URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с анг. Обложка Поппер К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с анг.
Id: 199059
1599 р.

Объективное знание.
Эволюционный подход. Пер. с анг.

URSS. 2002. 384 с. ISBN 5-8360-0327-0. Уценка. Состояние: 4+. Перевернут блок текста.
  • Твердый переплет
Перевод с англ.: Лахути. Д.Г. Отв. ред.: Садовский В.Н.

Аннотация

Книга выдающегося философа и логика XX века Карла Раймунда Поппера "Объективное знание" вышла первым изданием в 1972, вторым --- исправленным и дополненным, с которого сделан русский перевод, в 1979 г.

В ряду сочинений Поппера она занимает особое место: это --- третья, после "Логики научного исследования" (1934, 1959) и "Предположений и опровержений" (1963), его классическая работа по философии, теории познания и логике науки.... (Подробнее)


Предисловие
top

Феномен человеческого знания, бесспорно, величайшее чудо нашего мироздания. Он составляет проблему, которая нескоро будет решена, и я далек от мысли, что предлагаемый читателю том вносит хотя бы маленький вклад в ее решение. Но я надеюсь, что помог заново начать дискуссию, которая вот уже три столетия вязнет в предварительныхобсуждениях.

Со времен Декарта, Гоббса, Локка и их школы, в которую входит не только Дэвид Юм, но и Томас Рид, теория человеческого знания в основном была субъективистской: знание рассматривалось как особо надежный (secure) вид человеческого мнения (belief), а научное знание – как особо надежный вид человеческого знания.

Статьи, вошедшие в эту книгу, порывают с традицией, которую можно проследить вплоть до Аристотеля, – с традицией этой теории знания, основанной на здравом смысле (commonsense theory of knowledge). Я большой поклонник здравого смысла и утверждаю, что он по существу самокритичен. Но хотя я готов до конца отстаивать существенную истинность реализма, основанного на здравом смысле, я в то же время считаю основанную на здравом смысле теорию знания грубейшим субъективистским заблуждением. Это заблуждение подчинило себе всю западную философию. Я предпринял попытку искоренить его и заменить его объективной теорией знания, по существу предположительного (conjectural) знания. Может быть, это притязание и дерзко, но я не приношу за него извинений.

Однако я чувствую, что должен извиниться за имеющиеся в книге повторы. Некоторые ее главы, в том числе и ранее не опубликованные, я оставил почти что в том виде, в каком они были написаны, даже если они частично совпадали друг с другом. Именно по этой причине в третьей и четвертой главах я говорю о "первом", "втором" и "третьем" мирах, хотя теперь я предпочитаю говорить о "мире 1", "мире 2" и "мире 3", следуя предложению сэра Джона Экклза, высказанному в его книге "Лицом к действительности".

КАРЛ Р.ПОППЕР

Пенн, Бэкингемшир 24 июля 1971


Оглавление
top
Предисловие
Выражение благодарности
1Предположительное знание: мое решение проблемы индукции
  1.Проблема индукции с точки зрения здравого смысла
  2.Две юмовские проблемы индукции
  3.Важные следствия концепции Юма
  4.Мой подход к проблеме индукции
  5.Логическая проблема индукции: переформулировка и решение
  6.Комментарии к моему решению логической проблемы индукции
  7.Предпочтительность теорий и поиски истины
  8.Подкрепление: достоинства невероятности
  9.Прагматическая предпочтительность
  10.Предыстория моей переформулировки юмовской психологической проблемы индукции
  11.Переформулировка психологической проблемы индукции
  12.Традиционная проблема индукции и несостоятельность всех принципов или правил индукции
  13.За рамками проблем индукции и демаркации
2Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла
  1.Апология философии
  2.Ненадежный исходный пункт: здравый смысл и его критика
  3.Сравнение с альтернативными подходами
  4.Реализм
  5.Аргументы за реализм
  6.Замечания об истинности
  7.Содержание, истинностное содержание и ложностное содержание
  8.Замечания о правдоподобности
  9.Правдоподобность и поиск истины
  10.Истина и правдоподобность как цели
  11.Комментарии к понятиям истины и правдоподобности
  12.Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле
  13.Критика теории познания, основанной на здравом смысле
  14.Критика субъективистской теории познания
  15.До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле
  16.Очерк эволюционной эпистемологии
  17.Фоновое знание в сочетании с проблемами
  18.Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией
  19.Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию
  20.Знание в объективном смысле
  21.Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле
  22.Аналитические замечания о несомненности
  23.Метод науки
  24.Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний
  25.Наука: рост знания путем критики и изобретательности
 Дополнительные соображения об индукции
  26.Юмовские проблемы каузации и индукции
  27.Почему юмовская логическая проблема индукции глубже его проблемы причинности?
  28.Вклад Канта: объективное знание
  29.Решение юмовского парадокса: возрождение рациональности
  30.Путаница, связанная с проблемой индукции
  31.Что остается от неправильно поставленной проблемы оправдания индукции?
  32.Динамический скептицизм: конфронтация с Юмом
  33.Анализ аргумента от невероятности случайностей
  34.Резюме: критическая философия здравого смысла
3Эпистемология без субъекта знания
  1.Три тезиса об эпистемологии и третьем мире
  2.Биологический подход к третьему миру
  3.Объективность и автономия третьего мира
  4.Язык, критика и третий мир
  5.Исторические замечания
  5.1.Платонизм и неоплатонизм
  5.2.Гегель
  5.3.Больцано и Фреге
  5.4.Эмпиризм
  6.Оценка и критика эпистемологии Брауэра
  7.Субъективизм в логике, теории вероятностей и физике
  7.1.Эпистемическая логика
  7.2.Теория вероятностей
  7.3.Физика
  8.Логика и биология научного исследования (discovery)
  9.Открытие (discovery), гуманизм и самотрансцендентальность
 Избранная библиография
 Библиографическая заметка (1978)
4О теории объективного разума
  1.Плюрализм и тезис о трех мирах
  2.Причинные отношения трех миров
  3.Объективность третьего мира
  4.Третий мир как продукт человека
  5.Проблема понимания
  6.Психологические процессы мышления и объекты третьего мира
  7.Понимание и решение проблем
  8.Очень тривиальный пример
  9.Случай объективного исторического понимания
  10.Значение [value] проблем
  11.Понимание ("герменевтика") в гуманитарных науках
  12.Сравнение с методом субъективного "разыгрывания истории заново" [re-enactment] Коллингвуда
5Цель науки
 Избранная библиография
 Библиографическое замечание
6Об облаках и часах. Подход к проблеме рациональности и человеческой свободы
7Эволюция и древо познания
  1.Некоторые замечания о проблемах и о росте знания
  2.Замечания о методе в биологии и особенно в теории эволюции
  3.Предположение: "Генетический дуализм"
 Добавление. Подающий надежды бихевиористический монстр
8Реалистический взгляд на логику, физику и историю
  1.Реализм и плюрализм: редукция против эмерджентности
  2.Плюрализм и эмерджентность в истории
  3.Реализм и субъективизм в физике
  4.Реализм в логике
9Философские комментарии к теории истины Тарского
 Добавление. Замечание к определению истины по Тарскому 1 Бадья и прожектор: две теории познания 2 Дополнительные замечания
 Избранная библиография
Дэвид Миллер. Послесловие к русскому изданию "Объективного знания"
Д. Г. Лахути. Замечания о переводе некоторых основных терминов
Именной указатель
Предметный указатель

Об ответственном редакторе
top

САДОВСКИЙ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ - доктор философских наук, профессор, заведующий отделом методологических и социологических проблем системных исследований Института системного анализа Российский академии наук.

Родился 15 марта 1934 года в г. Оренбурге. Окончил в 1956 году философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Работал в Институте философии Академии наук СССР, в редакции журнала "Вопросы философии", в Институте истории естествознания и техники Академии наук СССР. С 1978 года работает во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ныне - Институт системного анализа Российской академии наук), с 1984 года - заведующий отделом методологических и социологических проблем системных исследований в этом институте и с 1993 года одновременно - заведующий кафедрой философии, логики и психологии Московского института экономики, политики и права. В 1996 году избран действительным членом Международной академии научной информации, информационных процессов и технологий. Член редколлегии (с 1969 года) и заместитель главного редактора (с 1979 года) ежегодника "Системные исследования. Методологические проблемы" (издается с 1969 года по настоящее время). Член редколлегии журналов "Synthese", "International Journal of General Systems", "Systemist".

Руководитель Российской научной школы "Философия и методология системных исследований" (финансируется с 1997 года Российским фондом фундаментальных исследований). Школа основана совместно с И.В.Блаубергом и Э.Г.Юдиным в 60-е годы.

Область научных интересов: философия, логика и методология науки, системный подход, история отечественной и зарубежной философии XX века, сфера особого интереса - философия Карла Поппера, критический рационализм Поппера и его концепция открытого общества.

В 1983 году под редакцией В.Н.Садовского был опубликован впервые на русском языке перевод логико-методологических работ К.Поппера в сборнике "Логика и рост научного знания" (М.: Прогресс, 1983), в 1992 году классическое сочинение К.Поппера по социальной философии "Открытое общество и его враги" (М.: Международный фонд "Культурная инициатива", 1992). В 2000 году совместно с Д.Г.Лахути (переводчик) и В.К.Финном (автор послесловия) В. Н. Садовский (ответственный редактор и автор предисловия) выпустили сборник статей "Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики" (М.: Эдиториал УРСС, 2000). В 1999 году В. Н. Садовский был одним из организаторов Международной конференции "Эволюционная эпистемология и концепция открытого общества Карла Поппера" (Санкт-Петербург, июль 1999 года), в которой приняли участие ученики и бывшие сотрудники К.Поппера Дж.Агасси, Дж.Уоткинс и Д.Миллер.

В.Н.Садовский - автор более 200 научных работ.


О переводчике
top
ЛАХУТИ ДЕЛИР ГАСЕМОВИЧ (р. 26.04.1934) – специалист в области прикладной логики, информационно-поисковых систем, философии науки; д.т.н., с.н.с. Род. в Москве. Окончил философский (1957) и мех.-мат. (1966) ф-ты МГУ. С 1957 работал в Лаборатории электромоделирования (ЛЭМ) АН СССР (с 1959 – ЛЭМ ВИНИТИ АН СССР), с 1970 – во ВНИИ "Информэлектро". Канд. дисс. "Оценки поисковых систем" (1971). С 1992 – зав. кафедрой логики и интеллектуальных систем (с 1997 – кафедра логико-математических основ гуманитарного знания) ф-та теоретической и прикладной лингвистики (с 2000 – Институт лингвистики) Российского государственного гуманитарного ун-та. Переводчик книг Л.Витгенштейна "Логико-философский трактат" (совм. с И.С.Добронравовым, М., 1958), У.Росса Эшби "Введение в кибернетику" (М., 1959), сборника работ К.Р.Поппера и других авторов "Эволюционная эпистемология и логика социальных наук" (М., 2000); спец. ред. перевода книги Т.И.Хилла "Современные теории познания" (М., 1965). Основные направления исследований: теория информационного поиска, автоматический анализ текста, философия и логика науки. Был одним из ведущих разработчиков первых в Советском Союзе автоматизированных информационно-поисковых систем типа "Пусто-Непусто" (1965–1970) и "Скобки" (1975–1980) с автоматическим индексированием документов. Внес значительный вклад в формирование русскоязычных эквивалентов английских философских терминов.

Соч.: Семантика (в соавт. с В.А.Успенским и В.К.Финном) // БСЭ, 2-е изд., т.51. М., 1958; Синтаксис (в соавт. с В.А.Успенским, В.К.Финном, В.С.Чернявским и Ю.А.Шихановичем) // БСЭ, 2-е изд., т.51. М., 1958; Комментарии к книге Р.Карнапа "Значение и необходимость" (в соавт. с Д.А.Бочваром и В.К.Финном). М., 1959; Значение // Философская энциклопедия, т.2. М., 1963; Имя (в соавт. с В.К.Финном) // Философская энциклопедия, т.2. М., 1963; Логическая семантика // Философская энциклопедия, т.3. М., 1964; Вопросы теории поисковых систем. М., 1966 (в соавт. с В.С.Чернявским и Э.С.Бернштейном); Автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы //Итоги науки, сер. "Информатика", т.12, М., 1988, с.6–79.

(П.В.Алексеев, "Философы России XIX–XX столетий. Биографии, идеи, труды". Изд.3. М.: Академический проект, 1999).


Об авторе
top
photoПоппер Карл Раймунд
Выдающийся британский философ, логик и социолог австрийского происхождения, один из классиков философии XX века. Родился в Вене, в семье видного юриста. Учился в Венском университете, где изучал математику и теоретическую физику; книги по философии читал самостоятельно. После окончания университета преподавал в гимназии, одновременно занимаясь исследованиями в области логики и философии науки. С 1937 г. стал преподавателем философии в Кентербери-колледже (Крайстчерч, Новая Зеландия). С 1946 до середины 1970-х гг. — профессор Лондонской школы экономики и политических наук.

Карл Поппер — автор и представитель школы «критического рационализма» — попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма. Его первая опубликованная книга «Логика научного исследования» завоевала широкое признание своей критикой индуктивизма, защитой философии и выдвижением «фальсифицируемости» как критерия науки. В 1945 г. был издан выдающийся труд, содержавший критику авторитаризма, — «Открытое общество и его враги», создавший К. Попперу репутацию всемирно известного философа. Среди классических работ К. Поппера по философии и методологии науки широкую известность получили книги «Предположения и опровержения» и «Объективное знание. Эволюционный подход» (рус. пер.: М.: URSS).