URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Введенский А.И. Логика для гимназий
Id: 204227
 
239 руб.

Логика для гимназий. Изд.4

URSS. 2016. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-2532-0.

 Аннотация

Книга, неоднократно переизданная в дореволюционной России, представляет интерес и для современных читателей --- философов, логиков, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, изучающих логику, а также всех, кто желает ознакомиться с этой дисциплиной самостоятельно.


 Оглавление

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ СЪ КОНСПЕКТОМЪ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНІЯ УРОКОВЪ. I. Задачи логики и ея отличія отъ психологіи. Что называется логикой^ правильнымъ и оіпибочнъшъ мы-шленіемъ? Троякая задача логики. Польза логики. Слово, отъ котораго образовано ея назвааіе. Объясненіе словъ: логический, логичный, логическія правила и логическіе законы. Происхожденіе логики и ея названія. Необходимость изученія ею провѣрки мыслей и необходимость, чтобы про-вѣряемыя мысли еще до провѣрки возникли въ видѣ догадки. Что называется догадкой? Логика открытій и логика провѣрки. Составъ современной логики. Разница между логикой и дсихологіей мышленія. Достаточное для логики опредѣленіе мышленія и его важность для нея. Сужденія и доказательство, что знаяіе состоитъ только изъ нихъ. Логическое ж психологическое изученіе сужденій. Умозаключения и ихъ части* Правильный и ошибочныя умозаклю-ченія. Значеніе терминовъ: вытекать, слѣдовать, получаться изъ посылокъ. Причина изученія умозаключеній логикой. Двѣ задачи этого изученія и его отличія отъ ихъ изученія психологіей. Разница между логическимъ и психологиче-скимъ разсмотрѣніемъ ошибокъ въ умозаключеніяхъ. II. Сужденія: ж нредложежія. Термины и ноня- тія. Три части сужденія и ихъ названія. Словесные знаки сужденій. Знаки частей сужденія въ предложеніи ж примѣры несоотвѣтствія строя предложеній съ строемъ суждѳній. Термины. Число частей въ предложении, если его разсматри-вать съ логической точки зрѣнія. Раздѣленіе терминовъ на простые и сложные, естественные и искусственные. Составъ языка каждой науки. Терминология. Признаки. Ихъ раздѣленіе на общіе ж единичные, а тѣхъ и другихъ на существенные и несущественные. Примѣры; существенные признаки квадратовъ, китовъ, Аристотеля. Причина, по- 168 чему существенные признаки иногда кажутся неважными. Доказательство, что термины обозначаюсь предметы, мыслимые со стороны только существенныхъ признаковъ. Доказательство, что подлежащее и сказуемое образуютъ собой два понятія, а термины об означають не только предметы, но и понятія, съ помощью которыхъ мыслятся эти предметы. Что мыслится въ каждомъ сужденій?...... III. Видоизмѣненін понятій. Содержаніе и объемъ понятія. Значеніе выраженій: подходить подъ понятіе и содержать предметъ подъ собой. Раздѣленіе понятій по объему на общія и единичныя. Содержаніе тѣхъ и другихъ. Видо-выя и родовыя понятія. Ихъ другія названія. Соподчинен-ныя понятія и условіе употребления этого названія. Взаимная зависимость объема и содержанія въ двухъ понятіяхъ, изъ которыхъ одно подчинено другому. Обобщеніе и ограничен^ понятій. Другое значеніе слова обобщеніе. Что зна-чатъ и почему употребляются выраженія: ограничивать или суживать данное понятіе, обобщать или расширять его? Почему прибавленіе признака къ содержанію понятія ограничиваетъ его объемъ, а уничтоженіе признака расши-ряетъ его?.................. IV. Видоизмѣыенія: сужденій. Раздѣленіе сужденій на простыя и сложный, Взглядъ логики на послѣднія. Разница въ сужденіяхъ: по отношенію сказуемаго къ подлежащему (категорическія, условныя и раздѣлительныя сужденія и два рода раздѣлительныхъ), по качеству (утьердительныя и отрицательныя сужд.), по количеству (общія, частныя и единияныя сужд.; знаки общихъ и частныхъ сужд.; двойственный смыслъ знаковъ частности), по модальности (проблематическія, аподиктическія и ассерторическія сужд.), знаки, обозначающіе одновременно качество и количество сужденія. Матерія или матеріалъ и форма сужденія. Зависимость познавательнаго значенія сужденія отъ формы. Сужденія подчиняюнгія, подчиненныя (ихъ другія названія) и одинаково общія. Разныя значенія выраженій; подчиняющая и подчиненныя сужденія.......... V*. Основные методы провѣрки сужденій. Опыта, экспериментов, ^абдгаоденіе ж свидетельство. Что называется провѣркой, оправданіемъ и опроверженіемъ сужденія? Значенія словъ: методъ и пріемъ. Противоположныя сужденія и ихъ особенность. Про-тивныя и противорѣчащія сужденія. Особенности тѣхъ и другихъ. Два метода опроверженія сужденія. Почему логика не разсматриваетъ ихъ подробно? Значеніе слова опытъ въ философскихъ и другихъ наукахъ. Что называется данными опыта и установкой данныхъ опыта? Какъ относится эксперимента къ наблюдению? Что называется эксперимен-томъ, и въ чемъ онъ состоитъ? Чѣмъ отличается наблюдете отъ эксперимента? Значеніе слова наблюденіе въ обыденной жизни и въ наукѣ. Что называется свидетельствами, и какъ надо относиться къ нимъ? Два основныхъ метода оправданія сз7жденій. Значевіе слова доказательство въ обыденной жизни и въ логикѣ. Разъясненіе примѣрами и причина невозможности оправдывать общія сужденія простой установкой данныхъ опыта. Правильная редакція пред-ложеній, высказывающихъ простую установку данныхъ опыта. Сужденія подлинно-общія и кажущіяся общія. Взглядъ логики на послѣднія и ихъ познавательное значеніе. Къ чему сводится всякое доказательство, и изъ ка-кихъ трехъ частей оно состоитъ? Основныя видоязмѣненія доказательствъ. Значеніе чертежа въ геометрій. Равдѣленіе знанія и наукъ на раціональныя (ихъ другія названія) и эмпирическія. Двѣ части эмпирическаго знанія. Происхо-жденіе названій того и другого знанія........ VI. Доказательства, нееоединенныя съ установкой данныхъ опыта. Части доказательствъ, не-соединенныхъ съ установкой данныхъ опыта, наиболѣе за-служивающія вниманія. Почему необходимо отличать апа-гогическія и прямыя, раздѣлителвныя и простыя доказательства? Въ чемъ состоитъ каждое изъ этихъ доказательствъ? Что называется раздѣленіемъ понятія, и почему логика должна разсмотрѣть этотъ пріемъ? Разные роды основаній раціональныхъ наукъ: прежде доказанные поло-женія и высшія основанія. Два рода общихъ сужденій, слу-жащихъ высшими основаніями. Что такое опредѣленіе понятій, и почему логика должна разсмотрѣть правила определение? Значеніе словъ: паралогизмъ, софизмъ и софистъ. Три рода .ошибокъ въ доказательствах^ 1) Ошибки въ разсужденіяхъ. 2) Три вида ошибокъ въ основаніяхъ: А)упо-требленіе невѣрнаго основанїя и два особыхъ ввдоизмѣне-нія этой ошибки (употреблен!е а) условной истины безуслов-нымъ образомъ и Ь) основанія—доказывающая слишкомъ много); В) употребление произвольная основанія и два видо-измѣненія смѣшенія раздѣлительнаго смысла съ собира-тедьнымъ; С).кругъ въ доказательствѣ. 3) Ошибка въ до-казываемомъ положеній съ ея видоизмѣненіями: доказывать слишкомъ мало, arguraentum ad hominem, ad populum . . VII. Умозаключенія: кажущіяея, подлинный, но непригодный для доказательствъ; непосредственный. Составъ и названія полнаго сло-веснаго выраженія умозаключение. Подлинныя и кажущіяся умозаключенія. Преобразованіе предложения въ другое, вы- 1 і и сказывающее то же самое сужденіе. Частичное повтореніе сужденія. Суммирование нѣсколькихъ сужденій: явное и скрытое. Техническое названіе послѣдняго и его отличіе отъ неполной индукціи. Значеніе кажущихся умозаключеній и пояененіе отличія подлинныхъ умозаключеній отъ кажущихся. Необходимость отличать среди подлинныхъ умозаключеній пригодныя для доказательствъ отъ непригодныхъ. Неполная индукція и ея существенная особенность. Ея непригодность для доказательствъ и ея значеніе. Аналогія и заключенія по аналогій. Ихъ значеніе и непригодность для доказательствъ. Раздѣленіе подлинныхъ умозаключеній, годныхъ для доказательствъ, на непосредственныя и силлогизмы. Въ чемъ состоитъ и почему употребляется сокращенный способъ изученія тѣхъ и другихъ? Необходимость отличать непосредственныя умозаключенія отъ нѣкоторыхъ энтямемъ и разные виды энтимемъ. Общее число непосред-ственныхъ умозаключеній. Обращеніе. Методъ установки его правилъ. Кажущіяся исключенія изъ нихъ. Ошибки обращенія: возможный и встрѣчающіяся на дѣлѣ. Превра-щеніе. Противорѣчащія понятія и ихъ отличія отъ противоположных^ Единственная возможная ошибка въ превра-щеніи. Противопоставленіе сказуемому. Что называется въ логикѣ соединеніемъ умозаключеній? Почему она употреб-ляетъ это выраженіе въ широкомъ смыслѣ? Къ чему должны сводиться и какъ надо объяснять ошибки при про-тивопоставленіи сказуемому? Ограниченіе третьяго понятія. Ограниченіе третьимъ понятіемъ. Общее число непосред-ственныхъ умозаключеній, встрѣчающихся на дѣлѣ . . . VIE Силлогизмы. Силлогизмы и ихъ важность. Простые и сложные силлогизмы. Раздѣленіе простыхъ на категорическіе, условные и разделительные. Доказательство, что въ правиль-номъ простомъ категорическомъ силлогизмѣ можетъ быть только три понятія, а четвертое не можетъ появиться ни въ посылкахъ, ни въ выводѣ. Два рода кажущихся исключеній изъ этого правила. Что называется среднимъ, больдшмъ и меньпщмъ терминомъ, большей и меньшей посылкой? Какъ узнать, какая изъ посылокъ большая и меньшая? Условный способъ обозначенія большей и меньшей посылки и знаки терминовъ. Фигуры и ихъ число. Модусы категори-ческаго силлогизма. Число ариѳметическихъ возможныхъ и число правильныхъ модусовъ. Способъ установить правила категор, силлогизма и неудобство примѣнять правила, найденныя этимъ путемъ къ объясненію ошибокъ. Что называется основными правилами категор. силлогизма, и почему они удобны для объясненія ошибокъ? Распредѣлен-ность ж нераспредѣленность понятія въ сужденій. Въ ка- кихъ еужденіяхъ распределено подлежащее, а въ какихъ сказуемое? Основныя правила категор. еиллогизмовъ: одно о содержаніи или числѣ терминовъ, два объ ихъ распределенности, одно о качествѣ посылокъ и одно о качествѣ выводовъ. Ошибка, встрѣчающаяся на дѣлѣ въ категор. силлогизмахъ: касающіяся распредѣленности терминовъ и quaternio terminorum. Распространение названія дослѣдней на ошибку въ ограниченіи третьимъ понятіемъ. Составъ всѣхъ сложныхъ категорич. умозаключеній. Сориты и ихъ разложимость на простые категор. силлогизмы. Условные силлогизмы и ихъ подраздѣленіе. Возможность ограничиться разсмотрѣніемъ однихъ лишь простыхъ условно-категорич. еиллогизмовъ. Два правильныхъ модуса этихъ еиллогизмовъ и двѣ встрѣчающіяся въ нихъ ошибки. Объясненіе кажущагося существованія другихъ правильныхъ модусовъ этихъ еиллогизмовъ. Разделительные силлогизмы и ихъ подраздѣленіе. Возможность ограничиться разсмотрѣніемъ однихъ лишь простыхъ раздѣлительно-категорическихъ. Два правильныхъ модуса этихъ еиллогизмовъ и двѣ встрѣчаю-щіяся въ нихъ ошибки............. IX. Логинескіе законы мьшіленія. Что называется логическ. законами мышленія? Ихъ число и названія. Простішій путь ихъ выясненія и три вопроса о силлогизмахъ, на которые они должны отвѣтить. Законъ противо-рѣчія и его роль въ силлогизмахъ. Законъ исключеннаго третьяго и его роль въ силлогизмахъ. Что называется логически необходимымъ? Два рода логически необходимыхъ сужденій. Причина необходимости соблюдать правила еиллогизмовъ. Законъ достаточнаго основанія. Законъ тожества и его роль въ силлогизмахъ. Дѣйствіе логическихъ за-коновъ мышленія во всѣхъ правилахъ логики и характеръ обусловливаемой ими правильности......... X. Раздѣленіе понятія и клаееиФИкація. Что на- зывается раздѣленіемъ или дѣленіемъ понятія, логичёскпмъ и нелогическимъ дѣленіемъ, дѣлимымъ понятіемъ, членами дѣленія, подраздѣленіемъ, послѣдовательнымъ дѣленіемъ, дихотоміей, трихотоміей и политоміей? Что образуютъ собой члены дѣленія? Три правила всякаго дѣленія: относительно полноты, несовпаденія членовъ дѣленія и ясности дѣленія. Три рода ошибокъ въ дѣленіи и ихъ названія. Дѣленіе, основанное на присутетвіи и отсутствіи одного и того же признака. Что называется основаніемъ дѣленія при этомъ пріемѣ? Двѣ ошибки, отъ которыхъ онъ застраховывает^ и единственное правило, необходимое для предупрежденія третьей ошибки. Пригодность этого пріема для полученія многочленного дѣлевія. Почему при немъ основанземъ дѣленія 172 долженъ служить только одинъ признакъ? Возможность правильно раздѣлить понятіе разными способами, Дѣленіе на основаній видоизмѣненій общаго свойства. Что называется тогда основаніемъ дѣленія? Что такое классификація? Какъ она относится къ дѣленію понятія? При какихъ условіяхъ дѣленіе понятія называется классификацией? Правила классификация ..................88 XI. Опредѣленія. Опредѣленіе понятія и его другія названія. Составъ каждаго опредѣленія. Реальныя и номиналь-ныя опредѣленія. Примѣры номинальныхъ. Роль тѣхъ и другихъ въ наукѣ. Причина годности опредѣленій, чтобы служить основаніями доказательствъ. Три правила опредѣ-леній и ошибки въ опредѣленіяхъ. Пропускъ признака въ опредѣленіи. Число возможныхъ и дѣйствительныхъ видовъ указанія излишнихъ признаковъ въ опредѣленіи; излишняя узость и плеоназмъ въ опредѣленіи. Ошибки въ опредѣ-леніи противъ правила о ясности отдѣльныхъ частей опре-дѣленія и ихъ примѣры. Мнѣніе о непозволительности отрицания въ опредѣленіи. Наикратчайшая форма опредѣленія. Что называется ближайшимъ родомъ и видовымъ отличіемъ? Причина употребленія въ опредѣленіи ближайшаго рода . 94 XII. Задачи естеетвенно-научнаго изслѣдова-нія. Гипотезы и ихъ значеніе. Позволительность разсматривать не всѣ доказательства, соединенныя съ установкой данныхъ опыта. Способъ выдѣлить заслуживающая особаго разсмотрѣнія. Задачи естественно-научнаго изслѣ-дованія. Задачи, при которыхъ оно не должно и при которыхъ должно употреблять доказательства. Доказательства, которыя въ немъ отличаются отъ несоединенныхъ съ установкой данныхъ опыта. Скрытыя отъ прямого наблюдеяія и прямо наблюдаемыя причины. Заключеніе о доказательствах^ заслуживающихъ особаго разсмотрѣнія. Буквальное, широкое и узкое значеніе слова «гипотеза». Примѣры ги-потезъ. Непозволительность считать ихъ знаніемъ. Три способа ихъ превращенія въ знаніе. Двоякое значеніе гппо-тезъ и подраздѣленіе одного изъ нихъ на эвристическое и дидактическое. Гипотезы реальныя и рабочія. Вспомогательный фикціи. ./..............103 XIII. Индуктивный доказательства. Беконовская индукція. Ея другія названія и отличія отъ полной и неполной. Роль Милля въ ученій о ней. Условіе, при кото-ромъ явленіе называется причиной другого и поясненіе этого условія слѣдующими примѣрами: нагрѣваніе ртути п ея расширеніе: давленіе на газъ и увеличеніе его упругости; освѣщеніе ртути солнцемъ и ея расширеніе;. насту-пленіе дня послѣ ночи. Смыслъ выраженія: «доказать до- 173 гадку, что явленіе служить причиной другого». Значеніе и неудобство вираженій: слѣдствіе, последующее явленіе и предшествующее явленіе. Двусмысленность слова: «причина» и средство для ея устраненія. Методь единствен-наго совпаденія. Его правило, разсужденіе, энтимематичеекая форма и конкретные примеры. Правило, разсужденіе и примеры метода единетвеннаго различія. Невозможность доказать имь однимь догадку о полной причине. Правило, разсужденіе и конкретный примерь метода единствевноіі пере-мѣны. Соединенный методъ согласія и разднчія и методь остатковь. Составь послѣдняго. Причины, принуждающія употреблять сложные индуктивные методы: ограниченная годность методовь единственнаго различія и единственной перемены; слабая сторона метода единственнаго совпаденія; множественность причинь п условный характеръ выводовъ по этому методу. Разнообразіе сложныхъ индуктивныхь методовь. Примѣненіе метода единств, совпаденія къ возможно большему числу наиболѣе отличающихся случаевь, какь сложный методъ. Употребленіе логикой слова «явленіе природы». Опредѣленіе понятія закона природы и су-жденія, называемый законами природы. Законообразная или закономѣрная связь. Законы единовременности и по-слѣдовательности явленій, сосуществованія и едановремен-наго возникновенія. Качественные и количественные законы природы. Отношеніе причинной связи кь законосообразной и отличіе первой. Два способа доказательствь догадокь о законахь природы. Принадлежность ихъ доказательствь, соединенныхь съ установкой данныхь опыта, кь индуктивнымь. Ея подтвержденіе конкретными примерами. Методь перечисленія встрѣчающихся на дѣлѣ иши-бокъ вь индукціи. Двѣ ошибки вь основаніяхь. Ошибки въ разсужденіяхь и названіе самой частой изъ нихь. Подмена доказываемого положенія...........Ill XIV. Поелѣднія посылки научнаго знаній. Ин-дукція и дедукція. Принцгшь единообразія природы и принпипъ причинности, какь основанія индуктивныхь доказательствь. Подтвержденіе ихь подразумѣваемости при индуктивныхь доказательствахь. Сходство и разница ихь роли сь ролью аксіомъ въ геометрій. Три рода послѣд-нихъ посылокь научнаго знанія. Разныя названія для по-слѣднихъ посылокь, неприяадлежащпхь кь даннымь опыта и невыводимыхь изъ опредѣленій. Задачи гносеологіи. Неестественность той классификаціи доказательствь, которая раздѣляеть ихь на соединенный я несоединенныя сь установкой данныхь опыта. Замѣна ея ихь раздѣленіемь на индукцію и дедукцію. Двоякая разница между индук- 174 СТРАН. ціей и дедукціей. Раздѣленіе наукъ на индуктивныя и дедуктивный. Его отличія отъ ихъ раздѣленія на раціональныя и эмпирическія ................133 XV. Система, какъ Форма изложенія науки. Отношеніе вопроса о системѣ, какъ формѣ изложенія науки, къ логикѣ. Три ступени научнаго изслѣдованія. Два основ-ныхъ требованія, которымъ должно удовлетворять изложеніе науки. Въ чемъ состоитъ исчерпывающее изложеніе, и чѣмъ оно отличается отъ подробнаго? Два способа, какими можно нарушить требованіе исчерпывающаго изложенія, и необходимость соразмѣрности въ изложеніи. Два условія цѣльности изложенія. Въ чемъ состоитъ единство содер-жанія въ изложеніи науки, и въ чемъ связность изложенія? Что называется систематическимъ изложеніемъ? Первоначальное и нынѣшнее значеніе слова система. Что значитъ дидактика, методика преподаванія данной науки и методологія этой науки? Что называется логиками отдѣльныхъ наукъ и общей логикой?............. 141 I Приложеніе (къ § 74): круговыя схемы сужденія п обра- щенія................... 145 II Приложеніе (къ §§ 91 и 92): таблица и правила моду- совъ категорическаго силлогизма.......... 147 Примѣры для упражненій.......... 154 Алфавитный указатель............ 163

 Об авторе

Введенский Александр Иванович
Известный отечественный философ, психолог, логик, крупнейший представитель русского неокантианства. Родился в Тамбове. В 1881 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884–1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 г. защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения теории материи на принципах критической философии». С 1890 г. — профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем с 1899 по 1921 гг.

А. И. Введенскому принадлежит целый ряд работ по гносеологии, метафизике и другим вопросам философии. В своих сочинениях «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) он ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенскому, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Логическое учение Введенского связано с его гносеологией; функция логики, по его мнению, — проверять истинность познания, а не открывать новое. А. И. Введенский был редактором многих переводов и изданий европейской философской литературы, автором статей в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Университетский курс Введенского по логике был удостоен премии имени Петра Великого.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце