Научным фундаментом, теоретической базой инновационной деятельности является инноватика. Это направление научной деятельности, занимающееся разработкой и развитием теоретических основ, научной методологии и методов прогнозирования, создания инноваций, а также планирования и организации инновационной деятельности. Инновационной инфраструктурой является совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности для благоприятного ее развития от идеи до внедрение в производство. Выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры: – производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий; – финансовая: различные типы фондов – бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также такие финансовые институты, как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний; – информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры; – кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга; – экспертно-консалтинговая: оказание услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления. Во всех случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг: к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам; к финансовым ресурсам напрямую и через получение доли в рыночной стоимости субъектов; к необходимой информации; к кадровым ресурсам требуемой квалификации и к системам, обеспечивающим повышение их квалификации; к специальным услугам, которые могут быть оказаны участникам инновационной деятельности. Устройство инновационной инфраструктуры, в том числе ее финансовой составляющей, существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Альтернативы финансовой политики определяются тем, на что ориентируется государство – на централизованное или децентрализованное перераспределение бюджетных средств в сегменты инновационной деятельности. Административная модель предусматривает участие инструментов перераспределения, служит за счет федерального или региональных бюджетов, а конкретные ее механизмы приводятся в действие административным аппаратом исполнительной ветви власти. Центр выделяет бюджетные квоты министерствам, ведомствам и другим прямым бюджетополучателям, которые в свою очередь финансируют конкретные научно-технические проекты и программы, и финансирует деятельность научно-технических организаций в целом. Для принципиально иного подхода – либеральной модели, использующей в основном косвенное регулирование, – характерна передача большей части распределительных функций рынку, самим хозяйствующим субъектам. Государство при этом через законодательные, налоговые и иные регуляторы стимулирует финансирование научно-технических проектов самими субъектами из их собственных средств. Таким образом, инноватика позволяет планировать и распределять денежные ресурсы, минуя лишние бюрократические ступени, при этом средства идут быстрее туда, куда выгодно самим субъектам экономики. За государством в лице министерств и ведомств остаются только такие общественно значимые сегменты, как оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др. В либеральной модели национальной инновационной системы используется инфраструктура: механизмы финансирования, обеспечивающие более эффективные решения – конкурсный отбор и независимая экспертиза проектов, ограничение лоббирования, исключение конфликта интересов, передача регулирующих функций профессиональным объединениям. Выделение средств из бюджета на научно-исследовательские работы в определенных случаях эффективнее распределять не через ведомственные каналы, а через специализированные фонды, важнейшую компоненту финансовой инфраструктуры – систему фондов и ее роль в поддержании и ускорении инновационных процессов в экономике. Николай Леонидович Маренков Профессор Экономико-финансового
института, автор более 50 научных
работ. Им написаны лекции
по основным экономическим
дисциплинам, таким как "Цены
и ценообразование", "Международные
экономические отношения",
"Экономическая теория", "Теория
бухгалтерского учета", "Аудит",
"Налоги и налогообложение",
"Менеджмент", "Страхование" и др.
|