URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Летурно Ш. Прогресс нравственности. Пер. с фр.
Id: 200685
 
479 руб.

Прогресс нравственности. Пер. с фр. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 400 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01370-8.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1910 г.)

 Аннотация

Ch. Letourneau. L’evolution de la morale.

В настоящей книге известного французского социолога и этнографа Шарля Летурно (1831--1902) проведено исследование состояния нравственности в разные периоды развития человечества. Используя огромное количество исторических и этнографических сведений, автор последовательно описывает стадии нравственной эволюции, которым он дает названия, выражающие их общий характер: животная нравственность (первобытное общество); нравственность дикарей (начало рабовладельческого строя); нравственность варваров (сюда Ш.Летурно относит как развитые рабовладельческие государства Античности и Древнего Востока, так и феодальные общества Европы); промышленная, или меркантильная, мораль (современный автору период). В работе также представлен обзор различных этических учений, начиная с теорий Платона и Аристотеля и заканчивая взглядами философов Нового времени, в том числе И.Канта, А.Шопенгауэра, Г.Спенсера.

Книга рекомендуется философам, историкам, этнографам, социологам, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

I. Живая доисторiя (Prehistoire vivante).
 Исторiя цивилизацiй. -- Ея объемъ. -- Необходимость примененiя къ ней эволюцiонной теорiи. -- Исторiя до-исторiи. -- Ея стадiи. -- Связь историческаго перiода съ неолитическимъ. -- Историческiя свайныя постройки (pallafites). -- Аналогiя между промыслами и нравами доисторическихъ людей и современныхъ дикарей. -- Анатомическое сходство между доисторическими племенами и современными дикарями. -- Современные доисторическiе народы. -- Они проливаютъ светъ на исчезнувшую до-исторiю и на ходъ соцiальнаго развитiя человеческаго рода. -- Эволюцiонная психологiя
II. Происхожденiе нравственныхъ наклонностей.
 I. Способностъ нервной клеточки аккумулироватъ. -- Световая и нервная фосфоресценцiя. -- Память нервныхъ клеточекъ. -- Двигательныя зарегистрированныя ассоцiацiи. -- Дидро и свобода воли. -- II. Инстинкты животныхъ. -- Отправленiя и инстинкты. -- Органическое предназначенiе. -- Прiобретенные инстинкты. -- Сглаженные инстинкты. -- Прiобретенные инстинкты у собаки. -- Дрессировка собакъ. -- Нравственная борьба въ собаке. -- Дрессировка. -- Человекоядныя ищейки.-- Ослабленiе кровожадныхъ инстинктовъ. -- Наследственность прiобретенныхъ инстинктовъ. -- Обобщенiя
III. Образованiе нравственныхъ наклонностей (Продолженiе).
 I. Нравственность у животныхъ. -- Царство человека. -- Возникновенiе нравственности на почве соцiальнаго строя. -- Животная и человеческая психологiя. -- Материнская любовь у животныхъ и у человека. -- Сыновняя любовь у слона. -- Альтруизмъ у животныхъ. -- Маленькiя достоинства и большiе недостатки. -- Деспотизмъ у обезьяны. -- Аффективныя чувства у обезьянъ. -- Высокая ступень нравственности у муравьевъ и пчелъ. -- Разнообразiе нравственныхъ формъ у муравьевъ. -- Влiянiе общественнаго мненiя у муравьевъ. -- Преступныя пчелы. -- II. Процессъ образованiя нравствености у человека. -- Безнравственныя наклонности у человека. -- Отсутствiе угрызенiй совести у некоторыхъ преступниковъ. -- Генезисъ нравственности. -- Неписанные законы. -- Относительность нравственности
IV. Стадiи нравственной эволюцiи. -- Животная нравственность.
 Стадiи нравственной эволюцiи. -- Животная стадiя этики. -- Стадiя состоянiя дикарей. -- Стадiя варварства. -- Меркантильная стадiя. -- I. Животная нраветвенностъ. -- Человекъ человеку волкъ (Homo homini lupus). -- II. Людоедство. -- Людоедство и нравственность. -- Взглядъ на человека, какъ на съедобное существо. -- Эволюцiя каннибализма. -- Людоедство въ Австралiи, въ Вити, въ Новой Каледонiи, на Огненной Земле и у краснокожихъ. -- Людоедство въ Полинезiи. -- Эволюцiя людоедства въ Подинезiйскомъ архипелаге. -- Пути и причины ослабленiя людоедства въ этой местности. -- Ти-хи-лу. -- Местопребыванiе души въ левомъ глазе. -- Женщина и наследственное влiянiе, какъ факторы, способствовавшiе уничтоженiю полинезiйскаго каннибализма. -- Возникновенiе нравственности изъ отрицающаго ее элемента
V. Животная нравственность (Продолженiе).
 I. Презренiе къ человеческой жизни. -- Шопенгауэръ и австралiйцы. -- Презренiе къ человеческой жизни въ Австралiи и Полинезiи. -- II. Война. -- Война и охота. -- Первобытная война. -- Пытки, которымъ подвергали краснокожихъ лленниковъ. -- Война у Гварановъ. -- Война у африканскихъ негровъ. -- Война въ Полинезiи. -- Единоличные поединки и убежища въ Полинезiи. -- Рыцарство австралiйцевъ. -- Жестокость Новогвинейцевъ. -- Цивилизованная война. -- III. Умерщвление и предоставленiе на произволъ судьбы стариковъ, больныхъ и т. п. -- Обхожденiе съ больными въ Новой Каледонiи. -- Умерщвленiе родственниковъ въ Вити. -- Людоедство, вытекающсе изъ нежныхъ чувствъ у Баттасовъ. -- Бросанiе на произволъ судьбы старцевъ у Кафровъ и Эскимосовъ. -- Сходныя черты въ древности. -- IV. Детоубiйство. -- Вытравленiе плода. -- Животныя детоубiйства. -- Детоубiйство въ Меланезiи, у Эскимосовъ, Бушмэновъ и въ Полинезiи. -- 0 вытравленiи плода у первобытныхъ племенъ. -- Невинное плодоизгнанiе въ глазахъ большинства европейскихъ женщинъ
VI. Животная нравственность (Продолжение).
 I. Положение женщины. -- Самка въ животномъ мiре. -- Женщина въ Тасманiи и Австралiи. -- Жестокость австралiйскихъ женщинъ во взаимныхъ отношенiяхъ другъ съ другомъ. -- Женщина въ Новой-Гвинее и Новой Каледонiи. -- Женская скверна. -- Женщина въ Полинезiи, Огненной Земле, въ Парагвае, у краснокожихъ и нутка-колумбiйцевъ. -- Женщина у африканскихъ негровъ. -- II. Половая нравствснностъ. -- О половыхъ потребностяхъ у животныхъ. -- Половые нравы въ Меланезiи. -- Эротизмъ полинезiйцевъ. -- Ареи. -- Полинезiйская вежливость. -- Отсутствiе стыдливости въ Полинезiи. -- Половая нравстввенность у готтентотовъ и: краснокожихъ. -- Половыя извращенiя въ Америке. -- III. Стыдливость и любовь. -- Одежда по мотиву стыдливости и одежда для защиты организма. -- Происхожденiе стыдливости. -- Любовь, какъ страсть, незнакомая первобытному человеку
VII. Животная стадiя нравственности. (Продолженiе)
 I. Чувство собственности. -- 0 воровстве съ точки зренiя современной морали. -- Происхожденiе чувства любви къ собственности. -- Женщина составляла самый первый предметъ собственности. -- Прелюбодеянiе наказуется, какъ кража. -- Влiянiе частной собственности на нравственность. -- Право собственности у эскимосовъ. -- Право частной собственности въ Меланезiи и Полинезiи. -- Кража въ первобытныхъ странахъ. -- Табу въ Новой Каледонiи. -- Наказанiе за кражу въ Полинезiи и Америке. -- Патрiотизмъ въ Полинезiи. -- II. Нравственныя чувства у первобытнаго человека. -- Альтруизмъ въ иервобытныхъ странахъ. -- Любовь къ потомству. -- Отсутствiе воспитанiя въ первобытныхъ странахъ. -- Недостатокъ сыновней любви. -- Гуманитарныя чувства у австралiйскихъ женщинъ. -- Полинезiйское братство. -- Чувство благодарности у американскихъ индейцевъ и эскимосовъ. -- Первобытная нравственность. -- III. Нравствеиное сознанiе. -- Долгъ. -- Угрызенiе совести. -- О чувстве долга у иервобытныхъ народностей. -- О чувстве долга въ Австралiи. -- Полинезiйское табу. -- Первобытная нравственность является дрессировкой. -- Генезисъ угрызенiя совести. -- Угрызенiе совести у австралiйца и угрызенiе совести по Шекспиру и Байрону
VIII. Вторая стадiя этики. -- Дикарская нравственность.
 I. Нравственныя фазы и ихъ границы. -- Отдельныя фазы нравственной эволюцiи не имеютъ резко очерченныхъ границъ. -- Нравственное развитiе бываетъ неодинаково у отдельныхъ индивидовъ. -- Нравственныя фазы незаметно переходятъ одна въ другую. -- Рабство, какъ характерная черта известнаго уровня нравственнаго развитiя. -- II. Мораль рабства. -- Этика рабства. -- Влiянiе рабства на нравственность. -- Боссюэтъ и рабство. -- Положенiе раба въ дикой стране. -- Рабъ и женщина. -- Рабъ вначале -- запасная убойная скотина, а затемъ домашнее животное. -- Рабство въ Африке. -- Различные виды рабства. -- Рабъ въ качестве монетной единицы. -- Рабство деморализуетъ. -- Рабъ въ древней Европе. -- Влiянiе рабства на господъ
IX. Дикарская нравственность (Продолженiе).
 Происхожденiе рабскихъ инстинктовъ. -- Право сильнейшаго у животнаго и человека. -- Сервилизмъ и соцiальные инстинкты. -- Сервилизмъ и iерархiя. -- Мимизмъ церемонiала у дикарей. -- Собачiй церемонiалъ. -- Обоготворенiе предводителя въ Африке. -- Постепенное облагораживанiе рабскаго инстиякта. - Монархическая преданность. -- Привиллегiи вождей въ Полинезiи, Америке, Африке и Амбоине. -- Погребальные обряды, соблюдаемые при кончине вождей въ Америке, Полинезiи и Африке. -- Элементъ оргiй въ погребальныхъ обрядахъ у фрадовъ. -- Психологiя рабскихъ инстинктовъ
X. Дикарская нравственность (Продолженiе).
 I. Справедлiвость у дикарей. -- Жестокость дикарей. -- Свобода нравовъ у дикарей. -- Происхожденiе идеи справедливости по М.П.Лафаргу. -- Чувство справедливости происходитъ изъ потребности замозащиты. -- Законъ возмездiя. -- Отдаленное происхожденiе закона возмездiя. -- Законъ возмездiя въ Австралiи. -- Законъ возмездiя и собственностъ. -- Законъ возмездiя въ Полинезiи. -- Смягченiе закона возмездiя и замена его "проторями и убытками". -- Законъ возмездiя въ Африке. -- Наказуемостъ за кражу у мандинговъ. -- Наследственный судья у мандинговъ. -- Отправленiе правосудiя становится царской привиллегiей. -- Справедливость короля Мтеза. -- Строгость царскаго правосудiя. -- Жестокое наказанiе за кражу и прелюбодеянiе. -- Наказанiя за кражу у монголовъ. -- Случаи любопытной ответственности у монголовъ. -- Правосудiе у атчиносовъ, аборигеновъ Индiи. -- Правосудiе у европейскихъ варваровъ. -- Германская вира (Wehrgeld). -- Развитiе идеи справедливости. -- II. 10 заповедей дикарей. -- Четыре заповеди декалога дикарей. -- Нравственное благородство аборигеновъ Индiи. -- Патрiотизмъ дикарей
XI. Третья стадiя этики. -- Нравственность варваровъ.
 I. Мораль варваровъ. -- Общественный строй варваровъ. -- Онъ представляетъ въ своемъ роде лабораторiю для последующей цивилизацiи. -- II. Древняя Мексика. -- Американское происхожденiе мексиканской и перуанской цивилизацiи. -- Неограниченная монархiя въ Мексике. -- Привелегiи монарха. -- Правосудiе въ древней Мексике. -- Бракъ и семья. -- Собственность. -- Рабство. -- Религiозный канибализмъ. - Воинственные нравы. -- Гладiаторы. -- Религiозное жертвоприношенiе. -- Жрецы. -- Аналогiя съ католичествомъ. -- Соединенiе дикости съ варварствомъ. -- III. Древний Перу. -- Превосходство перуанской цивилизацiи надъ мексиканской въ нравственномъ отношенiи. -- Перуанскiй уголовный кодексъ. -- Теократическiя касты. -- Государственный соцiализмъ. -- Обязательный бракъ. -- Ежегодные передеды земель. -- Миссiя Инки
XII. Нравственность варваровъ. (Продолженiе).
 Древнiй Египетъ. -- Египтяне. -- Происхождевiе египетской цивилизацiи. -- Озирисъ. -- Изида. -- Общинная собственность. -- Касты. -- Теократическая монархiя. -- Суровая регламентацiя. -- Наследственная передача профессiй и должностей. -- Ростъ населенiя. -- Наказанiя, обоснованныя на законе возмездiя. -- Гуманные законы. -- Вопросы матерiальнаго права въ египетскомъ законодательстве. -- Формулы нравствевности по Кнiге Мертвыхъ. -- Пассивная и активная нравственность. -- Холопскiй трудъ. -- Главное назначенiе египетскаго монарха. -- Животная кровожадность ассирiйскихъ царей. -- Любопытныя аналогiи между древнимъ Египтомъ и древнимъ Перу. -- Великiя первобытныя монархiи, какъ школы человеческой дрессировки. -- Грубый деспотизмъ, какъ орудiе дрессировки. -- Польза и вредъ деспотическаго режима
XIII. Нравственность варварской стадiи (Продолженiе).
 I. Нравственностъ въ древней Персiи -- Авеста. -- Прославленiе семьи и земледелiя. -- Сравнительная мягкость наказанiй. -- Осужденiе за вытравленiе плода. -- Различныя кары. -- Особенности некоторыхъ жреческихъ предписанiй. -- Поклоненiе собаке. -- Форма правленiя въ древней Персiи. -- Неограниченный деспотизмъ. -- Касты. -- Нравственное состоянiе современной Персiи. -- Наказанiя въ современной Персiи. -- II. Нравственностъ въ древней Индии. -- Арiи временъ Ведъ. -- Ихъ боги-пьяницы. -- Нравственныя предписанiя. -- Запрещенiе кровосмешенiя. -- Общественный строй Арiевъ временъ Ведъ. -- III. Нравственностъ по ученiю браминовъ. -- Индiя браминовъ. -- Мораль кастъ. -- Деспотическая монархiя. -- Значенiе и преимущества браминовъ. -- Возмездiе и неодинаковость наказанiя, смотря по касте. -- Половая нравственность по кодексу. -- Подчиненiе женщины. -- -Суровость по отношенiю къ краже. -- Некоторыя возвышенныя тенденцiи. -- Духовное родство. -- Упадокъ нравственности въ современной Индiи. -- Прелюбодеянiе. -- Самосожженiе вдовъ. -- Самоотмщаемая месть. -- Благотворительныя дела
XV. Нравственностъ варварской стадiи. (Продолженiе).
 I. Нравственностъ въ Китае. -- Китай -- единственное болъшое первобытное общество, дожившее до нашихъ временъ. -- Монархическiй деспотизмъ въ Китае представляетъ одну только внешность. -- Государство-семья. -- Принципъ пользы въ администрацiи. -- Китайскiе моралисты. -- Ограниченность ихъ мудрости. -- Практическая мораль Конфуцiя. -- Отвращенiе къ войне. -- Философскiе манифесты мандариновъ. -- Добрыя дела. -- Мудрость правительства. -- Благотворительныя учрежденiя. -- Ответственность въ случае самоубiйства. -- Грубыя и жестокiя кары. -- Степень наказанiя находится въ обратномъ отношенiи къ общественному положенiю виновнаго. -- Громадная власть отца семейства. -- Подчиненiе женщины. -- Половая нравственность и законъ. -- Наказанiя за кражу. - Цензоры. -- Мандарины. - Регламентированная неподвижность. -- II. Iудейекая нравственность. -- Первобытная вравственность iудеевъ. -- Почти полное отсутствiе въ ней оригинальности. -- Шабашъ. -- Истребленiе враговъ. -- Законъ возмездiя. -- Право господина на раба. -- Противуестественныя формы любви. -- Детоубiйство. -- Деспотическая власть отца. -- Наказанiя за кражу. -- Жестокость налагаемыхъ наказанiй. -- Законъ покровительствуетъ беднымъ. -- Жизнь ограждается тщательнее, чемъ собственность. -- Законы гуманитарнаго характера. -- Мораль пророковъ. -- III. Нравственностъ Ислама. -- Коранъ. -- Магометанскiй законъ возмездiя. -- Запрещенiе ростовщичества. -- Рабство. -- Женщина. -- Полигамiя. -- Прелюбодеянiе. -- Проповедь честности. -- Священная война. -- Нравственность современныхъ бедуиновъ
XIV. Нравственность варварской стадiи (Продолжение).
 I. Женщина и бракъ въ греко-римскомъ мiре. -- Первобытное смешенiе половъ. -- Подчиненiе женщины. -- Гетеры. -- Наложницы. -- Супруга въ древнiя времена. -- Неверная жена и законъ Двенадцати Таблицъ. -- Разводъ. -- Конкубинатъ. -- II. Семъя. -- Деспотическiя права отца. -- III. Детоубiйстьо и плодоизгнанiе. -- Детоубiйство въ Спарте и первобытномъ Риме. -- Покинутые дети. -- Терпимое плодоизгнанiе. -- IV. Рабство. -- Рабство во времена Гомера. -- Рабство въ Спарте, на Крите и въ Аеинахъ. -- Аристотель оправдываетъ рабство. -- Рабство въ Риме. -- Права господина. -- Рабъ -- вещь. -- Спецiальная для рабовъ карательная система. -- Рабство во времена христiанскихъ императоровъ. -- V Отечество. -- Грубость и узость первобытнаго патрiотизма въ Грецiи. -- Патрiотическое неистовство въ первобытномъ Риме. -- Война и охота по Аристотелю. -- Игры въ цирке. -- VI. Проституцiя. -- Карательныя меры у грековъ и римлянъ. -- Проституцiя въ храмахъ. -- Римскiя пантомимы. -- Сократическая любовь. -- Первобытныя кары. -- Законъ возмездiя. -- Драконовы законы. -- Жестокость первоначальныхъ римскихъ законовъ. -- Позднейшее законодательство. -- VII. Черты более возвышенной иравственности. -- Нравственность во времена Гомера. -- Гостепрiимство. -- Осужденiе пьянства. -- Почетъ, воздаваемый труду. -- Цензоры. -- Евмениды. -- Порицанiе любви къ деньгамъ. -- Мораль поэтовъ и философовъ
XVI. Нравственность варварской стадiи (Продолжение).
 I. Варварство и феодолизмъ. -- Продолжительность варварскаго перiода. -- Факторы, влiявшiе на развитiе этики. -- Феодализмъ. II. Женщииа въ варварской Европе. -- Бракъ. -- Положенiе женщины у англо-саксовъ. -- Политическiя права женщины въ Анжу и т. д. -- Подчиненiе женщины. -- Прелюбодеянiе. -- Половая нравственность. -- Женщина по Августину и Боссюэту. -- Рыцарство. -- - III. Рабы и крепостные. -- Рабство въ Германiи. -- Рабы и колоны. -- Крепостные. -- Духовенство и крепостные. -- Отпущенiе на волю по матерiальнымъ разсчетамъ. -- IV. Угнетенiе народа. -- Франкскiе вельможи и ихъ насилiя. -- Безпощадное отношенiе къ народу "сволоче". -- Контрибуцiи. -- Осады городовъ. -- Вербовка солдатъ въ XVI веке. -- V. Правосудiе. -- Жестокое преследованiе нищенства. -- Денежные выкупы. -- Законъ возмездiя. -- Свирепыя наказанiя за воровство. -- Плодоизгнанiе и детоубiйство -- уголовныя преступленiя. -- Наказанiя, налагаемыя на содомистовъ. -- Дикая жестокость наказанiй. -- Судебныя исиытанiя. -- Пытки. -- VI. Клерикалъный деспотiзмъ. -- Всеобщее злоупотребленiе силой. -- Регламентацiя ремеслъ. -- Правосудiе духовенства. -- Угнетенiе мысли. -- Инквизицiя. -- VII. Нравственный балансъ варварской Европы. -- Полное отсутствiе врожденнаго благородства. -- Влiянiе христiанства. -- Устройство госпиталей. -- Рыцарская мораль. -- Черты возвышенной нравственности въ Исландiи и Ирландiи. -- Отмена рабства
XVII. Четвертая стадiя этики. -- Промышленная или меркантильная мораль.
 I. Остатки варварства и дикарской стадии развитiя. -- Краткое обозренiе всего вышесказаннаго. -- Медленность измененiя нравовъ. -- Современное рабство. -- Законъ возмездiя въ современномъ законодательстве. -- Законная месть. -- Бросанiе детей. -- Дикарское и культурное детоубiйство. -- Детскiе палачи. -- Проституцiя въ древности и въ новыя времена. -- Денежные браки. -- Узаконенное ограниченiе числа браковъ. -- Ужасы современныхъ войнъ. -- Римскiя и современныя армiи. -- Поклоненiе войне. -- Мнимое оправданiе войны трансформизмомъ. -- II. Меркантильная мораль. -- Соцiальное неравенство. -- Пауперизмъ и крупная промышленность. -- Сокращенiе сельскаго населенiя. -- Развитiе пьянства. -- Обездоленные классы. -- Быстрые успехи крупной промышленности. -- Пролетарiатъ. -- Рабъ, крепостной и наемникъ. -- Промышленныя гекатомбы. -- Детскiй и женскiй трудъ. -- Пониженiе средняго роста. -- Различная смертность въ зависимости отъ общественнаго положенiя, занимаемаго людьми. -- Мальтузiанство и собственность. -- Увеличенiе числа преступленiй и проступковъ, въ особенности мошенничествъ всякаго рода. -- Способъ прiобетенiя богатства. -- Дикiя средства, рекомендованныя для ограниченiя пауперизма. -- Жестокiе принципы. -- Необходимость прогресса
XVIII. Влiянiе религiй на нравственность.
 Анимизмъ. -- Отсутствiе связи между религiей и нравственнымъ ученiемъ на первыхъ ступеняхъ развитiя. -- Загробная жизнь, какъ основа религiозной этики. -- Первобытный рай. -- Будущая жизнь и погребальныя жертвоприношенiя. -- Религiозная мораль эскимосовъ, перуанцевъ, мексиканцевъ, витiйцевъ, мадекасовъ и египтянъ. -- Нравственное ученiе великихъ азiатскихъ религiй. -- Возвышенная мораль. -- Особенности въ вравственномъ ученiи Авесты. -- Апофеозъ собаки. -- Великiя преступленiя по Авесте. -- Разрешаемое кровосмешенiе. -- Нравственность по законамъ Ману. -- Странное нравоученiе этого кодекса. -- Необычайные запреты, налагаемые браманизмомъ. - Туги. -- Лингамъ. -- Священная проституцiя. -- Долгъ прежде всего по уложенiю Ману. -- Какъ очиститься отъ всехъ греховъ. -- Предопределенiе и черепные швы. -- Обетъ нищеты обогащаетъ. -- Идеалъ браманизма. -- Нравственное состоянiе современной Индiи. -- Гуманизмъ въ ученiи Будды. -- Нирвана. -- Духовная мораль iеговизма. -- Мораль Корана. -- Светскiй характеръ греко-римской морали. -- Добродетель античнаго мiра и добродетель позднейщей эпохи. -- Ея аскетизмъ, целомудрiе. -- Самоубiйство. -- Рабство и католичество. -- Католичество и бедность. -- Милостыня. -- Благотворительныя учрежденiя. -- Католическая нетерпимость. -- Преследованiя и инквизицiя. -- Положительныя и отрицательныя стороны влiянiя различныхъ религiй
XIX. Метафизическiя ученiя о нравственности.
 I. Метафизическiя ученiя о нравственности древняго мiра. -- Точка отправленiя метафизической морали. -- Платонизмъ. -- Ново-платонизмъ. -- Аристотелевская мораль. -- Мораль стоиковъ. -- Ея сходство съ нашей моралью. -- Гордость стоиковъ. -- Пассивность стоической морали. -- Ея утонченность. -- Стоицизмъ, какъ последнiй отблескъ первобытной энергiи. -- II. Метафизическiя ученiя о нравственности новейшихъ временъ. -- Ихъ презренiе къ опыту. -- Критика, которой подвергнулъ ихъ Шопенгауэръ. -- Кантiанская мораль a priori. -- Идея о долге по Канту. -- Добро безъ наслажденiя. -- Критика Шиллера. -- Основное правило Кантiанскаго ученiя о нравственннсти. -- Понятiе о не-матерiальности и о небытiи. -- Метафизическая и мифологическая мораль. -- Я по Жуффруа. -- Нравственная обязательность, какъ первичный фактъ, по Жерюзе. -- Изреченiе Бентама. -- Монтэнь и метафизика. -- Научная этика
XX. Утилитарное и трансформистское ученiе о нравственности.
 Первобытная мораль зарождается самопроизвольно и имеетъ утилитарный характеръ. -- Утилитарная мораль Эпикура. -- Винкельридъ и утилитарная мораль. -- Утилитарная мораль XVIII века. -- Гельвецiй. -- Гольбахъ. -- Утилитарная мораль Бентама. -- Эволюцiонистская мораль Герберта Спенсера. -- Основы этой морали. -- Идея добра и эволюцiя этой идеи. -- Нравственныя наклонности, передаваемыя по наследству. -- Основныя положенiя трансформистской морали. -- Изменчивость нравственныхъ наклонностей и этическихъ правилъ. -- Необходимость въ прошломъ кровосмешенiя и левирата. -- Нравственный атавизмъ. -- Прочность нравственныхъ инстинктовъ въ связи съ продолжительностью воспитанiя предковъ. -- Тесное соответствiе между нравственностью и соцiальной средой. -- Причины, вызывающiя нравственный прогрессъ. -- Нравственное совершенство въ будущемъ по Спенсеру. -- Отсутствiе определевнаго нравственнаго ученiя среди культурныхъ людей современной эпохи. -- Новыя нравственныя ученiя возникаютъ въ эпохи анархiи. -- Поразительные соцiальные контрасты нашего времени. -- Какимъ путемъ видоизменяется общественное сознанiе. -- Нравственная сегрегацiя (отделенiе) и подборъ. -- Генезисъ новой этики въ императорскомъ Риме и въ наши дни. -- Мораль будущаго начинаетъ складываться. -- Современная вера

 Из главы I. Живая доисторiя


I

Я имею въ виду дать читателю исторiю цивiлизацiй, т.е., исторiю соцiальнаго, нравственнаго и умственнаго развитiя человечества. Эта область громадна. Принимаясь за ея разработку, я нахожусь въ положенiи, сходномъ съ положенiемъ первыхъ доисторическихъ земледельцевъ, когда у нихъ впервые возникла мысль взрывать землю или, вернее, проделывать въ ней ямки и сыпать туда зерна, что и теперь еще практикуется многими дикарями, которые съ этою целью употребляютъ оленьи рога или отточенныя колья. Для добросовестнаго выполненiя принятой мною на себя обширной задачи необходимо обладать громадной эрудицiей, владеть всеми человеческими знанiями, такъ какъ при многочисленности и разнообразiи цивилизацiй ихъ можно разсматривать со всевозможныхъ точекъ зренiя. Вотъ почему я принужденъ буду делить и подразделять свой предметъ, -- подвигаться впередъ путемъ спецiальныхъ, постепенныхъ изследованiй, разсматривая каждый разъ лишь одинъ изъ видовъ соцiальной деятельности.

По исторiи цивилизацiи существуютъ многочисленные труды; изъ нихъ некоторые прiобрели заслуженную известность. Я употребляю выраженiе "исторiя цивилизацiи" въ единственномъ числе, такъ какъ авторы этихъ сочиненiй почти всегда ограничиваются въ своихъ изследованiяхъ лишь историческими иеточниками, что можно приравнять собственно къ беззаботному срыванiю цветовъ, при полномъ игнорированiи ствола и корней. Великимъ мыслителямъ, прилагавшимъ этотъ методъ, темъ не менее удалось достигнуть блестящихъ успеховъ. Книга Бокля, напримеръ, всегда будетъ вызывать интересъ и восхиiщенiе. Но за последнiе тридцать летъ возникло великое ученiе, -- ученiе о развитiи (теорiя эволюцiи), которому суждено обновить все отрасли человеческаго знанiя. Благодаря ему, явился также новый методъ, который заботится о корняхъ и первоисточникахъ и, тщательно выследивъ ихъ, отмечаетъ на разстоянiи временъ и пространствъ ходъ развитiя явленiй и живыхъ существъ. На этотъ путь долженъ буду вступить и я, по примеру моихъ предшественниковъ и коллегъ. Источники и первыя стадiи цивилизацiи еще очень мало известны, а между темъ какъ ярко освещаютъ они естественно изъ нихъ развившiяся высшiя ступени. Чтобы дать объ этомъ понятiе, мне достаточно будетъ набросать въ крупныхъ чертахъ картину минувшихъ первобытныхъ цивилизацiй и сблiзить ихъ съ современными первобытными цивилизацiями, -- однимъ словомъ, протавопоставить мертвую до-исторiю живой.

II

Общiе итоги настойчиваго и добросовестнаго изученiя, предметомъ котораго была до-исторiя втеченiе последнихъ тридцати летъ въ Европе, можно кратко резюмировать въ следующихъ словахъ. Если оставить въ стороне вопросъ о третичномъ человеке, и иметь въ виду лишь неоспариваемые и неоспоримые факты, то несомненно, что человекъ существовалъ въ Европе уже въ четвертичный перiодъ, и въ общемъ можно сказать, чемъ онъ былъ и каковъ былъ его образъ жизни.

Это действительно былъ человекъ, но онъ находился на самой низшей ступени дикаго состоянiя. Въ качестве оружiя и орудiй, онъ употреблялъ камни, сначала просто въ виде грубыхъ осколковъ, затемъ несколько обтесанные, чаще всего кремни.

Вследствiе своего кочевого образа жизни, онъ находилъ иеточники пропитанiя главнымъ образомъ въ охоте, темъ более, что въ те времена леса были очень богаты дичью. Будучи плохими рыболовами, жившiе по берегамъ первобытные люди охотно питались молюсками; при этомъ они останавливалиеь на более или менее продолжительное время въ разныхъ местахъ побережья, где мы еще и теперь находимъ значительные кучи брошенныхъ ими раковинъ, такъ называемые "кухонные остатки".

Метателъный лукъ долго не былъ известенъ до-историческому человеку, пользовавшемуся для охоты, а въ случае надобности и для военныхъ действiй рогатинами, дубинами и более или менее грубо приделанными къ рукоятке заостренными кремнями. Очень долго форма этихъ обделанныхъ кремней отличалась большимъ однообразiемъ, такъ какъ первобытный человекъ умелъ, повидимому, приготовлять лишь каменное оружiе и притомъ въ самомъ грубомъ виде. Но европеецъ четвертичной эпохи зналъ уже употребленiе огня, и это было величайшимъ изъ открытiй, сделанныхъ до техъ поръ человечествомъ; оно уже тогда относилось къ весьма отдаленной эпохе, именно къ третичной. Доисторическiе люди не умели однако извлекать всей пользы изъ огня, этого источника массы последующихъ улучшенiй; они, напримеръ, даже и не помышляли еще о производстве гончарныхъ изделiй.

Постояннаго жилища не сущеетвовало. Жили, где только было возможно: въ гротахъ, въ защищенныхъ скалами местахъ и изредка въ пещерахъ, занятыхъ по большей части страшными конкурентами человека, могучими хищными животными, съ которыми первобытный человекъ вступалъ въ борьбу не слишкомъ-то охотно. Те изъ моихъ читателей, которые имели случай видеть черепа пещернаго медведя или, еще лучше, полный скелетъ этого животнаго, безъ труда поймутъ, какъ остороженъ долженъ былъ быть человекъ четвертичнаго перiода. Другiя животныя, еще более опасныя, делали еще менее завидной участь первобытныхълюдей. Въ сущности, человекъ четвертичной эпохи также часто становился дичью, какъ и самъ пользовался успехомъ въ своей охоте.

Но какъ близокъ ни былъ этотъ дикарь къ животному, темъ не менее онъ являлся продуктомъ долго и медленно прогрессирующей эволюцiи, и, будучи самъ въ своемъ роде факторомъ прогресса, подготовлялъ отдаленнымъ поколенiямъ лучшiя судьбы.


 Об авторе

Шарль Жан Мари Летурно (1831--1902)

Известный французский социолог и этнограф, врач, педагог. Профессор антропологической школы в Париже. Видный представитель эволюционистского направления социологии. Автор многочисленных трудов по истории развития общественных учреждений и человеческой культуры вообще. Решающее значение в изучении этого развития Летурно придавал данным этнографии, при помощи которой, по его мнению, можно изобразить последовательный и непрерывный рост человеческой культуры гораздо точнее, чем при помощи обычного исторического метода.

Не будучи строгим исследователем явлений общественной жизни, Летурно являлся скорее популяризатором современных ему социологических гипотез. Тем не менее, его недостатки отчасти искупаются горячим призывом к усовершенствованию и прогрессу, который раздается в конце его книг. Указанию на сохранившиеся в современном человеке черты первобытной дикости Летурно придает значение стимула, побуждающего к скорейшему освобождению от них, а отнюдь не стремится оправдать наличие этих "естественных" свойств человека. Влияние работ Летурно прослеживается в трудах многих мыслителей того времени -- Фридриха Энгельса ("Происхождении семьи, частной собственности и государства"), Льва Толстого и других.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце