URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Беляев В.А. КОНСТРУИРУЕМ МОДЕРН: Методологический и диалектический аспекты
Id: 202077
 
375 руб.

КОНСТРУИРУЕМ МОДЕРН: Методологический и диалектический аспекты

URSS. 2015. 344 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-2351-7.

 Аннотация

Эта монография продолжает раскрывать авторский ответ на вопрос «что такое модерн?», данный в предыдущей монографии «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход» (М.: URSS). Посткультурный и интеркультурный аспекты модерна продолжают оставаться в центре внимания. В то же время акцентируются те проблемы, которые связаны с методологией конструирования модерна в философской рефлексии, а также те проблемы, которые связаны с конструированием различных частных аспектов модерна. В первую очередь это антропогенный, наукогенный и техногенный аспекты. Отдельно и подробно разрабатывается когнитивный аспект модерна, связанный с формированием по-новоевропейски понимаемого знания --- «науки». В центр внимания попадает структурно-динамическая симметрия новоевропейской научной традиции и новоевропейской посткультуры в целом. Акцентирование диалектического аспекта модерна позволяет проблематизировать как диалектику «культурного-посткультурного» в отношении модерна в целом и его отдельных ракурсов, так и другие диалектические моменты. В одном из позитивных вариантов диалектика «культурного-посткультурного» разрешается через диалектическую схему «интеркультуры». В негативном варианте она приводит к истории как дурной бесконечности взаимоотрицания предельных проектов построения мира. Кроме того, речь пойдет о диалектике «бесконечного открывания мира» и диалектике «бесконечного открывания природы», о диалектиках: «естественно-научного» и «гуманитарного» типов знания, «антропоцентризма» и «контр-антропоцентризма», «системности» и «постсистемности», «социологизма» и «феноменологизма», «методологического материализма» и «методологического идеализма», «творческого обособления» и «объединяющей универсализации». Будет акцентироваться логика построения модерна как синтез либерализма, наукогенности и техногенности, выступающих диалектическими факторами, конституирующими целое посткультуры.

Монография построена как критический анализ набора отдельных позиций, каждая из которых является по-своему односторонней. В этом смысле критический анализ направлен на выработку максимально объемной рефлексии относительно модерна, позволяющей посмотреть на модерн как на целое.

Монография предназначена для всех, кто интересуется логикой модерна, логикой кризиса современного мира и логикой построения «культурных альтернатив» модерну.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. "Диалектический позитивизм" и мировая посткультурная революция
 1. Логика науки и логика посткультурной революции
 2. Посткультурный и интеркультурный аспекты "критики культуры". "Критика символического разума" и новоевропейская наука
 3. "Критика культуры" и "природа"
 4. Конституирование природы против ее использования
 5. Позитивизм и символизм
 6. "Культурные войны" ХХ века и модернистский пафос позитивизма
 7. Идеальная схема европейского мира и идеальная схема модерна. Стратегия либерализма и стратегия научности
 8. Стратегия научности и концепт природы
 9. Принципы кантовской философии, принципы попперовской философии и "критика культуры"
 10."Критика культуры" и диалектика. "Культурные ремиссии", гуманитарное знание и позитивизм
 11.Модернистская "критика культуры" и философия науки. Путь к диалектической схеме модерна
 12.Методология "научных исследовательских программ" Лакатоса и диалектика модерна
Глава 2. Логика и методология в контексте диалектики модерна
 1. Каким образом Розин задает определение методологии? "Методология" через противопоставление "логике"
 2. Проект методологии и проект модерна. Принцип связи философских проектов с социокультурными системами. Методология в контексте общей логики модерна
 3. Более точное определение места методологии в логике и диалектике модерна
 4. Методология и контекст ХХ века. Методология и феноменология
 5. "Методология", "методология гуманитарных наук" и диалектика модерна
 6. К методологии с точки зрения модерна
Глава 3. "Исторический антропоцентризм" и проектно-антропологическая логика европейской истории
 1. Задача европеизации неевропейского мира и несовместимость культур на уровне фундаментальных структур трансляции-инновации
 2. Против "актуализма" в социологии как перевода социальной данности из статуса "человеческого установления" в статус "естественного". К "историческому материализму" как предельному антропоцентризму
 3. Фундаментальные структуры трансляции-инновации и типология культур на основе различия этих структур. Знаковый характер социального кодирования, знаковый фетишизм и "взбесившиеся знаки"
 4. Социокод, трансляция и трансмутация. Человек в границах "человека" и "природы". Современная культурная проблематика и необходимость нового обоснования европейской культуры
 5. Первичные проблематизации относительно позиции Петрова. "Научное" общество между вне-модерном и до- и контр-модерном
 6. Контр-традиционность европейского социокода и контр-традиционность позиции Петрова. Проективный характер его позиции и логика модерна. Диалектика антропоцентризма развитого модерна
 7. Логика генезиса европейского социокода и логика генезиса "дисциплинарной структуры науки"
 8. Логика эволюции "трансляционно-трансмутационного интерьера" от философии через теологию к науке. Логика "социально-идеологических" формаций и переломов между ними. Диалектика "инновационности" и "контр-инновационности" зрелого модерна
 9. Структурная симметрия между теологией и наукой как "дисциплинарными общностями" и "закрытым" и "открытым" обществами. Теология и наука как стратегии преодоления философского проектного плюрализма. Рождение новоевропейского мира как переход от "теоцентрической" системы к "природоцентрической"
 10.Что акцентировать в фазах европейской истории: единство или различие? Развертывание европейской истории как проектно-рефлексивное развертывание. "Закрытое" и "открытое" общество как предельные проектные стратегии относительно "всеобщей" составляющей европейского человека. Наука как Касталия европейского социокода
 11.Логика разлома между средневековой и нововременной фазами европейской истории против логики дисциплинарной преемственности науки от теологии
 12.Новоевропейская наука и социально-антропологическая размерность европейской истории
Глава 4. Проект "мыследеятельностно-ориентированного" общества и реализационная диалектика модерна
 1. "Власть" и "управление" в контексте логики модерна
 2. Логика модерна и экспансия мегамашинности
 3. "Натуралистический" и "мыследеятельностный" подходы к построению социальности
 4. Методология ММК и советская философия второй половины ХХ века в контексте проблематики модерна
 5. Реализационная диалектика модерна
Глава 5. "Третья научная картина мира" и транссистемная направленность модерна
 1. Интерпретация "технетики" и "третьей научной картины мира" с точки зрения проектно-системного подхода. Транссистемная направленность "технетики"
 2. Конкретный жизненный контекст, на который отвечает "технетика". Совпадение технетического и модернистского пафосов движения к "природе" и "естествознанию"
 3. Проективно-антропологический смысл новоевропейской "природы" и "естествознания" и модернистская диалектика "антропоцентризма -- контр-антропоцентризма"
 4. Фундаментальные реализационные трудности модерна и "логика систем". Транссистемная направленность постмодерна и "технетики"
Глава 6. Новый духовный авангард и европейская история как дурная бесконечность взаимоотрицаний
 1. "Реформация" и "критика инструментального разума" как ответ на "глобальный кризис современности". Конфликт между бесконечностью идеала и конечностью его конкретной реализации. Реализационный кризис и реализационная революция
 2. Реализационный кризис "культуры" и "логика реформации". Между Реформацией, Просвещением и "новым средневековьем"
 3. "Метакультурная" стратегия "нового средневековья" как стратегия разрешения конфликта "культур". "Посткультурная" стратегия как альтернативная ей. "Новое средневековье" как ответ на реализационные метаморфозы "посткультурной" стратегии
 4. "Новое средневековье" против "бесконечной реформации" зрелого модерна. Ограниченность рефлексии модерна и контр-модерна и дурная бесконечность взаимоотрицаний. Необходимость отделения логики реализационных метаморфоз проекта от логики самого проекта
 5. Культурные ремиссии и проектно-реализационная диалектика модерна
 6. Логика дурной бесконечности взаимоотрицаний
 7. "Новое средневековье" в перспективе различных вариантов критики посткультуры. Эзотерический символизм "духовного просвещения" и логика экзотерических реализационных метаморфоз. Историческое Просвещение и "духовное просвещение"
 8. Фундаментальная структура европейской истории и дурная бесконечность взаимоотрицаний
 9. "Новый духовный авангард" и "культурные войны" ХХ века
Глава 7. Посткультурно-позитивистская "социология философий" и диалектика модерна
 1. "Социология философий" и "социология культур". Стратегия на преодоление философского партикуляризма и стратегия модерна на преодоление партикуляризма "культур"
 2. "Социологизм" и методологический "материализм". Методологическая антиномия "материализм -- идеализм" и ее антропологический смысл. "Материализм" модерна как ответ на вызов негатива "идеалистически" построенного универсума социокультурных систем
 3. "Социология" и "феноменология" культурных миров. "Социологизм" как преодоление негативных последствий "феноменологизма" в рефлексии и социокультурном строительстве. Посткультурный "коперниканский переворот" и "социологическое предложение". Модернистская диалектика посткультурного и контр-посткультурного
 4. Варианты сценариев отношения к "социологическому" взгляду на философии и культуры
 5. "Социологизм" и социальное конструирование реальности. Критика "метафизического" способа построения реальности, "социальный конструктивизм" и мир объективаций. Социологическое обоснование типов конструктивности знания
 6. Математическое практика-знание как парадигма посткультурно понимаемых практик-знаний. "Историчность" математики, дедуктивные формализации и модернистская диалектика "культурного-посткультурного". Диалектика модерна в проекции на философию и методологию науки
 7. Математика как традиция и модернистская диалектика "творческого обособления" и "объединяющей универсализации"
 8. "Наука быстрых открытий" и посткультура как традиция быстрых изменений. Диалектика либерального, наукогенного и техногенного ракурсов посткультуры

 Об авторе

Беляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий "Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций", "Проективная антропология", "Посюсторонняя эзотерика", "Путешествие в психодраму и социологию", "Технологии справедливости техногенного мира", "Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности", "Либерализированная Россия в поисках нравственной основы", "Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий", "Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры", "Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира", "Феноменология и методология в контексте интеркультуры", "Интеркультура и философия", "Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход", "Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты", вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце