URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Зомбарт В. Социология. Перевод с немецкого
Id: 199087
 

Социология. Перевод с немецкого. Изд.2

URSS. 2003. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00208-7. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга составлена известным немецким социологом и экономистом Вернером Зомбартом (1863--1941) и представляет собой не что иное, как антологию или хрестоматию социологии. В нее включены работы выдающихся социологов XIX и XX столетий, исследовавших проблемы общей социологии, социальной психологии, понятия об обществе и другие. Статьям предпослано введение, в котором В.Зомбарт объясняет, что понимается в этой книге под социологией, каковы различные взгляды на сущность социологии и какими принципами он руководствовался при выборе статей.

Книга будет интересна как социологам --- специалистам и студентам вузов, так и широкому кругу читателей, интересующихся социальными основами жизни общества и человека.


 Содержание

Предисловие к русскому изданию
Введение Вернера Зомбарта
 1.Огюст Конт. -- "Основные законы социальной динамики или общая теория естественного прогресса человечества" (1839)
 2.Густав-Адольф Линднер. -- "Общественное самосознание" (1871)
 3.Герберт Спенсер. -- "Общество есть организм" (1874--1877)
 4.Альберт Шеффле. -- "Основные связи умственной организации"(1875--1878)
 5.Фердинанд Теннис. -- "Общение и общество" (1887)
 6.Густав Лебон --
  А. Раса (1894)
  В. Толпа (1895)
 7.Рудольф Штаммлер. -- "Социология упорядоченного общежития" (1896)
 8.Габриель Тард. -- "Социальные законы" (1898)
 9.Отто фон-Гирке. -- "Сущность человеческих союзов" (1902)
 10.Лестер Ф. Уорд. -- "Социальная статика" (1903)
 11.Курт Брейзиг. -- "Законы мировой истории" (1905)
 12.Вильгельм Вундт. -- "Социальные законы" (1908)
 13.Георг Зиммель. --
  А. "Социальная психология" (1908)
  В. "Социология чувств" (1908)
 14.Отмар Шпанн. -- "Необходимость не-эмпирического обоснования учения об обществе" (1914)
 15.Макс Вебер. -- "Типы господства" (1921)

 Предисловие к русскому изданию

Блестящий экономист, ученик Шмоллера, Вернер Зомбарт (род, в 1863 г.) занял видное место в экономической науке благодаря ряду исследований хозяйственной жизни, в которых сочетал живость наблюдения и изложения с немецкой обстоятельностью и систематичностью. Наиболее известен его "Современный капитализм", вышедший в свет первоначально в 1902 году в двух томах и недавно переработанный автором в четырехтомный труд. Зомбарт много заимствовал у Маркса в смысле методов работы и социально-политических идей. Его увлечение теориями марксизма одно время послужило даже причиной лишения его профессорской кафедры. Однако, за последние 15 лет, особенно со времени начала войны, Зомбарт круто повернул вправо, подчинившись идеалистическим воззрениям, что сразу отразилось на его научной продуктивности и в качественном и в количественном отношении.

Выпущенная им "Социология" (W.Sombart, Soziologie, 3 Aufl. Berl. 1923) представляет собою не что иное, как антологию или хрестоматию социологии. Сам Зомбарт дал лишь коротенькое введение, указав в нем различие между социологией и философией истории и предложив разделить социологию на психологическую и ноологическую. Это введение написано с присущим Зомбарту мастерством, напоминая некоторые блестящие страницы его книги "Социализм и социальное движение в 19-м веке". Что касается выбора отрывков из произведений выдающихся социологов 19-го столетия, то нельзя признать его вполне удачным. Но, быть может, недостаток места служит извинением неполноты выбранных Зомбартом авторов.

Тем не менее, выпущенная Зомбартом "Социологическая хрестоматия" должна представить для русского читателя с известной подготовкой значительный интерес. Как правильно замечает тов. Адоратский во вступительной статье к "Письмам Маркса и Энгельса" (М. 1922, стр.XXVI), "Маркс и Энгельс умели ценить все то положительное, что имелось в трудах ученых, хотя бы и не порвавших окончательно с буржуазной точкой зрения. Они умели ценить положительную работу мысли. На их примере надо учиться отношению к сочинениям буржуазных ученых. Не заражаясь идеализмом последних и их эклектическим методом, надо учиться брать от них: все положительное, что они в состоянии дать. Игнорировать буржуазных ученых нельзя, надо стать действительно выше их в теоретическом отношении. Чтобы победить врага, надо его основательно знать".

В чем же основная ошибка всех авторов, представленных в хрестоматии Зомбарта, несмотря на чрезвычайную ценность отдельных положений и богатейший научный материал, который читатель может найти в отрывках из Спенсера, Шеффле, Тарда, Вундта, Зиммеля, Шпанна и др.?

Эта ошибка заключается в том, что всем буржуазным социологам чужд диалектический метод; его главными особенностями являются: рассмотрение всех явлений в движении, в развитии, изучение их во всей полноте, вскрывание таящейся в них борьбы противоположностей. С этой точки зрения нельзя смотреть на общество как на нечто раз навсегда данное, подчиненное одним и тем же законам, неизменным, как законы природы, нахождение которых является последней задачей ученого. Нет, задача социологии заключается в исследовании исторических форм общественного устройства, видоизменяющихся в зависимости от экономической структуры общества. Нет и не может быть абстрактных законов развития всякого общества, будь то первобытное, базирующееся на натуральном хозяйстве, без разделения труда и классового расслоения, или современное капиталистическое, построенное на колоссальном развитии производительных сил и связанное с чрезвычайным разделением труда и резким разграничением между различными классами.

Еще в одной из ранних своих работ, критикуя народническую социологию, В.И.Ленин писал: "На место различия важного и неважного было поставлено (теорией Маркса. И.М.) различие между экономической структурой общества, как содержанием, и политической и идейной формой: самое понятие экономической структуры было точно разъяснено опровержением взгляда прежних экономистов, видевших законы природы там, где есть место только законам особой исторически определенной системы производственных отношений. На место рассуждений субъективистов об "обществе" вообще, рассуждений бессодержательных и не шедших дальше мещанских утопий... было поставлено исследование определенных форм устройства общества" (Вл.Ильин) (Н.Ленин). "За 12 лет". Петр. 1919, стр.57).

Таким образом, социология, с марксистской точки зрения, совпадает с историей культуры. Всякая история, а тем более история культуры, стремится установить законы развития человечества. Но в отличие от абстрактной социологии, игнорирующей главные требования диалектического метода -- изучение явлений во всей их полноте и обнаружение таящихся в них противоположностей-марксистская история культуры, или социология, устанавливая законы развития человечества, учитывает не одни лишь биологические или психологические факторы, но и в первую голову экономические, т.е. развитие производительных сил.

В "Очерке истории русской культуры" М.Н.Покровский говорит: "Мы не видим никакой разницы между культурной историей и социологией: и та и другая отыскивают законы развития человечества, как создателя культуры... Социология была бы отлична от истории культуры для того ученого, который видел бы в "обществе" особого рода организм (школа Спенсера); но эта точка зрения имеет ныне так мало сторонников, что едва ли стоит ее опровергать" (М.Н.Покровский, ч. I, 1923 г., стр.17--18).

При таком диалектическом подходе подготовленный русский читатель извлечет для себя много пользы из составленной Зомбартом хрестоматии. Многие произведения, представленные в его книге, не были переведены на русский язык и, таким образом, появляются впервые (Брейзиг, Теннис, Шпанн, Вебер). Некоторые частные вопросы получили у талантливых авторов блестящее освещение.

Приходится высказать сожаление, что занятая повседневной революционной борьбой марксистская мысль лишена физической возможности разрабатывать отдельные социологические вопросы, внося в них оздоровляющий дух диалектического материализма. Если предлагаемая книжка даст толчок к отдельным самостоятельным исследованиям, снабженным острым оружием марксистского анализа, то ее издание будет с избытком оправдано.

И.Маркусон
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце