URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сперанский М.Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма Обложка Сперанский М.Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма
Id: 228379
461 р.

Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма Изд. стереотип.

URSS. 2019. 168 с. ISBN 978-5-397-05951-0.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга отечественного филолога М.Н.Сперанского (1863–1938), посвященная исследованию систем тайнописи в юго-славянских и русских памятниках письма. Показано, что славянские системы тайнописи как более поздние по происхождению в большинстве случаев находятся в прямой или косвенной зависимости от греко-византийских, реже латинских, которые, в свою очередь, несут на себе следы влияния восточных... (Подробнее)


Оглавление
top
I.  ТАЙНОПИСЬ В ЮГО-СЛАВЯНСКИХ ПАМЯТНИКАХ ПИСЬМА
Тайнопись, ее применение и ее виды
 I. Замены кирилловского алфавита иным: а) глаголицей, б) греческим, в) латинским, г) турецким
 II. Система измененных начертаний, деформация обычных, "турецкое письмо"
 III. Система замен: "простая" литорея, литорея "мудрая"
 IV. Цифирная тайнопись: способ "значковый", разложения суммы, описательная система, "точечная", "греческая"
 V. Акростих
 VI. Обратное письмо, фигурное
 VII. "Лигатурное" письмо (монокондил)
 VIII. Комбинированные системы тайнописи
 IX. Не прочтенные тайнописи
II.  ТАЙНОПИСЬ В РУССКИХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ
Системы русской тайнописи
 I. Замена кирилловского алфавита иным: глаголицею, греческим, латинским, пермским
 II. Система измененных и деформированных начертаний, полусловица
 III. Условные алфавиты
 IV. Система замен: "простая" литорея, осложненная литорея, тайнопись в "квадратах"
 V. Цифирная (счетная) тайнопись: простая, сложная, описательная, арабские цифры, "значковая"
 VI. Акростих
 VII. Необычный порядок букв: обратное письмо, условный порядок букв, фигурное письмо
 VIII. Связное письмо (монокондил), искусственная вязь
 IX. Не прочтенные тайнописи
 Х. Неизвестные системы тайнописей
Дополнения
Указатель рукописей

Тайнопись в юго-славянских памятниках письма (отрывок)
top

Подобно древним и всем средневековым письменностям, восточным и западным, и славянская кирилловская обладала в свои средние века тем особым применением письма, которое называют криптографией или тайнописью. Разница между славянской тайнописью и иными – главным образом, историческая и заключается она в том, что славянские системы тайнописи, как более поздние по времени происхождения, нежели грекоримские и восточные, в большинстве случаев находятся в прямой или косвенной зависимости от греко-византийских, реже латинских, тогда как последние, поскольку нам известна их история, или самостоятельны, или несут на себе следы влияния восточных писем; впрочем, для некоторых видов латинской средне-вековой тайнописи приходится предполагать также и византийское влияние. Кроме того, для отдельных (преимущественно более поздних) видов юго-славянской тайнописи источником является иногда и русская, тогда как в большинстве случаев сама югославянская тайнопись служила источником для русской. Отсюда – то близкое часто сходство систем славянских и русских, которое наблюдается при их изучении: эторезультат или общности первоисточника, или же взаимовлияния.

Термин "тайнопись" понимается обыкновенно в самом широком смысле этого слова, т.е. в смысле такого вида письма, который, отклоняясь от общеупотребительного, имеет целью сделать написанное слово или мысль, положенную на письмо, недоступными для обыкновенного грамотного читателя или, по крайней мере, создать затруднение для прочтения или уразумения написанного. В таком смысле тайнопись в югославянской письменности может счесться явлением довольно развитым и распространенным и, принимая во внимание общий объем дошедшей до нас этой письменности, – явлением не редким; по времени, к которому можно относить первые дошедшие до нас случаи ее применения, она далее первой половиной, или точнее – середины XIV века не восходит, так как старейшая датированная запись криптографического характера на славянской рукописи (болгарское евангелие болгарского царя Георгия Тертера II, 1322 г., в Хиландаре, 7) на деле оказывается греческой, писанной измененными начертаниями, хотя, возможно, и сделана она славянином-болгарином. Старейшая же югославянская, писанная славянскими буквами, датированная запись относится к 1371 году. Что касается территориального распространения разных видов югославянской тайнописи, то ее следует признать общей, как для сербской, болгарской, так и румынской территории (молдаво-валашской) и для Афона; в то же время, судя по местностям происхождения криптографических надписей на рукописях, можно предполагать, что тайнопись особенно развита была в отдельных местностях: к числу таких следует отнести, между прочими, Афон, как центр славянской письменности в одно время, и Сараево, как такой город, где был центр западной сербской национальной жизни в XVII в.

Обычное место тайнописных надписей и записей в рукописях – в виде послесловий и приписок на свободных местах – большею частью в начале или в конце рукописи, часто на внутренней стороне переплета, либо на листах при переплете. Случаи применения тайнописи на юге славянства так же, как и в иных письменностях, разнообразны, в общем, однако, могут быть сведены к трем, наиболее часто встречаемым: а) по особому поводу, когда неудобно или даже не безопасно было написать заметку обычным, всем доступным письмом, каковы, напр., нелестные прозвища враговтурок ("агаренски чеда", "проклята агаренска чеда"), такие же пожелания по их адресу, вроде: "убпо га (Требиньского пашу) богь по саруку и по глави", или же такая заметка: тогда путувах в... (не прочтено), не обр етох ничесоже, обра владика Сафииски просia веса, азь же грешни отидох на Враца...". Это – тайнописи в собственном смысле слова; такие встречаются сравнительно не часто; б) имя писца или лица, делающего запись: употребление тайнописи вызывается здесь традицией "смирения", ради которого пишущий, хотя и желает оставить по себе память, находит нескромным назвать себя открыто; это "смирение" распространено в качестве привычки и на записи с именами вообще, такие тайнописи встречаются чаще других; в) тайнопись в качестве забавы, шутки или загадки, как замысловатого типа письма; иногда применение такой тайнописи имеет и иные цели: необычность письма тайнописного среди обыкновенного должна подчеркнуть, обратить особое внимание на написанное того, кто прочтет эту заметку. Несколько обособленную группу в области тайнописи представляют ряды букв (вероятно, начальных букв слов), входящих в состав заговоров-молитв, каковы: от беса, от кровотечения, от укуса бешеного пса и т.п.


Об авторе
top
dop Михаил Несторович СПЕРАНСКИЙ (1863–1938)

Выдающийся отечественный филолог, этнограф, фольклорист, византолог, литературовед; академик АН СССР. Родился в Москве. В 1885 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1889 г. сдал магистерский экзамен; в 1895 г. защитил магистерскую диссертацию ("Апокрифические Евангелия"); в 1896–1906 гг. был профессором Нежинского историко-филологического института. В 1899 г. получил степень доктора за диссертацию "Из истории отреченных книг". В 1907–1923 гг. – профессор Московского университета. Один из учредителей Общества истории литературы (1910) и его председатель (с 1912 г.), заведующий отделом рукописей Государственного исторического музея (1921–1929). Член-корреспондент Петербургской академии наук (с 1902 г.). Академик АН СССР (с 1921 г.), член Болгарской академии наук (с 1926 г.).

Научные интересы М.Н.Сперанского затрагивали проблемы славяноведения, палеографии, древнерусской литературы, устного народного творчества. Ему принадлежат многочисленные работы по истории русской литературы; в некоторых из них освещались вопросы, касающиеся "Слова о полку Игореве". Одной из центральных тем исследований М.Н.Сперанского была связь древнерусской литературы с культурой Византии и славянских стран. Известность получили его работы: "Из истории отреченных книг" (1900), "К истории славянского перевода Евангелия" (1900), "Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности" (1904), "Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма" (1929) и другие.