КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Никольский Е.В. Царский путь и святость: КУЛЬТ ПРАВИТЕЛЯ в истории
Id: 203372
 
675 руб.

Царский путь и святость: КУЛЬТ ПРАВИТЕЛЯ в истории

URSS. 2016. 344 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-2484-2.

В монографии рассматриваются биографии причисленных церковью к лику святых правителей монархических государств (князей, царей, императоров) в широком контексте европейской культуры. Автор опровергает расхожее представление о том, что культы благоверных царей являются рудиментом языческого миропонимания. В книге выявляются ветхозаветные истоки (начиная с XVIII в. до Р.Х.) почитания святых монархов, последовательно показывается, что политеистическое обожествление царей было «раковой опухолью» религиозного сознания в древности и не утратило актуальности и в наши дни; попутно рассматриваются специфика монархической государственности и личностные свойства монарха-христианина. Специальные главы и разделы посвящены типологии царственных святых. Подробно анализируются обстоятельства, связанные с канонизацией и почитанием императора Николая Второго в современной России, а также новые феномены религиозной жизни: ересь царебожников и «православный сталинизм», культы принцессы Дианы и царевны Софьи.

Книга будет интересна теологам, религиоведам, историкам церкви, культурологам и всем, кто интересуется проблемами святости и христианской культуры.


Оглавление
Введение
Глава 1.Царственная святость как церковно-исторический и богословский феномен
 1.1.Изучение царственной святости в светской и церковной науке
 1.2.Святость -- как обожение (теозис), актуализация Образа Божия в человеке посредством его общения с Божеством через Личность Иисуса Христа
 1.3.Формы и типы святости (образы святости). Различные формы сопряжения (синергии) актуализации человеческой личности c Христом
Глава 2.Онтологические и нравственные основы для царственной святости
 2.1.Царственность Христа как проявление Его Божественности
 2.2.Проявление Образа Божьего в земном монархе. Христианский государь как символ, "икона", стержневого принципа бытия. Царь как "Отец народа"; актуализация народа, как "расширенной семьи"
 2.3.Специфика монархической государственности, отличие монарха от наместника и президента
 2.4.Добродетели монархов -- как основа для их святости (обзор с историческими примерами)
 2.5.Православное представление о царском служении. Отношение христианина к монарху
  2.5.1.Специфика института монархии: теологический взгляд
  2.5.2.Служение монарха в православном понимании
  2.5.3.Молитва за царя в христианской традиции
  2.5.4.Сакрализация царей -- рудимент язычества
  2.5.5.Эсхатологическое значение царской власти
 2.6.Помазание на царство христианского государя и его богословский смысл
  2.6.1.Коронация монарха -- утешение и украшение всего человечества
  2.6.2.Коронация в христианской истории
  2.6.3.Коронация: юридический и сакраментологические аспекты
Глава 3.Исторические формы царственной святости
 3.1.Царственная святость Ветхого Завета
  3.1.1.Праотец Мелхиседек -- первый святой монарх во всемирной истории
  3.1.2.Давид и Соломон -- центральные фигуры древнееврейского царства
  3.1.3.Праведные монархи в эпоху двоецарствия и вавилонского плена
 3.2.Подвижничество равноапостольных государей
 3.3.Специфика царственного мученичества
  3.3.1.Королевское мученичество на Британских островах
  3.3.2.Царственное мученичество на востоке христианского мира
  3.3.3.Древнерусские князья-страстотерпцы
  3.3.4.Феномен царственного исповедничества
 3.4.Собственно благоверные монархи: святые цари и князья Византии, Грузии, Украины и Руси
  3.4.1.Святые владетели Второго Рима
  3.4.2.Святые Давид-Строитель и Фердинанд Испанский -- образцы благоверия монархов
  3.4.3.Святые князья восточнославянских народов
 3.5.Подвижничество святых цариц, княгинь и королев
  3.5.1.Святые императрицы Византии
  3.5.2.Святые правительницы-самодержицы
  3.5.3.Святые супруги и вдовы монархов
 3.6.Своеобразия подвижничества и святости царственных родственников
  3.6.1.Святые принцессы, ушедшие в монастырь
  3.6.2.Святые принцы и княжичи, унаследовавшие небесное царство вместо земного
  3.6.3.Служение милосердия: святая Елизавета Тюрингентская и святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова
 3.7.Нетипичные формы царственного подвижничества: венценосные аскеты и династические святые, покинувшие мир
  3.7.1.Царственные постриженники и преподобные
  3.7.2."Венценосносные терпеливцы": святые, претерпевшие изгнание и насилие
  3.7.3.Подвижники, тайно оставившие престол: версии и гипотезы
 3.8.Неблаговидные деяния канонизированных монархов
Глава 4.Царственная святость в ракурсе современной массовой культуры: девальвация христоцентризма
 4.1.Почитание Александра Невского: сила или правда?
 4.2.Уранополитизм как пренебрежением земным долженствованием
 4.3.История канонизации императора Николая II
  4.3.1.Крестный путь императора Николая II
  4.3.2.История почитания царской семьи до прославления: основные вехи
  4.3.3.Канонизация семьи Романовых: аргументы за и против
 4.4.Проблемы почитания венценосной семьи в современной России
 4.5.Ересь царебожничества в современной России (ереси "соискупителя", "тайного посвящения")
  4.5.1.Обожествление вместо обожения -- краеугольный камень неоереси
  4.5.2."Православный сталинизм" и патриолатрия в контексте царебожничества
 4.6.Культ царственных женщин на Западе и в России: современные новшества и старые проблемы
  4.6.1.Леди Ди -- антисвятая эпохи постмодернизма
  4.6.2.Царевна Софья и Мария Стюарт -- лампады веры Христовой в сумраке постхристианского общества
Заключение

Об авторе
Никольский Евгений Владимирович
Доктор филологических наук, профессор (prof., dr. hab.), магистр богословия (Институт русистики Варшавского университета, Республика Польша), докторант Украинской богословской академии (г. Ужгород, Украина). Историк-архивист, публицист, автор более 100 научных публикаций. Сфера научных интересов: вопросы истории и теории русской прозы, история европейской религиозно-философской и богословской мысли, отдельные аспекты аксиологии и социологии культуры.