URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арлычев А.Н. Онтология и теория познания
Id: 210182
 
345 руб.

Онтология и теория познания. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05251-1.

 Аннотация

Настоящая книга представляет собой оригинальную авторскую интерпретацию ряда основополагающих проблем философии --- ее предмета изучения и той роли, которую она играет в обществе, --- в раскрытии содержания главных онтологических категорий, относящихся как к миру в целом, так и к пониманию сущности сознания в частности. В книге во многом по-новому ставятся и решаются узловые вопросы теории познания. Опираясь на мировой опыт в развитии философского знания, автор вместе с тем предлагает собственное видение, направленное в основном на преодоление односторонних позиций, имеющихся в истории философии по кардинальным проблемам онтологии и теории познания. Работа представляет собой попытку создания единого целостного подхода к этим проблемам, в котором наиболее ценные идеи самых различных школ и направлений нашли бы свое место в общей синтетической модели философского знания. Предлагается, к примеру, не противопоставлять, а по возможности привести в единую систему идеи рациональной и иррациональной философии по вопросам понимания сущности мира и его познания.

Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей философии, а также для всех, кто интересуется фундаментальными философскими проблемами.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Предмет философии и ее место в системе общественного сознания
 1.1.О понятиях объекта и предмета научного познания
 1.2.Понятие мировоззрения, его типы и виды
 1.3.Главная философская проблема и основные подходы к ее решению
 1.4.Философия и наука
 1.5.Философия как форма общественного сознания
  Основные понятия и термины
  Литература
  Вопросы для самоконтроля
  Темы докладов и рефератов
Глава 2. Онтология как учение о бытии
 2.1.Проблема бытия как наиболее общая проблема в философии
 2.2.Материя -- субстанция бытия
 2.3.Представление о материи в свете развития физической науки
 2.4.Движение -- способ существования материи
 2.5.Пространство и время -- формы существования материи
  Основные понятия и термины
  Литература
  Вопросы для самоконтроля
  Темы докладов и рефератов
Глава 3. Онтология сознания
 3.1.Проблема философских оснований изучения сознания
 3.2.Отражение и информация -- атрибутивные свойства материи
 3.3.Информационная саморегуляция -- биологическая предпосылка возникновения сознания у человека
 3.4.Знаковая модель и специфика проявления информационного процесса в социальных системах
 3.5.Деятельностная сущность сознания
 3.6.Мотивационно-побудительный фактор информационной деятельности
  Основные понятия и термины
  Литература
  Вопросы для самоконтроля
  Темы докладов и рефератов
Глава 4. Гносеология -- учение о познании
 4.1.Трудности познания объективной реальности
 4.2.Рационализм и его методы познания
 4.3.Интуитивизм как гносеологическое учение
 4.4.Общие выводы по проблеме познания конкретного предмета
  Основные понятия и термины
  Литература
  Вопросы для самоконтроля
  Темы докладов и рефератов
Глава 5. Эпистемология -- теория научного познания
 5.1.Три основных вида познавательной деятельности человека
 5.2.Две основные формы познавательной деятельности человека и их взаимосвязь
 5.3.Два уровня научного познания и их взаимообусловленность
 5.4.Методология научного познания
 5.5.Диалектика как философский метод познания
  Основные понятия и термины
  Литература
  Вопросы для самоконтроля
  Темы докладов и рефератов
Важнейшие понятия и термины
Указатель имен

 Введение

Философия нужна, чтобы зреть в корень...
Автор

У Козьмы Пруткова есть знаменитый афоризм: "Зри в корень" -- он в предельно лаконичной форме всем нам дает мудрейший совет, как идти по жизни. Суть афоризма в том, что прежде чем приступать к какому-либо делу, принимать решение или, оказавшись в трудной ситуации, пытаться искать из нее выход и т.п., необходимо зреть в корень, т.е. уметь видеть суть вещей в их главной основе. Возникает риторический вопрос, есть ли такая "наука", которая способна научить человека зреть в корень? Отвечаем: есть, такой "наукой" является философия.

Термин "философия" (гр.philosophia, от phileo -- люблю и sophia -- мудрость) был введен в VI в. до н.э. древнегреческим философом Пифагором, что в дословном переводе на русский язык означает любомудрие или любовь к мудрости. Пифагор считал, что истинно мудрыми, т.е. всезнающими и постигшими суть мира, являются бессмертные боги, а смертные существа, люди, способны только из любви к мудрости пытаться ее понять, и тот, кто ставит перед собой такую задачу, есть собственно философ, а область его знания -- философия. Философия, таким образом, есть прежде всего знание, но такое, которое заключает в себе постижение сути бытия, что составляет главное отличие философского знания от любого другого. Философское знание, как считал другой древнегреческий философ, Аристотель, это знание о первопричинах мира, о его первой сущности. К этому надо только добавить, что первопричиной и первой сущностью охватываются все предметы и явления в мире и поэтому знание о них дает человеку ключ к постижению сущности любого существующего в мире явления и предмета. Это знание необходимо человеку для того, чтобы из того, что он делает, совершает и творит иметь обо всем этом предельно ясное до конца продуманное, полностью осознанное и недвусмысленное представление. Выражаясь военным языком, можно сказать, что философское знание играет в жизни человека и общества стратегическую роль в осмыслении и понимании всего, что существует в мире и что в нем осуществляется. Можно, например, иметь знание об экономических законах общественной жизни, неплохо разбираться в финансовых потоках движения капитала в современной экономике, но, не имея полной ясности о первопричинах происходящих событий, мы не в состоянии ответить, скажем, на вопрос, почему в настоящее время произошел глобальный экономический кризис. Объясняется это тем, что ответ на него неспособна дать ни одна из общественных наук: ни экономика, ни политология, ни культурология, ни психология и даже социология, взятые или в отдельности, или в какой-то их совокупности. Ответ на него способна дать только философия, которая, опираясь, безусловно, на знание всех этих наук, а главное, на основе универсальных методологических принципов, которыми располагает только она, может давать ответы на подобные вопросы, причем относящиеся, как к общественным, так и к природным явлениям. Не случайно, А.Эйнштейн, после того, как им была сформулирована специальная теория относительности, которая касалась только одной стороны физических процессов -- инерциальных систем, -- прежде чем приступить к созданию общей теории относительности, более десяти лет специально занимался изучением философии, с помощью которой искал ответы на поставленные им вопросы.

В истории человечества философия появляется тогда, когда возникает насущная потребность решать те или иные кардинальные проблемы общественной жизни, опираясь не на мифологию и не на религию, а на знание. Она зарождается из мифологии в эпоху цивилизации примерно в VII--VI вв. до н.э. и не во всех странах мира, а только в тех, где появилась общественная потребность выразить те или иные стороны мировоззрения в абстрактно-логической (понятийной) форме. В мифологии мистические элементы органически переплетаются с зачатками научных представлений о мире, произвольные фантастические вымыслы с элементами положительного знания. У всех народов мифология носит синкретический (от греч. synkretismos -- соединение) характер, когда различные элементы мировоззрения (общие представления о мире, социальные установки, нравственные поучения и т.п.) соединены с ритуальными предписаниями практических действий. Из мифологии изначально возникает религия, которая на ранней стадии развития цивилизации играет роль мировоззрения и одновременно выполняет идеологическую функцию в осуществлении социально-экономической, политической и духовной жизни общества. Однако в ряде стран возникли обстоятельства либо в экономике, либо в социальной сфере, либо в политике, когда религия оказалась беспомощной в решении важнейших проблем общественной жизни. Именно с этого момента не везде, а только в определенных странах начинается зарождение первых философских учений, а вместе с ними научного познания как такового. С помощью философии будут решаться принципиально важные либо идеологические, либо социальные, либо экономические и т.д. проблемы. Такая потребность, например, возникла в Древней Индии первоначально у высшей касты брахманов в связи с их стремлением установить в стране идеологическое и политическое господство. В Древнем Китае она была вызвана необходимостью преодоления социальной раздробленности и избавления от политических раздоров между отдельными княжествами. Но наиболее полно эта потребность проявилась в Древней Греции, обусловленная вначале социально-экономическими условиями жизни древнегреческих полисов, вызвавшая появление натурфилософии (философии природы). Позже, в V в. до н.э., демократическая форма политического правления в Афинах сыграла решающую роль в возникновении и развитии социального аспекта философского знания: теории познания, социальной философии, этики, эстетики и т.п.

В разные периоды человеческой истории философия была призвана решать различные общественные задачи, но, как правило, те, которые считались наиболее важными, значительными и затрагивающие интересы всего общества. Так, во времена средневековья она должна была объяснять смысл содержания священных писаний, ибо тогда считалось, что именно в священных книгах содержится вся истина о мире, человеке и смысле жизни. Если человек познает, хотя бы частично, текст священного писания, он будет приближен к божественной мудрости и это позволит ему осуществлять праведную жизнь. В новое же время в странах Западной Европы, например, на передний план выступает другая задача -- обеспечить человеку если не комфортные, то, по крайней мере, благополучные материальные условия для его жизни -- ценностная ориентация, характерная для буржуазного общества. Чтобы осуществлять эту задачу, человек должен прежде всего трудиться, а также сберегать и накапливать материальные блага -- это главные требования буржуазной морали. Но одних моральных принципов недостаточно, необходимо, чтобы сам жизненный уклад общественной жизни способствовал успешному решению этой задачи. И такой уклад был создан: общество было сориентировано главным образом на развитие производства и торговли, поскольку именно от них зависит успех материального благополучия. Но производство и торговлю невозможно развивать без совершенствования технологий и техники, опирающееся на новаторскую мысль, а ее основным поставщиком является наука. Наука, таким образом, занимает главенствующее положение в развитии буржуазного общества, а при решении уже собственно научных задач возникла потребность в философии как способе получения истинного знания. Если в период средневековья философия играла роль способа постижения истины в священных писаниях, то в новое время она будет выполнять функцию способа научного познания. Именно такое место ей было отведено основоположником философии нового времени английским философом XVII в. Ф.Бэконом, который считал, что философия призвана разрабатывать метод познания для науки, руководствуясь которым, она сможет кратчайшим путем достигать истинного знания. На протяжении всего последующего времени, можно сказать, вплоть до сегодняшнего дня в странах Западной Европы и не только в них на философию смотрят в основном как на методологию научного познания. И это вполне объяснимо, ибо ценностные ориентации в этих странах, начиная с момента зарождения капитализма по настоящее время, не претерпели существенного изменения, в своей основе они остаются прагматическими: стремление к достижению материального благополучия и жизненного комфорта.

Однако роль философии в обществе не сводится только к методологической функции науки. Если мы возьмем страны азиатского континента или Россию, то увидим, что в этих странах взгляд на философию и ее роль в обществе существенно отличается от стран Западной Европы. В азиатских странах, например, на философию смотрят как на учение, в котором заключена жизненная мудрость, и ее знание необходимо для того, чтобы иметь истинное представление о человеческой жизни, и философов там называют не иначе, как учителями мудрости. Учителями мудрости были, например, Будда в Индии, Конфуций и Лао-Цзы в Китае и другие. В России же на философию чаще всего смотрели как на идейное кредо, с помощью которого можно решить проблему обеспечения справедливой и достойной человеку социальной жизни. Эти вопросы ставились и решались не только философами, но и публицистами и более всего писателями и поэтами. А.С.Пушкин, например, видел решение этой проблемы в установлении политической свободы, русский философ XIX в. В.С.Соловьев -- в идеи соборности, Л.Н.Толстой -- в идеи всеобщего человеколюбия и т.д.

Из сказанного следует, что философия как носительница человеческой мудрости выполняет многогранную роль в социальной жизни, и во всех случаях она нужна для того, чтобы отвечать на самые трудные и наиболее жизненно важные вопросы, возникающие в обществе. Но этим ее роль не ограничивается, не менее значительную роль она должна была бы играть в индивидуальной жизни каждого отдельного человека. В какой-то мере эта задача ею решается в азиатских странах, но в целом, и особенно на западном континенте эта ее роль сведена к минимуму. Что касается отдельного человека, то идейная сущность в отношении к нему рассматривается в основном в аспекте морали и нравственности. Мораль и нравственность, это, конечно, важные вопросы, но они затрагивают лишь одну сторону индивидуальной жизни человека, а именно его отношение к другим индивидам, к социальным группам и к обществу в целом. Но ведь наряду с этими вопросами перед каждым человеком встают не менее, а может быть даже более важные вопросы, относящиеся, например, к проблеме смысла жизни, жизненных ценностей, кредо жизни и т.п. Этими вопросами занимается не этика -- специальная наука о морали и нравственности, -- а непосредственно философия, ибо чтобы дать сколько-нибудь адекватный на них ответ надо прежде ответить на целый комплекс других философских вопросов, в том числе на вопрос о сущности бытия вообще и сущности бытия человека в особенности. Ответы на подобные вопросы составляют одну из ее основных функций -- так называемой антропологической функции. Есть философские учения -- философия жизни, экзистенциализм, антропологизм и т.д., которые специально исследуют эту проблему, но, к сожалению, их исследования замыкаются в рамках самой философии, носят весьма абстрактный характер и, по существу, являются схоластическими. С реальной, а тем более с повседневной жизнью отдельного человека они почти не связаны. Иначе говоря, философия в целом еще далека от того, чтобы выполнять функцию знания, способного научать человека жизни. Это, наверное, должно стать делом будущего.

Говоря о современном обществе, следует отметить, что наиболее общей и характерной его чертой является то, что оно находится на распутье. Оно в настоящее время переживает такой момент, когда многое из того, чем человечество жило в прошлом и продолжает жить в настоящем, себя исчерпало и потому стоит перед глобальной проблемой кардинального перехода к чему-то совершенно новому. Это касается всех основных сторон общественной жизни: экономики, социальной сферы, политики и духовной культуры, включая науку и образование. Экономика, например, в том виде, в каком она существует сегодня, все чаще оказывается в состоянии кризиса, причем, как это особенно наглядно показал последний кризис, его специфика заключается в том, что он носит в настоящее время всемирный характер, охватывает одновременно все страны независимо от их экономического уровня развития. Экономика призвана решать социальные задачи, и капиталистическая экономика на протяжении нескольких столетий, сосредоточенная главным образом на получении прибыли, худо-бедно их решала. В условиях бурного развития компьютеризации и информационных технологий погоня за прибылью превратила экономику в "мыльный пузырь", который к решению социальных задач не имеет никакого отношения: экономические магнаты и финансовые спекулянты занимаются только тем, что стремятся путем обмана и всевозможных махинаций добыть для себя как можно большую сверхприбыль. Что касается политики, то в большинстве стран она ведется не в интересах развития реальной экономики и социальной сферы, а в основном направлена на удовлетворение алчной потребности тех же магнатов и финансовых воротил. Поскольку экономика, социальная сфера и политика составляют основу общественной жизни, то это существенным образом сказывается на духовной культуре. Единственным стимулом развития духовной культуры становится "золотой телец", он все более уверенно и настойчиво подчиняет себе искусство, науку и даже образование и этим весьма успешно способствует деградации художественного творчества, стагнации в развитии фундаментальной науки, превращению образования в формальное средство карьеры и престижа. Короче говоря, общество оказалось в таком положении, когда его духовная составляющая постепенно утрачивает свои позиции, и если это будет продолжаться и усиливаться до бесконечности, то невозможно даже представить, чего ожидать будущему человечеству. Естественно, люди этот процесс должны как-то приостановить и попытаться определить новый путь общественного развития. Это вовсе непраздный, а самый что не есть актуальный и безотлагательный вопрос нашего времени и его необходимо решать уже сегодня. Но решать его надо вначале в сфере мысли и знания, что входит в обязанность всех наук и в первую очередь гуманитарных, философии же, соответственно, предстоит сыграть на этом этапе решающую роль.

Исходя из тех сложных и трудных объективных обстоятельств, в которых оказалось современное общество, философия должна быть в высшей степени востребована, но, к сожалению, этого не происходит. Дело в том, что философия в нынешнем обществе тоже находится в состоянии кризиса. Убедительным доказательством этому служит, в частности, появление на философском поприще такого философского течения, как постмодернизм, доведший до абсурда пресловутую идею о свободе мысли. Мир, оказывается, так устроен, что в нем ничего нельзя абсолютизировать, в том числе и свободу мысли. Свобода мысли, это, конечно, благо для человека, она ему нужна прежде всего для волеизлияния своих идей, помыслов и намерений, для самовыражения своего Я, без чего невозможно никакое творчество, никакая самодеятельность. Было бы в высшей степени нелепо и бессмысленно оспаривать этот тезис. Постмодернизм, опираясь на этот бесспорный тезис, заявляет, что свобода мысли должна быть безгранична в своем проявлении: любая высказываемая мысль должна иметь право на существование (с чем можно даже согласиться), но, при этом подчеркивает, что ни одна из мыслей не должна иметь преимущество перед любой другой. В этом последнем заключении как раз и просматривается весь абсурд этой философии. Выходит, что любая нелепость, ложь или безрассудство имеет такое же право на существование, как и разумные мысли, гениальные идеи и т.п. и, более того, они ставятся в равное с ними положение. Снимается вопрос о критерии истинного знания, не различаются между собой ложь, заблуждение и истина и т.д. Одним словом, провозглашается полный произвол мысли, а, значит, и сознательным человеческим действиям, которые без мысли невозможны. Философский постмодернизм есть ярчайшее проявление кризисного состояния философии в современном обществе.

Настоящее учебное пособие преследует цель познакомить читателя с тем, что понимается под философией, какую роль она играет в общественном развитии и в познавательной деятельности человека, обозначить основные ее проблемы и показать различные подходы к их решению. Между тем в пособии затрагиваются только онтологические, гносеологические и методологические проблемы философии, т.е. те, которые составляют ее основное ядро. Что касается таких ее разделов, как история философии, социальная философия, антропология и т.п., то мы их обошли по той причине, что каждый из них имеет свой собственный предмет изучения и располагает соответствующими учебными пособиями.


 Об авторе

Анатолий Николаевич Арлычев

Доктор философских наук, профессор. Специалист в области онтологии и гносеологии, а также философии и методологии науки. Автор восьми монографий, опубликованных в центральных изданиях Российской Федерации, более пятидесяти научных статей и ряда учебных и учебно-методических пособий для вузов.

Научные труды А.Н.Арлычева отличаются оригинальностью и самобытностью как в постановке вопросов, так и в выдвижении философских и научных идей. Автор имеет богатый опыт научно-педагогической деятельности со студентами и аспирантами.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце