URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета
Id: 199590
 
260 руб.

Психология жителей Интернета. Изд.3

URSS. 2015. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-2123-0.

 Аннотация

В настоящей работе рассматриваются проблемы личностных изменений, возникающих в новой социальной ситуации развития личности, задаваемой формированием интернет-культуры. Представлены данные изучения характера, самосознания и познавательной сферы жителей Интернета; рассмотрены особенности эмоциональной и ценностной регуляции поведения в Сети; дан анализ перспектив развития личности в информационном обществе. Обзор теоретических и экспериментальных работ, опубликованных за последние годы по данной теме, является на настоящий момент наиболее полным из существующих русскоязычных обзоров.

Книга предназначена психологам, представителям других гуманитарных дисциплин, а также всем, кто интересуется влиянием современных информационных технологий на психику человека.


 Оглавление

1 Виртуальный мир и его обитатели
 1.1.Присвоение мира: Интернет как условие интериоризации
 1.2.Создание мира: Интернет как условие экстериоризации
 1.3.Особенности исследовательской практики
2 Интернет как объект научного исследования
 2.1.Сам по себе океан
  Феномен гуманитарного Интернета
 2.2.Жизнь в киберсреде: условия, география, история, антропология
  Психологические исследования Интернета
 2.3.Что мы делаем в Интернете?
  Интернет и профессиональная деятельность
  Познавательная деятельность в Сети
  Хакерство как вариант познавательной деятельности в Интернете
  Коммуникация в Сети
  Рекреационная деятельность в Сети
 2.4.Что делает с нами Интернет?
  Интернет и личность
  Проблема Интернет-аддикции: описания и сомнения
 2.5.Человек и Интернет: pro et contra
3 Интернет как новая культура
 3.1.Развитие сетевой культуры
  Интернет как семиосфера
  Развитие сетевой культуры: от периферии к центру
  Особенности Интернет-коммуникации
 3.2.Деятельностный подход к анализу сетевой активности
  Интернет как условие деятельности
  Виды сетевой активности
4 Жители Интернета: психологические особенности и перспективы развития
 4.1.Характер и эмоциональная сфера
  "По образу и подобию..."
  Природа киберагрессии
  Преодоление препятствий и поисковая активность
  Общительность или эмоциональная закрытость?
  Исследование эмоциональной сферы жителей Интернета проективными методами
  Исследование способности к распознаванию эмоциональной экспрессии в группе жителей Интернета
  Социально-психологическая адаптированность жителей Интернета
 4.2.Самосознание жителей Интернета
  Самоотношение и образ Я
  Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью опросников
  Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью проективного метода
  Некоторые выводы
  Трансформации Я в Интернете
  "Юношеское путешествие"
  Я-виртуальное
  Ценности жителей и разработчиков Интернета
 4.3.Особенности когнитивной сферы жителей Интернета и развитие познавательных функций в Интернет-среде
  Процедура исследования
  Результаты
  Обсуждение результатов
Вместо заключения. Развитие личности, опосредствованное Интернетом
Литература

Особенности исследовательской практики

Первая проблема психологических исследований Интернета связана с существованием в психологии двух стратегий в организации исследовательской практики -- в основе первого лежит объектный подход, а в основе второго -- принцип субъектности. Первый предполагает формирование экспериментальной и контрольной групп через отнесение к группе испытуемых на основе объективных характеристик, второй -- формирование группы на основе самокатегоризации испытуемых.

[Антрополог и лингвист K.Pike предложил для описания двух подходов к изучению культуры термины etic и emic, образовав их из прилагательных phonetic и phonemic. Л.М.Смирнов  поясняет эти термины следующим образом: "... опыт кросскультурных исследований ... недвусмысленно показал, что концепции и понятия, разработанные в рамках одной культуры для описания поведения людей, могут оказаться неадекватными для описания поведения в другой культуре, и заставил обратить серьезное внимание на проблему итического (etic) и имического (emic) подходов... при рассмотрении используемого метода надо знать, готовился ли он на базе и при учете специфики отдельной культуры (имический подход) или нацелен на выявление того, что должно быть представлено во всех культурах, и поэтому работа ведется с универсальными конструктами и понятиями (итический подход)".]

В исследованиях, посвященных психологическим аспектам сетевой жизни, итический подход хорошо представлен работами К.Янг и большинства исследователей Интернет-аддикции, в которых поведение пользователей Интернета рассматривается как девиация по отношению к поведению, не опосредованному сетевыми ресурсами. Интернет-среда не рассматривается в этом случае как субкультура современного общества и, соответственно, процесс удовлетворения потребностей, построенный на использовании информационных технологий в качестве новых психологических орудий, выступает как патологический, отклоняющийся от норм, сформированных в доинформационную эпоху. Замена одного, ранее выработанного в обществе, способа удовлетворения потребности (например, в общении), на другой, так же социальный по своему происхождению, но менее привычный для носителей субкультуры психиатров (например, общение, опосредствованное чатом), квалифицируется как симптом. Сам же предмет (например, сетевая коммуникация), с помощью которого удовлетворяется данная потребность, выступает далее уже не как один из мотивов (в терминологии А.Н.Леонтьева), оказавшийся в силу еще невыясненных обстоятельств ведущим в структуре личности, а как действующая причина патогенеза -- например, депрессии или аутизма.

Другим примером изучения психологических особенностей пользователей с точки зрения универсальных концептов, разработанных для описания психики на надисторическом и надкультурном уровне, могут служить работы, в которых испытуемые отбираются в экспериментальную и контрольную группы на основе объективных показателей их сетевой активности, в первую очередь, длительности и частоты пользовательских сеансов. Такие показатели как сформированность сетевой идентичности или место Интернета в структуре деятельности субъекта не учитываются при этом вовсе, а эмоциональная вовлеченность в сетевую жизнь рассматривается скорее как показатель "ухода в виртуал", что, в свою очередь, расценивается как вариант "ухода в болезнь". Непринятие во внимание личностных смыслов, участвующих в регуляции сетевого поведения, и фактический отказ от принципа субъектности приводят к интересным и часто неожиданным для самих исследователей результатам.

Sm Так, в работе В.Караваевой, выполненной под нашим руководством, было обнаружено, что среди школьников, много времени проводящих в Сети, девятиклассники отличаются повышенной тревожностью, а школьники 11=х классов обладают более высокими коммуникативными навыками, чем их сверстники. Без обращения к "социальной ситуации развития" подростка, освоившего Интернет, объяснение этим фактам найти было довольно трудно.

Общение в чатах называется "вялотекущей и бесконечной" беседой, характеризующейся для постороннего наблюдателя "феерической пустотой" [с.149--151]106. Однако, по мнению В. и Е.Нестеровых, впечатление о том, что в чатах нет ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах, объясняется невключенностью исследователей в действие, так как нельзя понять сути чата, не участвуя в нем. С точки же зрения участника, чат -- это не клуб знакомств, это реальная жизнь, проживаемая в ином мире; посетители чата не общаются в нем, они в нем живут. Поэтому, считают авторы, "бытийная" функция чата является первичной. В этом смысле виртуальное пространство оказалось не суррогатом, оно не копирует, примитивизируя, реальный мир, а предоставляет человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире. Sm Вторая проблема изучения Интернета носит уже содержательный характер. В корпусе текстов, посвященных Интернету, отчетливо выделяются своей драматичностью и насыщенностью мрачными предсказаниями две темы -- тема хакеров и тема аддикции. Действительно, тема защиты информации от сетевых вандалов и защита личности от формирования зависимости может актуализировать потребность в безопасности у многих людей, безразличных к другим проблемам жизни в Сети.

Первое поколение хакеров создало не только определенную идеологию сетевой жизни, но и само, превратившись уже в легенду, выступает как объект мифотворчества. В мифологическом сюжете, лежащем в основе культуры современного Интернета, хакер выступает в роли героя. Главное свойство героя -- это способность совершать поступки, что в мифе означает способность пересекать границы запретов. Таким образом, мифологическим первопредком любого путешествующего по Сети оказывается хакер. К образу хакера как мало к чему другому в современной жизни может быть отнесено следующее описание мифологического героя, данное Ю.М.Лотманом: он может "как берсерк устремляться в бой, нарушая все его правила: голым или в медвежьей шкуре, воя как зверь и убивая и своих, и чужих. Он может быть благородным разбойником или пиккаро, колдуном, шпионом, сыщиком, террористом или суперменом -- существенно, что он способен совершать то, что другим запрещено, и пересекать структурные границы культурного пространства". Так что каждый пересекающий границы сайтов на мифологическом уровне воспроизводит "первоначальное", т.е., по М.Элиаде, совершенное когда-то в Начале времен и потому основополагающее для существования этого мира, действие -- действие культурного героя Интернет-мира -- хакера.

Наряду с двойственным образом героя/трикстера, культура Интернета и исследовательские гипотезы, включенные в поле действия ее образов, содержат еще одно двусмысленное представление. Это -- само представление о коммуникации, связи, всеобщей связанности посредством Всемирной Сети. Главным достоинством Интернета является его способность обеспечить связь пользователя со всем миром; но это же ощущается многими и как главная угроза жизни современного человека. Связь или манипуляция; religio или аддикция -- вот "проблемы души современного человека", предсказанные еще К.Г.Юнгом.

М.Элиаде в своей работе "Азиатская алхимия"  так описывает эту мифологему связи. "Индийское мышление уяснило, что разбросанность и несвязанность равноценны небытию; что для истинного существования нужны единство и цельность. И наиболее подходящими образами для выражения всего этого были нить, паук, ткань и ткачество. Паутина прекрасно показывала возможность "объединить" пространство". Но, как известно, архаическое мышление строится на системе оппозиций (см., например,), а архетипический образ, по Юнгу, амбивалентен. В образе нити мы сталкиваемся как раз с такой ситуацией: когда речь идет о "правильных" отношениях, возникает образ "связующей нити", в противном случае -- о "сковывающих путах". М.Элиаде пишет об этом так: "Образы нити, веревки, обязательства и ткани двусмысленны; они выражают и привилегированное положение (быть прикрепленным к Богу, относиться к космической первопричине) и жалостную, даже трагическую ситуацию (быть обусловленным, закованным, предуказанным и т.д.). В обоих случаях человек не свободен. Но в первом он живет в постоянном общении со своим Создателем; во втором он чувствует себя узником судьбы, связанным "магией" или собственным прошлым". На основе исследований представлений, отраженных и в мифах, и в целительских практиках примитивных народов, и в переживаниях современных европейцев, Элиаде делает следующий вывод: "образы нити постоянно встречаются в воображении и размышлениях человека -- что свидетельствует об их соответствии чрезвычайно глубокому опыту, и в конце концов раскрывают человеческую ситуацию, которая кажется непередаваемой другими символами или понятиями".


 Об авторах

Кузнецова Юлия Михайловна
Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1991 г. Кандидат психологических наук. Область научных интересов — психология развития, самосознание, ценностная сфера.
Чудова Наталья Владимировна
Окончила факультет психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1982 г. Кандидат психологических наук. Область научных интересов — когнитивная психология, образ мира.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце