URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Т.1: Конституционное правосудие
Id: 207926
 
1569 руб.

Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Т.1: Конституционное правосудие Т.1
Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Т.1: Конституционное правосудие

URSS. 2016. 704 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-3109-3.

 Аннотация

В настоящем научно-практическом пособии представлена широкая картина функционирования конституционного права в современной России, основанная на анализе огромного массива конкретных решений Конституционного суда РФ за многие годы его существования. Материал разбит тематически на семь томов, каждый из которых посвящен тому или иному важному аспекту рассматриваемого юридического явления.

Первый том научно-практического пособия посвящен вопросам конституционного правосудия. В нем содержатся правовые позиции Конституционного Суда РФ по таким блокам вопросов, как полномочия Конституционного Суда РФ, обращение в Конституционный Суд РФ, прекращение Конституционным Судом РФ производства по делу или в его части, процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ, решение Конституционного Суда РФ, организация и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Книга может быть полезна самому широкому кругу читателей, интересующихся вопросами конституционного права, но ее непосредственными адресатами являются студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники, занимающиеся изучением, преподаванием, исследованием конституционного права России в рамках общих образовательных курсов и специализированных программ, а также практикующие юристы, в том числе судьи, адвокаты и работники органов власти.


 От издательства

Представляем вниманию читателей уникальное, не знающее себе аналогов в отечественной юридической литературе научно-практическое пособие по судебной практике Конституционного Суда РФ «Живое конституционное право России», подготовленное научным сотрудником юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук, ведущим специалистом по конституционному правосудию Д. Г. Шустровым.

Цель книги — познакомить читателя с совершенно особым пластом юридических «норм» — правовыми позициями Конституционного Суда РФ, представив их полнейшую предметную систематизацию. Эти правовые позиции, выраженные в решениях Конституционного Суда, и составляют живое конституционное право России. Конституционный Суд РФ гарантирует и сохраняет жизнь российской конституции с 1993 г. Знание и применение его правовых позиций крайне важно для профессионального юриста, поскольку гарантирует на практике верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие Конституции и обеспечивает целостность всего российского права.

Научно-практическое пособие адресовано, с одной стороны, студентам, преподавателям и ученым, которые смогут легко найти ответы КС РФ на многие важные правовые вопросы и обретут мощный исследовательский инструмент, а с другой стороны — практикующим юристам: судьям, адвокатам и работникам органов власти, которые будут всегда иметь под рукой книгу, где смогут найти правовую позицию КС РФ относительно понимания того или иного института и единственно верного — конституционного — применения нормативных положений.

Книга — результат шестилетней кропотливой работы автора и воплощение заветной мечты талантливого юриста и истинного гражданина своего отечества, желающего видеть конституцию России действующей, сильной, связывающей и приручающей «левиафана» — то есть живой. Лишь враги конституции и отечества, по мысли автора, жаждут ее бездействия, слабости и декларативности — то есть смерти. Подлинные же друзья конституции и справедливости, напротив, стремятся всеми силами поддержать, оживить и укрепить основной закон государства, и немалое подспорье в этом — изучение непосредственного правового материала, широко и полно представленного в пособии.

Издание включает в себя 7 томов, посвящённых основным разделам конституционного права России:

Том 1: Конституционное правосудие

Том 2: Конституция РФ и другие источники российского права

Том 3: Основы конституционного строя. Общественные институты. Институты непосредственной демократии

Том 4: Конституционный статус личности

Том 5: Федерализм. Местное самоуправление

Том 6: Избирательное право

Том 7: Разделение властей и система государственных органов


 Оглавление

Принятые сокращения
Общее предисловие к 7 томам
Введение к тому
Часть I  Полномочия Конституционного Суда РФ
 А.Конституционный нормоконтроль
  а.Компетенция судебных органов в области нормоконтроля
   i. Разграничение компетенции между Конституционным Судом РФ и иными судами в области нормоконтроля
   ii. Разграничение компетенции между Конституционным Судом РФ и иными судами в области судебной защиты прав и свобод
  б.Объекты конституционного нормоконтроля
   i. Недопустимость проверки конституционности действующей Конституции РФ по порядку ее принятия. Недопустимость оценки одной нормы Конституции РФ на предмет соответствия другой. Недопустимость оценки оспариваемой нормы закона, если она воспроизводит и конкретизирует конституционную норму
   ii. Недопустимость в системе действующего правового регулирования конституционного контроля закона РФ о поправке к Конституции РФ
   iii.Федеральные конституционные законы
   iv.Федеральные законы
  1.Федеральный закон о ратификации международного договора, в т. ч. его проверка по порядку принятия
  2.Федеральный закон о федеральном бюджете.Проверка конституционности его норм по форме
  3.Законы, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. и после этого продолжающие действовать
   v. Акты палат Федерального Собрания
  1.Постановление Государственной Думы об амнистии как объект конкретного конституционного нормоконтроля
  2.Недопустимость проверки ненормативных актов палат Федерального Собрания -- правоприменительных актов
   vi.Акты Президента РФ
  1.Указы Президента РФ как объект конкретного конституционного нормоконтроля
  2.Недопустимость проверки ненормативных актов Президента РФ
   vii.Постановления Правительства РФ как объект абстрактного и конкретного конституционного нормоконтроля
   viii.Конституции (уставы), законы субъектов РФ
  1.Разграничение компетенции между Конституционным Судом Российской Федерации и другими судами по проверке соответствия конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Различие между понятиями "признание закона субъекта РФ недействующим" и "признание закона субъекта РФ недействительным"
  2.Разрешение дел об оспаривании конституций (уставов) субъектов РФ -- исключительная компетенция Конституционного Суда Российской Федерации143

  3.Конституционный контроль нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении мер федерального воздействия
  4.Полномочие судов общей юрисдикции и арбитражных судов подтверждать недействительность законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих такие же положения, какие уже были признаны неконституционными на основании постановления Конституционного Суда РФ, сохраняющего свою силу
   ix.Недопустимость проверки муниципальных правовых актов
   x. Недопустимость проверки корпоративных нормативных актов
   xi.Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ. Постановления Пленума Верховного Суда РФ как акты толкования закона не могут выступать самостоятельным предметом проверки Конституционного Суда РФ
   xii.Акты, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. и после этого продолжающие действовать, являющиеся неотъемлемым элементом механизма правового регулирования общественных отношений, могут быть проверены в порядке конституционного судопроизводства по жалобе гражданина в силу наличия прямой правовой связи с законом и невозможности его применения в отрыве от данного нормативного правового акта (вне этой связи)
  в.Критерии оценки конституционности
   i. Допустимость проверки в рамках одного дела конституционности нескольких правовых актов, а при проверке конституционности одного правового акта -- одновременного вынесения решения также и в отношении актов, основанных на обжалуемом либо его воспроизводящих. Исследование Конституционным Судом РФ фактических обстоятельств
   ii. Конституционный Суд РФ оценивает акт исключительно на предмет соответствия (несоответствия) Конституции РФ
   iii.Проверка нормативного акта по форме
 Б.Полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений в порядке абстрактного нормоконтроля
  а.Запрос группы депутатов Государственной Думы или группы членов Совета Федерации
  б.Запрос с требованием подтвердить конституционность нормы
  в.Закон субъекта РФ как объект проверки в порядке абстрактного нормоконтроля
 В.Полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ
 Г.Полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению возникающих в процессе исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека конституционных споров
 Д.Полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению споров о компетенции. Допустимость ходатайства органа государственной власти по спору о компетенции
 Е.Полномочие Конституционного Суда РФ проверять по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Допустимость жалобы
  а.Законодательное уточнение конституционной нормы: проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле
  б.Только законом
  в.Допустимость проверки Конституционным Судом РФ по жалобам граждан конституционности закона, действовавшего на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ
  г.Недопустимость жалобы, в которой конституционные права и свободы заявителя нарушаются не самим по себе оспариваемым законом, а в результате неправомерной практики его применения
  д.Субсидиарный характер деятельности Конституционного Суда РФ. Условие о возможности восстановления нарушенных прав лишь посредством конституционного судопроизводства
  е.Условие о затрагивании конституционных прав заявителя оспариваемым законом
  ж. Условие о применении или возможности применения в конкретном деле положений оспариваемого закона
  з.Допустимость обращения в случае, когда оспариваемые положения, находящиеся в неразрывном единстве с другими положениями, были имплицитно применены в судебных решениях, принятых в отношении заявителя, но прямые ссылки на них в этих судебных решениях отсутствуют
  и.Ссылка в судебных актах на оспариваемое законоположение сама по себе не может рассматриваться как применение данного положения в конкретном деле
  к.Ошибочное применение закона не является основанием для проверки его конституционности
  л.Понятие "конкретное дело"
  м.Допустимость конституционной жалобы в случае возобновления производства в суде общей юрисдикции
 Ж.Полномочие Конституционного Суда РФ проверять по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Допустимость запроса суда
 З.Полномочие Конституционного Суда РФ давать толкование Конституции РФ
  а.Методы толкования Конституции РФ
  б.Допустимость запроса о толковании Конституции РФ
 И.Полномочие Конституционного Суда РФ по выявлению конституционно-правового смысла, конституционному истолкованию оспариваемых норм
  а.Содержание полномочия
  б.Методы толкования Конституционным Судом Российской Федерации нормативных правовых актов
   i. Приоритет интерпретации нормы в наименьшей степени обременяющей права и законные интересы граждан
   ii. Конституционно-конформное толкование (в соответствии с Конституцией РФ)
   iii.Требование содержательной непротиворечивости конституционных норм. Положения конституции, которые определяют основы конституционного строя имеют приоритет по отношению ко всем другим нормам конституции
   iv.Оценка конституционности норм в их системе. Систематическое толкование
   v. Эволютивное толкование. "Живая" конституция
   vi.Необходимость учета при толковании и реализации норм особенностей исторического развития России, контекста национального и конфессионального состава российского общества, особенностей взаимодействия государства, политической власти, этнических групп и религиозных конфессий
   vii.Толкование в налоговом праве
 К.Полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению возникающих в процессе подготовки и проведения референдума РФ конституционных споров
Часть II  Обращение в Конституционный Суд РФ
 А.Субъекты обращения в Конституционный Суд РФ
  а.Иностранные граждане и лица без гражданства
  б.Граждане, признанные судом недееспособными
  в.Недопустимость жалобы в общих интересах, интересах других лиц, их объединений, иных целях
  г.Коллективная жалоба
  д.Объединения, в т. ч. юридические лица
  е.Муниципальные образования как территориальные объединения граждан
  ж. Суд и судьи
  з.Полномочие Генерального прокурора РФ обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле и запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ, в т. ч. вне связи с их применением в конкретном деле
  и.Полномочие Уполномоченного по правам человека в РФ обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение законом конституционных прав и свобод гражданина
  к.Обращение субъекта, который к моменту решения Конституционным Судом РФ вопроса о принятии обращения к рассмотрению утрачивает свои статусные полномочия, в т. ч. запрос 1/5 депутатов Государственной Думы
  л.Представительство граждан и организаций в Конституционном Суде РФ
  м.Ненадлежащий заявитель
   i. Представитель стороны, права которой были затронуты при рассмотрении конкретного дела, не является лицом, участвующим в деле. Необходимость документов, подтверждающих его полномочие обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ от имени стороны
   ii. Третейский суд
   iii.Высшая квалификационная коллегия судей РФ
 Б.Неопределенность в вопросе о соответствии оспариваемой нормы Конституции РФ как основание к рассмотрению дела Конституционным Судом РФ
 В.Требования, предъявляемые к форме обращения
 Г.Отказ Конституционного Суда РФ в принятии обращения к рассмотрению
  а.Отказ Конституционного Суда РФ в принятии обращения к рассмотрению в связи с неподведомственностью Конституционному Суду РФ вопроса, поставленного в обращении
   i. Воздержание от рассмотрения дел, в которых по сути преобладают аспекты политической целесообразности, в т. ч. недопустимость проведения судебного разбирательства в ходе избирательной кампании, непосредственно перед голосованием
   ii. Недопустимость подмены конституционным судопроизводством правоприменительного процесса, осуществляемого иными органами государственной власти, во избежание использования его сторонами переговорного процесса как средства для достижения целей и результатов, которых они предполагают достичь непосредственно путем идущих в настоящее время переговоров, т. е. на основе досудебных процедур
   iii.Невозможность оценки целесообразности и экономической обоснованности конкретного решения
   iv.Недопустимость подмены законодателя
   v. Неясность формулировок, понятий, терминологии, а также пробельность закона или отсутствие в нем тех или иных нормативных предписаний как основание проверки его конституционности
   vi.Недопустимость подмены судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  1.Недопустимость принятия решения о выборе для применения конкретной нормы
  2.Недопустимость оценки законности и обоснованности вынесенных по делу правоприменительных решений
  3.Неподведомственность исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов
  б.Отказ Конституционного Суда в принятии обращения к рассмотрению в связи с сохранением силы ранее вынесенного Конституционным Судом РФ решения по предмету обращения
  в.Допустимость жалобы в случае, когда законоположению, конституционно-правовой смысл которого был выявлен Конституционным Судом РФ ранее, был придан иной смысл в правоприменительной практике
  г.Допустимость обращения, в котором оспаривается конституционность законоположения, конституционно-правовой смысл которого ранее был выявлен в сохраняющем свою силу решении Конституционного Суда РФ, в части, в которой Конституционный Суд РФ не давал конституционно-правовое истолкование обжалуемого положения
  д.Отказ Конституционного Суда РФ в принятии обращения к рассмотрению в связи с отменой или утратой силы актом, конституционность которого оспаривается, к началу или в период рассмотрения дела. Условия, при наличии которых проверка конституционности возможна
  е.Недопустимость рассмотрения в порядке абстрактного нормоконтроля утратившего силу нормативного правового акта
  ж. Допустимость обращения о проверке конституционности закона, не введенного в действие, в порядке абстрактного нормоконтроля
  з.Отказ Конституционного Суда РФ в принятии обращения к рассмотрению в связи с отсутствием нормативной основы для решения Конституционным Судом РФ поставленных вопросов. Беспредметное обращение
Часть III  Прекращение Конституционным Судом РФ производства по делу или в его части
 А.Отзыв обращения. Заявитель более не подвергает сомнению конституционность оспоренной им нормы
 Б.Прекращение производства по делу в связи с тем, что вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конституционных
 В.Прекращение производства по делу в связи с недопустимостью беспредметной проверки конституционности общих положений в отрыве от конкретизирующих их норм, определяющих функции (полномочия) органа, в т. ч. Администрации Президента РФ
 Г.Прекращение производства по делу в ситуации, когда общая направленность изменений в законодательстве позволяет истолковать положения и обеспечить их применение именно в конституционном смысле; воля конституционного законодателя, направленная на внесение соответствующих изменений, уже выражена; законодатель, внеся изменения, выразил тем самым свое намерение реализовать полномочие по устранению имеющихся противоречий
 Д.Прекращение производства по делу в связи с изменением нормативного содержания оспариваемых положений
 Е.Прекращение производства по делу в связи с отсутствием предусмотренных ч. 2 ст. 74 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" предпосылок для оценки Конституционным Судом РФ оспариваемых положений: отсутствие необходимых правовых предписаний, позволяющих определить статус явления и связанные с ним правовые последствия
 Ж.Прекращение производства по делу в связи с тем, что признание закона субъекта РФ противоречащим Конституции РФ хотя непосредственно и не обусловливает оценку закона, на основании которого он принят, как противоречащего Конституции РФ, однако порождает неопределенность в данном вопросе, разрешить который по собственной инициативе, без соответствующего обращения, Конституционный Суд РФ не вправе
Часть IV  Процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ
 А.Определение порядка конституционного судопроизводства по вопросу, не урегулированному законом или регламентом применительно к конкретному полномочию Конституционного Суда РФ, может быть осуществлено в соответствии с основными правилами производства в Конституционном Суде РФ или на основе аналогии
 Б.Обращение Конституционного Суда РФ, в случаях, не терпящих отлагательства, к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора РФ до завершения им рассмотрения дела
 В.Отложение Конституционным Судом РФ рассмотрения дела и решение вопроса о возобновлении его рассмотрения. Увязывание перспективы дальнейшего рассмотрения дела с результатами законодательного процесса
 Г.Ст. 47.1 ФКЗ ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" процедура разрешения дел без проведения слушания
 Д.Недопустимость расширения объема ранее заявленных требований в процессе слушания дела
 Е.Требования Конституционного Суда РФ
Часть V  Решение Конституционного Суда РФ
 А.Виды решений Конституционного Суда РФ
  а.Определения Конституционного Суда РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Они не могут служить основанием для пересмотра дела заявителя
  б.Определения Конституционного Суда РФ "с позитивным содержанием"
 Б.Правовые позиции Конституционного Суда РФ
 В.Общее значение, юридическая сила и последствия решений Конституционного Суда РФ
  а.Обязательность решений Конституционного Суда РФ и изложенных в них правовых позиций
  б.Запрет преодоления юридической силы решения Конституционного Суда РФ о неконституционности акта повторным его принятием
  в.Окончательный характер решений Конституционного Суда РФ и невозможность их обжалования
 Г.Юридическая сила и последствия решений Конституционного Суда РФ, в результате которых нормативные правовые акты признаны неконституционными
 Д.Юридическая сила и последствия решений Конституционного Суда РФ, которыми выявляется конституционно-правовой смысл норм
 Е.Признание нормы не соответствующей Конституции РФ в истолковании, расходящемся с конституционно-правовым смыслом ее положений, выявленным Конституционным Судом РФ ранее в сохраняющем силу решении, необходимое для восстановления нарушенных прав заявителя и устранения фактов неконституционной интерпретации данных законоположений в правоприменительной практике
 Ж.Воздержание Конституционного Суда РФ от признания положений правового акта не соответствующими Конституции РФ
 З.Исполнение решений Конституционного Суда РФ
  а.Отмена положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными, невозможность их применения судами, другими органами и должностными лицами
  б.Подтверждение Конституционным Судом РФ решением в форме определения не соответствия или соответствия Конституции РФ, а также понимания в таком же конституционно-правовом смысле и недопустимости иного истолкования в правоприменительной практике, оспариваемых нормативных положений, являющихся такими же, как ранее признанные им не соответствующими или соответствующими Конституции РФ, или конституционно-правовой смысл которых ранее был выявлен на основе выраженных им правовых позиций
  в.Указание Конституционным Судом РФ решением в форме определения на то, что правоприменительное решение по делу заявителя подлежит пересмотру, если оно основано на оспариваемой норме в той мере, в какой оно признано постановлением Конституционного Суда РФ не соответствующим Конституции РФ, а также если оно вынесено на основании законоположения в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в постановлении Конституционного Суда РФ в случае, когда обращение заявителя поступило в Конституционный Суд РФ до начала слушания дела о проверке конституционности оспариваемой им нормы по ранее принятому Конституционным Судом РФ обращению другого гражданина
  г.Недопустимость универсализации судом выводов, содержащихся в решении Конституционного Суда РФ
  д.Поручение Конституционного Суда РФ устранить указанные в его решении недостатки, в т. ч. пробел в правовом регулировании, адресованное государственному органу или должностному лицу, принявшему нормативный акт
 И.Порядок вступления решения Конституционного Суда РФ в силу, порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования
  а.Отсрочка исполнения решения Конституционного Суда РФ, пересмотр дела в установленном порядке на основе нового правового регулирования, которое должно быть установлено законодателем с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ
  б.Особый порядок и сроки исполнения признаваемых неконституционными положений фискального законодательства
 К.Разъяснение решений Конституционным Судом РФ
Часть VI  Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
 А.Признание нормативных актов субъектов РФ не соответствующими их конституциям (уставам), влекущее лишение их юридической силы, -- правомочие органов конституционного судопроизводства, если оно предусматривается конституциями (уставами) субъектов РФ
 Б.Право законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае признания закона субъекта РФ не соответствующим конституции (уставу) субъекта РФ обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ, если считает признанный не соответствующим конституции (уставу) субъекта РФ закон подлежащим действию вопреки официально принятому решению органа конституционного правосудия субъекта РФ
 В.Самостоятельность субъектов РФ в определении полномочий конституционных (уставных) судов
 Г.Правовое регулирование организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ, включая вопросы, касающиеся их формирования, в т. ч. определение порядка наделения полномочиями судей, срока полномочий и предельного возраста пребывания в этой должности, оснований и порядка прекращения полномочий
 Д.Полномочие субъекта РФ самостоятельно решать вопрос о целесообразности учреждения конституционного (уставного) суда, а также при наличии конституционно значимых оснований и посредством надлежащей конституционно-правовой (уставно-правовой) процедуры -- решать вопрос о целесообразности его дальнейшего функционирования

 Об авторе

Шустров Дмитрий Германович
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Область научных интересов: теория и методология конституционного права; история науки конституционного права и конституционно-правовых учений; сравнительное и наднациональное конституционное право; теория конституции; теория государства в конституционном праве; права человека; конституционное правосудие; живое конституционное право; пропорциональность и взвешивание в конституционной судебной аргументации.

Автор монографий «Прирученный Левиафан: Государство как объект конституционно-правового регулирования» (2014), «Принцип пропорциональности в конституционном праве Израиля» (М.: URSS), ряда научных статей по проблемам конституционного права, научно-практического пособия «Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ» (М.: URSS), составитель (вместе с Н. А. Богдановой) «Хрестоматии по конституционному праву» (в 3 томах; 2012–2014), хрестоматий «История, теория и методология конституционного права в трудах классиков науки конституционного права» (2016), «Учение о конституции в трудах классиков науки конституционного права» (2016), автор (вместе с И. П. Кененовой, А. А. Троицкой) первого в России кейсбука «Сравнительное конституционное право в доктрине и судебных решениях» (М.: URSS). Победитель академических конкурсов и лауреат академических премий и наград.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце