URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Хайтун С.Д. Кризис науки как зеркальное отражение кризиса теории познания: Кризис науки
Id: 203521
 
525 руб.

Кризис науки как зеркальное отражение кризиса теории познания: Кризис науки

URSS. 2016. 456 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-2665-5.

 Аннотация

Теория познания переживает кризис, вызванный победой в XX в. среди философов науки принципа фаллибилизма, согласно которому никакая научная теория не может быть обоснована стопроцентно надежно, так что любая из них завтра может оказаться ошибочной. Философы науки не знают, что с этим принципом делать. Об этом кризисе шла речь в первой части монографии с подзаголовком «Кризис теории познания». Кризис, переживаемый мировой наукой, зеркален по отношению к первому, представляя собой следствие неприятия основной массой ученых принципа фаллибилизма.

В представляемой читателю второй части монографии автор вносит свою лепту в разрешение кризиса теории познания, опираясь на свою версию универсального эволюционизма, а также на представления о метрических моделях (термин автора), связывающих в теории измерения индикаторы и латенты, и социальных «разумных» системах (СРС) в варианте социальных «разумных» систем науки (СРСН).

«Ремонт» на этой основе теории познания позволяет осмыслить кризис науки. В отличие от общественно-политической жизни постиндустриальных стран, в науке сегодня нет свободы слова и печати, а «стрельба по площадям», ведущаяся научным сообществом в ходе борьбы с «псевдонаукой» за «чистоту» научного знания, приводит к чрезмерно жесткому подавлению научного инакомыслия как такового. В этом плане наука стала одним их наиболее архаичных институтов человечества.

Чтобы преодолеть кризис науки, полагает автор, научному сообществу придется перейти от установки «ученый, думающий иначе, чем я, --- это псевдоученый и/или неуч», являющейся проекцией на науку допостиндустриальной установки «человек человеку --- грабитель и враг», к установке «ученый, думающий иначе, чем я, --- это научная норма, он полезен и мне, и науке», представляющей собой проекцию постиндустриальной установки «человек человеку --- покупатель и брат». Такое изменение взаимоотношений между учеными потребует формирования нового (постиндустриального) научного этоса. В книге формулируются конкретные предложения по этому переходу.

Книга рассчитана на ученых, интересующихся общими проблемами науки, и философов науки.


 Содержание

Предисловие

Введение

Глава 8. Контуры авторской версии универсального эволюционизма

 8.1.Автогенетический характер универсальной эволюции

  8.1.1.Эволюция как самоорганизация материи / взаимодействий посредством самосборок

  8.1.2.Нефизические паттерны возникли в результате самоорганизации физических

 8.2.Фрактальность эволюции

  8.2.1.Фрактальность наблюдаемого мира

  8.2.2.Мутовочный характер эволюции

  8.2.3.Уточнение: мутовочно-сетевой характер эволюции

  8.2.4.Почему эволюция фрактальна?

 8.3.Вектор эволюции

  8.3.1.Рост сложности

  8.3.2.Интенсификация (максиминимизация) метаболизмов / взаимодействий

  8.3.3.Интенсификация круговоротов

  8.3.4.Рост целостности структур (связанности "всего со всем")

  8.3.5.Рост открытости систем (нарастание роли взаимодействия со средой)

  8.3.6.Рост разнообразия форм

  8.3.7.Рост степени фрактальности эволюционирующих структур

  8.3.8.Рост степени негауссовости распределений

  8.3.9."Смертность" структур, возникающих в ходе эволюции, и порождаемые ею представления о циклическом развитии

 8.4.Эволюционный принцип минимакса / максимина»

 8.5.Не человек, а эволюция -- мера всем вещам

 8.6.Непредсказуемость и иррациональность / внелогичность эволюции

 8.7.Ускорение эволюции

 8.8.Эволюция эволюции

 8.9.Блочность (комбинативность) эволюции и ее следствие -- эволюционные параллелизмы

 8.10.Неотения (задержка эволюционирующих систем на "детской" стадии развития) как механизм эволюционного прорыва

  8.10.1.Органическая неотения

  8.10.2.Социальная неотения: Ветхий Завет

  8.10.3.Социальная неотения: "древнегреческое чудо"

  8.10.4.Социальная неотения: Возрождение как средневековый дубль "древнегреческого чуда"

 8.11."Эффект потряхивания" эволюционирующих систем

  8.11.1.Эволюционная роль войны

  8.11.2.Эволюционная роль рынка

 8.12.Эволюционная роль демократии (невозможность директивного управления ею)

 8.13.Постиндустриализация общества и постиндустриальная нравственная революция, начавшиеся в XX в. на базе построенной в развитых странах кейнсианской экономики

  8.13.1.Построение Западом в XX в. кейнсианской экономики

  8.13.2.Кейнсианство в узком и широком смысле

  8.13.3.Возникновение постиндустриального общества как результат преодоления Западом "кейнсианского барьера"

  8.13.4.Постиндустриальная нравственная революция: феноменология

  8.13.5.Постиндустриальная нравственная революция: объяснение построением в западных странах кейнсианской экономики

  8.13.6.Постиндустриальная нравственная революция: взаимоотношения между постиндустриальными странами

  8.13.7.Кейнсианизация экономики и постиндустриализация общества возможны лишь в условиях развитой демократии

  8.13.8.Постиндустриальное общество выигрывает эволюционное состязание у конкурентов по мутовке социально-ориентированных политэкономических систем

  8.13.9.Взаимоотношения постиндустриального мира с остальными странами

  8.13.10.Победа Востока и Юга над Западом грозит гибелью земной цивилизации

 8.14.Эволюционная роль социальных "разумных" систем (СРС)

  8.14.1.Разумные существа

  8.14.2."Разумные" системы

  8.14.3.Социальные "разумные" системы

  8.14.4.Возрастание роли СРС в ходе эволюции

 8.15.Эволюционная роль среды

 8.16.Уточнение на будущее: эволюционирует не вся Вселенная, но отдельные метагалактики, включая наблюдаемый нами мир, и другие космические макросистемы на стадии их расширения

Глава 9. Проекция авторской версии универсального эволюционизма на эволюцию научного знания

 9.1.Автогенетический характер эволюции научного знания

 9.2.Фрактальность эволюции научного знания

  9.2.1.Фрактальность научного знания

  9.2.1.1.Основной раздел

  9.2.1.2.Обсуждение

  9.2.1.2.1. Феномен альтернативности научных идей, теорий и т. д. -- следствие принципа фаллибилизма, и наоборот

  9.2.1.2.2. Требование логической согласованности научных теорий со всей системой знаний невыполнимо

  9.2.1.2.3. Требование внутренней логической непротиворечивости научных теорий в общем случае также невыполнимо

  9.2.1.2.4. Все ученые -- инакомыслящие по отношению друг к другу

  9.2.1.2.5. Научная истина недостижима одним лишь созерцанием

  9.2.1.2.6. Диалогика как способ описания фрактальности научного и ненаучного знания

  9.2.1.2.7. Фрактальность структуры научного знания обеспечивает ему максимальную выживаемость

  9.2.2.Мутовочно-сетевой характер эволюции научного знания

  9.2.2.1.Основной раздел

  9.2.2.2.Обсуждение

  9.2.2.2.1. Эволюция научного знания дискретно-непрерывна

  9.2.2.2.2. Некумулятивность эволюции научного знания и совместимость / несовместимость (соизмеримость / несоизмеримость) научных теорий / парадигм

  9.2.2.2.3. Принцип соответствия и преемственность в эволюции научного знания

  9.2.2.2.4. Научная картина мира всегда имеет авторский (субъективный) характер

  9.2.2.2.5. Инакомыслие и маргиналы -- научная норма

  9.2.2.2.6. Неизбежность и положительная роль ошибок и тупиковых направлений в науке

 9.3.Вектор эволюции научного знания

  9.3.1.Рост сложности научного знания

  9.3.2.Интенсификация (максиминимизация) взаимодействия разных фрагментов научного знания

  9.3.3.Интенсификация круговоротов процессов познания, приводящая к известной независимости научного знания как эволюционирующей системы от среды: фундаментальные исследования

  9.3.4.Рост в массиве научного знания связанности "всего со всем"

  9.3.5.Рост открытости науки (нарастание роли ее взаимодействия со средой)

  9.3.6.Рост разнообразия форм научного знания

  9.3.7.Рост степени фрактальности эволюционирующих структур научного знания

  9.3.8.Рост степени негауссовости распределений, описывающих научное знание

 9.4.Принцип минимакса для эволюции научного знания

 9.5.Не человек, а эволюция -- мера всем вещам в науке

  9.5.1.Выход за пределы антропоцентрического взгляда

  9.5.2.Три эволюционные ипостаси науки: обслуживание нечеловеческого будущего, обслуживание человеческого настоящего и "наука для науки"

  9.5.3.Авторское отношение к проблеме научной истины, продиктованное максимой "эволюция -- мера всем вещам"

  9.5.3.1.Проблема научной истины и первая эволюционная ипостась науки

  9.5.3.2.Проблема научной истины и вторая эволюционная ипостась науки

  9.5.3.2.1. Максима "эволюция -- мера всем вещам" диктует опору на практику как критерий истины

  9.5.3.2.2. Соединение критерия практики с репрезентационной концепцией научной истины на базе авторской версии метрических моделей

  9.5.3.2.3. Практика как макрокритерий истины

  9.5.3.3.Проблема научной истины и третья эволюционная ипостась науки

  9.5.3.3.1. Интуитивная природа аддитивности

  9.5.3.3.2. Тезис о "непостижимой эффективности" математики и пять аргументов против него

  9.5.4.Выводы

 9.6.Непредсказуемость и иррациональность / внелогичность эволюции научного знания

 9.7.Ускорение эволюции научного знания

 9.8.Эволюция эволюции научного знания

 9.9.Блочность (комбинативность) эволюции научного знания и ее проявления -- кочующие идеи, фреймы, научные параллелизмы и др.

 9.10.Неотения (задержка систем на "детской" стадии развития) как механизм эволюционного прорыва в науке

 9.11."Эффект потряхивания" эволюционирующих систем научного знания

 9.12.Эволюционная роль демократии для науки (невозможность директивного управления эволюцией научного знания)

 9.13."Недопостиндустриализованность" современной науки

 9.14.Эволюционная роль социальных "разумных" систем науки (СРСН)

  9.14.1.Автономность научного знания: феноменология

  9.14.2.Мир идей Платона -- его божественное происхождение обеспечивает ему автономность, но не эволюцию

  9.14.3.Третий мир Поппера -- автономный и эволюционирующий, однако природа его автономности осталась у Поппера необъясненной

   9.14.3.1.Три мира Поппера

   9.14.3.2.Степень автономности / объективности мира
   9.14.3.3.Механизмы эволюции мира
   9.14.3.4.Особая сущность (самость) мира 3, отделяющая его от мира 2: Попперу не удалось объяснить ее возникновение

  9.14.4.Авторское объяснение автономности научного знания на базе представлений о СРСН

  9.14.5."Мостики" к СРСН, которые можно обнаружить в литературе: Кун, Лекторский и др.

 9.15.Эволюционная роль среды науки

Глава 10. Кризис современной науки: симптоматика

 10.1.Современная наука тонет в море псевдонауки

   10.1.1.Псевдонаука внутреннего по отношению к науке происхождения

  10.1.1.1.Работы низкого профессионального уровня

  10.1.1.2.Подтасовка данных и плагиат

  10.1.1.3.Откровенное жульничество

   10.1.2.Псевдонаука внешнего по отношению к науке происхождения: наступление на науку эзотерики, мистики и откровенного мракобесия

   10.1.3.Псевдонаука промежуточного по отношению к науке происхождения

  10.1.3.1.Всё более частые попытки сопряжения научной и вненаучных форм знания

  10.1.3.2.Парапсихология и идея биополя

  10.1.3.3.Идеи зашкаливающей странности, коренящиеся одновременно и в науке, и в эзотерике

 10.2.В борьбе за "чистоту" научного знания научное сообщество "стреляет по площадям", преследуя научное инакомыслие как таковое

   10.2.1.Непризнание современным научным сообществом права ученого на ошибку, вытекающего из принципа фаллибилизма

   10.2.2.Доминирование в науке наших дней чрезмерно жесткого отношения к научному инакомыслию

   10.2.3."Стрельба по площадям": под одну гребенку с жуликами от науки стригут добросовестных инакомыслящих ученых

Глава 11. Кризис современной науки: диагноз

Глава 12. Кризис современной науки: пути лечения

 12.1.Переход к постиндустриальному научному этосу

 12.2.Упорядочение процесса публикации научных идей

 12.3.Переход к новой -- постиндустриальной -- системе философского (и не только) образования ученых

 12.4.Подведение под постиндустриальный этос экономической базы

Заключение

Литература

Именной указатель


 Об авторе

Хайтун Сергей Давыдович
Кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Автор более 180 научных публикаций и книг, среди которых: «Наукометрия: состояние и перспективы», «Механика и необратимость», «Мои идеи», «История парадокса Гиббса» (М.: URSS), «Феномен человека на фоне универсальной эволюции» (М.: URSS), «Социум против человека: Законы социальной эволюции» (М.: URSS), «От эргодической гипотезы к фрактальной картине мира: Рождение и осмысление новой парадигмы» (М.: URSS), «„Тепловая смерть“ на Земле и сценарий ее предотвращения» (М.: URSS; в двух частях), «Номенклатура против России: Эволюционный тупик» (М.: URSS).
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце