URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Масарик Т.Г. Философские и социологические основания марксизма: Этюды по социальному вопросу. Пер. с нем.
Id: 207488
 
499 руб.

Философские и социологические основания марксизма: Этюды по социальному вопросу. Пер. с нем. №92. Изд.2

URSS. 2014. 552 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0724-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1900г.)

 Аннотация

Книга рекомендуется философам, историкам, социологам, а также всем заинтересованным читателям.


 СОДЕРЖАНИЕ

PDF

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.


Введение. I.

Задача этого исследования. Литературный пособия.

А.

Содержание и методъ изследования.

1 Социальный вопросъ. Социализмъ и марксизмъ. 2. Понятие марк-

сизма. 3. Содержание и методъ изследования 3


В.

Литературные пособгя для изучения (теоретическаго марксизма).

4 Социалистическая литература. Сочинения не социалистовъ о со-

циализме. Литературыыя пособия


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.


Исторический материализмъ.

И.

Теория познания и метафизика Маркса — Энгельса: позитивный материализмъ.

А.

Научное и философское развитие Маркса.

5. Развитие европейскаго мышления после французской революции. Философия становится политически-социальной и научной (позитивной). Влияние на Маркса и Энгельса немецкой, французской и английской философии. 6. Марксъ подъ влияниемъ Фейербаха переходитъ отъ гегелианства къ позитивизму. Марксъ и Фейербахъ. 7. Переходъ Маркса отъ немецкой философии къ социализму. Марксъ есть немецкий фило¬

софъ по преимуществу. Немецкая философия менее идеологична,

чемъ полагаетъ Марксъ. 8. Марксъ и Гегель. Подъ влияниемъ Фейер-

баха историзмъ Гегеля у Маркса делается материалистическимъ—

исторический материализмь

В.

Историзмъ Маркса -материалистическая диалектина.

9. Превращение Марксомъ гегелевской диалеготики въ материалисти-

ческую. 10. Марксизмъ и дарвинизмъ — диалектика Маркса и совре-

менный эволюционизмъ


С

Позитивный материализмъ Маркса.

11. Определение материализма Марксомъ и Энгельсомъ. 12. Некри-

тический объективизмъ и вульгарный материализмъ Маркса и Эн-

гельса. Ихъ догматизмъ. 13. Позитивизмъ Маркса и Энгельса. Пози-

тивная наука противъ метафизики и идеологии. 14. Позитивистическое

учение объ антропоморфизме. Мифъ и критика. Идеология. 15. Опре-

деления понятия философии у Энгельса. (Логика и диалектика. 16. Си-

стема наукъ Маркса и Энгельса. Проблема классификации и орга-

низации наукъ есть логическая и социальная. 17. Историческия науки

Энгельса. Преувеличенный историзмъ Маркса и Энгельса. Реализмъ

противъ историзма. 18. Марксъ и Энгельсъ, какъ социологи. Социа-

лизмъ и социология. 19. Натурализмъ Маркса и Энгельса: социалризмъ

и естествознание. Демократично ли естествознание? 20. Социалисти-

ческое популяризирование науки. Рабочие и философия. Теория и прак-

тика. 21. Объективизмъ Маркса. Марксизмъ, какъ реакция противъ

субъективнаго идеализма и романтизма. Марксъ, Фейербахъ, Шо-

пенгауеръ. Социалистическое настроение. 22. Предварительный обиций

приговоръ о философии Маркса—марксизмъ есть эклектизмъ. Отсут-

ствие критики и органическаго синтеза совремеыныхъ философскихъ

элементовъ. Революционный атеизмъ ....


D.

Современные марксисты противъ материализма. 23.

Противъ материализма Баксъ, К. Шмидтъ, Штернъ, Бернштейнъ (защитники материализма: Плехановъ, Мерингъ). Возвратъ къ Канту.


III.

Исторический материализмъ.

А.

Определения историческаго материализма. 24.

Название: исторический материализмъ. Различныя определения Маркса, 25. Определения Энгельса. Марксъ и Энгельсъ въ различное время сами себе противоречатъ. 26. Современные марксисты: Баксъ и Каутский>Шмидтъ,Бернштейнъ, Эрнстъ, Куновъ,Плехановъ. Попыт¬ка систематическаго и нематериалистическаго определения понятия историческаго материализма. 27. Исторический материализмъ Маркса 25.

есть позитивный, объективистический историзмъ и натуралистический 26.

экономизмъ. Всемогущия „отношения". Ультрапозитивный аморализмъ 27.

Маркса. Марксъ и Энгельсъ въ конце концевъ признаютъ мораль. 28.

28. Анализъ экономическихъ отношений, ихъ экономическое и соци- 29.

альное значение. а) Отношения производства (обмена — сообщений). 30.

Трудъ. Классовая борьба. Ь) „Человекъ есть то, что онъ естъ". Фи- 31.

зиологическия, моральныя и интеллектуальныя влияния богатства и 32.

бедпости. с) Такъ называемыя животныя жизненныя потребности. 33.

Primum vivere, deinde philosophari (Шопенгауеръ и Контъ. d) Власть 34.

надъ природой. Теория и практика, е) Исторический материализмъ и 35.

дарвинизмъ и эволюционизмъ. Энгельсъ и Морганъ. 29. Позднейшия 36.

разъяснения марксистовъ сводятся къ вопросу о степени значения 37.

экономическаго материализма. Главный вопросъ: суть ли экономи- 38.

ческия отношения причина всей культурной жизни и одни ли они ре- 39.

альны—этимъ не устраняется


В.

Исторический материализмъ, какъ стремлениѳ къ научной истории: экономи¬чески материализмъ.

30. Исторический материализмъ требуетъ истинно научной истории. 31. Требование основательно, но Марксъ не удовлетворяетъ ему. Сущ¬ность историческаго метода. Исторические факты и объяснение ихъ смысла. История и ея отношение къ философии и социологии. Материа-листическая история невозможна. Исторический материализмъ Маркса— идеология. 32. Недостатки преувеличеннаго историзма. Историзмъ, какъ не критический эмпиризмъ. Что такое история? Историзмъ, какъ логика фактовъ. Современность, какъ образъ прошлаго. Историзмъ, какъ методологический и этический дидлетантизмъ. 33. Марксъ и Энгельсъ нигдъ* не доказали экономическаго материализма. Эконо-мическия отпошения не находятся въ причинномъ отношении съ идео-логией. 34. Иесколько примеровъ экономическаго объяснения. 35. Эко-номически материализмъ есть философский и методологический при-митивизмъ; множественность и сложность социальныхъ причинъ тре-буютъ точнаго сравнительнаго метода. 36. Экономический материа-лизмъ долженъ признавать индивидуальное сознание иллюзией. Иси-хология опровергаетъ экономический материализмъ. 37. Марксъ не разработалъ своего иллюзионизма ни психологически, ни социологи¬чески. Марксъ и Гегель. Философия ищетъ смысла мира и жизни. 38. Все социально историческия силы приводятся въ конце КОНЦѲЕЪ къ тремъ высшимъ психическимъ категориямъ: разуму, чувству и воле. Вопросъ о первенстве той или другой психической дея¬тельности. Шопенгауеръ, Контъ, Кантъ и Гегель. Марксъ материали-зируетъ диалектику Гегеля и приходитъ такимъ путемъ къ первен¬ству воли, какъ и Шопенгауеръ. Вопросъ о психической и социально-исторической движущей силе и о самопроизвольности — насколько мы свободны? 39. Научный социализмъ противъ экономическаго ма-териализма: положительная, научная экономика есть не следствие, а предпосылка экономическаго коммунизма. Позитивная и „идеологи¬ческая" идеология? Снова проблема антропоморфизма. 40. Обосно-вание Марксомъ истории, какъ точной науки въ связи съ развитиемъ новой сОциологии и съ общественными науками вообще. 41. Развитие экономическаго материализма; Марксъ, какъ последователь общаго

мнения ученыхъ ,


IV.

Организация классоваго общества. Исторические законы и теори развития.

А.

Движущая сила движущихъ силъ"—Энгельса: классовая борьба. Масса и личность.

42. Объяснение Энгельса относительно двухъ (трехъ) болыпихъ

классовъ и ихъ экономической борьбы: Экономические интересы

этихъ классовъ суть движущия силы современнаго общества.

43. Общество состоитъ не изъ этихъ только классовъ. 44. Неопре-

деленность понятий: пролетариатъ и буржуазия. 45. Понятие о клас-

совой борьбе и борьбе вообще тоже неопределенно. Общество ор-

ганизуется не только посредствомъ борьбы. 46. Психология истори-

ческихъ силъ и особенно „движущихъ силъ". Тройные мотивы—

психологическое и экономическое qui pro quo. 47. Психология массы—

иллюзионизмъ. Индивидуализмъ и социализмъ. Коммунизмъ не

только экономический, но и духовный (логический и этический), даже

биологический. Коммунизмъ и материалистический натурализмъ.

48. Главныя правила для йзучения отношения индивида къ массе.

Антропоморфическое понимание массы и общества. Есть ли обще-

ство организмъ? Ошибочность метода органической школы въ со-

циологии. Вопросъ о правахъ общества. Большинство—меньшинство—

индивидъ. Марксизмъ не разрешилъ проблему индивидуализма и

коллективизма (социализмъ, общий коммунизмъ). Массы не являются

конечной движущей силой въ истории. 49. Общее сознание разви-

вается исторически—историческое сознание. 50. Исторический очеркъ

важнейпшхъ взглядовъ на отяошение индивидуальна™ сознания

къ общему


В.

Исторические законы и теория развития.

51. Марксъ и Энгельсъ видятъ научность истории въ установле-

нии законовъ, какъ естественныхъ законовъ. 52. Неясность понятий

о научномъ объяснении. Имеется ли у Маркса общий законъ разви-

тия? 53. Теория развития Маркса на основании закона отрицания от-

рицания. Эта теория катастрофъ не согласуется съ эволюционизмомъ,

54. Марксъ гораздо более настаиваетъ на развитии, чемъ на про-

грессе. Позитивистическая безстрастность. Мерило прогресса. 55. Ре-

грессъ въ прогрессе. 56. Важнейшия стадии развития. 57. Прямоли-

нейнаго, массоваго, внезапнаго прогресса не существуетъ. Есть ли

будущий коммунизмъ положение стационарное? 58. Какъ объясняете,

Марксъ прогрессъ? Объяснение прогресса должно быть не только

социологическимъ, а и метафизическимъ. Возвратъ къ Канту есть

метафизический пересмотръ материализма

с

Общественный идеалъ и утопия. Свобода воли и исторические законы.

Стр.

59- Боязнь утопии у марксистовъ. Что такое утопия? 60. Взгляды

Маркса, Энгельса и марксистовъ на программу будущаго. Наука

объ общественномъ идеале Ренара. 61. Общественно историческое

предвидение и предсказание. 62. Это предсказание не устраняетъ

этики, сознания и совести. Этика и история философии. 63. Скачекъ

въ царство свободы—свобода воли. Социальная телеология и социаль-

ный идеалъ. 64. Смеинение детерминизма съ фатализмомъ у Мар-

кса и Энгельса. „Отношения" и вообще натуралистический объ-

ективизмъ 200


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.


Сущность и развитее экономической организации общества.

ѵ.

Борьба экономическихъ классовъ.

А.

Картина современнаго капитализма по Марксу.

65. Задача этой части нашего этюда: изображение экономическихъ

классовъ и ихъ борьбы. 66. Теория ценности Маркса. Ценность

товаровъ создается трудомъ. 67. Обменъ, прибавочная стоимость и

капиталъ. Трудъ, какъ товаръ. Наемная плата. Действие машинъ

и техническаго прогресса вообще. Резервная армия: относительное

перенаселение. Концентрация капиталовъ.Экономический фетишизмъ.

68. Развитие капиталистической крупной промышленности со вре-

мени такъ называемаго первоначальнаго накопления. 69. Три глав-

ныя стадии экономическаго развития. Законъ отрицания отрицания

ведетъ капитализмъ къ коммунизму. Экспроприация экспроприато-

ровъ. 70. Формулирование этихъ взглядовъ Энгельсомъ 215

В.

Критика теории прибавочной стоимости Маркса.

71. „Капиталъ" Маркса есть теория капиталистической эксплуата-ции. Объектъ нашей критики есть понятие о прибавочной стоимости, 72. Ценность не объясняется однимъ только трудомъ. Доказатель¬ство этаго противоречие между 1 и 111 частями „Капитала". При¬бавочный трудъ или конкуренция? Важнейшия изъ попытокъ объ¬яснить противоречие. 73. Сознавалъ ли это противоречие самъ Марксъ? 74. Социологические и философские недостатки марксизма проявились и,въ экономическихъ ученияхъ. Особыя свойства „Ка-питала"—необработанность и колебания. 75. Одинъ трудъ не соз-даетъ ценности. Безъ категории полезности нельзя установить по-нятия о ценности. Что создаетъ ценность самаго труда? Трудъ и рабочая сила. 76. Материалистический объективизмъ теории ценности Маркса. Марксъ противъ элемента полезности, такъ какъ полез¬ностъ указываетъ на мотивъ. Снросъ не согласуется съ экономи-

ческимъ материализмомъ. Психофизическое суждение о труде.

77. Отношение этики и экономики. Эгоизмъ и альтруизмъ въ эко-

номической жизни. Сущность и методъ экономики. 78. Физический

и умственный трудъ; простая и сложная работа. Неудовлетворитель-

ность экономическаго материализма.Денность труда не измеряется

временемъ—теория найма Маркса противоречитъ этому. 79. ПОнятие

объ общественномъ труде. Фетишизмъ труда. 80. Разделение труда.

Идеалъ абсолютной способности. Материализмъ не способенъ пра-

вильно понять проблемму о разделении и организации труда. 81.

Разделение 1 труда, какъ основа образования классовъ. Классы соб-

ственности и труда. Объяснение развития классовъ Энгельсомъ. 82.

Учение Маркса о концеитрировании капитала неверно; средний классъ

не исчезаетъ, какъ учитъ Марксъ. Третья часть тутъ снова

противоречитъ первой. Бернштейнъ противъ теории катастрофа

прибавочной ценности и классовой борьбы 83. Противоречие между

капитализмомъ и пролетариатомъ. Сущность современнаго капита-

лизма. Капитализмъ не единственная причина нищеты. Общее по-

ложеяие рабочихъ опровергаешь теории Маркса о всеобщемъ упадке.

Социалистическое настроение не декадентское. 84. Теория Маркса объ

упадке опровергается и данными статистики населения. Марксъ

противъ Мальтуса и Лассаля. Марксъ за Дарвина, а потому.:, и за

Мальтуса. Снова третья часть противоречитъ первой. 85. Самъ

Марксъ разделяетъ свои два главные класса на индивидуумовъ.

86- Марксъ о торговле. Современный купецъ. 87. Аграрный вопросъ.

Учение Маркса о религии и его теория ценности. 88. Экономическая

история Маркса. 89. Окончательный приговоръ объ экономике

Маркса. Значение его теории ценности—векъ труда. Мелкая работа.

Демократически трудъ и аристократический спортъ. Революционер-

ство Маркса и Энгельса было еще аристократическимъ и романти-

ческимъ. Несостоятельность материализма


VI.

Происхождение и развитие цивилизации. Коммунизмъ.

А.

Коммунизмъ будущаго.

90. Марксизмъ есть по существу коммунизмъ. Требования Маркса.

Его последователи. 91. Коммунизмъ и материализмъ. 92. Комму-

низмъ Маркса есть система не только экономическая, а и духовная,

и вообще культурная. 93. Определение понятий: социализмъ, комму-

низмъ, коллективизмъ. 94. Критика системы Маркса. Мнимое про-

тиворечие коммунизма и капитализма. Насколько коммунизмъ под-

готовленъ уже теперь? Неопределенность принципа раздела иму-

ществъ и т. д. Въ конце концовъ Марксъ и Энгельсъ почти со-

вершенно отказались отъ коммунизма

В.

Первобытный коммунизмъ. Развитие семьи и цивилизация.

95. Марксъ и Платонъ. Значение семьи для коммунизма Маркса. Сочинение Энгельса о семье. 96. Основная идея этаго сочинения*,

общество организуется сначала семейными узами, а не производ-

ственными отношениями. Противоречие съ историческимъ материа-

лизмомъ. 97. Энгельсъ объ отдельныхъ стадияхъ развития семьи и

культуры. 98. Аморализмъ contra морализма. Фетишизмъ кров-

наго родства. Мнения Энгельса о первобытной семье неверны.

Матриархата не существовало. 99. Сущность первобытнаго рода. Ро-

довой строй не составляетъ противоречия государству. Первобытный

коммунизмъ отрицателенъ, а не положителенъ. Первобытный аграр-

ный коммунизмъ. 100. Родовой строй у европейскихъ народовъ, у

германцевъ и славянъ. Русская община и задруга. Энгельсъ и сла-

вянофилы. 101. Цивилизация и варварство—вырождение. 102. Кри-

тика культурной истории Энгельса и въ особенности его теории

вырождения. 103. Что такое, собственно говоря, первобытный ком-

мунизмъ Энгельса? Абсолютнаго коммунизма никогда не существо-

вало. Половой и семейный коммунизмъ, какъ основа экояоми-

ческаго


С.

Женский вопросъ. Свободная любовь.

104. Будущий коммунизмъ долженъ также распространяться и на отношения между полами. История моногамии по Энгельсу. Семья у буржуазии и у пролетариевъ. Социализмъ и индивидуальная поло¬вая любовь. Свобода любви въ будущемъ. 105. Декадентство у Эн¬гельса и его основание: материализмъ. Двойной типъ декадентства— католический и протестантский. Любовь, но не свобода любви . . .


ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ.


Идеологическия системы.

VII.

Государство и право.

106. Развитее политическаго мышления въ Германии 107. Учение Маркса о государстве и развитие этого учения. Государство и бур-жуазия. Политическое государство. 108. Учение Энгельса о государ-стве. Государство, какъ противоречие родовому строю. Развитие го¬сударства. Его вымирание. 109. Учение историческаго материализма о государстве неудовлетворительно—сущность и значение госу¬дарства. Государство и экономическая организация. Государство и церковь. Государство и национальность. Понятие объ „обществе" у Маркса и Энгельса. Анархизмъ и государственный социализмъ. Бернштейнъ противъ Маркса и Энгельса. 110. Развитие современ-наго государства: экономическая и интеллектуальная организации взаимно дополняются. Государство и философия. Афилоеофизмъ и астатизмъ (анархизмъ). Централизация и автономия; функциональная, или местная автономия. 111. Философия права Маркса и Энгельса. 112. Объемъ права шире объема хозяйства. Форма производства не обусловливаетъ формъ собственности. Действительно ли санкция права только въ силе и въ воле большинства? ИЗ. Объяснение че¬ловеческихъ правъ Энгельсомъ и въ особенности его объяснение

пролетарнаго требования равенства. 114. Позитивный историзмъ не

иризнаетъ позитивныхъ правовыхъ ионятий. Человеческия права

развиваются въ церковно-религиозной сфере. Понятие равенства у

Маркса и Энгельса неопределенно 353


VIII.

Националнзмъ и иытернационализмъ.

115. Новыя мнения марксистовъ по поводу национальнаго вопроса. 116. Мнения Маркса и Энгельса. Ихъ практический интернациона-лизмъ. 117. Развитие принципа национальности. 118. Каутский р фе-дерализме наций. Национальность и гуманность. Права языковъ— право естественное. Космополитизму национализмъ, социализмъ. 119. Марксъ и марксисты о славянстве. Марксисты противъ гер-манскаго шовинизма. 120. Марксъ и еврейский вопросъ ..... . . 390


IX.

Религиозный вопросъ.

121. „Капиталъ" Маркса доводитъ до конца критику религии Фейер-

баха: религиозный антропоморфизмъ, какъ экономический фетишизмъ.

122 Религиозная философия Энгельса. 123. Антропоморфизмъ не ис-

черпываетъ всей сущности религии. Марксъ и Энгельсъ, следуя

Фейербаху, возрождаютъ рационализмъ. Религия и ея этический и

социальный элементы. Современная борьба. 124. Революционный

атеизмъ Маркса-христианство, религия рабовъ. 125. Влияние религии

въ новое время. Реформация. Культурное значение великаго истори-

ческаго религиознаго дуализма — католицизмъ и протестантизмъ.

Сущность протестантизма и его значение для современной филосо-

фии, науки, морали и политики. Два типа хозяйства, и въ особен-

ности социализма—католический и протестантский. Исторический ма-

териализмъ и религиозный вопросъ. 126. Отношение марксизма къ

католицизму, протестантизму и еврейству. 127. Марксисты и рели-

гиозный вопросъ. Есть ли религия частное дело? Поскольку социа-

лизмъ есть движение религиозное? 416


X.

Этический вопросъ.

128. Марксъ и Энгельсъ за позитивный аморализмъ и вместе съ темъ за гуманитарный морализмъ. Они признаютъ гуманизмъ Фейербаха—реальный гуманизмъ безъ сантиментальности. Классовая мораль относительна, и не смотря на это она „действительно че¬ловечна". 129. Теоретико-познавательное обоснование нравственнаго закона. Нравственный законъ абсолютенъ — въ какомъ именно смысле? Чистой классовой морали не существуетъ—действительно человечная мораль будущаго. Основной теоретико познавательный вопросъ объ этической санкции. Нравственность и религия. 130. Ма-териальное содержание нравственнаго закона. Дуализмъ у Маркса и Энгельса. Эгоизмъ и альтруизмъ. По мнению Маркса, человекъ по существу эгоистъ. 131. Страхъ Маркса предъ сантиментальностью

неоснователенъ. Развитие современнаго идеала гуманности. Гуман-

ность невозможна безъ любви—социализмъ долженъ быть не только

научнымъ, но и социальнымъ. Аристократический гедонизмъ Маркса

и Энгельса. 132. Современная любовь — демократическая любовь.

133. Марксисты теперь признаютъ самостоятельность и деятельность

не эгостической морали. 134. Разсуждения о вопросахъ, практической

этики: преступление и наказание. Преступление и экономическич от-

ношения. Проституция 441

XI.

Социалнзмъ и искусство.

135. Социализмъ современнаго искусства. Исторический материа-

лизмъ и искусство* 136. Влияние социализма на отдельные роды

искусства. 137. Общественно-образовательное значение искусства.

Зачатки социальной и социалистической эстетики (Рёскинъ, Моррисъ,

Ваксъ, Кранъ и Толстой). Материализмъ труда и позивистический

интеллектуализмъ приводятъ къ неуважению къ красоте 459


XII.

Марксизмъ есть абсолютный объективизмъ.

138. Марксизмъ, какъ философская система: абсолютный объекти¬визмъ, какъ контрастъ абсолютнаго субъективизма (идеализма). Важнейшие изъ тезисовъ марксизма. Несостоятельность абсолютнаго объективизма. 139. Марксизмъ и вопросы новой философии и этики.

140. Общественное и этическое значение марксизма. 141. Марксъ

и Энгельсъ 467


ПЯТАЯ ЧАСТЬ.


Критика практики марксизма.

хш.

Главные вопросы политики марксизма. А.

Революция или реформа?

142. Революционизмъ Маркса—материализмъ, какъ „практически-критическая деятельность". Позже Марксъ становится более уме-реннымъ 143. Политическое завещание Энгельса. Революция при¬знается невозможной и не нужной. 144. Последователи Маркса и Энгельса. Ихъ борьба изъ за радикализма и оппортунизма. Вопросъ о допустимости компромисса. 145. Философия гуманистическаго пе-реворота на основании Фейербаховскаго гуманизма. 146. Эта фило-софия романтическая и идеологическая. 147. Категорический импе-ративъ практической критики Маркса. Не критическая критика. Отрицание и творческая критика.Чисто эмпирическая критика исто-

ризма, а не критика принцииовъ. Аморальная критика. Объекти-

вистическая критика безъ самокритики. 148. Критика Маркса, какъ

дальнейшее развитие философии Фейрбаха. Недовольство Маркса

ироистекаетъ * не изъ экономической критики, а изъ философии.

149. Критика Маркса и Шопенгауера. Марксъ и пессимизмъ. Пес-

симизмъ объективизма и субъективизма. Современная склонность

къ самоубийствамъ, какъ социальный вопросъ. Самоубийство и

убийство. Современные титаны и ихъ борьба. Атеистический рево-

люционизмъ. 150. Сущность современнаго философскаго и религиозно-

этическаго развития со времени реформации. Фаустъ Маркса пре-

вращается въ избирателя. 151. Марксизмъ и анархизмъ. 152. Внут-

ренния противоречия практическая марксизма: революционизмъ

происхождѳния французская и не подходитъ къ немецкой филосо-

фии. Католический и протестантский социализмъ. Колебания между

эволюционизмомъ и катастрофизмомъ. Теория ценности противоре-

читъ катастрофизму. . . Р

В.

Марксизмъ и парламентаризма

153. Марксизмъ становится государственнымъ социализмомъ. Пре-

увеличенная оценка политической деятельности. Социалъ демокра-

тическая партия, какъ партия социальной реформы въ современной

философии. Отрицательный и положительный радикализмъ. 154. Мар-

ксизмъ и конституционныя формы: республиканизмъ. Развитие кон-

ституционнаго государства. Вопросъ о форме правления становится

менее острымъ. „Социальная империя". Марксизмъ и милитаризма

Внешняя политика. 155. Демократизмъ конституционнаго госу-

дарства. Реформа конституционализма (Всеобщее избирательное право.

Представительство меньшинства. Референдумъ. Инициатива. Авто-

номия и централизация. Муниципальный социализмъ). 156. Демокра-

тизмъ и научная политика: антропоморфное понятие о массе. Де-

мократическое суеверие. 157. Политическая примитивность какъ

следствие антропоморфическая демократизма. 158. Недостатки по-

литическая примитивизма. 159. Марксизмъ и экономическия об-

щества. Общества образовательныя. Нравственная пропаганда.

Концентрированная общественная работа. Демократизмъ, какъ миро-

воззрение и его политика sub specie aeternitatis


ШЕСТАЯ ЧАСТЬ.


Окончательный выводъ.

Х1У.

Научный и ФИЛОСОФСКИЙ кризисъ въ марксизме.

160. Хронический кризисъ научнаго, философскаго и политиче-

скаго марксизма. 161. Обсуждение этого вопроса , . .


 Об авторе

Масарик Томаш Гарриг
Выдающийся чешский философ, социолог и политический деятель; первый президент Чехословацкой республики (1918–1935). Родился в Моравии (Австро–Венгерская империя), в семье рабочего. Учился в Брно, Вене и Лейпциге (в числе его учителей были философ Ф. Брентано и психолог В. Вундт). С 1876 г. – доктор философии; защитил диссертацию на тему "Самоубийство как социальное явление". В 1882–1914 гг. – профессор философии Пражского университета. В 1891–1893 и 1907–1914 гг. – депутат парламента австрийских земель (рейхсрата). В годы Первой мировой войны жил в европейских странах, России и США, где активно выступал за независимость Чехословакии. В 1918 г., после падения Австро–Венгерской империи, был заочно избран первым президентом Чехословацкой республики; через месяц после избрания вернулся на родину. Член–корреспондент Британской академии (1920). Основатель влиятельного журнала "Атенеум. Журнал литературы и научной критики".

Научные работы Т. Г. Масарика были посвящены истории философии, социологии и истории. Он стремился создать "научное" позитивистское мировоззрение, противопоставляя его богословию, но в то же время считал, что религиозная этика может удовлетворить духовные запросы человека. Он получил широкую известность как идейный вдохновитель чехословацкого национального движения, став в итоге политическим и духовным лидером независимой Чехословакии. Как политический деятель Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику. Он активно участвовал в дискуссиях начала XX века о марксизме (книга "Философские и социологические основания марксизма" вышла в 1899 г. и уже через год была переведена на русский язык), а в труде "Россия и Европа" критически анализировал истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце