ одной стороны классическая немецкая философiя отъ Канта до Фейербаха, а съ другой -- противуположность спиритуалистическаго и позитавистическаго направленiя въ философiи Францiи и Англiи. Различное отношенiе къ обеимъ этимъ группамъ въ Германiи обусловило собою различную ихъ разработку и въ предлежащемъ изследованiи. Съ какимъ бы различнымъ интересомъ ни относились къ отдельнымъ мыслителямъ первой группы, вся она въ общемъ подвергалась многократному разбору; поэтому многiя частности могли быть предположены авторомъ какъ известныя, и главное вниманiе было обращено на те стороны, благодаря которымъ эти системы, находящiяся въ настоящее время въ незаслуженномъ пренебреженiи, имеютъ еще ценность и для теперешнихъ нашихъ стремленiй. Иначе обстоитъ дело съ философскими течениями Францiи и Англiи: если въ некоторыхъ кругахъ классическiй перiодъ немецкой философiи не ценится уже более такъ, какъ ему бы подобало, то въ другихъ крутахъ англо-французской литературе нашей науки не уделено еще того вниманiя, какого она заслуживаетъ. Предлежащiй трудъ въ немецкой литературе является первой попыткой историческаго изложенiя англо-французской философiи нашего столетiя -- главнымъ образомъ, конечно, этики -- въ связи съ общимъ духовнымъ движенiемъ обеихъ странъ. По этой причине авторъ счелъ себя вправе уделить сравннтельно много места изображенiю ихъ политическихъ и литературныхъ отношенiй, личной характеристике отдельныхъ мыслителей, а также частностямъ ихъ ученiй. То же относится и къ ученому матерiалу, сообщенному въ примечанiяхъ.

На библiографическую полноту этотъ томъ имеетъ еще менее притязанiй, чемъ первый; но въ немъ еще решительнее, нежели въ первомъ, имелось въ виду поставить историческую работу въ услуженiе систематическому познанiю. Хотя высказанное въ предисловiи къ первому тому намеренiе дать въ конце изследованiя сводъ достигнутыхъ имъ результатовъ должно было остаться невыполненнымъ -- чтобы дать нечто большее, чемъ мозаическую группировку фактовъ, автору необходимо было бы посвятить этому особую книгу -- но темъ более старанiя имъ было приложено къ тому, чтобы излишними подробностями не затемнить основныхъ решающихъ вопросовъ, и чтобы путемъ тщательно проведеннаго сравненiя точно определить роль отдельныхъ мыслителей въ деле развитiя. Авторъ счелъ бы, что его работа привела къ наилучшему результату, если бы ему удалось сделать что нибудь для устраненiя того заблужденiя, будто исторiя нашей науки представляетъ собою хаосъ противоречивыхъ мненiй, въ которомъ нетъ твердыхъ пунктовъ согласiя, нетъ ни одного окончательно установленнаго воззренiя. Необходимо наконецъ отвернуться отъ разработанныхъ до нелепости и мелочно преувеличенныхъ различiй между отдельными мыслителями и направить свой взоръ на общее-типическое для нихъ всехъ. Тогда и то презренiе къ философiи, къ которому привелъ этотъ псевдоисторическiй методъ, вскоре уступитъ место более справедливой ея оценке.

Фр. Iодль

 Об авторе

Фридрих ИОДЛЬ (1849--1914)

Немецкий философ и психолог. Родился в Мюнхене. Изучал историю и философию в Мюнхенском университете, который окончил в 1872 г., защитив диссертацию на тему учения Давида Юма. Преподавал философию в Мюнхенском университете (приват-доцент с 1880 г.), в Баварской военной академии, а в 1885 г. стал профессором Пражского немецкого университета. С 1896 г. заведовал кафедрой философии Венского университете; одновременно преподавал эстетику в Техническом университете Вены. В своих философских воззрениях находился под влиянием позитивистских учений Дж.Ст.Милля и О.Конта. Автор нескольких философских трудов, в числе которых фундаментальная "История этики в новой философии" (1882--1889). Вместе со шведским философом В.Болином подготовил к печати многотомное собрание сочинений Л.Фейербаха.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце