URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Жилин Д.М. Теория систем: Опыт построения курса
Id: 207240
 
299 руб.

Теория систем: Опыт построения курса. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05223-8.

 Аннотация

Что общего между радиоприемником, деревом, атомом, бригадой шахтеров и текстом этой книги? Это все --- системы. И поэтому существуют некие единые подходы к моделированию этих, казалось бы, очень разных объектов. Такие подходы, именуемые теорией систем, и изложены в данной книге. Они вполне могут пригодиться в самых разных областях --- от дебрей сложнейших наук до сугубо бытовых ситуаций. Автор несколько лет преподавал теорию систем школьникам, и данный курс построен на основе этого опыта.

Для школьников старших классов, студентов и всех тех, кто любит действовать рационально.


 Оглавление

Общефилософские основания

1. Цели человека и задачи познания
2. Объект
 2.1.Качество и его проявления
  2.1.1.Базовые определения
  2.1.2.Количественное описание свойств
  2.1.3.Свойства и внешние условия
  2.1.4.Свойства как объекты
 2.2.Процесс
 2.3.Материя и информация -- сущности объектов-0
  2.3.1.Сущность сохраняемая и сущность несохраняемая
  2.3.2.Структура
  2.3.3.Информация и энтропия
  2.3.4.Материя и информация: единство и борьба, или основы термодинамики
 2.4.Непознаваемость объекта и как с ней бороться
 2.5.Характеристика объекта
3. Моделирование как инструмент познания
 3.1.Что такое модель
 3.2.Требования к моделям и их противоречивость
 3.3.Классификация как элементарное моделирование
  3.3.1.Класс и понятие
  3.3.2.Соотношения между классами
  3.3.3.Классификации классификаций
  3.3.4.Как проводится классификация и ее подводные камни
  3.3.5.Свойства понятий, или за что материалисты ругали Гегеля

Общая часть

4. Понятие "система"
 4.1.Выбор адекватного определения системы
 4.2.Свойства систем, непосредственно следующие из определения
 4.3.Компонент, функция, связь
  4.3.1.Определения
  4.3.2.Виды связей
 4.4.Роль и амплуа
 4.5.Системные, несистемные и избыточные звенья и потоки
5. Системное устройство Мира
 5.1.Иерархия систем
 5.2.Место теории систем среди других наук
 5.3.Следствия иерархии систем
6. Фундаментальные принципы в системах
 6.1.Законы сохранения и их следствия
 6.2.Законы несохранения
  6.2.1.Деградация структур
  6.2.2.Цена образования локальных структур
 6.3.Взаимозаменяемость материи и информации
 6.4.Законы движения
 6.5.Ограниченность ресурсов и теория управления
  6.5.1.Зачем нужно управление
  6.5.2.Предельная полезность
  6.5.3.Антагонизм свойств и принципиальная проблема выбора
  6.5.4.Проблема идеала
  6.5.5.Правила эффективного управления
 6.6.Требование стационарности
7. Порождение интегративного свойства
 7.1.Природа интегративного свойства
 7.2.Что нужно совокупности объектов, чтобы она стала системой?
8. Исследование систем
 8.1.Парадоксы исследователя
 8.2.Модели систем
 8.3.Как моделировать системы
  8.3.1.Нулевой этап моделирования
  8.3.2.Построение прагматической модели (проектирование)
  8.3.3.Построение познавательной модели
  8.3.4.Переход от структурной модели к динамической
9. Дезорганизация и устойчивость систем
 9.1.Определения
 9.2.Механизмы дезорганизации
  9.2.1.Лишение ресурсов
  9.2.2.Внешние воздействия
  9.2.3.Избыточный или неуместный ресурс
 9.3.Избыточные звенья
 9.4.Обратная связь
  9.4.1.Что такое контур обратной связи
  9.4.2.Модели контуров обратной связи
10. Развитие систем
 10.1.Причины и необходимые условия развития
  10.1.1.Противоречие как двигатель развития
  10.1.2.Противоречие между системой и внешней средой
  10.1.3.Противоречия между системой и компонентом
  10.1.4.Противоречия между компонентами системы
  10.1.5.Усложнение системы: подводные камни
 10.2.Правила развития систем (диалектика)
  10.2.1.Диалектические противоположности
  10.2.2.Переход количественных изменений в качественные
  10.2.3.Отрицание отрицания
 10.3.Этапы развития систем
 10.4.Траектории развития систем
  10.4.1.Понятие траектории и аттрактора
  10.4.2.Простейшие траектории
  10.4.3.Бифуркации
  10.4.4.Прохождение бифуркаций и предопределенность выбора
  10.4.5.Катастрофы
  10.4.6.Устойчивость, управляемость и предсказуемость развития
Заключение
Литература

 Введение

И.Ф.Склярову, от которого автор впервые услышал понятие "интегративное свойство".
Ты пиши, пиши, пиши.
Не сочти за честь.
Потому что пародист
Тоже хочет есть.

А.Иванов

Что общего между радиоприемником, деревом, атомом, бригадой шахтеров и текстом этой книги? Все эти объекты состоят из различных компонентов. Радиоприемник -- из радиодеталей, дерево -- из корней, ствола, листьев и т.д., атом -- из протонов, нейтронов и электронов, бригада -- из нескольких шахтеров, текст -- из слов. И у всех этих объектов есть свойства, которые нельзя получить простым сложением или усреднением свойств компонентов.

Свойство радиоприемника -- переводить радиоволны в звуковые волны. Это свойство нельзя получить простым суммированием емкостей, сопротивлений и индуктивностей отдельных деталей.

Свойство дерева -- образовывать семена, из которых могут вырасти новые деревья, что не есть сумма свойств отдельных стволов, листьев, корней и т.д.

Свойство атома -- образовывать связи определенной энергии с другими атомами, причем энергия связей между атомами не является ни суммой, ни средним энергии связи между элементарными частицами.

Бригада шахтеров может за смену выработать больше угля, чем та же группа шахтеров, работающих по отдельности.

Текст этой книги вызывает эмоции, которые не являются суммой эмоций, вызванных отдельными словами.

Свойство совокупности, которое не является суммой или средневзвешенным свойств отдельных компонентов совокупности называется интегративным (эмерджентным) свойством. Совокупность, обладающая интегративным свойством, называется системой.

И мы сами, и окружающий нас мир -- огромный набор многочисленных систем. Человек постоянно вынужден иметь дело с системами, поэтому умение предсказывать их интегративные свойства часто сильно облегчает жизнь. Между тем, интегративные свойства любой системы, как правило, совершенно неочевидны. Для того, чтобы их предсказывать или создавать, нужно владеть неким инструментом, именуемым "системный подход". Грамотное применение этого инструмента приносит плоды как в дебрях сложнейших наук (экономики, термодинамики, экологии), так и в сугубо бытовых ситуациях. Поскольку системы вездесущи, овладение этим инструментом будет полезно любому человеку, вне зависимости от его рода деятельности, возраста, образования и других качеств. Обучение работе с этим мощным инструментом и есть цель данного курса.

Предлагаемый курс во многом -- философский. Как и любой другой уважающий себя философский курс, он не претендует на то, чтобы быть "истиной в последней инстанции". Многие положения данного курса, в том числе и его философские основы, спорны. Однако, как сказал аббат Фариа, "философии нельзя научить -- ее нужно иметь". Мы надеемся, что этот курс не только и не столько будет принят читателями как догма, как раз и навсегда данный и абсолютно совершенный набор инструментов, сколько подтолкнет читателя к созданию и совершенствованию своего набора инструментов для решения самых разнообразных задач, стоящих перед ним.

Предупреждаем сразу, что данный курс насквозь антропоцентричен. Более того, он "центричен" вокруг вполне конкретного "антропа", а именно читателя, ибо призван помочь читателю решить задачи, которые стоят перед ним, и не более того. Тот, кто ищет сокровенного знания, не найдет его в этой книге. Тот, кто обуреваем идеями служения, заклеймит эту книгу позором. Прочесть ее с интересом можно только руководствуясь девизом "все во имя человека, все на благо человека... и этот человек -- я".

Хотелось бы также предупредить: автор полагает, что важна идея, а не ее источник, поэтому единожды уловив какую-то идею, встраивает ее в свою картину мира (при этом идея иногда изменяется), а об ее источнике нередко забывает. Автор также далеко не всегда читает первоисточники. Поэтому многие идеи, высказанные не автором, даются в тексте без ссылки на первоисточник. Чтобы скомпенсировать этот недостаток, в конце сего опуса приведен список литературы, из которой автор почерпнул основные идеи.


 Об авторе

Денис Михайлович Жилин

Кандидат химических наук, долгое время проводил исследования в области химии окружающей среды. В настоящий момент занимается разработками учебного оборудования и одновременно преподает химию в одной из московских школ. Автор заочного курса "Химия окружающей среды", разработчик набора "Юный химик".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце