Показать ещё...
В настоящей книге объединены исследования автора разных лет, в которых предпринимается попытка рассмотреть современную науку о языке сквозь призму идеала цельного (единого, всеобщего, целокупного, интегративного) знания. Отблески этого идеала с его установкой на достижение единства и полноты в истолковании реальности в разное время и в разной мере освещали весь путь становления науки о языке и продолжают оказывать свое благотворное воздействие на формирование ее облика. Возникает вопрос, что такое идеал цельного знания, какая роль этому идеалу (и более широко принципу целостности и интегративности) может быть отведена в рефлексивных процессах осмысления путей постижения лингвистической реальности и почему обращение к идеалу цельного знания в науке о языке является актуальным для нашего времени. В книге «Современные теории познания» американский философ Т. И. Хилл в начале шестидесятых годов прошлого столетия писал: «Хотя люди обычно приобретают знания без помощи специальных гносеологических исследований, тем не менее каждый раз, когда им приходится сталкиваться с противоположными методами познания, приближаться к границам познания или делать попытку соотнести друг с другом такие различные методы познания, как научный, этический, эстетический и религиозный, они бывают вынуждены пересматривать основные предпосылки и перспективы познания; и, по-видимому, такая переоценка будет происходить постоянно. Чем больше познание овладевает своими объектами, тем более разносторонний и сложный характер оно приобретает, а, следовательно, тем более настоятельным становится требование, чтобы время от времени познание устремлялось на самое себя с целью уяснить, откуда оно является, куда ведет» [Хилл 1965, 29]. Именно такая ситуация, о которой говорит Хилл, сложилась в конце XX – начале XXI в. в лингвистике, стоящей перед необходимостью осмысления своих предпосылок и перспектив для понимания процессов, происходящих в науке о языке. Характерную черту лингвистического мышления этого времени составляет установка на поиск интегральных парадигм познания и создание комплексных и синтетических дисциплин, направленных на изучение языка в тесной связи с фундаментальными сторонами человеческого бытия — миросозерцанием, сознанием, культурой и духовной жизнью человека. Специфику современной гносеологической ситуации в науке о языке составляет быстрая смена лингвистических парадигм и как следствие постоянно изменяющийся образ языка [Степанов 1995], сосуществование множества различных видений языка и предощущение возможности существования множества потенциальных лингвистик. Для данного времени характерны активные интегративно-дифференциальные процессы внутри лингвистики и в культуре — построение, развертывание и проектирование новых дисциплин и направлений, а также интенсивные контакты лингвистики с другими областями знания и духовной деятельности человека. Все это способствует необходимости снова и снова обращаться к вопросам о том, что же такое лингвистическое познание как таковое, в чем неповторимость современного этапа становления лингвистического знания. И, наконец, какое место это знание занимает в системе общечеловеческого знания, культуре, жизни человека и мира в современную информационную эпоху с ее все возрастающей тенденцией к глобализации. Выбор идеала цельного знания в качестве интерпретационной призмы для представления историко-научных процессов в лингвистике позволяет ответить на многие из этих вопросов. Обращение к идеалу цельного знания позволяет обратить особое внимание на еще один момент, специфический для становления именно отечественной науки о языке — на встречу лингвистики с новой для нее теоантропокосмической парадигмой постижения языка, сознательно ориентирующейся на следование идеалу цельного знания. Эта парадигма изучения лингвистической реальности в единстве научного, философского и богословского планов рассмотрения лежит в основании религиозно-философской концепции языка школы Всеединства В. С. Соловьева, разрабатываемой в трудах П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева. Хотя данная концепция и формировалась в начале прошлого века , но силою исторических обстоятельств жизни она приходит в нашу культуру только, спустя более чем полвека. В случае теоантропокосмической парадигмы школы Всеединства современное гуманитарное познание в полной мере приближается к тем границам познания, о которых говорит Хилл. Следуя идеалу цельного знания, лингвистика предстает как наука с развитой философией языка и сферой внутринаучной рефлексии, с одной стороны, и как наука, обращенная к конкретной эмпирике лингвистической реальности, с другой. Ведь по общим установкам программы цельного знания школы Всеединства В. С. Соловьева, наука в свете идеала цельного знания есть наука, возводимая к своим исходным первоначалам и тем самым избавляющаяся от узости своих познавательных горизонтов, с одной стороны. И — устремляющаяся к достижению самых последних степеней конкретности (в пределе к «слиянию с жизнью»), с другой. Читатель, к которому через десятилетия приходят публикуемые впервые или ставшие библиографической редкостью работы начала прошлого века этой школы, живет в другую культурно-историческую эпоху. Но парадокс времени состоит в том, что отечественная культура, пройдя путь отречения от своих истоков и недавнего прошлого, вновь обращается к духовной и научно-философской тематике Серебряного века — эпохи творческого и жизненного воплощения идеала цельного знания. Точки исторического круга замыкаются, и начинает осуществляться встреча парадигм культуры начала XX в. и культуры конца XX и начала XXI в. В работе содержится три части. В первой части дается эпистемологическая характеристика идеала цельного знания в контексте его связи с общим учением о человеке и научным познанием, а также проводится реконструкция теоантропокосмической парадигмы изучения языка, разрабатываемой в рамках программы цельного знания в отечественной школе Всеединства (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев). Вторая часть книги посвящена осмыслению идеала цельного знания в творчестве А. Ф. Лосева, воплотившего основные установки данной программы в ее наиболее радикальной форме. В третьей части проводится анализ путей и принципов построения интегральных парадигм в современной лингвистике с позиций идеала цельного знания на материале формирования новых синтетических дисциплин в современном гуманитарном познании — теолингвистики и ее подраздела теоконцептологии, направленных на изучение взаимосвязи языка и религии в ее конфессиональном многообразии. Современная теолингвистика, формирующаяся на стыке богословия (теологии), религиозной антропологии и лингвистики — «теолингвистики», многовариантна и многолика в своих воплощениях, которые различаются как истолкованием характера взаимосвязи языка и религии, так и пониманием предмета своего изучения. В качестве предмета изучения в теолингвистических исследованиях разного типа выступают религиозная коммуникация, религиозный язык, религиозный дискурс, а также homo loquens religiosus как особый тип языковой личности. Теоантропокосмическая парадигма изучения языка школы Всеединства обретает в теолингвистике облик теолингвистической программы постижения лингвистической реальности. Рассматривая язык как живой, мистико-семиотический феномен, воспринимаемый духовным зрением и слухом живой веры изнутри конкретного конфессионального миросозерцания, теолингвистическая программа изучения языка открывает такие стороны языкотворческой деятельности человека, которые при других подходах ускользают от исследовательского внимания. Она возвращает науке о языке онтологическое видение и переживание языка как животворящей духовной силы и творчества. Идеал цельного знания предполагает рассмотрение лингвистики в широком контексте культурно-исторических процессов становления человеческого познания. Мы хотели, чтобы в данной работе историко-рефлексивной направленности как можно чаще и яснее звучали голоса самих участников этого историко-культурного процесса, передающие неуловимую для аналитических рефлексий специфику духа времени, его неповторимую тональность. Поэтому в тексте много цитаций. Такой подход, по словам Ю. С. Степанова, предполагается, впрочем, самим историческим методом. В Предисловии к работе «В трехмерном пространстве языка», предваряющем аналитико-синтетическое описание лингвокультурологических парадигм (философий языка и поэтик), Степанов говорит: «Несколько слов о стиле. В книге много цитат: мы хотели, как того требует исторический метод, чтобы звучали голоса самих участников историко-культурного процесса — мыслителей и поэтов. Кто-нибудь может спросить: но где же голос автора? Это то же самое, что требовать голоса дирижера в опере среди солистов. Роль автора, как и роль дирижера, не в этом» [Степанов 1998, 179]. Особенно часто текст нашей книги будут сопровождать голоса С. Н. Булгакова, задающего камертон звучания идеала цельного знания в его умеренной тональности, и А. Ф. Лосева, воплощавшего (в первый период своего творчества) идеал цельного знания в его радикальной форме поиска всеобщей взаимосвязи. В единстве и напряженном противостоянии различных голосов культурно-исторического процесса гуманитарного познания в пространстве этих полюсов на фоне строгой мелодии святоотеческой антропологии цельности св. Григория Паламы и его последователей, — вся полнота жизни этого идеала в культуре, через призму которого мы будем пытаться улавливать контуры движения лингвистических процессов нашего времени. Монография построена по принципу гипертекста в его широком истолковании как некоторого иерархически организованного текста, состоящего из отдельных малых текстов, рассматриваемых одновременно и в аспекте единства как самодостаточные тексты и в аспекте множества как смысловые моменты единого текста. В отдельных разделах работы в силу внутренней взаимосвязанности данных разделов встречаются некоторые концептуальные и текстовые пересечения, которые были сохранены, чтобы не разрушать логики и концептуального контекста развития соответствующих идей. И, кроме того, для того, чтобы отдельные разделы данной работы можно было бы читать независимо от других, рассматривая каждый из таких разделов в качестве своеобразного комментария к другим разделам, их смыслового источника или же их дальнейшего смыслового расширения.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |