КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Шачин С.В. Философия Франкфуртской школы и Россия: Опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности
Id: 206400
 
426 руб.

Философия ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ и Россия: Опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности. № 126
Философия Франкфуртской школы и Россия: Опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности

URSS. 2017. 304 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-4038-5.

В настоящем исследовании автор обращается к осмыслению ключевых идей Франкфуртской школы (Ю. Хабермас, А. Хоннет, К.-О. Апель и др.) применительно к современным качественным изменениям российской социокультурной системы. В монографии поставлен важнейший вопрос о том, что могут дать идеи «франкфуртцев» для понимания стратегии модернизации российского общества. Также привлекаются идеи представителей других направлений немецкой мысли, которые творчески переосмыслила Франкфуртская школа: феноменологии, экзистенциализма, герменевтики. Тем самым современная немецкая философия предстает как единая традиция, имеющая одним из центров своей интеграции критическую теорию Франкфуртской школы. (Пользуясь методом Гегеля, укажем: это — тезис авторской концепции.)

Исследуется вопрос о духовных ориентирах в России, о государственной идее на основе российской православной культуры и этических ценностей. При этом автор опирается уже на российских мыслителей: А. Зиновьева, Ю. Лотмана, А. Панарина, А. Лосева, М. Мамардашвили, В. Бибихина и др., чтобы дополнить и переосмыслить немецкие философские идеи применительно к России и к Европе. Возникает диалог немецких и российских мыслителей, в ходе которого отечественная философская традиция вводится в европейскую, а немецкая — в российскую, то есть происходит контекстуализация немецкой философской традиции в России, а российской — в Германии. (На языке метода Гегеля это — антитезис.)

На этом пути делаются шаги к реализации стратегической цели: формированию идейных оснований для новой модели глобализации, которая возникнет после кризиса и разрушения существующей «американоцентричной» модели. Предлагается новый глобализационный проект — как следующий качественный этап в развитии глобализации, который будет диалектически снимать существующий. При этом высказывается и обосновывается идея о синтезе немецкого рационализма и российской духовности как стратегии преодоления всемирного кризиса в целом и кризиса европейской и российской цивилизации в частности. Именно на это и нацелен диалектический синтез в смысле Гегеля, к которому стремится автор монографии.

Книга рекомендуется всем, кто интересуется российской и европейской общественной мыслью, социальным философам, социологам, культурологам, правоведам и политологам, всем критически и нестандартно мыслящим людям.


Содержание
Введение5
Раздел 1. Россия: попробуем понять умом?17
 Глава 1. Размышления о путях обретения понимания себя в современном российском обществе: Уроки философской герменевтики   Г.-Г. Гадамера19
 Глава 2. К проблеме перехода России от традиционного общества к обществу современному: сравнительный анализ текстов Кнута Гамсуна и Льва Толстого32
 Глава 3. От поиска субъективного смысла -- к эволюции гражданского общества: идеи М. Хайдеггера как методология обретения самопонимания45
 Глава 4. "Принуждение лучшего аргумента": опыт рассмотрения проблемы насилия сквозь призму "этики дискурса" в Германии58
 Глава 5. Философия границеведения72
Раздел 2. Россия: в поиске духовных ориентиров86
 Глава 6. Размышления о православии в контексте рассуждений о государственной идее современной России88
 Глава 7. Размышления о православной культуре и её преподавании102
 Глава 8. Опыт обоснования религиозной толерантности: от идей Иммануила Канта и Юргена Хабермаса -- к их синтезу с православной философией120
 Глава 9. Переосмысляя идею справедливости: духовность как её фундамент135
 Глава 10. Опыт обоснования философии управления путём применения методологии Франкфуртской школы к экономическим и социокультурным реалиям России143
Раздел 3. Образование как идея и как социальный институт: что же нам с ним делать и как реформировать?157
 Глава 11. Размышления об образовании в России: идеальное понимание и реальное состояние161
 Глава 12. Диалог как основа формирования гармоничного человека: конкретизация проекта образования181
 Глава 13. Об онлайн-образовании, оценках и ценностях современного образования (тезисы)191
 Глава 14. Меняемся ли мы? Рефлексия над современным российским интеллектуальным пространством197
Раздел 4. Философия как опыт чтения206
 Глава 15. Марксова идея отчуждения и её восприятие в традиции западного марксизма209
 Глава 16. От "каменности" -- к "воздушности", или от инструментального разума -- к коммуникативному223
 Глава 17. Идеи Мартина Хайдеггера в контексте методологических поисков сущности северной идентичности228
 Глава 18. К проблеме понимания повседневности северного человека на основе теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса238
 Глава 19. Опыт обоснования методологии постижения надвигающегося социокультурного взрыва в России: Рефлексия над работой Ю. М. Лотмана "Культура и взрыв"245
 Глава 20. Опыт исследования кризиса новоевропейской субъективности на основе философии диалога268
Заключение280
Литература291

Об авторе
Шачин Святослав Вячеславович
Кандидат философских наук, доцент, доцент Мурманского арктического государственного университета. Выпускник очной аспирантуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Четырежды стажировался во Франкфурте-на-Майне, в Институте философии Университета имени Гёте под руководством Акселя Хоннета (формальным) и Юргена Хабермаса (творческим). Автор пяти монографий, среди которых: «Законы диалектики и принципы системности: Опыт нового обоснования» (М.: URSS), «Философия Франкфуртской школы: От Хабермаса до Либша: идейные основы» (М.: URSS), «Философия Франкфуртской школы и Россия: Опыт синтеза немецкого рационализма и российской духовности» (М.: URSS).

Sviatoslav Shachin

Ph.D., Dozent am Lehrstuhl für Philosophie und Sozialwissenschaften der Arktischen Staatlichen Universität in Murmansk (Nordrussland, in direkter Nachbarschaft von Skandinavien). Er war Doktorand an der Philosophischen Fakultät der Staatlichen Universität St. Petersburg und wurde dort mit einer Dissertation über die Philosophie von Jürgen Habermas promoviert. Er war vier Mal als Gastwissenschaftler am Institut für Philosophie der J. W. Goethe-Universität Frankfurt am Main, sein Gastgeber war Axel Honneth, der geistige Vater des Projekts war Jürgen Habermas. Er ist Autor von 5 Monographien, 3 davon sind im Moskauer Verlag „URSS“ auf Russisch erschienen: „Gesetze der Dialektik und Prinzipien der Systemtheorie: Ein Versuch der Neubegründung“, „Die Philosophie der Frankfurter Schule von Habermas bis Liebsch: Ideengrundlagen“, „Die Philosophie der Frankfurter Schule und Russland: Ein Versuch der Synthese des deutschen Rationalismus und der russischen Geistlichkeit“.