URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гнатик Е.Н. Генетическая инженерия человека: Вызовы, проблемы, риски
Id: 200028
 
299 руб.

Генетическая инженерия человека: Вызовы, проблемы, риски. Изд. стереотип.

URSS. 2015. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-05022-7.

 Аннотация

Возникновение и совершенствование генетической инженерии открывает перспективы изменения жизни человека. Последствия внедрения методов этой науки могут оказаться гораздо более значимыми, чем результаты всех прежних научных и технологических прорывов вместе взятых. Данная книга посвящена обсуждению философских, социальных, этических, правовых и других вопросов, возникающих в связи с развитием генетики человека.

Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов естественно-научных и гуманитарных специальностей, а также для широкого круга читателей, интересующихся современными достижениями и проблемами генетики человека.


 Оглавление

Введение

Раздел I
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 1. Этические проблемы в сфере генноинженерной деятельности
 1.1. Биоэтика на пути адаптации к новым технологиям
 1.2. Генетическая инженерия и спорт
 1.3. Проблема патентирования генома человека
 1.4. Этические проблемы современной прогностической медицины
Глава 2. Клонирование человека с этических позиций
 2.1. Проблемы репродуктивного клонирования
 2.2. Моральная проблема статуса эмбриона человека
Глава 3. Вмешательство в генетические основы психики: перспективы и опасения
 3.1. Проблемы современной психогенетики
 3.2. Вмешательство в работу мозга: за и против
Глава 4. Правовые аспекты биотехнологических новшеств
 4.1. Необходимость правового регулирования в сфере антропогенетики
 4.2. Проблема генетического паспорта
 4.3. Проблема правового статуса эмбриона человека
 4.4. Юридические проблемы клонирования человека
 4.5. Антропогенетика и криминология: пути сотрудничества
 4.6. Проблемы обеспечения конфиденциальности генетической информации
Глава 5. Генетическая инженерия в зеркале религиозного сознания
 5.1. Представления о сакральности человеческой жизни
 5.2. Христианская биоэтика
 5.3. Отношение к зарождающейся человеческой жизни
 5.4. Позиции по вопросу клонирования человека

Раздел II
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ АНТРОПОГЕНЕТИКИ

Глава 6. Статус генетики человека в современном естествознании
 6.1. Особенности постнеклассической науки
 6.2. Биология как лидер современного естествознания
 6.3. Биоинженерный этап в развитии биологического знания
 6.4. Роль и место антропогенетики в современном естествознании
Глава 7. Аксиологическая ориентация антропогенетики
 7.1. Усиление роли ценностного подхода в науке о живом
 7.2. Особенности биофилософского подхода в познании феномена человека
 7.3. Специфика реализации ценностного подхода в антропогенетике
 7.4. Принцип гуманизма в антропогенетике
 7.5. Процессы гуманизации и гуманитаризации генетики человека
 7.6. От антропоцентризма к биоцентризму
Глава 8. Модификация способа бытия человека в мире
 8.1. Природа человека как объект преобразования
 8.2. Новые формы связи научного познания и практики
 8.3. На пути к трансформации сознания
 8.4. Необходимость соционормативного регулирования антропогенетических исследований
Заключение

 Введение

Длительное совершенствование практической и познавательной деятельности, развитие производительных сил способствовало постепенному выходу человека из-под власти стихийных сил природы. Однако эта независимость человека от природы оказалась иллюзорной, стало очевидно, что существуют границы воздействия на окружающую среду, выход за которые грозит человечеству непредсказуемыми и нередко катастрофическими последствиями. Развитие науки и техники все чаще ставит мировое сообщество перед необходимостью принятия весьма непростых и ответственных решений. Человек является, пожалуй, единственным земным созданием, для которого собственное существование представляет сложнейшую проблему, которую невозможно избежать и игнорировать. Среди множества глобальных цивилизационных проблем особое место в настоящее время принадлежит проблеме сохранения биологических основ человека (иногда ее обозначают как современный антропологический кризис).

В развитии антропологического кризиса довольно четко выделяются два качественно различных этапа. Первый, начало которого можно отнести к середине ХХ в., связан с усиливающимся экологическим дисбалансом между человеком и природной средой. Человек как биологический вид генетически приспособлен к определенным условиям природной среды (тем, которые были в период его становления как биосоциального существа). При интенсивном качественном преобразовании природной среды (прежде всего, вызванном непродуманным антропогенным воздействием) генетическая адаптация быстро произойти не может. В результате возникает существенное нарушение баланса между природной средой и адаптационными способностями человека. Экологический дискомфорт непрерывно усиливается, изменяющаяся среда насыщается мощными мутагенными факторами (химическое, радиоактивное заражение среды, загрязнение воздуха промышленными отходами, вирусные пандемии и др.). В этом случае поиски путей преодоления последствий антропологического кризиса сталкиваются с большими трудностями, а сами последствия порой оказываются весьма сложно предсказуемыми. При этом нельзя исключить крайне негативные формы их проявления, такие как разрушение генофонда, генетическое вырождение и др. Все это является яркой демонстрацией того, что в процессе обособления человека от природы зависимость его от нее не ослабевает, а напротив -- увеличивается.

Во второй половине ХХ в. опасности конфронтационных отношений с природой, так сказать, агрессивно потребительского антропоцентризма, в общем плане человечеством оказались осознанными. Тому свидетельством является рост социально-политического и культурно-просветительского влияния различных общественных движений по защите окружающей среды, партий "зеленых" и др.

Гораздо в меньшей степени на современном этапе осознаны угрозы, порождаемые вторым этапом антропологического кризиса. Второй этап антропологического кризиса имеет иную природу. Он порожден отнюдь не слабостями, а, напротив, выдающимися успехами сегодняшней науки. В начале XXI в. научные исследования все интенсивнее направляются на познание возможностей человека и разработку самых разных способов воздействия на него. Особая роль в этом принадлежит антропогенетике. Возникновение и совершенствование генетических манипуляций открывает перспективы изменения жизни человека, и последствия этого могут оказаться гораздо более значимыми, чем всех прежних научных и технологических прорывов вместе взятых. С одной стороны, человечество впервые в истории получает возможность с помощью генетической инженерии уменьшить груз патологической наследственности, накопленной в процессе эволюции, избавиться от многих заболеваний, в частности, путем замены патологического гена нормальным. С другой стороны, наука оказалась способной активно трансформировать саму телесность человека и тем самым придать проблеме личности и ее будущего качественно иное звучание. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик В.А.Садовничий в своем докладе на пленарном заседании IV Российского философского конгресса "Философия и будущее цивилизации", отмечая всю сложность и актуальность данной проблемы, особо подчеркнул, что "... современная наука в лице молекулярной биологии прямо вторглась в святая святых человека -- в регулирование его жизни... Следовательно, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение".

Биотехнологические возможности порождают обеспокоенность: что может принести человеку и всему человечеству преобразование его генетических основ? Ведь ученые досконально пока не представляют всех последствий искусственной интервенции в геном. Как может измениться при этом человек, его морфология, его психологические качества? Как отразится все это на его физическом и духовном облике, на продолжительности его жизни, на восприятии ее смыслов и целей? Можно ли без ущерба для природы человека вмешиваться в интимные процессы его наследственности? Где пределы допустимого вмешательства; да и нужно ли оно вообще? Таким образом, генетические технологии в применении к человеку породили весьма непростые и пока далекие от приемлемого всеми решения вопросы. Человечеству еще только предстоит в полной мере оценить социальные последствия воздействия биотехнологий. Вместе с тем, уже сейчас становится очевидным, что успехи генетики ставят человека в новое положение по отношению не только ко всем формам жизни на Земле, но и к своей собственной биологической природе. Нельзя исключить, что технологическая интервенция в эмбриональные клетки, новейшие способы генетических манипуляций с мозгом и психикой человека, искусственное воздействие на его сознание и поведение могут привести к "кризису идентичности", т.е. к утрате человеком представления о своем месте в обществе, о самоценности собственной личности.

По большому счету, на современном этапе впервые в истории возникает реальная опасность разрушения генетической основы, являющейся предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности; той основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, вырабатываемые и хранящиеся в культуре. Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет эволюции, и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир.

Лавинообразно нарастающие возможности практического использования достижений науки о жизни настоятельно требуют выявить социальный смысл и значимость антропогенетических исследований. Реальные перспективы целенаправленного вмешательства в генетические основы человека требуют глубокого научного анализа вопросов о том, каково место наследственного фактора в целостной природе человека, как связан этот фактор с нравственными качествами человека, с его индивидуальностью, творческими потенциями.

Хотим мы этого или нет, но под влиянием успехов генетических технологий придется заново переосмыслить и ряд традиционных философских вопросов. Что есть человек? Как определить человеческую личность и человеческое существо? Что является исходным для этих определений -- телесная природа человека либо же его сознание, его духовные качества? Где грань, отделяющая живое человеческое существо от неживого? Не одно столетие мыслители пребывали в процессе поиска ответов на эти вопросы. Однако на современном этапе те или иные ответы на них уже не могут оставаться лишь в сфере абстрактной мысли, они призваны определять решения и действия людей в самых критических жизненных ситуациях. В этом состоит уникальность нынешней ситуации, ее судьбоносность.

Архиважность философско-этических установок в антропогенетике обусловлена тем обстоятельством, что человек здесь выступает и в роли субъекта, и -- прямо или косвенно (геном, отдельно взятые клетки и т.д.) -- в роли объекта. В такой ситуации биологический эксперимент характеризуется гораздо более тесным сплетением внутринаучных и социально-этических ценностей, чем эксперимент в любой другой сфере знания. Положение вещей таково, что в данном случае возрастает значимость нравственных установок уже на стадии разработки научных методик, определения объекта исследования и границ вмешательства в его структуру.

Глубокое социальное звучание приобрела ныне связь биологии и практики. Она затрагивает насущные нужды общества и каждой личности, что дает основание вести речь о социологизации биологических наук. Современная антропогенетика и напрямую и опосредованно связана с мировоззренческими, этическими и социокультурными проблемами взаимоотношений человека, общества и природы. Несомненно, направленность развития во многом определяется тем, какие цели реализуются обществом. Как известно, одно и то же открытие может служить и гуманным целям, и наоборот. В связи с этим рассмотрение конкретных вопросов, касающихся применения достижений антропогенетики, осуществления соответствующих мероприятий в настоящее время и в будущем непременно должно предполагать наличие гуманистического подхода. Ведь, в конечном счете, при оценке достижений науки речь идет о проблемах человека, его достоинстве, об оценке общественного прогресса. Вступая в новую эру, человечество просто не имеет права не задумываться об исторических и социальных аспектах внедрения новых технологий. Сегодня как никогда преобразующая деятельность человека должна осуществляться, исходя из ценностей, связанных как с "интересами" биосферы, так и с интересами будущих поколений людей.

Основной задачей философских исканий на нынешнем этапе развития антропогенетики становится приведение в соответствие внутринаучных ценностей с целями социума, и наоборот, т.е. гармонизация естественнонаучных и социально-нравственных отношений. Безусловно, для поиска и обоснования разумных и вместе с тем подлинно гуманных позиций необходимо прибегнуть к богатому многовековому опыту философских размышлений.

Одной из важнейших функций философского знания является своевременная поддержка новых научных идей, а также акцентирование внимания научной общественности на гуманистическом смысле зарождающихся научных направлений в исследовании человека. Наиболее трудным, но необходимым представляется обоснование и установление реальных разумных пределов практического применения научно-технических возможностей генетической инженерии.

Данная книга посвящена обсуждению философских, социальных, этических, правовых и др. вопросов, возникающих в связи с развитием антропогенетики. Эти вопросы так или иначе сопряжены с проблемами целостности, многогранности и будущности человеческого бытия, оптимального сочетания естественных сил и искусственных управленческих процессов. Сразу отметим, что общепризнанные способы решения этих масштабнейших проблем, затрагивающих сами основы способа бытия человека в мире, пока еще не сложились. На наш взгляд, важнейшая веха на пути формирования подходов к решению такого рода вопросов -- философское осознание особенностей новых типов отношений между субъектом и объектом, складывающихся в сфере генетической инженерии, открывающей перспективы модификации биологической природы человека. Результат такой философской рефлексии в будущем может стать методологической и мировоззренческой базой для постановки и решения всего комплекса социально-гуманитарных проблем, порождаемых вторым этапом антропологического кризиса.


 Об авторе

Екатерина Николаевна ГНАТИК

Доктор философских наук, профессор кафедры онтологии и теории познания факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов. Ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

Автор более 60 научных трудов, в том числе 4 монографий и статей по проблемам генетической инженерии в журналах "Вопросы философии", "Безопасность Евразии", "Наука и религия" и др., ряда учебных пособий по концепциям современного естествознания.

Область научных интересов: философские и правовые проблемы биомедицины, генетической инженерии; философские проблемы естествознания.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце