URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Никитина Е.С. Смысловой анализ текста: Психосемиотический подход
Id: 203589
 
299 руб.

Смысловой анализ текста: Психосемиотический подход

URSS. 2016. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-2584-9.

 Аннотация

В монографии сопрягаются понятия текста, смысла, понимания для построения психосемиотической модели смыслового анализа текста. В отличие от содержания смысл фиксирует функциональную, субъективную составляющую содержания: как другой видит означенную в тексте действительность. Не бывает нейтрального содержания, даже в инструкции. Это всегда позиция определенных лиц для избранных потребителей в отношении воссозданного описания реальности. Текст есть посредник и носитель определенной точки зрения в коммуникативных ситуациях. Смысл бывает текстовый и затекстовый. Первый есть результат понимания ---извлечения из текста его собственных смыслов. Второй, или контекстный смысл, --- результат интерпретаций, включения содержания текста в читательские контексты.

В монографии рассматриваются смысловые фокусировки текста как знакового образования с собственным содержанием и технологии извлечения текстовых смыслов. Прагматика смысла может быть интересна разработчикам новых поисковых программ; учителям-методистам, работающим в поле создания текстов, например, сочинений; экспертам текстологам, на основе анализа текста дающих свои заключения; технологам понимания текста; переводчикам, воссоздающим тексты в других языках и всем читателям, интересующихся тем, как устроен Текст.


 Содержание

Обзорная аннотация
Глава 1. Коммуникативная парадигма
 Введение
 1. Деятельностная парадигма
 2. Парадигма диалогического подхода к анализу коммуникаций
 3. Диалогическая методология исследования
 4. О типологии ситуаций общения
 5. Шестая аксиома коммуникации
 6. Коммуникативное пространство и его аксиомы
 Выводы
Глава 2. Текст в коммуникативной парадигме
 Проблема
 1. Понимание как диалог и его кристаллизация в тексте
 2. Текст как субъект
 3. Понимание и интерпретации
 Заключение ко второй главе
Глава 3. Психосемиотический подход к обнаружению смыслов текста
 1. Интерпретации и понимание
 2. Внутренний контекст текста
 3. Смысловые фокусы текста
 4. Текст есть знак с собственным содержанием
 5. Об интерпретации и не только
 6. Горизонты интерпретаций
 7. Жизненный мир
 8. Два типа интерпретаций
 Заключение к третьей главе: диалог интерпретаций
Глава 4. Типы смыслов текста
 1. Понимание и текст
 2. Морфология понимания, или смысловая структура текста
 3. Смысловые фокусы текста
Глава 5. О понятии нулевого смысла
 1. Сотворение нарратива
 2. Заключение
Глава 6. Типологический смысл текстов
 1. Стереотипы в восприятии
 2. Понятие социального стереотипа
 3. Механизм повседневной типизации
 4. Структура типологического понимания
 5. Повседневные типы как жанры речи
 6. Дедукция и абдукция
 7. Снова Шерлок Холмс и (псевдо)дедуктивный метод
 Выводы о типологическом смысле
Глава 7. О паралогическом понимании
 1. Подстройка по репрезентативным системам
 2. Способы понимания, прочтения текста
 3. О типах читателей. Способы ведения диалога
 4. Чудо текста
Подведение итогов
Литература
Приложение 1
 Задача для тренировки в типологическом понимании
 Суфийская притча 1
 Суфийская притча 2
 Суфийская притча 3
Приложение 2
 Из "Семиотики"

 Об авторе

Никитина Елена Сергеевна
Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела психолингвистики Института языкознания РАН. Училась на факультете психологии и филологическом факультете МГУ, факультете иностранных языков МИПКРО (Московский институт повышения квалификации работников образования). Преподавала семиотику, теорию и социологию коммуникации, психолингвистику в МГУ, МПГУ и РГСУ. Данные лекционные курсы изложены в оригинальных учебных пособиях.

Автор более 200 печатных работ, в том числе пяти монографий: «Концепции внутренней речи» (1988), «Психолингвистическая модель языковой способности» (1998), «Коммуникативный подход в анализе диалога» (2010), «Введение в диалогику» (совместно с Ц. А. Шамликашвили) (2011), «Социология коммуникации: Хрестоматия» (2012). Разработчик авторских курсов по социологии возрастных кризисов жизни; семиотике коммуникации; диалогу в структуре коммуникаций общества.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце