URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Караулов В.Б., Никитина М.И. Геология. Основные понятия и термины: Справочное пособие Обложка Караулов В.Б., Никитина М.И. Геология. Основные понятия и термины: Справочное пособие
Id: 230613
449 р.

Геология.
Основные понятия и термины: Справочное пособие. Изд. 6

URSS. 2018. 152 с. ISBN 978-5-9710-4776-6.
Типографская бумага

Аннотация

В справочном пособии приведены определения и развернутые объяснения около 350 наиболее распространенных терминов. Дана краткая характеристика современного состояния терминологической базы геологии и приведено научное обоснование рациональной системы понятий и терминов, используемых при изучении геологических дисциплин в высшей школе.

Для достижения максимальной объективности при характеристике понятий и терминов они разделены на три принципиально... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Введение
1Некоторые понятия и термины общеметодического содержания
2Понятия и термины, используемые при характеристике статических геологических систем
  2.1.Внутреннее строение Земли
  2.2.Стратифицированные геологические тела
  2.2.1.Геофизические слои земной коры
  2.2.2.Стратиграфические подразделения
  2.2.3.Структурные этажи
  2.3.Нестратифицированные геологические тела
  2.3.1.Интрузивные массивы магматические
  2.3.2.Жильные образования
  2.3.3.Протрузии
  2.3.4.Секущие тела, сложенные осадочными породами
  2.4.Структурно-вещественные ассоциации земной коры
  2.4.1.Минералы
  2.4.2.Горные породы
  2.4.3.Геологические формации
  2.4.4.Ассоциации и комплексы формаций
  2.4.5.Ряды формаций
  2.4.6.Фации
  2.5.Деформации геологических тел
  2.5.1.Складчатые деформации
  2.5.2.Разрывные деформации
  2.6.Структуры земной коры и литосферы
  2.6.1.Структуры континентов и их окраин
  2.6.2.Структуры земной коры океанов
  2.7.Морфоструктуры земной поверхности
3Понятия и термины, используемые при характеристике динамических геологических систем
  3.1.Экзогенные процессы и их результаты
  3.1.1.Выветривание
  3.1.2.Геологическая деятельность ветра
  3.1.3.Геологическая деятельность поверхностных текучих вод
  3.1.4.Геологическая деятельность озер и болот
  3.1.5.Геологическая деятельность подземных вод
  3.1.6.Геологическая деятельность ледников
  3.1.7.Геологическая деятельность в зоне многолетней ("вечной") мерзлоты
  3.1.8.Геологическая деятельность моря
  3.2.Эндогенные процессы и их результаты
  3.2.1.Магматизм
  3.2.2.Метаморфизм
  3.2.3.Современные тектонические движения и процессы
4Понятия и термины, используемые при характеристике ретроспективных геологических систем
  4.1.Геологическое время
  4.2.Реконструкции генетического типа
  4.3.Реконструкции историко-геологического типа
Заключение
Указатель понятий и терминов
Литература

Предисловие
top

Необходимым условием преемственности при подготовке специалистов-геологов в ходе изучения ими геологических дисциплин в вузе является использование единой системы основных понятий и терминов, являющейся основой "геологического языка" и позволяющей специалистам понимать друг друга. Такая понятийно-терминологическая база была выработана геологами в течение многих десятилетий практической деятельности. Она никогда не была вполне совершенной, но, тем не менее, успешно использовалась при изучении геологического строения и полезных ископаемых нашей страны и многих других регионов во всем мире и служила надежной основой геологического образования. В последние десятилетия наряду с традиционной терминологией, в геологической науке широко используются новые понятия и термины, базирующиеся на новых концепциях и служащие основой нового "геологического языка", во многом несовместимого с принятым ранее. Более того, делаются попытки доказать, что использовавшаяся ранее понятийно-терминологическая база безнадежно устарела, должна быть отброшена и заменена новой.

Вопрос о том, какой системе понятий и терминов следует отдать предпочтение, постоянно возникает у студентов и геологов-практиков. Совершенно очевидно, что подготавливаемые в вузе специалисты должны быть знакомы со всеми существующими концепциями и подходами и с соответствующей терминологией, но это не снимает проблемы понятийно-терминологической базы современного геологического образования. Потребность в соответствующих справочных руководствах весьма велика, о чем свидетельствует появление ряда таких изданий [12, 45, 48 и др.]. Однако эти пособия представляют собой выборки из давно опубликованных "больших" словарей и справочников и не отражают современного состояния геологической терминологии.

Настоящая работа имеет целью научное обоснование рациональной системы понятий и терминов, используемых при изучении геологических дисциплин в высшей школе, и составление краткого терминологического справочника. В его разделах рассматриваются основные понятия и термины, относящиеся к разным направлениям геологических исследований. В конце справочника помещены указатель понятий и терминов и библиографический список.

Авторы надеются, что содержащиеся в данной работе рекомендации найдут применение при разработке и чтении курсов общей, структурной, исторической и региональной геологии, геотектоники, геодинамики, структуры рудных полей и основ металлогении, при курсовом и дипломном проектировании, а также будут способствовать обеспечению преемственности в деле подготовки специалистов-геологов.


Введение
top

Значение понятийно-терминологической базы любой науки невозможно переоценить. "Нельзя отделить ни науку от терминологии, ни терминологию от науки" – это утверждение, высказанное А.Лавуазье еще в конце XVIII века, приводится почти во всех исследованиях, посвященных состоянию научной и, в частности, геологической терминологии [2, 55 и др.]. По состоянию понятийно-терминологической базы можно безошибочно судить о состоянии науки. Понимание этого обстоятельства не раз заставляло серьезных исследователей возвращаться к совершенствованию научной терминологии, создавать терминологические комиссии и более или менее успешно поддерживать шаткое равновесие между развивающейся наукой и обеспечивающей ее системой понятий и терминов.

В геологии вообще и в тектонике в особенности положение с терминологией никогда не было вполне благополучным, и необходимость ее совершенствования неоднократно отмечалась на тектонических совещаниях. Особенно большие усилия в этом направлении были предприняты в связи с работой над обзорными тектоническими картами нашей страны, а также над международными тектоническими картами, в составлении которых российские геологи играли ведущую роль. В результате была разработана система понятий и терминов, относящаяся к основным структурным элементам земной коры и истории их формирования, которая в течение нескольких десятилетий в основном удовлетворяла потребности геологической науки и практики.

В связи с широким размахом геологических исследований в нашей стране терминологическая база геологии развивалась, дополняясь новыми понятиями и терминами. Для упорядочения этого процесса была создана комиссия по тектонической терминологии и номенклатуре, но ее работа не была доведена до логического конца [29]. Это в значительной мере было обусловлено тем, что в 1970-х годах широко распространились новые идеи, основанные на изучении дна океанов и возрождении мобилистских представлений, заставившие многих специалистов изменить взгляды на процессы развития земной коры материков и включиться в разработку принципиально новой системы понятий и терминов.

Становление новой теоретической концепции, известной под названием "новая глобальная тектоника" или "тектоника литосферных плит", привело к формированию новой понятийно-терминологической базы. По мнению специалистов, которые считают, что тектоника литосферных плит "стала реальной основой нашей науки", "научное сообщество, вооружившись новой парадигмой, создав новый язык, утвердив основные положения и т.п., стало успешно пересматривать с новых позиций различные геологические построения, в том числе и региональную геологию" [17].

Вопросы состояния понятийно-терминологической базы относятся, безусловно, к фундаментальным проблемам любой науки. К сожалению, всестороннего объективного анализа процесса "смены парадигм" в геотектонике и его влияния на другие области геологии и на геологическое образование, проведено не было. Была ожесточенная словесная борьба чрезвычайно активных сторонников "новой тектоники" со слабо обороняющимися защитниками "старой парадигмы" с кажущейся победой первых, при полном отсутствии попыток понять и объяснить, что же это за наука, которая может в одночасье расстаться с накопленным в течение столетий теоретическим багажом и заменить его новым.

Вместо естественного "врастания" нового знания в старое, предполагаемого кумулятивным характером развития любой науки, выяснения степени соответствия новых данных и основанных на них теоретических построений установленным ранее эмпирическим закономерностям, определения области применимости тех и других и серьезной системной работы по усовершенствованию терминологии, мы сталкиваемся с "революционными" попытками разрушить созданное ранее "до основания" и на его обломках утвердить используемый сторонниками тектоники литосферных плит набор разнородных понятий и терминов.

Значение понятийно-терминологической базы науки для подготовки грамотных специалистов исключительно велико. Пренебрежение традиционной системой понятий и замена ее новой, далеко не всеобъемлющей, недостаточно разработанной и апробированной понятийной базой может отрицательно сказаться на геологическом образовании. Такой опыт, основанный на полной смене ориентиров, уже был, и неплохо бы нам научиться не повторять чужих ошибок. Проф. Д.Лоуман, мл. (Goddard Space Center, USA) констатирует, что в результате преподавания "ортодоксальной теории тектоники плит", как законченного и исчерпывающего объяснения всех аспектов геологии, "мы получили поколение студентов и, что еще хуже, преподавателей наук о Земле, свято верящих в тектонику плит и не имеющих знаний об иных интерпретациях данных физической геологии и геофизики" [72].

Здоровый консерватизм отечественной высшей школы позволил все же сохранить преемственность в подготовке широко мыслящих специалистов-геологов и не растерять эмпирическую основу геологических знаний и теоретический багаж, накопленный предшественниками. Иногда приходится слышать, что "новый геологический язык" относится к только наиболее идеологизированным областям геологии – к геодинамике и геотектонике и не затрагивает основного здания геологии, но это не так. Достаточно вспомнить предложения сторонников новых концепций о необходимости "геодинамического картирования", об отказе от одного из важнейших достижений отечественной геологии – учения о геологических формациях, о поисках месторождений полезных ископаемых на геодинамической основе – и становится ясно, что назрела необходимость серьезного обсуждения современного состояния геологической науки и ее будущего.

Настало время "собирать камни" (в прямом и переносном смыслах). Вместо абстрактного теоретизирования (или наряду с ним) необходимо сосредоточить усилия на накоплении нового фактического материала и на систематической работе по совершенствованию понятийно-терминологической базы науки. Данное исследование является первой попыткой начать такую работу применительно к потребностям геологического образования.

Работа над терминологией предполагает инвентаризацию понятий, используемых в избранной области знаний, их отбор по тем или иным критериям, систематизацию (разработку систем понятий) и упорядочение (приведение систем терминов в соответствие с системами понятий с учетом основных требований, предъявляемых к терминам). К числу таких требований обычно относят однозначность, точность, краткость, отсутствие синонимов (разных терминов, обозначающих одно понятие) и омонимов (одинаковых по звучанию и написанию терминов, относящихся к разным понятиям), системность (соответствие систем терминов строго разграниченным системам понятий) и т.п. К сожалению, в существующей понятийно-терминологической базе нарушений этих и других требований так много, что добиться полного их соблюдения, по-видимому, нереально. Однако, желательно устранить хотя бы наиболее вопиющие нарушения, мешающие правильному восприятию основных понятий на стадии обучения.

В геологических исследованиях издавна выделяются три основных направления. Первое из них связано с всесторонним изучением разномасштабных геологических тел, слагающих земную кору, второе – с изучением современных геологических процессов и их результатов и третье – с реконструкцией геологических процессов прошлого, в результате которых сформировались современная земная кора и Земля в целом. Наиболее четкая характеристика этих трех направлений принадлежит Ю.А.Косыгину [28], который первое направление назвал статическим, второе – динамическим и третье – ретроспективным.

С этими тремя направлениями и группами задач геологических исследований сопоставляются три типа систем – статический, динамический и ретроспективный. Статический и динамический типы систем имеют оригинал, доступный для непосредственного изучения, ретроспективный тип такого оригинала не имеет и выводится логическим путем из систем первых двух типов. Поскольку каждому типу геологических систем свойственна особая природа элементов, отношений и связей, а также особые принципы и методы исследований, ему должна быть свойственна также особая система понятий, как основы языка в исследованиях данного типа геологических систем [28].

Анализировать неблагополучное состояние геологической и в особенности тектонической терминологии – занятие неблагодарное, поскольку опыт показывает, что в результате такого анализа положение лучше не становится. Напротив, большое количество синонимов и омонимов весьма распространенных понятий и терминов продолжает возрастать, а до составления тектонического кодекса дело дойдет, по-видимому, не скоро. Но поскольку необходимость в какой-то регламентации сохраняется, остается составлять рекомендации для внутривузовского употребления в расчете на то, что рано или поздно они будут востребованы для более широкого использования.

Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время наибольшие издержки связаны не с неоднозначностью терминов, с которой специалисты научились справляться с помощью оговорок и примечаний, а со смешением понятий и терминов, относящихся к разным системам (см. выше). Так, стало весьма обычным употребление терминов, принадлежащих ретроспективной и динамической системам, для характеристики конкретных геологических тел (статическая система), что совершенно недопустимо. Проще говоря, описание конкретного исходного фактического материала должно быть по возможности отделено от предполагаемых генетических и историко-геологических интерпретаций, которые по своей природе не могут быть однозначными.

В отличие от многих современных публикаций, в работах наиболее авторитетных российских геологов эта грань всегда строго выдерживалась, что и обеспечило непреходящую ценность таких трудов. Поэтому четкое разграничение систем понятий и терминов, относящихся к разнотипным геологическим системам, представляется одним из наиболее эффективных способов усовершенствования понятийно-терминологической базы геологии. Призывая к такому разграничению, мы отдаем себе отчет в том, что сделать это часто непросто. Тем не менее, к этому надо стремиться.

В небольшой работе, посвященной научному обоснованию понятийно-терминологической базы, рекомендуемой при изучении геологических дисциплин, невозможно охватить огромное количество понятий и терминов, используемых в разных областях современной геологии. При отборе ограниченного массива понятий и соответствующих им терминов для дальнейшего обсуждения, авторы рассматривали только те понятия общегеологического содержания, которые используются во всех перечисленных выше учебных курсах или в большинстве из них. Не рассматривалось большинство понятий и терминов частных геологических дисциплин – минералогии, петрографии, литологии и седиментологии, палеонтологии, геоморфологии, гидрогеологии и др., тем более, что часть из них строго регламентирована соответствующими кодексами и методическими руководствами.

Отобранные для обсуждения понятия и термины разделены на три группы в соответствии с тем направлением геологических исследований, в котором они применяются: статическим, динамическим и ретроспективным. Отдельно рассмотрено несколько важных понятий, относящихся к методологии геологических исследований. С них мы и начнем обсуждение.


Заключение
top

При существующем положении с геологической и особенно с тектонической терминологией, при том, мягко выражаясь, беспорядке в этой области, с которым сталкивается каждый специалист и перед которым в недоумении останавливаются студенты, только начинающие постигать геологические науки, трудно надеяться на быструю разработку безупречной и непротиворечивой системы понятий и терминов. И все же, если мы хотим увидеть геологию полноценной наукой, соответствующей общепринятым требованиям, а не собранием произвольных теоретических построений и конъюнктурных моделей, движение в этом направлении необходимо начинать. Неудачи многих предпринятых ранее попыток не должны нас останавливать, поскольку упорядочение понятийно-терминологической основы нашей науки является требованием времени.

Мы отдаем себе отчет в том, что первый вариант составленного нами "краткого справочника" не является ни исчерпывающе полным, ни вполне совершенным. Авторы будут признательны за критические замечания и пожелания, направленные на улучшение справочника. И тем не менее, мы думаем, что и в представленном виде он может служить справочным пособием для студентов и способствовать выработке единого подхода к понятийно-терминологической базе у преподавателей учебных дисциплин геологического цикла.

Преимуществом принятой нами систематики является четкое разделение понятий и терминов на три принципиально различные группы, соответствующие статической, динамической и ретроспективной системам. Смешение этих групп понятий и терминов недопустимо и является одной из главных причин трудностей, переживаемых теоретической и практической геологией. Мы хорошо понимаем, что геология – наука историческая. В сознании специалистов непосредственно наблюдаемые геологические объекты и процессы, которые привели к их образованию, переплетены очень тесно. Именно поэтому так трудно во многих случаях разделить объекты статической, динамической и ретроспективной систем. По-видимому, нам не везде удалось строго выдержать избранный принцип. Но мы убеждены, что двигаться надо именно в этом направлении.

По мнению Ю.А.Косыгина, с которым мы совершенно согласны, основным языком геологической науки должен быть язык, используемый при описании статических систем, т.е. систем геологических тел. Этот вывод относится не только к геологии, но и к естествознанию в целом, что не раз подчеркивалось классиками науки. По-прежнему актуальным остается высказывание В.И.Вернадского: "Настоящая логика естествознания есть логика вещей, т.е. логика природных тел. Понятие о них меняется чрезвычайно быстро... Натуралист должен постоянно возвращаться "к вещам", т.е. к проверке опытом и наблюдением..." [8].

С этих позиций долго господствовавшее убеждение в том, что наилучшими классификациями природных объектов являются "генетические" классификации – весьма уязвимо, поскольку в основу систематики реально существующих геологических и других тел (объектов статических систем) в таких классификациях кладутся положения, заимствованные из предполагаемых ретроспективных систем. До тех пор, пока авторы новых идей с упорством, достойным лучшего применения, будут пытаться перекраивать научную терминологию под свои субъективные взгляды, мы будем получать бесконечное множество "новых геологий". Если геология – древняя и очень важная в практическом отношении область знаний – надеется отстоять право называться полноценной наукой, она должна иметь единую терминологию, основанную на строгих, проверенных временем, научных фактах и на вековых традициях. Эта терминология должна быть дополнена элементами, опирающимися на новые данные и современные представления. Работа по ее усовершенствованию была и остается насущной необходимостью.


Об авторах
top
photoКараулов Василий Борисович
Доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ). Проводил геолого-съемочные и научно-исследовательские работы в Кузнецком Алатау, Западном Приохотье, Нижнем и Среднем Приамурье, на Рудном Алтае и Южном Урале. Специалист в области региональной геологии, стратиграфии, формационного анализа и тектоники. Автор более 150 научных работ.
photoНикитина Мария Ивановна
Профессор кафедры общей геологии и геологического картирования МГГРУ. Занималась вопросами палеовулканизма, палеотектонического структурно-формационного анализа с целью прогнозной оценки колчеданно-полиметаллического оруденения.

Соавтор монографии «Атлас палеотектонических карт Юго-Западного Алтая» и многих статей и отчетов по Северному Кавказу и Рудному Алтаю.