URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Горелов А.А., Горелова Т.А. Наука и религия: Перспективы синтеза
Id: 204427
 
375 руб.

Наука и религия: Перспективы синтеза. Изд.стереотип.

URSS. 2016. 360 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05123-1.

 Аннотация

Данная работа адресована тем, кто переходит через заграждение, проходящее между богословской мыслью и научными открытиями. Авторы исходят из того, что есть две Книги --- Книга Откровения и Книга Природы --- одного Творца, и задача человечества --- достичь посредством синтеза полноты личности, созданной по образу и подобию Бога. Со стороны науки рассматривается, прежде всего, современное естествознание, со стороны религии --- христианство. Основное внимание уделено особенностям современного естествознания и его взаимодействию с христианскими представлениями. На основе сопоставления научной и религиозной картин мира предложена модель целостной картины мира.

Для всех, кто интересуется проблемами взаимоотношений науки и религии.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1 Культура как эволюционирующая система
 1. Принципы эволюционизма, системности и самоорганизации как базовые принципы описания реальности
 2. Жертва как точка бифуркации духовной культуры
Глава 2 Истина как всеобъемлющий синтез и цель культуры
 1. Соотношение истин факта, разума и веры
 2. Целостная концепция истины
Глава 3 Сравнительный анализ науки и религии как отраслей культуры и способов познания
 1. Сравнительный анализ науки и религии как отраслей культуры
 2. Сравнительный анализ научного и религиозного методов познания
 3. Соотношение характерных черт науки и религии
Глава 4 Становление науки. Первый конфликт науки с религией
 1. Этапы становления науки
 2. Гелиоцентрическая система мира и первый конфликт науки с религией
Глава 5 Механистическая картина мира и вездесущность Бога
 1. Динамика развития науки в Новое время
 2. Особенности механистической картины мира
 3. Богословские выводы из механистической картины мира
Глава 6 Христианство и современная физическая картина мира
 1. Теория относительности и единство творения
 2. Квантовая механика и принцип дополнительности
 3. Синергетика и творение порядка из хаоса
Глава 7 Астрономия как область взаимодействия науки и религии
 1. Модель Большого взрыва и начало творения
 2. Строение Вселенной и всемогущество Бога
 3. Антропный принцип и богоподобие человека
Глава 8 Религия и современная биологическая картина мира
 1. Развитие Земли
 2. Эволюция или творение?
 3. Происхождение жизни и язык Бога
 4. Существуют ли генетические основы добра и зла?
 5. Эволюция биосферы и ноосфера
Глава 9 Естествознание и религия о человеке, его душе и духе
 1. Эволюция человека
 2. Наука и религия о сознании, душе и духе человека
 3. О духовном состоянии современного человека
Глава 1 Гуманитарные науки и понимание Бога
 1. Специфика методологии гуманитарных наук
 2. Религия как предмет гуманитарных наук
 3. Наука как предмет гуманитарных исследований
Глава 11 Математика, кибернетика и управление миром
 1. Математика и доказательство Бога
 2. Кибернетика и программа мира
Глава 12 Религиозная этика и этика науки
 1. Соотношение религии и этики
 2. Особенности научной этики
 3. Биоэтика
Глава 13 Научный "вызов" и богословский "ответ": формы взаимоотношений науки и религии
 1. Богословские направления, связанные с современной наукой
 2. Формы взаимоотношений науки и религии
Глава 14 Научная и религиозная картины мира и проблема целостной картины мира
 1. Наука как целостная система
 2. Религиозная картина мира и возможность культурного синтеза
 3. Очертания целостной картины мира
Заключение
Литература

 Предисловие

Проблема взаимоотношения науки и религии вызывает в настоящее время немалый интерес, особенно в нашей стране после возрождения православия и религиозных чувств в постсоветский период. Появилась дисциплина "Наука и религия", которая изучается в православных университетах и на кафедрах теологии светских учебных заведений. Выходит большое количество книг, посвященных отдельным конкретным аспектам связи научных открытий с религиозными утверждениями. В данной работе будет обращено внимание прежде всего на взаимосвязь естественных наук с христианскими представлениями, хотя многие аспекты этой взаимосвязи относятся к науке и религии в целом как отраслям духовной культуры.

Существует мнение, особенно в научной среде, что стремление к синтезу научного и религиозного мировоззрения равносильно стремлению свести в одну точку два полюса магнита. Например, известный эволюционист Р.Докинз утверждает, что идея эволюции в науке предполагает атеизм. "Вера -- прекрасная отговорка, замечательное оправдание для того, чтобы избежать необходимости думать и оценивать доказательства. Она -- убежденность вопреки отсутствию доказательств, а может быть даже по причине их отсутствия... Вера, будучи убежденностью, не основанной на доказательствах, является главным злом всякой религии". С другой стороны, примерно 40 % американских ученых убеждены, что религиозная вера уживается с научным мировоззрением. Ф.Коллинз, один из ведущих американских генетиков, руководитель проекта по расшифровке генома человека, написал в предисловии к книге "Доказательство Бога... ", что книга написана с целью опровергнуть необходимость атеизма в естествознании и показать, "что вера в Бога может быть результатом сознательного выбора в рамках рационализма, а ее принципы фактически дополняют те, на которые опирается наука". Прикосновение к сложности и красоте мироздания, будь то в рамках генетики, физики, астрономии или другой естественной науки, рождает потребность склониться перед гениальностью Творца. Отсюда рациональная потребность в религиозном мировоззрении. Но существует иррациональная, основанная на вере, духовная потребность в благодарном обращении к Высшему Существу, создавшему человека как Свое подобие.

Тенденция к поискам согласия отмечается и со стороны религии. В "Основах социальной концепции Русской православной церкви" отмечается, что "христианство, преодолев языческие предрассудки, демифологизировало природу, тем самым способствовав возникновению научного естествознания". Ныне наука и техника превратились в "определяющий фактор бытия цивилизации". И вместе с тем все в большей степени проявляются отрицательные последствия НТР, например, экологический кризис. Их причина -- в ложной установке, что развитие науки и техники "не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями". "Основы социальной концепции РПЦ" призывают в связи с этим к возвращению к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями. То, что многие выдающиеся ученые были и остаются верующими людьми, свидетельствует, что отсутствуют принципиальные противоречия между религией и наукой. В то же время научное и религиозное познание имеют совершенно различный характер. "У них разные исходные посылки, разные цели, задачи, методы". В естествознании нет теорий атеистических и религиозных, а "религия не занимается вопросами устройства материи". В социальной сфере "церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения... Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту ведения".

Выступая перед студентами и преподавателями Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что без опоры на отечественную науку не может быть никакой модернизации. Наука -- одно из глубочайших проявлений духовной природы человека, продолжил Патриарх, а сам научный поиск предполагает подвиг всей жизни, аскетизм, самоограничение, стремление победить себя. Гармоничность бытия, открываемая учеными, саморазвивающаяся материя, формирующая мироздание по удивительным законам, есть доказательство бытия Божия. Наука открывает соответствие между разумом человека и устройством Вселенной. Имеют место два противоположных взгляда на вселенную, указал Патриарх: материалистический и религиозный. Между ними должен быть диалог, а не противостояние. Благороднейшее из человеческих стремлений, заключил он свое выступление, -- это стремление к истине во всех ее проявлениях, к истине научной, мировоззренческой, нравственной.

Рассматривая вопрос о том, насколько нужна наука специалисту-богослову, М.Хеллер пишет: "В Средние века будущий профессор богословия обязан был не только пройти интенсивный курс философской подготовки, но и сам преподавать философию прежде своего назначения на богословский факультет. Если мы вспомним, что в те времена философия во многом исполняла роль, сходную с ролью, отведенной в наши дни наукам, то выводы напрашиваются сами собой". Опасения, что наука может помешать вере, имеют под собой основания, но именно знания (в том числе научные) должны эти опасения развеять. Здесь тоже должна быть вера -- вера в то, что две книги -- Книга Откровения и Книга Природы -- не могут противоречить друг другу. Авторы осознают сложность задач, которые встают перед обращающимися к данному предмету. Во-первых, сама проблема "наука и религия" дискуссионна. Во-вторых, скудна литература по этой теме, с разных сторон описывающая ее. В-третьих, существуют принципиальные трудности в нахождении общего языка, одинаково доступного всем, кто берет на себя труд ознакомления с взаимодействием науки и религии.

Авторы данной книги исходят из того, что и отдельному человеку, и обществу в целом нужны и наука, и религия и следует стремиться к их взаимодополнению, а не к конфликту. Наука и религия должны действовать сообща в решении человеческих проблем. Цель книги -- найти зародыши культурного синтеза, преодолевающего разрыв между этими двумя важнейшими отраслями духовной культуры. При этом следует отдавать отчет в трудностях осуществления данной цели, во-первых, изНза разнородности научных и религиозных данных, и, во-вторых, изНза большого диапазона мнений как естествоиспытателей, так и богословов. Поэтому некоторые места работы не могут не быть дискуссионными, что должно стимулировать самостоятельную мысль читателей.

Нормальный этап развития культуры -- этап синтеза различных ее отраслей. Наиболее различные отрасли культуры в настоящее время -- наука и религия. Поэтому очень интересно и актуально рассмотреть проблему синтеза этих отраслей. Если проблема синтеза науки и религии будет решена, то это способно оказать положительное влияние и на решение проблемы синтеза других отраслей культуры. Конечно, данный синтез никогда не будет окончательным, поскольку каждый новый виток динамично развивающейся науки ставит новые проблемы и требует внесения более или менее фундаментальных изменений во взаимоотношения науки и религии.


 Об авторах

Анатолий Алексеевич ГОРЕЛОВ

Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии Российской академии наук.

Автор более 40 книг, в том числе монографий "Экология -- Наука -- Моделирование", "Человек. Гармония. Природа", "Расщепленный человек и целостная личность", "Индивидуальность и эволюция", "Глобализация и будущее России", "Эволюция культуры и экология", "Практическая философия", "Истина и смысл", а также учебников и учебных пособий по концепциям современного естествознания, экологии, социальной экологии, философии, этике, социологии, политологии, обществознанию, культурологии, истории мировой культуры, истории русской культуры, религиоведению, истории мировых религий.

Татьяна Анатольевна ГОРЕЛОВА

Доктор философских наук, профессор Московского гуманитарного университета.

Автор монографий "Эволюция этики: от "этоса" природы к космической этике", "Этика природы и природа человека", "Уровни духовного синтеза современной культуры: экологический, глобальный, космический", а также учебников по этике и обществознанию.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце