URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Степанов Ю.С. Основы общего языкознания
Id: 205994
 
375 руб.

Основы общего языкознания. Изд.4

URSS. 2016. 272 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-9710-2713-3.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена изложению основ общего языкознания. Автор рассматривает основные положения лингвистики и освещает глубинные принципы языка и науки о языке: принцип общественной природы и знаковой организации языка; принцип естественности абстракции в языке и в науке о языке, основанной на иерархической организации языка; принцип центральной роли человека в языке и др. Книга состоит из трех разделов. Первый раздел, в котором рассматриваются единицы языка и система языка, включает материал по лексике и семантике, фонетике и грамматике. Во втором разделе исследуется соотношение языка и общества. Обсуждается вопрос о происхождении языка; описываются языки, существовавшие до эпохи образования наций, и национальные языки. Третий раздел посвящен изучению языка как объекта теории; в нем рассматриваются общие понятия лингвистической теории, виды лингвистических структур, а также постулаты современного языкознания.

Пособие предназначено для студентов и аспирантов филологических факультетов вузов, преподавателей языковедческих дисциплин; может быть полезно широкому кругу читателей, интересующихся наукой о языке.


 Оглавление

Предисловие

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И СИСТЕМА ЯЗЫКА  

ЛЕКСИКА И СЕМАНТИКА
Глава 1. Отдельное слово
 § 1. Общие замечания. План содержания языка и лексика. Лексикология и семасиология
 § 2. Отдельное слово. Семантический треугольник. Понятие о денотате (референте) и сигнификате
 § 3. Значение слова. Слово и понятие
 § 4. Вариации слова. Синоним, термин, метафора как пределы вариаций в трех разных отношениях
 § 5. Система значений одного слова. Многозначность, или полисемия
 § 6. Семантическое развитие слова
Глава II. Группы и системы слов
 § 7. Простейшие группы слов. Омонимия
 § 8. Простые группы слов. Антонимия
 § 9. Более сложные группы слов. Синонимия
 § 10. Омонимо-синонимические группы слов. Паронимия. Омонимия и синонимия как две "оси" в системе языка
 § 11. Антонимо-синонимические группы слов. Введение понятий оппозиции, дифференциального признака, структуры, систем
 § 12. Еще раз семантический треугольник. Понятие о десигнате
 § 13. Процесс называния. Понятие о внутренней форме слова и этимологии
 § 14. Лексические и семантические поля. Понятие о сочетаемости слов и дистрибуции
 § 15. Вся лексика как система. Словари-тезаурусы
Глава III. Непредельные (недискретные) единицы лексики. Фразеология
 § 16. Общее понятие о недискретных единицах лексики. Устойчивые и фразеологические словосочетания
 § 17. Классификация фразеологических единиц с точки зрения их происхождения
 § 18. Классификация фразеологических единиц с точки зрения их связи с лексикой в целом
 § 19. Категории омонимии, антонимии, синонимии, метафоры в сфере словосочетаний
 § 20. Библиография и краткие сведения об авторах к разделу "Лексика и семантика"
ФОНЕТИКА
Глава I. Звуки речи и их классификация
 § 21. Звуки вообще и звуки человеческой речи
 § 22. Классификация звуков речи. Артикуляторная и акустическая классификация
 § 23. Универсальные дихотомические классификации
Глава II. Выделение и определение фонем
 § 24. Выделение фонем из многообразия звуков речи
 § 25. Выделение огнем способом устранения различий. Минимальные пары
 § 26. Предельный случай минимальных пар -- фонема как форма отдельного слова
 § 27. Выделение фонем способом усиления различий. Понятие о сочетаемости, или дистрибуции. Понятие о дополнительной дистрибуции
Глава III. Группы и системы фонем
 § 28. Некоторые общие вопросы. Системы фонем и системы значений (и слов), их аналогии
 § 29. Элементарные оппозиции фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем
 § 30. Системы из элементарных оппозиций. Корреляции
 § 31. Весь фонемный состав как система
 § 32. Фонемы в сильных и слабых позициях. Группировки фонем по различительной силе
Глава IV. Непредельные (недискретные) фонетические единицы
 § 33. Общее понятие о непредельных фонетических единицах
 § 34. Слог
 § 35. Фонетическое слово, фраза, высказывание
 § 36. Фонетическое содержание слога (сила, тон, длительность и т.д
 § 37. Сила слога. Силовое, или динамическое, ударение
 § 38. Тон слога. Языки с этимологическими тонами. Языки с морфологическими тонами. Языки с тоновым, или музыкальным, ударение
 § 39. Движение тона в пределах слога. Слоговые интонации
 § 40. Длительность, или долгота, слога. Долготное ударение. Язык и стих
 § 41. Гармония гласных и согласных в пределах слога. Диезность и бемольность слога. Переразложение слогов и слов
 § 42. Гармония гласных и согласных в пределах слова. Сингармонизм. Ассимиляции и диссимиляции
 § 43. Библиография и краткие сведения об авторах к разделу "Фонетика"
ГРАММАТИКА
Глава 1. От фонетики к грамматике. Грамматическая форма
 § 44. Грамматика как сочленение формы плана содержания и формы плана выражения. Введение понятия о грамматической категории
 § 45. От фонетики к грамматике. Предельная грамматическая форма -- морф
 § 46. Группировка морфов в морфемы. Понятие морфемы
 § 47. Омонимия, антонимия и синонимия в грамматике. Оппозиции морфем
 § 48. Непредельные фонетические единицы в их отношении к морфам и морфемам
Глава II. От лексики к грамматике. Грамматическое значение. Типы грамматических категорий
 § 49. Предварительные замечания. Три типа грамматической абстракции -- номинация, предикация, локация
 § 50. Номинация. Именные и глагольные классы
 § 51. Предикация. Элементарные синтаксические связи. Строение предложения
 § 52. Локация. Принцип 'я -- здесь -- сейчас'. Категории времени, лица, числа и падежа
 § 53. Резюме. Общие связи грамматики с лексикой
Глава III. Грамматическая категория как единство категориального значения и грамматических форм
 § 54. Вводные замечания. Вопрос о "степенях существования" грамматической категории. Понятие элементарного грамматического значения, или "граммемы"
 § 55. Иерархия в строении грамматической категории
Глава IV. Словообразование
 § 56. Предварительные замечания
 § 57. Механизм словообразования. Словообразовательная корреляция
 § 58. Различные типы словообразовательных корреляций
 § 59. Словообразование как промежуточная система между лексикой и грамматикой
 § 60. Библиография и краткие сведения об авторах к разделу "Грамматика"

ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО  

Глава I. Общие вопросы
 § 61. Вопрос о происхождении языка
 § 62. Язык, народ, раса..
 § 63. Язык и общественно-экономический уклад
Глава II. Языки до эпохи образования наций
 § 64. Языки первобытнообщинного строя. Их внутренние особенности (женские языки, табу и др.)
 § 65. Языки первобытнообщинного строя (внешние контакты, скрещивание и др.)
 § 66. Языки древнейших и древних государств. Появление понятий нормы И стиля
 § 67. Языки феодальных обществ
Глава III. Языки в эпоху образования наций
 § 68. Языки эпохи образования наций. Национальный язык и литературный язык. Национальный язык и диалекты. Социальные диалекты, жаргоны
 § 69. Национальный язык и его стили
 § 70. Межнациональное общение и современные языковые союзы
 § 71. Библиография к разделу "Язык и общество"

ЯЗЫК КАК ОБЪЕКТ ТЕОРИИ  

Глава I. Общие понятия лингвистической теории
 § 72. Вводные замечания о соотношении языка как наблюдаемого явления и языка как абстрактного объекта теории
 § 73. Уровни языка и единицы языка
 § 74. Предельные и непредельные единицы языка
 § 75. Два типа общих отношений в языке -- парадигматика и синтагматика
 § 76. Структура и система
Глава II. Виды лингвистических структур
 § 77. Вводные замечания
 § 78. Дистрибуция и дистрибутивная структура
 § 79. Оппозиция и оппозитивная структура
 § 80. Функтив и функтивная структура
 § 81. Порождающий процесс и порождающая (генеративная)
 § 82. Знак и семиотическая структура
Глава III. Постулаты современной лингвистики
 § 83. Что такое постулат?
 § 84. I. Постулат о тождествах-различиях
 § 86. II. Постулат о синтагматике-парадигматике
 § 86. III. Постулат о синхронии-диахронии
 § 87. IV. Постулат о произвольности-непроизвольности знака
 § 88. Библиография к разделу "Язык как объект теории"

 Предисловие

Несколько слов об "Основах общего языкознания" как учебном пособии. Первое издание ("Основы языкознания", 1966 г.) преследовало цель изложить предмет наиболее компактным и экономным способом. Цель определяла композицию -- от абстрактного к конкретному. Восьмилетний опыт работы многих высших учебных заведений по этой книге показал, что цель достигнута, но ценой легкости изложения. Для студентов младших курсов, в средней школе плохо подготовленных к усвоению абстрактного лингвистического материала, книга нередко трудновата, и она используется главным образом на старших курсах.

Второе издание не отрицает первого. Читателю предлагается по существу новая книга, перед которой ставятся иные задачи. Методическая задача состоит в том, чтобы изложить предмет наиболее естественным, а значит, и более легким способом. Новой цели отвечает новая композиция -- от конкретного к абстрактному. Трехчастное деление книги сохранено, но начальной части первого издания ("Структура") соответствует в новом издании последняя, третья часть ("Язык как объект теории"). Второй части ("Норма") соответствует теперь также вторая часть ("Язык и общество"). Прежняя третья часть ("Индивидуальная речь") вошла одним из компонентов в новую первую часть ("Единицы языка и система языка"). Части существенно изменились и в их содержании. Как видно уже из сопоставления заголовков, прежние разделы вошли лишь как составные доли в более широкие по содержанию новые разделы.

Предлагаемая книга отвечает действующим программам по языкознанию. В большинстве институтов и университетов нашей страны читаются два основных языковедческих курса -- "Введение в языкознание" на первом году обучения, "Общее языкознание" на четвертом году. При такой системе первая часть книги, "Единицы языка и система языка", является учебным пособием по курсу "Введение в языкознание", третья часть, "Язык как объект теории", -- по курсу "Общее языкознание". Средняя часть, "Язык и общество", может быть, в зависимости от индивидуального построения курсов, отнесена либо к тому, либо к другому.

Вместе с тем автор учитывал новую, прогрессивную тенденцию в нашем высшем образовании -- тенденцию к большей компактности читаемых курсов, к устранению излишнего дублирования, к экономии непроизводительных затрат времени преподавателя и студента. Более того, он хотел бы своей книгой способствовать укреплению этой тенденции. При таком подходе рекомендуется вместо двух упомянутых выше курсов читать один -- "Общее языкознание" (или "Основы общего языкознания"), на третьем году обучения (с возможным распространением во второй семестр второго года или первый семестр четвертого года): занятия по русскому и иностранным языкам дают необходимый предварительный, "пропедевтический" материал. Эта система, уже проверенная не одним годом работы, требует единого учебного пособия по единому курсу. Предлагаемая книга мыслится как такое пособие.

Кое-что об "Основах общего языкознания" как книге по теории языка. Двузначное, даже несколько двусмысленное слово "основы" означает, во-первых, главные, необходимые положения, без которых нельзя обойтись при изложении той или иной науки; во-вторых, основные принципы, на которых покоится все здание этой науки, ее основание, полное освещение которых нередко выходит за пределы данной науки в соседние области знания. Как известно, например, "основания математики" не входят в содержание основных математических курсов и исследуются на стыке двух наук -- математики и логики.

Особенность этой книги состоит в том, что оба значения слова "основы" отвечают ее содержанию. В соответствии с первым книга излагает общее достояние современного языкознания -- его основные положения, добытые грудами многих лингвистов и целых национальных школ. В соответствии со вторым значением автор стремился осветить глубинные принципы языка и науки о языке. Часть их носит общий характер и достаточно хорошо исследована, таковы принципы общественной природы и знаковой организации языка. Часть же осознавалась реже и до сих пор еще не исследовалась даже в теоретических работах. Назовем хотя бы такие принципы, как естественность восхождения от конкретного к абстрактному, естественность абстракции в языке и в науке о языке, основанная на иерархической организации языка; центральная роль человeка в языке, притом человека социального; два вида анализа -- анализ дискретный (предельный) и недискретный (непредельный), основанные на двух типах объективных отношений языковых единиц -- сегментации и интеграции, и т.д. Не все эти положения в книге отдельно формулируются и ни одно не доказывается специально. Автор разделяет мысль Паскаля: принципы не доказываются подобно теоремам в математике, их надо почувствовать, а затем осознать. В том, чтобы дать почувствовать и осознать некоторые основные принципы, состоит теоретическое назначение этой книги.


 Об авторе

Степанов Юрий Сергеевич
Доктор филологических наук, профессор, академик РАН (с 1990 г.), член Парижского лингвистического общества (с 1985 г.), профессор honoris causa Вильнюсского университета (Литва; с 2003 г.). Окончил филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «Испанский язык и зарубежная литература» и аспирантуру по кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания. В 1957–1958 гг. стажировался в парижском университете Сорбонна. Работал старшим преподавателем курсов иностранных языков МИД СССР, личным переводчиком глав правительства СССР; заведовал кафедрой французского языка, кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ. С 1971 г. — старший, затем главный научный сотрудник Института языкознания АН СССР (РАН). Выступал с лекциями и докладами в различных мировых научных центрах и на конгрессах (Франция, Румыния, Дания, Германия, Испания, Италия, США, Куба и т. д.). Лауреат Государственной премии РФ (1995), удостоен Золотой медали РАН имени В. И. Даля (2001). Ю. С. Степанов является основателем таких направлений теоретической лингвистики, как семиотика и философия языка. Основные его труды: «Семиотика» (М.: URSS), «Язык и метод: К современной философии языка», «Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования», «Имена, предикаты, предложения: Семиологическая грамматика» (М.: URSS), «Французская стилистика (в сравнении с русской)» (М.: URSS), «Методы и принципы современной лингвистики» (М.: URSS), «В трехмерном пространстве языка» (М.: URSS), «Индоевропейское предложение» (М.: URSS), «Мыслящий тростник: Книга о воображаемой словесности» и др., учебные пособия «Основы языкознания» (М.: URSS) и «Основы общего языкознания» (М.: URSS).
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце