URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Леонтьев И.Л. Натуральная школа сценического искусства: Практическое руководство для любителей сцены
Id: 205617
 
225 руб.

Натуральная школа сценического искусства: Практическое руководство для любителей сцены. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05153-8.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1891 г.)

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга русского писателя и драматурга И.Л.Леонтьева (1856--1911), содержащая практические правила сценического искусства и рассчитанная прежде всего не на профессиональных актеров, а на любителей, мало знакомых с теорией драматического искусства. Автор дает практические советы, касающиеся выбора и заучивания ролей, сценического чтения и сценического молчания, жестов и мимики на сцене и т.д. Он рассуждает о том, кто может быть актером и какие качества необходимы для игры на сцене. В книге также приводятся сведения о театральных декорациях и костюмах, раскрываются некоторые тайны гримировки.

Книга будет полезна участникам и руководителям любительских театральных кружков и студий, а также тем, кто хочет освоить азы сценического искусства самостоятельно. Она может быть интересна и студентам театральных вузов.


 Оглавление

Предисловiе
Введенiе
I.  Кто можетъ быть актеромъ
II.  О выборе ролей
III.  О заучиванiи ролей
IV.  О сценическомъ чтенiи
V.  О жестахъ
VI.  Черты лица. - Глаза
VII.  Сценическое молчанiе
VIII.  Подчервиванiе фразъ и словъ
IX.  Ансамбль
X.  Измененiя въ пiесахъ
XI.  Находчивость
XII.  Подражанiе
XIII.  Сценическая робость. - Мелочи сценическаго искусства
По парикмахерской и костюмерской частямъ
По части сценарiуса
По части декоратора
Тайны гримировки
 Гримировка для ролей пожилыхъ лицъ
 Гримировка лицъ въ роляхъ солиднаго возраста (отъ 40 до 60 летъ)
 Гримировка лицъ въ старческомъ возрасте
 Гримировка въ роляхъ 80-летняго возраста
 Некоторые частные случаи гримировокъ
Заключенiе

 Предисловие

Изложенныя въ этой книге практическiя правила сценическаго искусства были въ 1884 году напечатаны въ разныхъ нумерахъ одного изъ русскихъ журналовъ и обратили на себя вниманiе многихъ любителей сцены, желавшихъ ближе познакомиться съ тайнами драматическаго искусства и находившихъ изложенiе ихъ вполне практичнымъ и полезнымъ. Но такъ какъ случившiйся зимой 1884 года пожаръ истребилъ все изданiе того журнала, то помещенная въ немъ статья моя о сценическомъ искусстве сделалась редкостью и даже переписывалась любителями.

Изменивъ и дополнивъ, въ чемъ следовало, изложенныя въ той статье правила сценическаго искусства, я поручилъ театральной библiотеке "Заря" издать ихъ въ светъ отдельной книжкой, которую и посвящаю истиннымъ любителямъ этого искусства, надеясь, что она будетъ для нихъ не безполезна.

Старый театралъ.

 Введение

Прошло то блаженное время, когда на сценическiя исполненiя "любителей" драматическаго искусства наше общество смотрело съ темъ обязательнымъ снисхожденiемъ, при которомъ задача, какъ явиться на сцену и какъ вести себя на ней, не представляла для нихъ никакихъ затрудненiй. "Ну, что же и требовать отъ нихъ? Ведь это "любители", а не настоящiе актеры", говорили прежде великодушные зрители, видя, какъ безжалостно пародируютъ эти любители часто талантливыя произведенiя драматурговъ, какими марiонетками являются они на сцене вместо живыхъ людей. Теперь любительскiе спектакли не освобождены отъ строгой критики, устной и печатной, -- да и странно бы было со стороны нашего общества и прессы оказывать имъ, по прежнему, великодушное снисхожденiе, когда эти спектакли, въ настоящее время, не безплатные, а имеютъ открытая кассы, где за зрительскiя места назначаются цены, большею частiю выше ценъ казенныхъ и частныхъ театровъ. Съ другой стороны и любителямъ, давнымъ давно пора бы понять, что снисхожденiе общества къ ихъ исполненiю должно быть обиднымъ для ихъ честолюбiя, и обратить более вниманiя на то искусство, любителями котораго они себя называютъ.

Мне на это, вероятно, возразятъ, когда же учиться драматическому искусству любителямъ его, которые большею частiю заняты каждый своимъ деломъ? Ведь не въ театральныя же училища поступать имъ, въ самомъ деле, бросивши свои занятiя. На это у меня готовъ короткiй ответъ, который, признаюсь откровенно, я высказываю робко, пораженный ужасомъ, что-то скажутъ мне ревностные защитники теорiи драматическаго искусства, старающiеся ее поставить на степень науки. Ответъ этотъ состоитъ въ томъ, что учиться сценическому искусству, какъ науке, не нужно и безполезно, хотя въ тоже время соглашаюсь, что такая наука можетъ быть создана и изложена въ большей или меньшей системе.

Я помню, около десяти летъ назадъ, тому, въ бывшемъ тогда Артистическомъ кружке, были объявлены теоретическiя лекцiи драматическаго искусства, начинавшiяся, если не ошибаюсь, анатомiей человеческаго горла и музыкальной гаммой. Программа первой лекцiи была вывешена въ зданiи кружка, на видномъ месте. Говорятъ, что М.П.С-скiй, увидавъ и прочитавъ эту программу, вдругъ сделалъ плаксивную физiономiю. - Что съ вами? -- спросили его. "Да вотъ, отвечалъ онъ, прочиталъ я это, -- и вдругъ мне стало такъ жалко Михаила Семеновича (Щепкина): ничего-то онъ этого не зналъ!" Дело въ томъ, что теоретическую науку можно создать о каждомъ предмете, безъ исключенiя. "Я учитель", -- говорить трагикъ въ пiесе Островскаго "Таланты и поклонники", - Чему же вы учите? -- спрашиваетъ его студентъ. "Благородству", отвечаетъ трагикъ. Предметъ обширный, -- замечаетъ студентъ, сознавая при этомъ, что и благородству можно учить теоретическимъ, научнымъ путемъ, но что же изъ этого выйдетъ? Подлецъ, и выучившись теорiи благородства, останется подлецомъ. Подобнымъ образомъ и плохой актеръ, катя бы теорiи онъ ни изучалъ о театральномъ искусстве, все останется плохимъ актеромъ, если не имеетъ на то особой способности, а со способностями обойдется и безъ всякой теорiи.

Поэтому, я вовсе не намеренъ вдаваться здесь въ теоретически взглядъ на театральное искусство, какъ совершенно лишнiй и без полезный, а хочу только, по мере возможности, дать нiсколько нрактическихъ советовъ темъ изъ способныхъ любителей, которые мало знакомы со сценой.


 Об авторе

Иван Леонтьевич ЛЕОНТЬЕВ (1856--1911)

Российский писатель, драматург и театровед, более известный под псевдонимом Щеглов. Родился в Петербурге, в дворянской семье. В 1866--1874 гг. учился во 2-й Петербургской военной гимназии и в 1-м Павловском военном училище. В 1874 г. произведен в офицеры; служил в артиллерийских частях в Крыму и Бессарабии, принимал участие в русско-турецкой войне (в Закавказье). В 1878--1883 гг. служил в Петербурге, в Главном артиллерийском управлении. В 1883 г. вышел в отставку и занялся исключительно литературным трудом. Еще в 1881 г. обратил на себя внимание рассказами из военной жизни. С середины 1880-х гг. специализировался на юмористическом рассказе и драматургии. В 1906 г. работал редактором литературного отдела газеты "Слово", с 1908 г. сотрудничал в "Ежегоднике императорских театров".

Точное, остроумное, изящное воспроизведение быта и нравов -- самое ценное качество прозы И.Л.Леонтьева. Его первые военные рассказы были высоко оценены А.П.Чеховым. В конце 1880-х -- начале 1890-х гг. он часто обращался к теме гибели чуткой души или таланта под натиском грубой реальности. При этом он считал беллетристику едва ли не развлечением и видел свое истинное призвание в драматургии. Многие его пьесы имели значительный успех; хотя им были свойственны самоценная развлекательность и упрощенное морализаторство, но лучшие из них остроумны и наблюдательны. Как и герои его ранних рассказов, он хотел создать "народный театр" -- и как "театр для народа", и как театр любительский. Им были написаны учебные пособия и исследовательские работы по театральному искусству: "Натуральная школа сценического искусства" (1885, 1891), "Литературный чтец" (1887), "О народном театре" (1895), "Народный театр в очерках и картинках" (1898), "В защиту народного театра: Заметки и впечатления" (1903) и вышедшая посмертно книга "Народ и театр" (1911).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце