URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Костин В.И., Костина А.В. Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты
Id: 204229
 
749 руб.

Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты. Изд.3

URSS. 2016. 344 с. Твердый переплетISBN 978-5-9710-2536-8.

 Аннотация

В настоящей книге анализируется проблема национальной безопасности современной России. Рассмотрены правоустанавливающие и нормативные документы Правительства РФ, определяющие систему понятий, сопряженных с национальной безопасностью; выявлены глобальные тенденции, связанные с национальной безопасностью и устойчивым развитием; представлены новые подходы к исследованию национальной безопасности. Особое внимание в книге уделяется вопросам культуры, обретающей в XXI веке значение основного ресурса национальной безопасности, и ее типов, таких как массовая, национальная, этническая культура, а также вопросам образования, развивающегося в ситуации Болонского процесса, его социальному и антропологическому измерению. Авторы приходят к заключению, что в современном конфликтогенном мире одним из важнейших факторов национальной безопасности становится диалог культур. Национальная безопасность России рассматривается в работе в соответствии с проектом модернизации страны, а также перспективами вхождения в информационное общество.

Книга адресована специалистам, занимающимся вопросами национальной безопасности, студентам и преподавателям вузов в качестве дополнительной литературы в рамках соответствующих курсов, а также всем, интересующимся данной проблематикой.


 Оглавление

Глава 1. Основные понятия исследования, их закрепление в правоустанавливающих и нормативных документах
 1.1.Безопасность как основополагающая категория исследования: история формирования
 1.2.Правоустанавливающие и нормативные документы, определяющие понятие национальной безопасности
 1.3.Национальные интересы и угрозы национальной безопасности: содержание понятий
Глава 2. Новые подходы к исследованию национальной и экономической безопасности
 2.1.Системный подход к анализу социальных и экономических явлений
 2.2.Синергетический подход к анализу экономических и социокультурных тенденций как явление нелинейной диалектики
 2.3.Эволюционная экономическая теория: роль социокультурного фактора в экономических процессах
Глава 3. Национальная безопасность в условиях глобального развития
 3.1.Национальная безопасность и устойчивое развитие в ситуации развития глобальных тенденций
 3.2.Угрозы национальной безопасности в глобальном мире
 3.3.Политическая глобалистика и специфика подходов к обеспечению глобальной безопасности
Глава 4. Индекс национальной силы государства и экономическая безопасность
 4.1.Критерии и параметры экономической безопасности
 4.2.Индикаторы экономической безопасности
 4.3.Количественные и качественные параметры экономической безопасности
Глава 5. Информационное общество и перспективы развития России
 5.1.Информационное общество: особенности, основные параметры
 5.2.Концепция вхождения России в информационное общество
 5.3.Смена технологических укладов как закон развития общественных систем
Глава 6. Социокультурные особенности информационного общества
 6.1.Культура информационного общества: противоречия развития
 6.2.Социальные проблемы в информационном обществе
 6.3.Информационное общество: от экологии языка -- к экологии информационной среды
Глава 7. Образование как фактор национальной безопасности
 7.1.Образование как функциональная система: от традиционного общества -- к современному
 7.2.Образование в современном обществе: социальное и антропологическое измерение
 7.3.Болонский процесс и утилитаризация образования
 7.4.Формирование специалиста, обладающего социокультурной компетентностью, как основная цель современного образования
Глава 8. Массмедиа и массовая культура в современной России: функциональные особенности и сущностные характеристики
 8.1.Информационное содержание массовой культуры как стратегический ресурс
 8.2.Массовая культура: позитивный и негативный потенциал
 8.3.Массовая культура как механизм социальной стабилизации
Глава 9. Культура как ресурс национальной безопасности в XXI веке
 9.1.Национальная культура как форма содержания духовной жизни нации
 9.2.Национальная культура и этническая культура: функциональные характеристики в современном обществе
 9.3.Падение статуса национальной культуры как угроза национальной безопасности России
Глава 10. Миграция как проблема национальной безопасности
 10.1.Обострение внутриполитических и социально-экономических проблем и процессы миграции
 10.2.Отражение проблемы миграции в СМИ и практики мультикультурализма
 10.3.Обеспечение национальной безопасности как основная цель государственной миграционной политики Российской Федерации
 10.4.Политика в отношении мигрантов: вместо мультикультурализма и ассимиляции -- социокультурная интеграция
Глава 11. Диалог в современном мире как фактор национальной безопасности2
 11.1.Диалог: содержание понятия
 11.2.Возможности взаимодействия культур и фактор понимания
 11.3.Национальная культура как условие диалогического общения и фактор национальной безопасности
Глава 12. Национальная безопасность и проект модернизации страны: проблемы и перспективы
 12.1.Модернизация: содержание понятия
 12.2.Модернизация России: специфика проекта
 12.3.Модернизация как условие преодоления последствий реформирования социально-политической системы России
Глава 13. Социокультурные аспекты модернизации
 13.1.Негативные социокультурные последствия технологических преобразований и задачи по их локализации
 13.2.Экономическое развитие и развитие социокультурное как взаимообусловленные процессы
Вместо заключения Модернизация и инноватизация: соотношение понятий
Приложения
Список литературы

 Вместо заключения. Модернизация и инноватизация: соотношение понятий

При модернизации решение отмеченных выше проблем, учитывая аналогичный отечественный и зарубежный опыт, некоторые исследователи связывают с возможностью построения новых общественно-политических конструкций. Для этого предлагается трехуровневое проведение подобной процедуры:

- на первой стадии этого процесса осуществляется разработка детализированной концепции преобразований в соответствующей сфере;

- далее реализуется практика преобразований на локальных социальных моделях;

- как результат успешной реализации этих моделей -- проведение замены отживших структур на успешно реализованные современные системы.

Таким образом, говоря о модернизации, следует понимать, что создание нового общества целесообразно осуществлять посредством генерации некоторых эпицентров "вновь создаваемых условий хозяйствования" без превентивно-революционного разрушения старого общественно-экономического уклада.

При структурных преобразованиях общественно-экономического уклада понятие "модернизация" соседствует с понятием "инновация".

Инновация представляет собой процесс внедрения в практику достижений экономико-технологического развития общества, тогда как модернизация направлена на формирование базисных, инфраструктурных предпосылок такого развития.

Модернизация, безусловно, включает в себя инноватизацию. Однако следует понимать, что применение нового технологического уклада, его внедрение и воспроизводство -- задача заключительного этапа структурных преобразований общества, вызванных модернизационными процессами. Как показывает практика, только наличие внутренне присущих новому общественному сознанию социально-политических институтов служит ключом к использованию достижений цивилизации.

Антирекламой инновациям в образовании служит реализация Интернет-проекта в сельских школах, где формирование квалифицированных учителей значительно отстает от потребностей образовательного процесса, и интернет из средства получения познавательной информации становится банальным средством коммуникационных услуг, бессмысленного времяпрепровождения. Следовательно, направляя усилия на внедрение новейших достижений общественного-технологического развития, можно достичь неадекватной реакции социума, к такому развитию вещей не подготовленному, если сам процесс инноватизации будет опережать формирование модернизационных процедур и установок.

Таким образом, модернизацию необходимо увязывать с решением проблемы оздоровления и адаптации общественно-экономического развития к тем новым вызовам, которые формирует современное общественное сознание.

Если же говорить об инноватизации, то можно отметить невысокий уровень инновационной продукции в России, что следует из таблицы, и это также в значительной мере связано с развитием социокультурной сферы -- системы мотивации деятельности и ценностей, трудовой этикой, образованием.

[...]

Между тем, Россия обладает необходимым потенциалом для инновационного прорыва в целом ряде областей. Прежде всего, в области энергетики, что определяется сочетанием уникальных ресурсов и научно-технологического потенциала, еще не утратившего своей значимости Во-вторых, в области трансконтинентального транзита между странами Европы и Восточной Азией. В-третьих, в области сельского хозяйства и пищевой промышленности, развитие которой может стать фактором обеспечения продовольственной безопасности. В-четвертых, в области экологического туризма, направленного на развитие потенциала обширных слабо затронутых цивилизацией природных пространств, что станет фактором развития их инфраструктуры и источником трудоустройства населения. В-пятых, в области образования и культуры, которая может стать предметом продвижения на внешние рынки. При этом центрами роста нового технологического уклада могут стать: медико-биологические технологии, направленные на продление активной жизни; альтернативная энергетика, преодолевающая зависимость от добычи нефти; альтернативная урбанизация и апробация моделей городов, основанных на новых экологических, транспортных и социальных принципах.

Реализация этих задач будет свидетельством осуществления в России модернизации, основанной на формировании инновационных моделей развития, которые выступят в качестве ведущего основания и фактора национальной безопасности.

<

 Об авторах

Костин Владимир Иванович
Кандидат физико-математических наук, доцент. Окончил в 1982 г. факультет управления и прикладной математики МФТИ по специальности "аэродинамика и термодинамика", в 2000 г. — Финансовую академию при Правительстве РФ, в 2005 г. прошел переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления Российской академии госслужбы при Президенте РФ. В 1998 г. в составе сектора прикладной гидрофизики ВЦ АН СССР награжден Премией Совета Министров СССР по спецтематике. Автор около 100 научных трудов, в том числе: "Основы управления инвестиционной деятельностью", "Финансовый менеджмент в реальном секторе экономики", "Методологические основания исследования экономической безопасности транспортных систем", "Экономическая безопасность водного транспорта", "О некоторых факторах, влияющих на национальную безопасность России", "Цели и задачи экономического развития России", "Критерии, индикаторы, пороговые значения экономической безопасности".
Костина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий "Массовая культура как феномен постиндустриального общества" (М., URSS), "Диалектика массового и элитарного в современной культуре", "Национальная культура — этническая культура — массовая культура" (М., URSS), "Теоретические проблемы современной культурологии" (М., URSS), "Культурная политика современной России" (М., URSS; совм. с Т. М. Гудимой), "Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики" (М., URSS), "Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?" (М., URSS), "Конструктивный социальный потенциал массовой культуры" (М., URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце