URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иодль Ф. История этики в новой философии: От Античности до конца восемнадцатого столетия. Пер. с нем.
Id: 211345
 
375 руб.

История этики в новой философии: От Античности до конца восемнадцатого столетия. Пер. с нем. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 368 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05271-9.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1896 г.).
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:
Л. Фейербах: Его жизнь и учение. Пер. с нем..
История этики в новой философии: Кант и этика в д

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается труд немецкого философа и психолога Фридриха Иодля (1849--1914), в котором дается освещение различных этических идей и учений, последовательно возникавших по мере духовного развития человечества. Работу отличает содержательность, объективность, широта взглядов и вместе с тем доступность изложения. Настоящая книга посвящена истории этики в новой философии до конца XVIII века; в качестве введения в ней представлены две главы, рассматривающие античную и христианскую этику. Вторая книга, в которой описывается развитие этических взглядов на протяжении XIX столетия, выходит одновременно с первой в нашем издательстве.

Книга будет полезна философам, социологам, психологам, культурологам, историкам науки, преподавателям, аспирантам и студентам философских факультетов, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавленiе

Отъ редактора перевода
Предисловiе автора

Глава первая

Греко-римская этика:
 Отделъ I.Софисто-скептическiя тенденцiи
 Отделъ II.Эмпирики
 Отделъ III.Метафизики
 Отделъ IV.Цицеронъ

Глава вторая

Христiанская этика:
 Отделъ I.Переходныя формы
 Отделъ II.Христiанство до упадка римской культуры
 Отделъ III.Схоластика
 Отделъ IV.Гуманизмъ и реформацiя

Глава третья

Начало самостоятельной этики въ новой философiи:
 Отделъ I.Общiя предпосылки
 Отделъ II.Шарронъ
 Отделъ III.Бэконъ
 Отделъ IV.Арминiанизмъ и родственныя ему направленiя
 Отделъ V.Гуго Гроцiй

Глава четвертая

Гоббсъ и его противники въ 17 столетiи:
 Отделъ I.Гоббсъ
 Отделъ II.Кэмбриджская школа
 Отделъ III.Кумбэрлендъ

Глава пятая

Локкъ и его противники: Кларкъ и Шефтсбёри:
 Отделъ I.Леккъ
 Отделъ II.Кларкъ
 Отделъ III.Шефтсбёри

Глава шестая

Англiйскiй утилитаризмъ и отголоски интеллектуализма:
 Отделъ I.Мандевилль
 Отделъ II.Бутлеръ
 Отделъ III.Гартлей
 Отделъ IV.Варбертонъ и теологическiй утилитаризмъ
 Отделъ V.Палей
 Отделъ VI.Отголоски интеллектуализма: Ричардъ Прайсъ

Глава седьмая

Шотландская школа:
 Отделъ I.Гутчесонъ
 Отделъ II.Юмъ
 Отделъ III.Адамъ Смитъ.

Глава восьмая

Этика картезiанства и зачатки скептицизма въ Францiи:
 Отделъ I.Декартъ
 Отделъ II.Мальбраншъ
 Отделъ III.Современики Мальбранша и философо-теологическiя пререканiя
 Отделъ IV.Бэйль

Глава девятая

Этика эпохи французскаго просвещенiя:
 Отделъ I.Общая характеристика
 Отделъ II.Теорiя Гельвецiя
 Отделъ III.Разработка вопроса остальными французскими писателями

Глава десятая

Спиноза:
 Отделъ I.Личность и историческое положенiе
 Отделъ II.Система
 Отделъ III.Отношенiе Спинозы къ философiи своего времени
 Отделъ IV.Отношенiе къ религiи

Глава одиннадцатая

Лейбницъ:
 Отделъ I.Общая характеристика
 Отделъ II.Метафизика нравственнаго
 Отделъ III.Психологическое основанiе
 Отделъ IV.Нравственность и религiя
 Отделъ V.Систематизацiя идей Лейбница Вольфомъ

Примечанiя

 Предисловiе автора

Имеетъ ли эта книга, выступающая теперь въ светъ, право называться "исторiей этики"? Вопросъ этотъ долго и серьезно занималъ автора, и если онъ въ конце концовъ решился на это заглавiе, не смотря на то, что многаго, что такое заглавiе заставляетъ ожидать, въ ней недостаетъ, то для этого были, конечно, основательныя причины. Я полагаю, что лучше всего выясню ихъ, если предпошлю несколько словъ о плане и цели всей книги.

Всякая этика занимается преимущественно двумя задачами, изъ которыхъ одну можно обозначитъ по существу какъ синтетическую, другую -- какъ аналитическую.

Первая касается решенiя вопроса: что нравственно или что такое нравственность? Она старается путемъ собиранiя и сравненiя этическихъ опытовъ найти для нравственнаго определенiе, а черезъ идеализированiе этихъ опытовъ найти его норму.

Вторая задача имеетъ предметомъ решенiе вопроса: какъ возникаетъ нравственность? изъ какихъ условiй мiрового строя вообще и специфически человеческой организацiи въ особенности выростаетъ нравственность?

Эти проблемы исчерпываютъ область этическаго изследованiя, и трудъ, который, подобно предлежащему, поставилъ себе задачей проследить попытки ихъ разрешенiя на протяженiи всего развитiя философскаго мышленiя, можетъ по праву называться исторiей этики.

Необходимо, впрочемъ, сделать при этомъ оговорку. А именно: во все времена важную задачу этики видели въ томъ, чтобы найденное понятiе нравственнаго, или, какъ его еще обыкновенно называютъ, нравственный принципъ применять дедуктивнымъ образомъ къ отдельнымъ областямъ внутренней и внешней жизни, на коихъ оно должно испытать свою регулятивную силу, -- другими словами, считали нужнымъ дополнить ученiе объ этическихъ началахъ и психологiю нравственности ученiемъ о благе и обязанностяхъ,

Вся эта область, если можно такъ выразиться, прикладной этики оставлена здесь въ стороне и, какъ всегда бываетъ при такихъ радикальныхъ прiемахъ, этимъ было потеряно съ одной стороны столько же, сколько выиграно съ другой. Такимъ образомъ оетавлена была, правда, въ стороне та часть этики, которая находится въ самомъ близкомъ отношенiи къ жизни, которая носитъ на себе следы окружающихъ культурныхъ условiй и наиболее способна влiять на общее мiросозерцанiе; но представить это взаимоотношенiе между этикой и общественнымъ духомъ, -- между нравами, нравственностью и ученiемъ о нравственности (а только такимъ путемъ эта часть исторiи этики будетъ разработана соответственно нашимъ современнымъ требованiямъ) -- не есть нечто такое, съ чемъ можно было бы разделаться мимоходомъ, -- оно требуетъ особаго труда, для чего у автора найдутся, можетъ быть, въ будущемъ время и силы.

А затемъ, освободившись путемъ такого отреченiя отъ весьма сложнаго матерiала и отъ значительныхъ трудностей въ самомъ его распределенiи, авторъ могъ уделить собственно принципiальнымъ вопросамъ большее вниманiе, чемъ это возможно было бы при другихъ условiяхъ, -- а ведь эти вопросы для философской разработки предмета самое важное. Легко заметить, что въ общемъ большинство новейшихъ философовъ, -- и именно наиболее выдающiеся, -- занимаются преимущественно принципiальными вопросами; выработку же всеобъемлющихъ и конструктивныхъ системъ они предоставляютъ теологамъ, которые и въ самомъ деле продолжали до сихъ поръ ревностно работать по образцамъ завещаннымъ имъ схоластикой. Такимъ образомъ уже въ самой литературе этики, какъ философской науки, имеется до некоторой степени оправданiе проведенной выше границе.

Но еще более въ существе самого предмета. Этика въ не меньшей во всякомъ случае мере, чемъ теорiя познанiя, связана съ вопросами общаго мiровоззренiя и метафизики. Великiе контрасты, около которыхъ вращается всякое умозренiе, выступаютъ съ еще большею, пожалуй, резкостью въ этике: что ихъ особенно обостряетъ -- это неизмеримая важность нравственнаго начала, признаннаго всеми направленiями какъ самое общее и, въ известномъ смысле, какъ самое высшее въ человеческомъ существованiи. Тесная же связь между нравственностью и религiей, между этикой и теологiей, которую показываетъ намъ историческое развитiе повсюду, даже въ древности, можетъ только содействовать подкрепленiю того положенiя, что тщательная и подробная разработка принципiальной стороны этики неизбежно приводитъ къ кореннымъ проблемамъ метафизики и освещаетъ ихъ съ новой стороны. И этой связи надо было посвятить темъ больше вниманiя, что пониманiе ея принадлежитъ къ числу труднейшихъ вопросовъ этики; а между темъ относителъно этого именно пункта необходима полная ясность, -- для того, чтобы подойти съ безпристрастнымъ и принципiальнымъ воззренiемъ къ серьезнымъ практическимъ вопросамъ современности, которые только такимъ путемъ могутъ получить свое решенiе.

Вотъ что лежитъ въ основанiи мысли -- разсмотреть главные вопросы этики въ ихъ отношенiи къ теологiи, метафизике и психологiи, -- изъ которой исходило это изследованiе.

Что касается метода, то авторъ старался соединить интересъ историческiй съ систематическимъ. Задача заключалась въ томъ, чтобы съ одной стороны ясно изобразить историческое представительство идей, зависимость другъ отъ друга отдельныхъ мыслителей и постепенное развитiе проблемы, -- а съ другой -- доставить читателю возможность овладеть аргументацiей, приведенной отдельными направленiями, и выяснить научные мотивы, которые решили дело въ пользу того или иного воззренiя. По этимъ основанiямъ я решительно избегалъ применять къ отделънымъ направленiямъ иную критику, чемъ ту, которая вытекаетъ изъ историческаго развитiя и изъ сравненiя рядомъ стоящихъ направленiй. И именно такая критика тамъ, где въ этомъ представлялась надобность, выдвинута съ настойчивостью; другая же -- позитивная, какъ сводъ систематическихъ научныхъ результатовъ, оставлена на конецъ книги.

Первыя две главы, разсматривающiя античную и христiанскую этику, не ставятъ себе задачей исчерпать весь относящiйся сюда матерiалъ, а служатъ только введенiемъ: античная этика -- по той причине, что въ ней, подобно тому какъ и въ теорiи познанiя, проявляются наружу противоположности позднейшихъ направленiй въ типическомъ образце, христiанская же этика потому, -- что безъ разсмотренiя ея невозможно составить себе правильное представленiе о зачаткахъ новейшей философiи этики и о своеобразныхъ условiяхъ и трудностяхъ ея развитiя.

Библiографическая полнота не достигнута и не входила въ виды автора, но онъ надеется, однако, что отъ читателя не уйдетъ ничего, что оказало существенное влiянiе на развитiе этической проблемы.

Фр. Iодлъ.

 Об авторе

Фридрих ИОДЛЬ (1849--1914)

Немецкий философ и психолог. Родился в Мюнхене. Изучал историю и философию в Мюнхенском университете, который окончил в 1872 г., защитив диссертацию на тему учения Давида Юма. Преподавал философию в Мюнхенском университете (приват-доцент с 1880 г.), в Баварской военной академии, а в 1885 г. стал профессором Пражского немецкого университета. С 1896 г. заведовал кафедрой философии Венского университете; одновременно преподавал эстетику в Техническом университете Вены. В своих философских воззрениях находился под влиянием позитивистских учений Дж.Ст.Милля и О.Конта. Автор нескольких философских трудов, в числе которых фундаментальная "История этики в новой философии" (1882--1889). Вместе со шведским философом В.Болином подготовил к печати многотомное собрание сочинений Л.Фейербаха.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце