URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Когнитивное конструирование реальности: Философия образования
Id: 199488
 

Когнитивное конструирование реальности: Философия образования. Изд.стереотип.

URSS. 2013. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-03897-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
ДРУГИЕ КНИГИ ЭТОГО АВТОРА:
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОМПЛЕКТА: Современная психология: теоретические подходы и методологические основания.(В трёх книгах).
Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 1: МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 2: СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ.
Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
Естествознание: Современные когнитивные концепции. Изд.2
Когнитивное конструирование реальности: Философия образования. Изд.стереотип.
Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: От познания к действию. Изд.3, испр. и доп.
Когнитивные науки: от познания к действию.
Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные.
Методология биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция).
Нанотехнологии, биомедицина, философия образования в зеркале междисциплинарного контекста.
Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения: Методология современного естествознания.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Настоящая книга посвящена анализу методологии процесса познания. Человек познает окружающий его мир путем репрезентирования --- построения моделей реальности, в которых фиксируются наиболее важные ее характеристики. Рассмотрение этого процесса осуществляется в разных плоскостях анализа: исследуются филогенетический и онтогенетический аспекты (эволюционная эпистемология Д.Кэмпбелла, К.Лоренца, Г.Фоллмера, генетическая эпистемология Ж.Пиаже); феноменологическая социология знания (П.Бергер, Т.Лукман); теория социальных представлений С.Московиси; теория персональных конструктов Дж.А.Келли; теории когнитивного соответствия и диссонанса; теория каузальной атрибуции Г.Келли. При этом предпринята попытка установить взаимосвязи между различными когнитивными теориями. В качестве примера авторы анализируют научные когнитивные репрезентации, характерные для современной физической картины мира.

Книга рассчитана на широкий круг читателей --- философов, психологов, методологов, социологов, антропологов и других специалистов, а также всех интересующихся тенденциями развития современных междисциплинарных исследований познания.


 Оглавление

Введение
Глава 1 Формирование когнитивного репрезентирования как механизма познания реальности
 § 1.Филогенез человеческих когнитивных механизмов
 § 2.Онтогенез человеческих когнитивных механизмов
Глава 2 Влияние социальной реальности на формирование когнитивного репрезентирования
 § 1.Социум как объективная реальность
  1.1.Институционализация
  1.2.Легитимация
  1.3.Реификация
 § 2.Социум как реальность для субъекта
  2.1.Социализация
  2.2.Средства поддержания и трансформации субъективной реальности
  2.3.Проблема идентичности
 § 3.Социальная обусловленность когнитивного репрезентирования
Глава 3 Социальное репрезентирование реальности
 § 1.Категория "социальные представления" в психологии
 § 2.Функции социальных представлений
 § 3.Внутренняя структура массива социальных представлений и отдельной репрезентации
 § 4.Динамика социальных представлений
Глава 4 Индивидуальное репрезентирование реальности
 § 1.Категория "персональная репрезентация": необходимость введения концепта
 § 2.Функции персональных репрезентаций
  2.1.Субъективная интерпретация опыта как возможность управления его событиями
  2.2.Персональное истолкование собственной социальной роли
  2.3.Социальное взаимодействие и адекватность поведения субъекта
 § 3.Внутренняя структура персональных репрезентаций
 § 4.Динамика персональных репрезентаций
 § 5.Функционирование системы персональных репрезентаций субъекта как иерархической системы персональных конструктов
  5.1.Системные шкалы конструктов
  5.2.Искажения концептуализации и проблемы интерсубъективной коммуникации
Глава 5 Атрибутивные процессы как механизм репрезентирования реальности
 § 1.Теории когнитивного соответствия
  1.1.Теория структурного баланса Ф. Хайдера
  1.2.Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
  1.3.Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума
  1.4.Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
  1.5."Психологика" Р. Абельсона и М. Розенберга
 § 2.Формальные теории атрибуции
  2.1.Теория корреспондентного выведения
  2.2.Принцип ковариации
  2.3.Принцип конфигурации
 § 3.Имплицитные теории атрибуции
 § 4.Ошибки атрибуции
  4.1.Фундаментальная ошибка атрибуции
  4.2.Атрибуция и социальные нормы
  4.3.Атрибуция и индивидуально-психологические особенности атрибутора
Глава 6 Репрезентирование и поведение: однозначна ли связь?
 § 1.Репрезентации и аттитюды
 § 2.Аттитюды и поведение
Глава 7 Методология физических научных когнитивных репрезентаций
 § 1.Методологические основания физики
 § 2.Физические пространство и время. Их математическое репрезентирование
 § 3.Производная и интеграл в приложениях к физическим репрезентациям
 § 4.Векторная алгебра и сложение движений. Скалярные и векторные величины в физических репрезентациях
 § 5.Взаимосвязь физического и математического репрезентирования
 § 6.Границы применимости научных репрезентаций ньютоновской механики
 § 7.Физические репрезентации математического аппарата квантовой механики
 § 8.Физическое репрезентирование математических формализмов физики
 § 9.Физическая репрезентация принципов относительности Галилея и Эйнштейна
 § 1 .Репрезентации теории подобия в физике
 Рекомендуемая литература к главе
Заключение
Глоссарий
Список рекомендуемой литературы

 Введение (отрывок)

Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной.

А. Эйнштейн

Человеческое поведение строится на определенных программах, которые его организуют и упорядочивают. Эти стратегии поведения структурируются на базе разнообразных когнитивных репрезентаций реальности, то есть определенных моделей нашего опыта. Психическая активность представляет собой постоянный процесс репрезентирования окружающего мира, а результатом этого процесса выступают конкретные когнитивные репрезентации. Таким образом, итогом человеческого опыта являются некоторые когнитивные, или ментальные, карты действительности, которые не просто отражают наши представления о чем-либо, но действительно способны создавать новые конструкты реальности, а также изменять прежние. Однако в этой связи сразу возникает следующий принципиальный вопрос: насколько точно когнитивные репрезентации данного конкретного человека отражают сопутствующие ему явления, обстоятельства, условия и события.

Этот вопрос является фундаментальным с точки зрения понимания и объяснения как психической активности человека, так и определяемых последней поведения, действий, поступков, мыслей, идей, убеждений, стереотипов, аттитюдов. При дальнейшем рассмотрении авторы будут исходить из принципов общей семантики, сформулированных Альфредом Кожибским (1879--1950). Краеугольным положением является представление о том, что когнитивная (ментальная) "карта [то есть когнитивная репрезентация. -- О. Б., Е. К.] не тождественна территории" (или, в иной формулировке, "карта не есть территория"). Таким образом, мы исходим из того, что между самим миром и его картами (репрезентациями) есть принципиальное различие.

В своей работе "Science and Sanity" (1933) А. Кожибский отмечает, что прогресс человечества предопределен наличием гибкой нервной системы, способной создавать и использовать символические когнитивные репрезентации, или ментальные карты. Обладая языком понятий, мы оказываемся в состоянии создавать карты и модели реальности, которые позволяют суммировать и обобщать опыт, а также передавать его другим, освобождая их от необходимости заново придумывать то, что уже изобретено и от совершения типичных, опасных ошибок. По мнению А. Кожибского, именно эта способность к обобщениям (или, говоря современным языком, когнитивному репрезентированию) объясняет прогресс человека по сравнению с животными, однако ошибки в понимании и использовании соответствующих когнитивных механизмов являются причиной множества проблем. Ученый предполагал, что предотвратить бессмысленные недоразумения возможно, если научить человека (при использовании языка) избегать путаницы между когнитивной картой и территорией (реальностью).

В этой связи важное значение приобретает "закон индивидуальности" А. Кожибского, который утверждает, что "не существует полностью идентичных людей, или ситуаций, или этапов какого-либо процесса". Ученый отмечал, что сумма уникального опыта каждого человека намного превосходит запас понятий и когнитивных репрезентаций, что приводит к попыткам отождествить разные ситуации или события реальности. Понятие "лиса", например, употребляется по отношению к огромному количеству животных этого вида, к одной и той же особи в разные периоды ее развития, к нашим мысленным образам, фотографиям, рисункам, к сочетанию букв л-и-с-а.

По мнению А. Кожибского, чрезвычайно важно научить человека тому, как осознавать и расширять свои когнитивные репрезентации, чтобы достигать большего успеха в конструировании уникальных повседневных переживаний. Он стремился создать ментальные инструменты, которые помогли бы субъекту оценивать собственный опыт, ориентируясь на уникальные факты, присущие каждой конкретной ситуации реальности. А. Кожибский был сторонников того, чтобы люди не торопились с непосредственными реакциями на обстоятельства, а обращали внимание на совокупность отличительных свойств каждой ситуации и искали ее альтернативные интерпретации.

В современной когнитивной науке принято считать, что у каждого человека есть собственная когнитивная картина мира, основанная на внутренних ментальных моделях, которые формируются с помощью сенсорных репрезентативных систем как результат нашего повседневного опыта. Именно эти когнитивные репрезентации в большей степени, чем сама действительность, определяют то, как мы интерпретируем окружающий мир и реагируем на него, какой смысл придаем нашему опыту. Как заметил Гамлет:

Нет ничего ни хорошего, ни плохого; Это размышление делает все таковым.

Зафиксированное А. Кожибским различие между картой и территорией (когнитивной репрезентацией реальности и самой реальностью) подразумевает, что наши поступки определяются более внутренними моделями действительностью, чем самой действительностью. Окружающий мир не является ограниченным и лишенным альтернатив. Сами люди "не видят", не репрезентируют существующие возможности, которые поэтому отсутствуют или кажутся недоступными в их моделях мира. Следовательно, следует стремиться расширять наши когнитивные карты мира. Как однажды заметил А. Эйнштейн, "наше мышление создает такие проблемы, которые невозможно решить с помощью мышления того же типа".

Современная когнитивная наука исходит из предположения, что если расширить, модифицировать, обогатить когнитивную карту, то в той же самой реальности можно увидеть гораздо больше альтернативных вариантов. При этом следует иметь в виду, что не существует единственно "верной", "правильной" когнитивной карты мира. Каждый человек обладает собственной уникальной моделью мира, но ни одна карта не отражает реальность "достовернее" другой. Точнее, можно сказать, что те люди, кто более адекватно адаптировался к окружающему миру, обладают такой когнитивной картой мира, которая позволяет им видеть множество перспектив и возможностей выбора. Такие когнитивно сложные индивиды шире воспринимают мир, систематичнее организуют его и успешнее реагируют на него.

Кроме того, необходимо обратить внимание еще и на следующее принципиальное обстоятельство, важное для понимания дальнейшего. Когнитивные репрезентации создаются на базе сенсорного опыта, который человек получает с помощью своих органов чувств. Но при этом ментальные карты могут быть противопоставлены сенсорному опыту, то есть процессу ощущения и восприятия мира вокруг нас, а также нашим внутренним реакциям на окружающий мир. Когнитивные репрезентации складываются из информации, поступающей из внешнего окружения и воспринимаемой с помощью органов чувств, а также ассоциативных воспоминаний, фантазий, ощущений, эмоций, чувств, аффектов. Они также формируются из аккумулированного знания (информации), полученного в течение жизни. Информация, прошедшая через органы чувств, постоянно "моделируется" с помощью уже имеющегося знания. Таким образом, наш опыт является тем сырьем, из которого создаются когнитивные карты (модели) мира. Сенсорный опыт -- это информация, воспринятая с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), а также знание о внешнем мире, которое порождается этой информацией. Человек может непосредственно воспринимать реальность только через органы чувств, при этом каждый сенсорный канал функционирует как своего рода фильтр, который реагирует на широкий спектр раздражителей (световые и звуковые волны, физический контакт и т. д.) и обладает своими характеристиками и особенностями в зависимости от вида этих раздражителей.

Вместе с тем следует обратить внимание на тот фундаментальный факт, что перцептивные возможности человека принципиально ограничены эволюционно выработанными параметрами его органов чувств как представителя биологического вида homo sapiens. Вследствие чего образ реальности человека сугубо утилитарен, в том смысле, что он адекватен с точки зрения его выживаемости и обеспечивает адаптацию внутри соответствующей биологической ниши.

Обеспечивая первичный контакт с окружающим миром, органы чувств являются своеобразными "окнами в мир". Через них проходит вся информация о существующем и необходимом для нас, поэтому сенсорный опыт является для человека первичным источником знания о действительности и основным строительным материалом для создания когнитивных репрезентаций.

Сенсорный опыт можно противопоставить другим формам опыта, таким как фантазии и галлюцинации, которые продуцируются человеческим мозгом, но не воспринимаются органами чувств. В дополнение к опыту, полученному посредством органов чувств, человек обладает информационной системой, состоящей из опыта, порожденного внутренним миром, -- такого как "мысли", "самоощущения", "убеждения". Эта внутренняя система знания создает набор "внутренних" когнитивных фильтров, которые сосредоточивают и направляют наши чувства, а также искажают, пропускают, обобщают сведения, поступающие через органы чувств.

Сенсорный опыт является первичным способом получения информации об окружающей действительности для расширения когнитивных карт реальности. При этом может случиться так, что фильтры уже сформированного знания отметают новую и потенциально значимую сенсорную информацию.

Таким образом, опыт человека может быть противопоставлен когнитивным картам, "теориям", "описаниям", созданным по поводу и на основании этого опыта. В когнитивной науке проводится важное различие между первичным и вторичным опытом. "Первичный" опыт относится к той информации, которую индивид действительно воспринимает посредством своих органов чувств. "Вторичный" опыт связан с когнитивными репрезентациями (картами), создаваемыми с целью отражения и упорядочения первичного опыта. Первичный опыт является функцией непосредственного восприятия "окружающей территории" реальности. Вторичный опыт получен из когнитивных моделей, описаний и интерпретаций восприятия и существенно урезан, искажен и обобщен.

Первичный опыт неизбежно оказывается богаче и совершеннее, чем любая карта или описание, которые человек способен сконструировать на его основе. Он придает существованию индивида осмысленность и уникальность. С этой точки зрения, люди адекватно адаптированные к жизни и получающие от нее удовольствие, обладают способностью воспринимать большую часть информации непосредственно, не пропуская ее через фильтры того, что они "должны" или ожидают испытать. Субъективный опыт является для человека "реальностью" и обладает правом приоритета перед любыми теориями и интерпретациями, с которыми он соотносится. Фундаментальной посылкой когнитивной науки является то, что субъективная валидность любого опыта не должна ставиться под сомнение только потому, что он выходит за рамки обыденных представлений (например, "спиритический", "мистический", "эзотерический" и т. п. опыт). Можно оспаривать теории и интерпретации, связанные с причинно-следственными связями или социальным контекстом, но опыт сам по себе является существенной информацией об онтологическом бытии человека.

Имеющийся у каждого человека опыт необходимо систематизировать и структурировать, чтобы можно было в нем ориентироваться. Это достигается путем поиска различных причинно-следственных связей и отношений, которые и упорядочивают когнитивные карты человека.

Восприятие причинно-следственных отношений лежит в основе когнитивных моделей мира. Эффективный анализ, исследование и моделирование любого рода подразумевает определение причин наблюдаемых явлений. Под причинами понимаются базовые элементы когнитивных репрезентаций, ответственные за объяснение возникновения и существования того или иного явления или ситуации.

Разумеется, не все утверждения о причинно-следственных отношениях одинаково обоснованы и надежны. Одни из них могут быть обоснованны, но не завершены. Другие имеют смысл только при определенных условиях. Основная опасность заключается в том, что подобные утверждения могут быть чрезмерно упрощены и/или поверхностны. Большинство явлений возникает в результате множества причин, а не одной-единственной, поскольку реальность состоит из множества двусторонних причинно-следственных связей. Нередко причины оказываются менее очевидными, более широкими и систематическими по своей природе, чем исследуемое явление.

Например, человек может видеть, слышать или ощущать взаимодействие молекулярных частиц, гравитационное или электромагнитное поля. При этом он оказывается в состоянии только воспринимать и измерять их проявления. Для объяснения причин подобных эффектов вводится, например, понятие "гравитация". Это понятие, а также "электромагнитное поле", "атомы", "причинно-следственные отношения", "энергия", "время", "пространство", как и большинство физических, математических понятий, во многом произвольно созданы человеческим воображением, но не окружающим миром для того, что классифицировать и привести в порядок наш сенсорный опыт. В этой связи А. Эйнштейн писал: "Юм ясно видел, что некоторые понятия (например, причинность) не могут быть выведены из данных опыта логически... Все понятия, даже наиболее близкие к нашему опыту, с точки зрения логики являются произвольно выбранными условностями".

Смысл этой мысли А. Эйнштейна заключается в том, что наши чувства в действительности не могут воспринять ничего похожего на "причины", они воспринимают лишь тот факт, что сначала произошло первое событие, а следом за ним -- второе. Человек воспринимает только последовательность событий, но не причину, которая является произвольно выбранным внутренним конструктом, применяемым к воспринятой взаимосвязи. По А. Эйнштейну, основополагающие законы реальности, которые мы учитываем, действуя в ней, не поддаются наблюдениям в рамках непосредственного опыта. Иными словами, теорию можно проверить опытом, но невозможно на основе опыта создать теорию. Чем ближе мы оказываемся к настоящим первичным взаимосвязям и законам, определяющим наш опыт и управляющим им, тем дальше мы отходим от всего, что подлежит непосредственному восприятию. Человек может физически ощутить не фундаментальные законы и принципы, управляющего его поведением и восприятием, а только их следствия.


 Об авторе

Олег Евгеньевич БАКСАНСКИЙ

Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. Преподает философские, естественно-научные, психологические и социологические дисциплины в РЭА им.Г.В.Плеханова, Первом Московском государственном медицинском университе им.И.М.Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.яИ.яПирогова и др.

Автор более 250 научных трудов, в том числе 13 монографий, среди которых: "Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные" (URSS, 2009); "Физика и математика: Анализ оснований взаимоотношения" (URSS,2009); "Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию" (в соавт. с Кучер Е.Н., URSS, 2010).

Область научных интересов: когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. Работал в ряде отечественных и зарубежных компаний в качестве директора по управлению человеческими ресурсами. В настоящее время занимается HR-консультированием крупных российских и зарубежных компаний. Автор и преподаватель курса MBA "Управление человеческими ресурсами".


Елена Николаевна КУЧЕР

Кандидат психологических наук, доцент. Преподает психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете.

Автор более 70 публикаций, в том числе 6 монографий, среди которых: "Когнитивные науки: от познания к действию" (в соавт. с Баксанским О.Е., URSS, 2005); "Естествознание: современные когнитивные концепции" (в соавт. с Баксанским О.Е., Гнатик Е.Н., URSS, 2010).

Область научных интересов: психология и философия познания, методология науки, теория и методика обучения. M.A.NLP, сертифицированный тренер. Автор и ведущий тренингов по технологиям продаж, переговоров, менеджмента. Занималась разработкой учебных программ и подготовкой корпоративных тренеров в крупных российских компаниях. В настоящее время -- руководитель проекта обучения и развития в крупном российском финансовом холдинге.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце