URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Маренков Н.Л. Инноватика Обложка Маренков Н.Л. Инноватика
Id: 207294
399 р.

Инноватика Изд. 2

URSS. 2009. 304 с. ISBN 978-5-397-00202-8. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В пособии рассматриваются основы организации инновационной деятельности и производственных процессов экономических субъектов в условиях рыночных отношений и внедрения инноваций. Инноватика возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, финансовых, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования,... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
I Инноватика и инфраструктура рынка инноваций
1Методическая основа инноватики и инфраструктуры рынка
  1.1.Методическая основа инфраструктуры рынка
  1.2.Организационно-правовые и экономические составляющие инфраструктуры рынка
  1.3.Основные звенья инфраструктуры рынка
  1.3.1.Кредитная, банковская, налоговая, страховая системы
  1.3.2.Биржи: товарные, фондовые, валютные, труда
  1.3.3.Аудиторские компании
  1.4.Информационные технологии и средства деловых коммуникаций
  1.4.1.Изменяющиеся экономические требования бизнеса к информационным технологиям
  1.4.2.Рекламные агентства
2Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений
  2.1.Инфраструктура инноватики
  2.2.Инновации как движущий фактор "глобальной конкуренции"
  2.3.Инновационный риск и предпринимательство
  2.3.1.Инфраструктура инновационной деятельности
  2.3.2.Венчурный бизнес и его формы
  2.3.3.Инновационные фонды и их классификация
  2.4.Характеристики научно-технических фондов мира и России
II Инновационный процесс – это фактор экономического роста
3Научно-технический прогресс и инноватика
  3.1.Цикличность и инновации
  3.2.Классификация инноваций
  3.3.Инновационный процесс и его этапы
4Национальная инновационная система России
  4.1.Национальная инновационная система: принципы и факторы ее построения
  4.2.Создание национальной инновационной системы
  4.3.Глобальная инновационная система
  4.4.Научно-технический потенциал России
  4.4.1.Приоритеты экономической политики России
  4.4.2.Повышение интеллектуальных способностей россиян
  4.4.3.Объекты промышленной и интеллектуальной собственности
5Развитие инноватики в России
  5.1.Территории инновационного развития – составная часть Российской инновационной системы
  5.2.Оценки динамики развития инновационных процессов
  5.3.Основы построения инновационно-инвестиционной инфраструктуры инноватики
  5.4.Прогноз экономических результатов программы
  5.5.Концепция становления национальной инновационной системы России
Список использованной литературы
Приложение

Введение
top

Научным фундаментом, теоретической базой инновационной деятельности является инноватика. Это направление научной деятельности, занимающееся разработкой и развитием теоретических основ, научной методологии и методов прогнозирования, создания инноваций, а также планирования и организации инновационной деятельности.

Инновационной инфраструктурой является совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих услуги участникам инновационной деятельности для благоприятного ее развития от идеи до внедрение в производство. Выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий;

финансовая: различные типы фондов – бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также такие финансовые институты, как фондовый рынок с участием высокотехнологичных компаний;

информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные центры;

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга;

экспертно-консалтинговая: оказание услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, центры консалтинга как общего аудита, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления.

Во всех случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг: к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам; к финансовым ресурсам напрямую и через получение доли в рыночной стоимости субъектов; к необходимой информации; к кадровым ресурсам требуемой квалификации и к системам, обеспечивающим повышение их квалификации; к специальным услугам, которые могут быть оказаны участникам инновационной деятельности. Устройство инновационной инфраструктуры, в том числе ее финансовой составляющей, существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы. Альтернативы финансовой политики определяются тем, на что ориентируется государство – на централизованное или децентрализованное перераспределение бюджетных средств в сегменты инновационной деятельности.

Административная модель предусматривает участие инструментов перераспределения, служит за счет федерального или региональных бюджетов, а конкретные ее механизмы приводятся в действие административным аппаратом исполнительной ветви власти. Центр выделяет бюджетные квоты министерствам, ведомствам и другим прямым бюджетополучателям, которые в свою очередь финансируют конкретные научно-технические проекты и программы, и финансирует деятельность научно-технических организаций в целом. Для принципиально иного подхода – либеральной модели, использующей в основном косвенное регулирование, – характерна передача большей части распределительных функций рынку, самим хозяйствующим субъектам. Государство при этом через законодательные, налоговые и иные регуляторы стимулирует финансирование научно-технических проектов самими субъектами из их собственных средств.

Таким образом, инноватика позволяет планировать и распределять денежные ресурсы, минуя лишние бюрократические ступени, при этом средства идут быстрее туда, куда выгодно самим субъектам экономики. За государством в лице министерств и ведомств остаются только такие общественно значимые сегменты, как оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др. В либеральной модели национальной инновационной системы используется инфраструктура: механизмы финансирования, обеспечивающие более эффективные решения – конкурсный отбор и независимая экспертиза проектов, ограничение лоббирования, исключение конфликта интересов, передача регулирующих функций профессиональным объединениям. Выделение средств из бюджета на научно-исследовательские работы в определенных случаях эффективнее распределять не через ведомственные каналы, а через специализированные фонды, важнейшую компоненту финансовой инфраструктуры – систему фондов и ее роль в поддержании и ускорении инновационных процессов в экономике.


Об авторах
top

dop Николай Леонидович Маренков

Профессор Экономико-финансового института, автор более 50 научных работ. Им написаны лекции по основным экономическим дисциплинам, таким как "Цены и ценообразование", "Международные экономические отношения", "Экономическая теория", "Теория бухгалтерского учета", "Аудит", "Налоги и налогообложение", "Менеджмент", "Страхование" и др.