URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Маковский М.М. У истоков человеческого языка
Id: 199537
 

У истоков человеческого языка. Изд.2, доп.

URSS. 2012. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-02479-2. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:
Английская диалектология. Современные английские территориальные диалекты Великобритании
Большой этимологический словарь современного английского языка. Слово в зеркале человеческой культуры
Индоевропейская этимология: Предмет --- методы --- практика
Лингвистическая генетика: Проблемы онтогенеза слова в индоевропейских языках
Лингвистическая комбинаторика: Опыт топологической стратификации языковых структур
Системность и асистемность в языке: опыт исследования антиномий в лексике и семантике
Современный английский сленг: Онтология, структура, этимология
Удивительный мир слов и значений. Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике
Феномен ТАБУ в традициях и в языке индоевропейцев: Сущность --- формы --- развитие
Этимологический словарь современного немецкого языка: Слово в зеркале человеческой культуры
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В настоящей книге рассказывается о связи мифов, верований, обычаев и традиций с возникновением и развитием значений слов на ранней стадии эволюции человеческой цивилизации. Автором высказывается оригинальная точка зрения на происхождение самых распространенных слов, таких как "вода", "огонь", "гора" и т.д.; устанавливается символика чисел, букв, магических значений слов. Второе издание книги дополнено статьей, посвященной исследованию онтогенеза языковых процессов.

Книга будет интересна как специалистам --- лингвистам, культурологам, психологам, философам, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

Глава I. Семиотика мифа
Глава II. Мифологема Вселенной
Глава III. Мифологема времени и пространства
Глава IV. Мифологема числа
Глава V. Мифологема букв
Глава VI. Мифологема жизни и судьбы
Глава VII. Мифологема узла
 Список использованной литературы
 Список использованных словарей
 Список языков
Дополнение ко второму изданию
 К онтогенезу языковых процессов (лингвокульторологическое исследование)

 Глава I. Семиотика мифа (отрывок)

Die Welt ist durch die Sieb des Wortes gesiebt.

К. Krаиs

Человеческий язык является бесценным хранилищем древней культуры и истории людей. Как отмечает М.М.Гухман, "созданный человеком, язык является частью его истории, он изменяется и эволюционирует по мере развития материальной и духовной жизни человека. Тем самым в его судьбе отражаются все достижения и потери, весь положительный опыт и ошибки человеческого бытия" (ВЯ, 1991, N6). Язык, как барометр, точно регистрирует все колебания и особенности нравов, обычаев, верований, способов мышления; в нем, как в зеркале, непосредственно отражаются различные модели "вйдения мира", характерные для отдельных человеческих коллективов на протяжении их истории, а тем самым и различные возможности формирования и развития языковых значений и форм. цля наиболее ранних этапов развития человеческого общества характерно так называемое магическое (мифопоэтическое, мифотворческое) сознание. Как отмечает Ф.Х.Кассиди, "мифы не знают своих творцов. Подобно героическому эпосу, легендс и сказкам, они являются произведением народной фантазии, продуктом коллективного творчества народа; с них начинается история народного миросозерцания" (с.39). И далее: "Мифология... -- это специфическое миросозерцание в древнейшие времена. В ней отражены взгляды первобытных людей на явления природы и жизни, зачатки научных знаний, религиозные и нравствеиные представления, господствовавшие в родовой общине, и художественно-эстетические чувства народа на заре eго истории. В мифе переплетаются вымысел, вера и знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них" (с.39). Как отмечает Ф.Х.Кассиди, "то, что во многих мифах кажется наивным и примитивным объяснением, отнюдь не является таковым на деле, ибо миф не первоначальная форма науки или философии, а особый вид мироощущения, специфическое, образное, чувственное представление о явлениях природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного сознания" (с.41).

Мифологический образ -- это не просто "фантастическое", "извращенное" отображение или "превратное" моделирование (идеализирование) какого-либо явления природы или исторического события: он представляет собой творение в воображении или с помощью воображения иной действительности -- субъективной и иллюзорной, служащей не столько для объяснения чего- ro, сколько для оправдания определенных ("священных") установлений, для санкционирования определснного сознания и поведения (с.42). Ясно, что мифологическое ("примитивное") мышление (вернее -- сознание) нельзя рассматривать как разновидность абстрактно-понятийного мышпения. По своим формам и проявлениям "примитивное" мышление, как это ни парадоксально, наиболее близко стоит к мыслительным категориям, представленным в современиых соииильных диалектах. Д.С.Лихачев писал: "Одно и то же отношение к окружающему миру создает иллюзию перевода. Одни и те же понятия замещают друг друга. Одни и те же представления лежат в основе многих... понятий" (с.54).

Приведем теперь несколько интересных примеров из английского сленга. Сленговое слово berry имеет значения 1) персона, человек; парень; 2) серебряный доллар; 3) насмешка. Все эти значения соотносятся с и.-е. корнем *bher- 1) резать > человек (алб. burrё человек, типологически ср. и.-е. *kem- резать, но лат. homo человек); 2) резать > богатство (типологически ср. и.-е. *rei- резать, но т а к ж е богатство); 3) значение "насмешка" также восходит к значению "резать": типологически ср. др.-англ. cinc насмешка, но англ. диал. kink гнуть > резать, ср. англ. kick толкать ногой (развитие значений "резать" > "бросать" > "отбросы" > "считать отбросом, ни в грош не ставить"). С другой стороны, значение "резать"может переходить в значение "видеть", а также "говорить" (англ. say говорить и see видеть -- одного корня): ср. типологически гот. saihvan видеть, но русск. секу; и.-е. *der- рассекать, но также видеть). Значения же "видеть"; "говорить" переходят в значения "позор, стыд": укр. зргти видеть, лит. zereti сиять, светить, но русск. позор. С другой стороны, ср. англ. bisen притча, но англ. диал. bysen стыд, позор; др.-англ. spell речь, притча, но латыш. pelt стыдить, презирать, реlаs презрение (ср. и.-е. *pel резать). Англ. сленг cool означает "заключить в тюрьму" и "сильный удар". Оно соотносится с и.-е. корнем *kel резать > задержать, ср. др.-сев. geila резать, но др.-англ. gaelan задержать, остановить. Английское сленговое слово cheek означает "самоуверенность, высокомерие", а также "наглость". Слово это соотносится с др.-англ. cecin tabetum, нем. диал. Chuechlen шест. Речь идет о предмете религиозного ритуала: шест был символом поклонения язычников, откуда значение "радость" > "смех" > "насмешка"; ср. др.-англ. canc, cincung презрение, высокомерие, типологически ср. англ. рrоиd гордый, но русск. прут; нем. Prugel палка, но англ. prig самодовольный; русск. жердь, но гордость; нем. Nagel гвоздь, но русск. наглый.

Некоторые исследователи считают, что арго и жаргоны возникли в глубокой древности, задолго до появления территориальных диалектов и литературных языков. По мнению этих ученых, арго и жаргоны выполняли роль тайных сакральных языков, доступных только посвященным (см. S.Ertel). С другой стороны, учитывая сакральную значимость букв у язычников, сакральный смысл качества, количества и взаимного расположения букв в слове, можно полагать, что характер индоевропейского корня определялся именно соображениями сакральности: речь шла о создании Логоса (изначальное значение "рвать, гнуть"), который мыслился в качестве посредника в общении с божеством.

Диалектика мифа в том и состоит, что человек "растворяет" себя в природе, сливается с ней и овладевает силами природы лишь в воображении, но вместе с тем это овладение силами природы (пусть в фантазии) означает начало истории "духа" и конец чисто животного бытия. Чувство единства с силами природы и овладения ими в воображении вселяет уверенность в осуществимость всего желаемого, укрепляет волю и сплачивает первобытный коллектив, активизирует его деятельность. В этой связи особого внимания заслуживает характерное для первобытного общества явление анимизма, которое известный английский исследователь Э.Тайлор определяет как "объяснение процессов природы и ее изменений жизненными явлениями, похожими на жизнь созерцающего ее мыслящего человека" (с.213)...


 Об авторе

Марк Михайлович МАКОВСКИЙ

Доктор филологических наук, профессор. Крупный ученый-лингвист, известный как в нашей стране, так и за рубежом своими фундаментальными трудами в области общего языкознания, диалектологии, социолингвистики, этимологии, семиотики, лингвистической типологии. Профессор Московского государственного лингвистического университета. Член редколлегии журнала "Вопросы языкознания".

Перу М.М.Маковского принадлежат следующие монографии: "Теория лексической аттракции" (1971); "Английская диалектология" (1980; 2-е изд. URSS, 2005); "Системность и асистемность в языке" (1980; 2-е изд. URSS, 2006); "Современный английский сленг" (1982; 4-е изд. URSS, 2009); "Лингвистическая комбинаторика" (1988; 3-е изд. URSS, 2007); "Краткий этимологический словарь-тезаурус индоевропейских языков" (1989; 3-е изд. URSS, 2012); "Лингвистическая генетика" (1992; 2-е изд. URSS, 2007); "Феномен ТАБУ в традициях и в языке индоевропейцев: Сущность -- формы -- развитие" (2000; 4-е изд. URSS, 2012); "Индоевропейская этимология: Предмет -- методы -- практика" (URSS, 2009) и другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце