URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова
Id: 205350
 
579 руб.

Типы языковых значений: Семантика производного слова. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 206 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-05133-0.

 Аннотация

Предлагаемая читателю монография крупного отечественного языковеда Е.С.Кубряковой представляет собой оригинальное исследование в области теории словообразования и общей семасиологии. Подробно рассмотрены семантические аспекты производного слова и процессов словообразования. Развиваемая в книге концепция сближает словообразование и синтаксис по многим направлениям.

Книга рекомендуется филологам всех специальностей, аспирантам филологических факультетов вузов, а также философам и психологам.


 Оглавление

Предисловие ко второму изданию (В.Ф.Новодранова)
От автора
Отличительные черты смысловой структуры производных слов
Особенности формирования семантики производного слова в словообразовательных процессах разного типа
Методика семантического анализа производных слов в настоящем исследовании
Семантические особенности единиц номинации разных структур и предпосылки установления словообразовательного значения в производном слове
Из истории изучения словообразовательного значения
Определение словообразовательного значения
Проблема классификации и исчисления словообразовательных значений
Деривационные форманты и их роль в формировании словообразовательного значения
Словообразовательные значения и проблема разграничения лексической и синтаксической деривации
Роль мотивирующего слова в формировании словообразовательного значения мотивированного слова
Словообразовательные значения и функции производных слов в организации текста

 Предисловие ко второму изданию

В октябре 2007 года юбилей выдающегося лингвиста Елены Самойловны Кубряковой, главного научного сотрудника отдела теоретического языкознания ИЯ РАН, заслуженного деятеля науки РФ, почетного профессора Московского педагогического университета, Киевского и Минского лингвистического университетов, создателя отечественной школы когнитивной лингвистики.

Научные труды Е.С.Кубряковой оказали большое влияние на развитие лингвистики в нашей стране и за рубежом. Германист по образованию, она активно разрабатывает общую теорию словообразования, морфологии и морфонологии и другие вопросы общего языкознания. В соавторстве с В.П.Мурат она перевела книги: Г.Глисона "Введение в дескриптивную лингвистику" (М., 1959) и Л.Блумфилда "Язык" (М., 1968), а также ряд статей для сборников "Новое в лингвистике".

Е.С.Кубрякова вела большую работу по редактированию ряда крупных трудов, в том числе "Проблем морфологического строя германских языков", "Сравнительной грамматики германских языков" (т.I--IV), "Общего языкознания" (М., 1970), в котором выступила автором раздела "Словообразование".

Новую страницу в языкознании открыли книги Е.С.Кубряковой "Основы морфологического анализа", "Типы языковых значений. Семантика производного слова" и "Части речи в ономасиологическом освещении", "Номинативный аспект речевой деятельности", настолько востребованные, что стали библиографической редкостью. Ученики и последователи Е.С.Кубряковой восприняли с большой благодарностью и признательностью решение издательства УРСС о переиздании этих фундаментальных книг к юбилею ученого.

Работы Е.С.Кубряковой отличает новаторский характер и многогранность тематики. Даже беглое перечисление разрабатывающихся ею проблем говорит об ее огромной эрудиции, аналитическом таланте и творческой активности: лингвистическая историография, теория номинации и ономасиологии, проблемы исследования речи и речевая деятельность, проблемы исследования детской речи, лингвистика текста и дискурс, методика концептуального анализа, методология когнитивно-дискурсивной парадигмы знания и др.

Вершиной творчества Е.С.Кубряковой является ее монография "Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения, роль языка в знании мира (М., 2004)". Эта книга представляет собой еще одно крупное научное событие, поскольку генерирует, как и все работы Е.С.Кубряковой, новые научные идеи.

Е.С.Кубрякова является инициатором серии изданий, посвященных становлению и развитию когнитивной лингвистики. Самым известным из них стал "Краткий словарь когнитивных терминов", который был выпущен под ее редакцией в 1996 г. и с тех пор стал настольной книгой целого поколения лингвистов. Если в серии ее обзорных работ уже намечается критическое отношение к узкому когнитивизму, то в "Частях речи с когнитивной точки зрения" (1997) излагается не только оригинальная концепция частей речи, рассматриваемых по их когнитивным и концептуальным основаниям, но, вообще говоря, и целостная концепция когнитивной грамматики, и принципы такой когнитивной парадигмы лингвистического знания, которая объединяет в себе как достижения когнитивного направления, так и самое ценное в коммуникативной парадигме знания.

Главной заслугой Елены Самойловны в разработке методологии когнитивной лингвистики является идея обязательного синтеза и интеграции разных подходов к явлениям языка: когнитивного, семиотического и дискурсивного. Именно в этом синтезе заключается отличие отечественной версии когнитивной лингвистики от узкого когнитивизма за рубежом и известной ограниченности теории речевых актов в сфере коммуникативной лингвистики. Любимое изречение Елены Самойловны -- "Изучать каждое языковое явление на перекрестке когниции и коммуникации".

Е.С.Кубрякова объединяет вокруг себя учеников, коллег и последователей, которые развивают основные направления ее научной мысли по актуальным проблемам современного языкознания в разных регионах России и за ее пределами.

Доктор филологических наук, профессор
В.Ф.Новодранова

 От автора

Настоящая книга посвящается исследованию семантических аспектов словообразования. Цель ее -- объяснить некоторые особенности смысловой структуры производного слова и места этой единицы номинации в системе языка. Основное в семантике производного слова связывается здесь с тем обстоятельством, что последнее выступает как передающее особый тип языкового значения -- значение словообразовательное.

Значительную часть книги составляют поэтому главы, в которых обсуждаются проблемы установления словообразовательного значения и определения тех его признаков, которые помогают отличить этот тип значения и от лексического и от грамматического языковых значений. Отсутствие ясности в решении этих проблем ведет к необходимости проанализировать достаточно детально разные представленные здесь точки зрения и дать развернутое объяснение концепции, развиваемой в книге.

Поскольку исследование семантических аспектов словообразования мыслится нами как важнейшая часть исследования принципов организации всей системы словообразования и описания его функций, а главной среди них считается номинативная -- создание средств, обеспечивающих моделирование вторичных единиц номинаций со статусом слова, -- предлагаемая монография строится в значительной мере как исследование ономасиологическое, связывающее словообразование с теорией номинации и речевой деятельностью человека.

Уже давно отмечалось, что словообразование можно рассматривать с двух точек зрения и в другом отношении: статически, когда внимание исследователя сосредоточено на анализе результатов актов словообразования, и динамически, когда задачей исследования оказывается описание и объяснение самих процессов словообразования. В настоящей книге выбирается второй путь исследования, ибо мы полагаем, что на современном этапе развития теории словообразования именно рассмотрение процессов словообразования в их динамике позволит уточнить и углубить наши представления о механизме номинативной деятельности в данной области и тем самым пролить свет на ряд менее изученных проблем словообразования.

По нашему убеждению, производное слово, как и любое полнозначное слово вообще, обращено к предметному миру. Вместе с тем по своей структуре и семантике оно связано и с миром слов. Первое предопределяет тот аспект изучения производного слова, который можно было бы именовать экстенсиональным, второе -- тот, который можно назвать условно интенсиональным. Ясно, что именно этот второй аспект рассмотрения, которому в книге и уделяется основное внимание, требует анализа производного слова на фоне других единиц номинации и детального исследования проблем соотношения словообразования и синтаксиса. Все это объясняет, почему в книге находит освещение и проблема "словообразование и контекст".

В теории словообразования широко представлено мнение о том, что носителем словообразовательного значения является словообразовательный аффикс или другой деривационный формант. Мы обосновываем иную точку зрения. Поскольку реализация словообразовательного значения связывается нами со всей морфологической структурой деривата, само значение оказывается зависимым не только от выбора деривационного средства, но и от выбора источника наименования: оно равно обусловлено как ономасиологическим базисом и ономасиологическим признаком производного, так и типом устанавливаемой между ними связи. Соответственно, на полю форманта может приходиться как роль оформителя ономасиологического базиса (ср. танкист, купальня, синяк и пр.)" так и роль оформителя ономасиологического признака (ср. премиленький, тихонько, перелететь и пр.) и даже -- указателя на тип фиксируемой связи (например, принадлежности, сходства предметов и пр.). Такая трактовка помогает понять, почему словообразовательное значение может быть обнаружено и у дериватов, построенных без участия аффиксов.

Настоящая книга входит составной частью в цикл семантических исследований, проводимых в институте языкознания АН СССР под руководством Б.А.Серебренникова по теме "Типы языковых значений".

Автор приносит благодарность Ю.С.Степанову, И.С.Улуханову и А.А.Уфимцевой за их ценные замечания.


 Об авторе

Елена Самойловна Кубрякова

Крупный отечественный языковед, доктор филологических наук, профессор. Родилась в семье блестящего клинициста, директора Института рентгенологии, лауреата Ленинской премии С.А.Рейнберга. В 1951 г. окончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1951 по 1959 гг. работала главным библиографом научно-библиографического отдела Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию по исторической морфологии германских языков. В 1955--1958 гг. работала на филологическом факультете МГУ (кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания, зав. кафедрой -- профессор В.А.Звегинцев), проводя семинарские занятия по курсу "Введение в общее языкознание". С ноября 1959 г. и по настоящее время работает в Институте языкознания РАН.

В 1972 г. защитила докторскую диссертацию "Основы морфологического анализа германских языков". В 1984 г. получила звание профессора по кафедре общего языкознания. С этого же года читает лекции для аспирантов, сотрудников и стажеров, руководит диссертационными работами в Московском государственном лингвистическом университете. С 1995 по 2006 гг. читала лекции и вела работу с аспирантами на факультете английской филологии Московского государственного педагогического университета. Заслуженный деятель науки РФ, doctor Honoris causa Киевского национального лингвистического университета, почетный профессор МГУ и Белорусского лингвистического университета.

Е.С.Кубрякова была одним из инициаторов создания Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, Председателем Президиума которой она является с 2003 г. Она также член Комиссии по словообразованию при Международном комитете славистов, член редколлегии ведущих лингвистических изданий -- "Известия АН, Серия литературы и языка", "Вопросы филологии", "Вопросы когнитивной лингвистики".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце