URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Смолицкая Т.А., Король Т.О., Голубева Е.И. Городской культурный ландшафт: Традиции и современные тенденции развития
Id: 208677
 
639 руб.

Городской культурный ландшафт: Традиции и современные тенденции развития. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 272 с. Твердый переплетISBN 978-5-397-03088-5.

 Аннотация

Культура, рефлексируя или практически преобразуя природный ландшафт, наделяет его образами, значениями, новыми свойствами, создает свои материализованные и виртуальные ландшафты с их рельефом, ритмом и семантикой. Символика в культурном ландшафте возникает как столкновение духовного и материального, созданного человеком, который вносит в сложившийся образ окружения новый самостоятельный смысл. Естественный ландшафт, входя в мифологическое, религиозное, историческое сознание и художественное творчество, влияет на образ мира и менталитет народа. Эти явления исследованы на примерах работ географов, историков и культурологов, архитекторов и градостроителей, а также живописцев разных периодов XX--XXI веков.

Книга ориентирована на специалистов в области культуры, архитектуры и градостроительства, ландшафтного планирования, проектирования, а также историков и художников, интересующихся вопросами эстетики и оптимизации городского пространства.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Теория и методология изучения культурно-исторических ландшафтов
 1.1.Эволюция понятий "исторический ландшафт", "культурный ландшафт", "антропогенный ландшафт"
 1.2.Культурный ландшафт как феномен природно-культурного наследия
 1.3.Классификация, структура и функции культурных ландшафтов
 1.4.Культурный ландшафт в архитектурно-градостроительной науке
Глава 2. Исторические традиции устойчивости культурного ландшафта
 2.1.Планировочная структура города как генетический стержень устойчивости культурного ландшафта
 2.2.Инерционность стереотипов сакральных пространств в культурном ландшафте города
Глава 3. Культурный ландшафт города и его реновация в XXI веке
 3.1.Новые тенденции в исследовании культурных ландшафтов Москвы
 3.2.Некоторые особенности культурных ландшафтов в разных регионах мира
 3.3.Символика культурного ландшафта
 3.4.Возрождение устойчивых традиций культурных ландшафтов русской провинции
Глава 4. Художественный образ культурного ландшафта в творчестве живописцев и архитекторов
 4.1.Пейзаж -- первоисточник культурного ландшафта в живописи (начало XX века)
 4.2.Природная среда как феномен культурного ландшафта в творчестве архитекторов (первая половина ХХ века)
 4.3.Методология изучения культурного ландшафта в градостроительной науке (на примере малых городов России конца ХХ века)
Глава 5. Обоснование рычагов управления культурным ландшафтом для сохранения его ценностных характеристик
 5.1.Культурный ландшафт как модель природы, которая воспроизводится и функционирует в культурной среде
 5.2.Культурный ландшафт как документ окультуренной земли, жизненно сообразная мозаика природных и рукотворных "знаков местности"
Заключение
Литература

 Введение

Зарождение и развитие нового научно-исследовательского направления в значительной мере определяется практическими потребностями общества. В последнее время обострение экологических и социально-эстетических проблем управления территорией, в особенности в городах, резко активизировало изучение ландшафтно-исторических и геоэкологических процессов и закономерностей развития культурных ландшафтов с целью скорейшего внедрения ландшафтных разработок в практику сохранения, восстановления или преобразования ландшафтно-исторических ценностей.

Современная концепция "культурного ландшафта" сформировала новое видение ландшафта, например изучение влияния природного окружения на культуру народа и необходимость, в связи с этим, сохранения, восстановления и развития ценных природных и культурных объектов, в том числе природных и исторических ландшафтов, традиционных видов природопользования. Эти и другие меры призваны способствовать восстановлению и развитию гармоничных взаимоотношений природы и человеческого общества, превращению современных антропогенных ландшафтов в качественно новые пространства -- экономически эффективные, экологически безопасные, обладающие высоким эстетическим потенциалом. Исторические ландшафты являются национальным наследием России. Они сохранили множество природных и культурных объектов, благодаря которым возможно воссоздать историю формирования и природного, и антропогенного ландшафтов.

Культурный ландшафт представляет собой социоприродную систему. Общество, создавшее и освоившее "свой" культурный ландшафт, наделяет его теми качествами и свойствами, которые делают его типичным и уникальным, открытым и одновременно закрытым для внешнего мира, развивающимся и архаичным, хрупким и способным к модернизации (Калуцков, 2008). Феномен сотворчества и созидания отличает культурный ландшафт от антропогенных или техногенных ландшафтов, для которых учет фактора гармоничного взаимодействия природы и общества не является определяющим.

Пожалуй, ни одно из современных понятий не передаст столь емко запечатленную на земле память культуры, как понятие исторического ландшафта. Ландшафт несет не только историко-географическую информацию, но представляет органическое сочетание элементов природы с произведениями человеческой мысли и труда. Это удивительное явление, в котором синтезированы такие далекие друг от друга области культуры, как отношение народа к природной среде, его хозяйственный и социальный уклад, художественный строй мышления и мировидение, проявляющиеся в организации пространства. В свете сказанного, исторический ландшафт представляет собой целостный памятник, заслуживающий всестороннего изучения и осмысления как в географической, так и в архитектурно-градостроительной науке.

Антагонистическое противоречие между жизнедеятельностью человека и окружающей средой не перестает быть центральной проблемой современных научных исследований. В настоящее время, в связи с повсеместным разрушением исторической градостроительной среды, возрастает актуальность проблемы перерождения современных ландшафтов в ценностную категорию культурного ландшафта, которая связана с процессом перехода от внешних деформаций к внутреннему онтогенезу в сопровождении нового культурного наполнения пространства.

Роль зодчего в изменении культурного ландшафта сводится, с одной стороны, к реконструкции основной его категории -- планировочной структуры населенного места -- с восстановлением культурных ландшафтов на всей его территории, каждый участок которой имеет свою историю и градостроительную культуру; с другой -- к созданию новых наполненных культурным содержанием пространств. Архитектор должен внести необходимую конкретность в область искусства оформления городского пространства.

Сложность заключается еще в том, что необходимо сформулировать социальный заказ на проекты такого рода реконструкций и разработать механизм их реализации.

Авторы книги ставят перед собой цель проанализировать процессы, происходящие в культурном ландшафте исторической и градостроительной среды, а также выявить причины, вызывающие ее агрессивное изменение в настоящее время. Особое внимание обращается на изучение особенностей развития и преемственности антропогенного ландшафта, на факторы стабилизации и консервации, определяющие гуманизированные черты культурного ландшафта в истории культуры и градостроительстве.

Широта рассматриваемых в книге проблем предусматривает постановку и решение целого ряда задач:

  • показать структурно-функциональные особенности культурных ландшафтов;
  • выявить архитектурно-художественные закономерности устойчивого развития культурных ландшафтов и их связь с этапами цивилизации;
  • проанализировать приемы реконструкции (восстановления старых) и создания новых узловых элементов, одухотворяющих культурный ландшафт;
  • найти новые символы в контексте исторических ландшафтов;
  • в рамках определенной исторической эпохи показать культурный ландшафт как модель природы, которая воспроизводит и функционирует в культурной среде;
  • наметить рычаги управления культурным ландшафтом для сохранения его ценностных характеристик.

    Книга посвящена теоретическим исследованиям по проблеме культурного ландшафта. В ней освещены вопросы эволюции понятия, классификации его структуры и функции. Выявлено неоднородное отношение горожанина к различным элементам культурного ландшафта. Предложена его типологическая классификация на территории города. Отмечено, что важную роль играет устойчивость культурного ландшафта и его способность возвращаться к исходному соотношению компонентов при внешнем воздействии среды. Замечено, что его развитие происходит на каждом этапе расселения под влиянием исходных природных компонентов и последующих исторических перемен в результате человеческой деятельности.

    При разработке художественно-композиционных средств в архитектуре и градостроительстве обращается внимание на методику реновации и символику культурных ландшафтов. Проанализированы тенденции полифонического использования городского пространства, включающего разные формы культурной деятельности, новые необычные их сочетания с природным контекстом. Выявлен разрыв между цивилизацией и ландшафтом, одновременно с этим отмечена зависимость между ними. Под влиянием цивилизации пейзаж претерпевает деформации от коренных изменений до небольших преобразований. Появляется необходимость восстановления старых и создания новых узловых элементов пейзажа, одухотворяющих культурный ландшафт.

    В работе проводится комплексный анализ теоретических проблем сохранения и развития культурного ландшафта, направленный на гуманизацию городской среды архитектурно-градостроительными средствами с привлечением географических методов изучения и анализа культурных ландшафтов исторической и современной России.

    Ориентация современных исследователей на человека требует философского осмысления достоинств элементов культурного ландшафта. У каждого народа появляются города со своими культурными ландшафтами, определяемыми психологией отношения человека с природой, трудовыми навыками, нравственностью, культурой взаимоотношений и взаимопонимания. Символическое значение культурного ландшафта связано со смысловой сутью места. Методика исследования предусматривает поиск новых символов в контексте традиционных и преобразованных культурных ландшафтов.

    Своевременная и профессиональная организация культурных ландшафтов должна обеспечить устойчивое развитие территории на длительный срок.

    ***

    Первая глава книги написана сотрудниками географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова -- канд. геогр. наук, ст. научн. сотр. Т. О. Король и д-ром биолог. наук, проф. Е. И. Голубевой, вторая, третья, четвертая и пятая главы -- вед. научн. сотр. НИИТИАГ канд. арх. Т. А. Смолицкой.

    Исследование проводилось в течение ряда лет при доброжелательной поддержке коллег из НИИТИАГ и географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Авторы выражают благодарность д-ру арх. проф. И. А. Бондаренко, д-ру арх. И. А. Добрициной, канд. арх. А. Б. Боде, д-ру искусствоведения проф. И. А. Азизян, канд. арх. Н. П. Крайней, член-корр. РАН проф. А. П. Капице, проф. А. А. Лукашову, доц. О. А. Борсуку, вед. научн. сотр. Л. К. Казакову и многим другим, с кем обсуждались вопросы культурологии, живописи и истории нашей страны сквозь призму ее архитектурных образов, подходов к изучению культурного ландшафта, его сакральности и современной проблематики ландшафтной архитектуры и градостроительства. Отдельно хотелось бы поблагодарить за помощь в подготовке материалов мл. научн. сотр. географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Топорину.

    Всех, кого мы упомянули и кого не назвали, мы хотим поблагодарить за поддержку, конструктивную критику и за радость общения. Именно в этих дискуссиях родилась идея написания книги, которую Вы, уважаемый читатель, держите в руках. <


     Об авторах

    Смолицкая Тамара Абрамовна
    Кандидат архитектуры. Двадцать лет работала старшим и ведущим научным сотрудником во ВНИИТАГе (НИИТиАГе). Сфера научных интересов — проблема культурного ландшафта. Имеет более 50 научных работ. Автор ряда книг — «Архитектура и градостроительство» (учебник, 2005), «Каталог живописи и рисунка» (2006), «К истории отечественного градостроительства 30–60-х годов XX века: Л. М. Букалова и А. С. Смолицкий (100 лет со дня рождения)» (М.: URSS), «Дизайн интерьеров» (2011) и др.

    Активно занимается педагогической деятельностью — в МАРХИ (1974–1978, 2004–2005) и в МГУ имени М. В. Ломоносова (с 2002 г. по настоящее время) на кафедре рационального природопользования (образовательная программа «Ландшафтное планирование») географического факультета.

    Король Татьяна Олеговна
    Кандидат географических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
    Голубева Елена Ильинична
    Доктор биологических наук, профессор кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

    Научный руководитель программ дополнительного послевузовского образования "Экология и рациональное природопользование" и "Эстетика и дизайн ландшафта". Заслуженный профессор университета, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

  •  
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце