URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Международный НИИ проблем управления Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Национальные модели подготовки кадров. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом компании. Управление компетенциями. Производительность труда и система управления персоналом
Id: 207034
 
739 руб.

Проблемы теории и практики УПРАВЛЕНИЯ: Национальные модели подготовки кадров. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом компании. Управление компетенциями. Производительность труда и система управления персоналом. №09/2015

URSS. 2015. 144 с. PDFISBN 9770234450094.
Приобретенные у редакции файлы предназначены для личного использования и не подлежат копированию и распространению. Электронные версии предоставляются в формате PDF, в режиме on-line, по электронной почте или через систему обмена файлами.

 Содержание

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Александр Татаркин, Маргарита Игнатьева Геоэкосоциоэкономическая модель системного освоения природных ресурсов (с.8–16)

природный потенциал, модель, алгоритм, комплексное управление
Раскрываются сущность и условия формирования новой геоэкосоциоэкономической модели освоения природного потенциала, ориентированной на равновесное природопользование. Предложен алгоритм принятия управленческих решений при комплексном управлении природопользованием в рамках рассматриваемой модели.
  • Изменение взаимоотношений в системе «природа—общество» находит свое отражение в методологических подходах и моделях освоения природного потенциала территории.
  • Для современного этапа характерно признание ключевого значения биотической регуляции для жизнедеятельности человека, необходимости сохранения «здоровья» экосистем, что предполагает обращение к новой геоэкосоциоэкономической модели освоения природных ресурсов.
  • Реализация геоэкосоциоэкономической модели при комплексном «интегрированном» управлении природопользованием предопределяет усиление экоцентризма, обусловливающего детализацию геоэкологических исследований территории.

ЛюбовьЗинина Территориальная агропродовольственная система: приоритеты и механизм инновационного развития (с.17–28)

агропродовольственная система, инновационная политика, механизм инновационного развития, продовольственная стратегия
Излагается концепция формирования механизма инновационного развития территориальной агропродовольственной системы. Определены стратегические приоритеты модернизации и инновационного развития агропродовольственной системы региона.
  • Формирование территориальных инновационных моделей продовольственного обеспечения должно предполагать достижение параметров продовольственной безопасности, импортозамещения, управления территориальным развитием.
  • Инновационный механизм развития региональной агропродовольственной системы рассматривается как элемент государственной инновационной политики.
  • Стратегические приоритеты формирования и реализации инновационной модели развития агропродовольственной системы определяются с позиций обеспечения конкурентных преимуществ региона и усиления его продовольственного потенциала.

Татьяна Белкина Стратегический характер проблем российских городов (с.29–40)

стратегические проблемы, стратегия, социальные функции, экономические функции, постиндустриальное общество
Показана стремительность роста российских городов и их превращения в средоточие практически всего потенциала развития страны. Проанализированы причины глубокой диспропорции в развитии социальной и экономической функций городов, породившей множество проблем стратегического характера.
  • Сосредоточение в городах порядка трех четвертей населения Российской Федерации и значительной части экономического потенциала определяет значимость городов в социальной и экономической жизни государства.
  • Развитие городов России в ХХI в. связано с ликвидацией сложившейся асимметрии двух основных функций городов: социальной, посредством которой обеспечиваются условия для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства городского социума, и экономической.
  • Не вызывает сомнений, что в данной ситуации городским властям необходимы обоснованные представления о направлениях, приоритетах и целях социально-экономического городского развития, т. е. видение стратегической перспективы, которая позволила бы формировать социально-экономическую политику.

Юлия Шитова, Юрий Шитов ГИС-мониторинг маятниковой трудовой миграции как задача регионального управления (с.41–51)

маятниковая трудовая миграция, ГИС, региональная экономика и управление, пространственная экономика, пол, возраст, доходы
Методом ГИС-технологий определены дальность и длительность поездок «дом—работа» более 700 тыс. сотрудников. Визуализированы паттерны перемещения маятниковых трудовых мигрантов Подмосковья в рамках пространственного подхода, аналитически исследованы их индивидуальные характеристики.
  • Географическая информационная система (ГИС) позволяет картировать объекты окружающего мира, анализировать их по огромному количеству параметров, визуализировать и на основе полученных данных прогнозировать самые различные события и явления.
  • Амплитуда и интенсивность маятникового перемещения работников в современных крупных агломерациях оказывают существенное макровлияние на социально-экономическую ситуацию в регионе.
  • ГИС-информация позволяет анализировать социальную структуру мигрантов, влияние индивидуальных факторов на трудовую мобильность, а также на характеристики бизнеса, принимающего МТМ-ресурсы.
ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Аркадий Трачук, Иван Тарасов Исследование эффективности инновационной деятельности организаций на основе процессного подхода (с.52–61)

корпоративнаяинновационная система, модель оценки инновационной деятельности, инновационный процесс
Проанализированы теоретические модели оценки инновационной деятельности предприятий. Описаны стадии инновационного процесса и основополагающие принципы формирования практически ориентированной модели оценки.
  • Несмотря на обилие теоретических концепций, посвященных моделям оценки инновационной деятельности, менеджеры предприятий отмечают недостаточную системность действующего инструментария.
  • Рассмотрение инновационной деятельности как структурированного бизнес-процесса позволяет оценить эффективность и результативность каждой стадии на основе параметров на «входе» и «выходе».
  • Построение модели оценки инновационной деятельности должно базироваться на универсальных принципах: как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Лариса Исмагилова, Татьяна Гилева, Лариса Ситникова Стратегическое управление интеллектуальным капиталом компании: подходы, принципы и инструменты (с.62–71)

интеллектуальный капитал, принципы управления, инструменты развития
Определены сущность и принципы стратегического управления интеллектуальным капиталомкомпании. Предложены оригинальные инструменты в области разработки программы развития интеллектуального капитала.
  • Интеллектуальный капитал, нематериальные ресурсы, или знания, являются важным источником конкурентоспособности современных предприятий и организаций.
  • Существует несколько взаимодополняющих подходов к управлению интеллектуальным капиталом компании, однако целостной системы, учитывающей специфику интеллектуального капитала как объекта стратегического управления, пока не сформировано.
  • Эффективное управление интеллектуальным капиталом компании требует разработки соответствующего инструментария, основанного на анализе взаимодействия различных видов нематериальных ресурсов и их влияния на результаты деятельности компании, в том числе — на основе формирования организационных компетенций.

Борис Славин, Владимир Соловьев Управление компетенциями как ресурсами (с.72–78)

управление знаниями, управление ресурсами, управление компетенциями, экспертные сети, краудсорсинг, сообщества практиков
Показано, что системы управления компетенциями, так же как и системы управления знаниями в целом, являются разновидностями систем управления ресурсами, а следовательно требуют внедрения инструментов измерения. Измерение компетенций в высокопрофессиональной деятельности (наука, образование, инновационная деятельность) может быть построено на использовании технологии коллективной работы CoP (сообщества практиков).
  • Современную эпоху в развитии корпоративных информационных технологий (ИТ) можно охарактеризовать как эпоху коммуникационных технологий управления контентом предприятия.
  • По мере того как системы планирования и учета стандартизируются и становятся обязательной инфраструктурой любого предприятия, на первый план выходят так называемые человеко-центрированные системы управления компетенциями.
  • В первую очередь такие системы будут востребованы в организациях, где себестоимость продуктов или услуг в основном обеспечивается интеллектуальной деятельностью — высокотехнологичные компании, научные центры и вузы.
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Антон Греченюк, Ольга Греченюк Современные проблемы оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта (с.79–85)

финансовое состояние, акционерные общества, раскрытие информации, бухгалтерская отчетность
Раскрываются актуальные проблемы оценки финансового состояния коммерческой организации. Первый блок проблем касается состояния теоретических подходов к проведению финансового анализа, а второй блок связан с раскрытием и содержанием бухгалтерских отчетностей российских компаний.
  • Методология оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта, представленная в российской учебной литературе, сильно разрознена, требует актуализации и имеет слабую связь с практикой и реальной экономической ситуацией.
  • Бухгалтерская отчетность раскрывается только третью российских ак-ционерных обществ, а также имеет негативные моменты в представлении и сложности при анализе.
  • В бизнес сообществе наблюдается существенное снижение роли бухгал-терской отчетности как источника информации для оценки финансово-хозяйственной деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Елена Яхонотова Производительность труда и система управления персоналом (с.86–93)

производительность труда, система управления, управление персоналом, технологии управления, корпоративная идеология
Обоснована роль эффективной системы управления персоналом в решении задачи управления производительностью труда. Эмпирическая база статьи основана на результатах исследования практик управления производительностью труда, проведенного под руководством автора в России и Казахстане в 2013 г.
  • Решение задачи повышения конкурентоспособности для большинства отечественных компаний тесно связано с существенным ростом производительности труда, который в свою очередь детерминирован системой управления.
  • Эффективная система управления производительностью труда персонала предполагает создание идеологии высокопроизводительного труда, нацеливающей все процессы управления персоналом на производительный труд.
  • Исследование практик управления производительностью труда, проведенное под руководством автора в ряде компаний в 2013 году, показало, что большинство руководителей признают важность задачи управления производительностью труда, но предпринимают разрозненные меры в этом направлении.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Михаил Логинов Экономические механизмы: сущность, классификация, кибернетический подход (с.94–102)

механизм, экономический механизм, механизм управления, кибернетический подход, классификация экономических механизмов
Рассмотрены методологические основы формирования экономических механизмов, типы механизмов и их особенности. Приведена структура данных механизмов, предложен кибернетический подход, позволяющий моделировать различные механизмы в экономике и эффективно управлять ими.
  • Система управления экономикой имеет иерархическую структуру, разде-ленную на четыре уровня, соответственно на каждом уровне или в подсис-теме существуют собственные механизмы с отличающимися характеристиками.
  • Кибернетический подход является логичным развитием структурного подхода при формализации экономических механизмов.
  • Экономический механизм — это методология или комплекс элементов (звеньев) для достижения целей развития экономической системы, вклю-чающей взаимосвязанные элементы: управленческие, организационные, ре-сурсные, информационные, а также инструментарий экономического механизма.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вадим Маршев О кризисе менеджмента и подготовке менеджеров (с.103–109)

менеджер, менеджмент, социальная организация, специализация
Рассматривается роль менеджеров в управлении организациями. Показано, что от современного менеджера требуется не столько узкая специализация в области финансов, маркетинга, производства, учета и других функционалов организации, сколько высокий уровень компетентности в области управления людьми и в целом — управления организацией.
  • Мир организаций коварен, ибо организации создаются людьми, вовлекают людей и часто становятся местом завершения их карьеры и даже жизни.
  • Очевидно, что «виновниками» как неэффективного, а главное нерезультативного, так и эффективного поведения организаций являются лица, принимающие решения о поведении людей в окружающем их мире.
  • Необходимо относиться к управлению не только (и не столько) как к общечеловеческой деятельности, но и как к системной, комплексной и архисложной, архиважной профессиональной деятельности.

Патриция Доуден, Николс М. Филипп Доверие стейкхолдеров: авторское видение глобального этического принципа ведения бизнеса (с.110–113)

этика бизнеса, доверие, стейкхолдеры
Авторы полагают, что принцип этического ведения бизнеса призван заменить более привычное положение, согласно которому основной долг каждого бизнес-руководителя заключается в «максимизации акционерной стоимости». По их мнению, поведение, обеспечивающее доверие стейкхолдеров, способствуют формированию более продуктивной бизнес-культуры в организации и в конечном счете обеспечивает ее большую «акционерную стоимость».
  • Основная обязанность любой компании — заслужить доверие своих стейкхолдеров.
  • Доверие к контрагенту основывается на уверенности в его безупречной репутации и высокой компетентности.
  • Цена потери доверия может быть продемонстрирована следующим: спад прибыли, потеря доли рынка, потеря рыночной капитализации и т. д.

Владимир Крючков «За» и «против» прозападной модели подготовки менеджеров в российских вузах (с.114–118)

менеджер, идеология, высшая школа, модель экономического образования
Представлена аргументация «за» и «против» прозападной модели обучения студентов специальности «Менеджмент» в российских вузах. Предложены меры по совершенствованию этой модели.
  • Отечественные специалисты очень быстро освоили негативные приемы западных коллег, не торопясь глубоко осваивать применяемые ими методы и процедуры.
  • Американский опыт управления и основанные на нем модели преподавания экономических дисциплин основаны на экономике устойчивого роста, сформированной как на реальных достижениях, так и на манипулятивных и спекулятивных международных механизмах.
  • Слепое следование западным кейсам ведет к поверхностным результатам, не привязанным к реалиям российского бизнеса.

Ольга Молчанова Развитие механизмов наставничества в современных моделях подготовки управленческих кадров (с.119–124)

подготовка управленческих кадров, наставничество, виды наставничества, развитие механизмов наставничества
Институт наставничества рассматривается как компонент подготовки управленческих кадров, значимость которого возрастает в условиях становления экономики, основанной на знаниях. Анализируются различные подходы к понятию наставничества, раскрываются особенности его новых разновидностей и типов.
  • В условиях инновационного развития центр внимания во многих странах смещается от наставничества с целью адаптации к наставничеству как технологии обучения на основе новейших знаний.
  • В качестве одного из значимых трендов развития механизмов наставничества в настоящее время можно отметить акцент на реализации гибкого, открытого, распределенного способа формирования пар наставник—подопечный.
  • Установление сотрудничества с наставником в рамках сетей, не ограниченных рамками одной организации, позволяет существенно расширить «поле» компетенций, на основе которых могут совершенствоваться знания, умения и навыки сотрудников.

Евгений Савеленок Кого и зачем учить менеджменту: пролегомены к теологии управления (с.125–130)

менеджер, идеология, система смыслов, неточности управления
Рассматриваются вопросы учета человеческого фактора в подготовке менеджеров. Основное внимание уделяется взгляду на управление как на процесс реализации идей, а также работе менеджера по устройству управленческих смыслов в систему и организации процесса такого устройства.
  • Чем сложнее та или иная сфера человеческой деятельности, чем сложнее работа и задачи человека, тем шире и глубже влияние сферы того, что в человеке «неточно», и тем важнее внутренняя работа человека по переводу неточного в точное.
  • Активизация исследований антропологических (интеллектуальных, этических, культурологических и т .п.) основ менеджмента имеет значение не только в контексте развития нейротехнологий применительно к менеджменту, но и в контексте развития менеджмента в целом.
  • Прежде чем менеджер начнет сам управлять идеями и смыслами, профессору менеджмента приходится заниматься идеями и смыслами самого менеджера.

Георгий Лаптев Предпринимательское управление: формулируем и развиваем компетентности (с.131–134)

предпринимательское управление, инновации, неопределенность
Показано, что предпринимательское управление как сфера профессиональной деятельности непосредственно связано с формированием новой экономики, основанной на знаниях, креативности и потребительском опыте. Предложена модель компетентностей, позволяющих успешно существовать в профессии и реализовывать ключевые задачи предпринимательского менеджмента.
  • Чем более конкурентная внешняя среда компании, чем более инновационный сам бизнес, тем большую ценность несет предпринимательский подход в управлении.
  • Только понимание возможностей и способностей человеческой личности и мышления позволит сказать, решением какого круга задач и на каком уровне человек способен овладеть.
  • Развитие компетентностей в сфере предпринимательского менеджмента стимулирует изменения в образовательных подходах.

Наталья Розенберг Развитие управленческих кадров компании и модель компетенций: ограничения и типовые ошибки (с.135–139)

компетентностный подход, модель компетенций менеджера, управление по компетенциям
Исследуются возможности подготовки и развития кадров управления организации на основе модели компетенций. Обобщаются особенности применения, ограничения и типовые ошибки ее реализации.
  • В современном виде модель компетенций представляет собой перечень наиболее важных на данном этапе развития организации характеристик, позволяющих сотруднику успешно выполнять функции, соответствующие его должности.
  • Тенденция последних лет состоит в уменьшении числа компетенций в модели.
  • Модель компетенций не может быть разработана раз и навсегда, она подлежит постоянному пересмотру и совершенствованию при накоплении критического числа изменений.

 Contents

REGIONAL DEVELOPMENT

Alexandr Tatarkin, Margarita Ignatieva Geoecosocioeconomic model for system exploration of natural resources (pp.8–16)

natural-resources potential, model, algorithm, integrated management
The article reveals the essence of a new geo-eco-socio-economic model for exploration of natural-resources potential. The authors proposed an algorithm for decision making on environmental management by using the model.

Lubov Zinina Territorial agri-food system: priorities and mechanism of innovative development (pp.17–28)

agri-food system, innovation policy, the mechanism of innovative development, food policy
The concept of formation mechanism of regional agri-food system innovative development is shown. Strategic priorities of modernization and innovative development of the agri-food system in the region are proposed.

Tatiana Belkina Strategic nature of problems of Russian cities (pp.29–40)

strategic issues, strategy, social function, economic function, post-industrial society
The rapid growth of Russian cities is shown. The author stresses that they became the focus of almost all of country's development potential. The causes of a serious imbalance in the development of social and economic functions of the cities that gave birth to many problems of a strategic nature are analyzed.

Julia Shitova, Yuriy Shitov GIS monitoring of push-pull migration as a task for regional management (pp.41–51)

commuting, GIS, regional Economics and management, spatial Economics, gender, age, income
The authors analyze the distance and duration of "home–work" trips for more than 700 thousand people by using GIS technologies method. The patterns of the movement of pendulum migrants from Moscow suburbs are visualized within a spatial approach, and an analytical investigation of their individual characteristics is given.
INVESTMENTS AND INNOVATIONS

Arkady Trachuk, Ivan Tarasov The research on the efficiency of innovative activity of organizations via the process approach (pp.52–61)

corporate innovation system, innovation performance measurement model, innovation process
Theoretical models for assessment of innovative activity of organizations are analyzed. The authors describe the stages of the innovation process and discuss the fundamental principles for the formation of practically oriented model evaluation.
STRATEGIC MANAGEMENT

Larisa Ismagilova, Tatiana Gileva, Larisa Sitnikova Strategic management of the intellectual capital: approaches, principles and tools (pp.62–71)

intellectual capital, management principles, development tools
The essence and principles of enterprise's intellectual capital strategic management have been revealed. Original instruments for the intellectual capital development program have been proposed.

Boris Slavin, Vladimir Solovyov Management competencies as resources (pp.72–78)

knowledge management, resource management, someone competence, expert networks, crowdsourcing, a community of practice
The paper shows that the systems of competence management must be developed as resourse management systems and can be built on the use of technology collaboration CoP (Community of Practice). It can be argued that the term of management is more suitable to the competencies than to knowledge because competencies can be adequately measured in contrast to knowledge.
FINANCIAL MANAGEMENT

Anton Grechenyuk, Olga Grechenyuk Modern problems of assessing the financial conditions of an economic entity (pp.79–85)

the financial condition, joint stock companies, disclosure, financial statements
The authors discuss actual problems of assessing the financial conditions of a commercial organization. The first set of problems concerns the theoretical background for financial analysis, and the second set describes the ways of disclosure and content of financial statements of Russian companies.
PERSONNEL MANAGEMENT

Elena Yakhontova Labour productivity and personnel management system (pp.86–93)

labour productivity, management system, HRM, managerial technologies, corporate ideology
The role of an efficient personnel management for development of labour productivity management is shown. The article is based on the research of labour productivity practices carried out by the author in Russia and Kazakhstan during 2013.
VIEWPOINT

Mikhail Loginov Economic mechanisms: their nature, classification, and cybernetic approach (pp.94–102)

mechanism, economic mechanism, management mechanism, the cybernetic approach, the classification of economic mechanisms
The article examines methodological bases for the formation of economic mechanisms, their types and structure, and their specifics. A cybernetic approach is proposed that makes it possible to simulate and effectively control various economic scenarios.
SCIENTIFIC LIFE

Vadim Marshev About the crisis of management and the training of managers (pp.103–109)

manager, management, social organization, specialization
The role of managers for an effective management of an organization is analyzed. In this context, the author shows that being manager requires not only a deep specialization in the fields of finance, marketing, production, accounting etc., but also a high level of competence in the field of personnel management and overall management of the organization.

Patricia Dowden, Nichols M. Philip The trust of stakeholders: the authors’ vision of global ethical principle of doing business (pp.110–113)

business ethics, stakeholder, trust
The authors believe that the principle of ethical business practices is intended to replace the more familiar one, according to which the primary duty of every business leader is to “maximize shareholder value”. In their opinion, behaviour directed to ensure the confidence of stakeholders contributes to a more productive business culture in the organization and, ultimately, provides its greater “shareholder value”.

Vladimir Kryuchkov Pros and cons for a westernized manager training model in Russian higher education (pp.114–118)

manager, ideology, high school, model of economic education
The arguments of pros and cons for the westernized model of training management in Russian higher education system are submitted. Measures for this model improvement are offered.

Olga Molchanova The development of mentoring mechanisms in modern models of management training (pp.119–124)

management training, the concept of mentoring, types of mentoring, trends of mentoring development
Mentoring is considered as a component of management training, whose importance increases in conditions of a knowledge based economy. Different approaches to the concept of mentoring are analyzed, some new types of mentoring are considered. The author argues that the boundary between mentoring and other types of professional and educational interactions is blurred.

Eugene Savelionok Who and what for is to be trained in management? Prolegomena to the theology of management (pp.125–130)

manager, ideology, system of meanings, inaccuracies of management
The role of human factors in the training of managers is considered. Management is viewed as the process of realization of ideas. It is stressed that the role of managers has to comprise structuring of management goals and their incorporation into the work of the organization.

Georgy Laptev Entrepreneurial management: creation and development of competencies (pp.131–134)

entrepreneurial management, innovation, uncertainty
Innovative entrepreneurship as an area of human professional activity is inextricably linked with the formation of a new economy based on knowledge, creativity and customer experience. The author offers a model of competencies that would ensure a successful realization of the key tasks.

Natalia Rosenberg Training and development of managers based on the competency model: restrictions of approach and typical mistakes (pp.135–139)

competency based human resource management, management competencies, competencies of managers
This article is devoted to training and development of managers based on competency models implemented in organizations. Typical mistakes in competency based on human recourse management performance and restrictions of this approach are considered.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце