URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Семенов Ю.И. Введение в науку философии: Вечные проблемы философии: От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения
Id: 199642
 
429 руб.

Введение в науку философии: Вечные проблемы философии: От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. Кн.2. Изд.стереотип.

URSS. 2015. 344 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-397-05000-5.

 Аннотация

Во второй из шести книг цикла "Введение в науку философию" рассматриваются вопросы, над решением которых более двух с половиной тысячелетий билась человеческая мысль. Это прежде всего проблемы источника и природы знания и познания, специфики чувственного познания и его отношения к умственному познанию, природы идеального и его отношения к мозгу (психофизиологическая проблема), природы понятия, а тем самым бытия в мире общего и его отношения к отдельному, сущности мышления, двух его видов: рассудка и разума и соответственно существования двух наук о мышлении --- логики формальной и логики содержательной (диалектики), детерминизма и индетерминизма, свободы и необходимости, императивов человеческого поведения.

Величайшим достижением философской мысли было открытие того, что мир существует в сознании человека. Тем самым был решен вопрос о том, что такое знание: знать о чем-то --- значит иметь это что-то в своем сознании. Но это открытие привело к постановке целого ряда новых проблем, прежде всего вопроса о том, существует ли мир только в сознании человека или же он существует также и вне его сознания, то есть объективно, а в случае второго варианта ответа --- к необходимости решить вопрос об отношении мира, каков он сам по себе (мира в себе), к миру, каким он является в нашем сознании (миру для нас). Как доказывается в книге, единственно верные ответы на эти вопросы состоят в том, что мир существует не только в сознании, но и вне сознания, что мир для нас есть идеальный дубль материального мира, а человеческое познание, соответственно, --- процесс превращения вещей в себе в вещи для нас, процесс идеального дублирования материального мира, отображения последнего в человеческом сознании.


 Оглавление

Глава 1. Проблема источника знания и познания
 1.Эмпиризм и сенсуализм
 2.Три вида сенсуализма: материалистический, субъективно-идеалистический и агностический (феноменалистический)
 3.Проблема природы восприятий
 4.Проблемы природы восприятий и субъективный идеализм
 5.Кантианство: ноумены и феномены, вещи в себе и вещи для нас
 6.Агностицизм, или феноменализм
Глава 2. Проблема природы знания и познания
 1.Великое открытие философии: мир существует в сознании
 2.Понятия "вещи в себе" и "вещи для нас" как важнейшие категории теории познания
 3.Выявление природы знания
 4.Основные ответы на вопрос о существовании мира вне сознания
 5.Два противоположных решения вопроса об отношении вещей в себе и вещей для нас: кантианское и материалистическое
 6.Материалистическое решение вопроса об отношении между миром в себе и миром для нас
 7.Проблема природы процесса познания
 8.Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне и независимо от него?
Глава 3. "Теория символов" Г.Гельмгольца и "иероглифический" материализм
 1.Г.Гельмгольц и его "теория символов"
 2."Иероглифический" материализм
 3."Теория символов" Г.Гельмгольца в свете основных положений науки о знаках -- семиотики
Глава 4. Вопрос о природе идеального и психофизиологическая проблема в истории философской и естественно-научной мысли
 1.Два аспекта проблемы идеального: гносеологический и онтологический
 2.Психофизиологическая проблема в естествознании и в домарксистской и современной немарксистской философской мысли
Глава 5. Вопрос о природе идеального и психофизиологическая проблема в марксистской философии и отечественном естествознании
 1.Классики марксизма и психофизиологическая проблема
 2.Концепция идеального Э.В.Ильенкова и его единомышленников
 3.Является ли психофизиологическая проблема философской?
 4.Основные положения учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности
 5.Взгляды И.П.Павлова на отношение психического и физиологического
 6.Постановка и предлагаемые решения психофизической проблемы в советской философской и естественно-научной мысли
Глава 6. Природа низшей формы идеального -- биоидеального (сенсоидеального). Субъективный мир организма (субъективиум)
 1.Важнейшие понятия теории информации
 2.Проблема природы информации
 3.Сущность низшей формы идеального -- биоидеального (сенсоидеального)
 4.Представления (воспроизведения, репродуктивы) и мозг
 5.Несостоятельность "теории символов"
 6.Предтечи
Глава 7. Пространство и время как формы порядка в чувствозримом мире для нас и в мире самом по себе
 1.Пространство и время как формы порядка в мире, каков он для нас и каков он сам по себе
 2.Объектальность времени и пространства в мире самом по себе
 3.Проблема отражения времени и пространства в чувственном познании
Глава 8. Открытие умозримого и умозрения. Дух и тело. Проблема метода мышления
 1.Феноменализм и эссенциализм (метафизика)
 2.Открытие философами сущности, умозримого и умозрения. Возникновение эссенциализма
 3.Дух (душа) и тело. Рефлекторные и волевые действия
 4.Мышление как волевая деятельность человека. Понятие метода мышления
Глава 9. Два вида мышления: рассудок и разум и две науки о мышлении: логика формальная и логика содержательная (диалектика)
 1.Мышление рассудочное и мышление разумное
 2.Формальная логика -- наука о мышлении как человеческой деятельности. Основные формы и законы рассудочного мышления
 3.Философия -- наука о мышлении как объективном процессе. Философия как диалектика
Глава 10. Вопрос о природе понятий и проблема общего и отдельного
 1.Проблема природы понятий. Мышление и язык. Язык как знаковая система. Знак, его значение и его смысл
 2.Слово (имя) и понятие. Словопонятие
 3.Общее как содержание понятия
 4.Проблема существования общего
 5.Постановка проблемы общего и отдельного в истории философской мысли
Глава 11. Основные решения проблемы общего и отдельного: номинализм, реализм, объектализм
 1.Номинализм: крайний (собственно номинализм) и умеренный (концептуализм)
 2.Крайний реализм (ультрареализм)
 3.Крайний и умеренный реализм: сходство и различие
 4.Возможно ли какое-либо иное решение проблемы общего и отдельного, кроме реалистического и номиналистического?
 5.Последовательно материалистическое решение проблемы общего и отдельного
 6.Проблема терминов для обозначения существующих решений проблемы общего и отдельного
 7.Предпосылки возникновения и возникновение объектализма (материалистического универсизма)
Глава 12. Проблема общего и отдельного в философской и научной мысли XX--XXI веков
 1.Постановка и решение проблемы общего и отдельного в советской философской мысли
 2.Проблема общего и отдельного в работах западных философов, логиков и естествоиспытателей XX -- начала XXI века
Глава 13. Две формы бытия общего: в мире самом по себе и мире для нас
 1.Понятие как образ внешнего объективного мира. Два вида бытия общего: реальное и идеальное
 2.Открытие Платоном общего и понятий и отделение им понятий от слов
 3.Проблемы, которые еще нужно решить
Глава 14. Проблема отношения чувственного и умственного познания в истории философской мысли
 1.Вводные замечания
 2.Сенсуализм и проблема познания общего и сущности
 3.Рационализм: основные значения слова. Главные разновидности рационализма
 4.Проблема умозрения вообще, познания объективных общего и сущности в особенности
 5.Познание общего и сущности и проблема активности мышления
Глава 15. От разума чистого к разуму практическому. Проблема свободы и необходимости
 1.Еще два вида активности мышления: целепланирующая и волевая
 2.Проблема свободы и необходимости
 3.Телеология
 4.Детерминизм
 5.Левкипп и Демокрит
 6.Эпикур и Тит Лукреций Кар
 7.Проблема свободы и необходимости в философии стоиков
 8.Абсолютный детерминизм и индетерминизм: третьего не дано?
Глава 16. Проблема свободы и необходимости в классической западноевропейской философии Нового времени
 1.Абсолютный детерминизм в философии и естествознании Нового времени
 2.Возникновение статистики и теории вероятностей
 3.Концепция причинности и случайности О.Курно
 4.Проблема свободы и необходимости в философии Нового времени
 5.Индетерминизм и свобода. Крайности сходятся
 6.Г.Гегель о случайности и необходимости
Глава 17. Императивы практического разума. Дух как социальное явление. Проблема сущности социального
 1.Постановка проблемы
 2.Императивы деятельности животного
 3.Императивы человеческого поведения -- явления человеческого духа
 4.Снова основной вопрос философии
Глава 18. Кризис материализма в конце XVIII -- начале XIX века. Социоисторический идеализм -- ахиллесова пята натурматериализма
 Именной указатель

 Об авторе

Семенов Юрий Иванович
Доктор исторических наук, профессор кафедры философии Московского физико-технического института (МФТИ) и кафедры социальной философии философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1972–2002 гг. — по совместительству старший, ведущий, главный научный сотрудник сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН). Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества. Автор более 400 печатных работ, в том числе 21 книги.

Ю. И. Семенов — создатель оригинальной глобально-формационной (эстафетно-стадиальной) концепции мировой истории. Он исследовал проблемы происхождения социально-экономических и иных общественных отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Им были разработаны схема эволюции семейно-брачных отношений, концепция собственности вообще и частной собственности в особенности; предложена новая периодизация первобытной истории; детально разработана теория первобытной экономики; создана концепция политарного («восточного») общества и описаны некоторые его виды; развита теория этноса и нации. В области теории познания он занимался разработкой проблем истины, соотношения фактов и теории, творческого характера человеческого познания.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце