URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Араева Л.А., Денисова Э.С., Оленев С.В., Паули Ю.С. Кемеровская дериватологическая школа: Традиции и новаторство. Исследования по словообразованию Обложка Араева Л.А., Денисова Э.С., Оленев С.В., Паули Ю.С. Кемеровская дериватологическая школа: Традиции и новаторство. Исследования по словообразованию
Id: 199012
Предварительный заказ!  313 р.

Кемеровская дериватологическая школа:
Традиции и новаторство. Исследования по словообразованию

URSS. 2011. 400 с. ISBN 978-5-9710-0357-1. Уценка. Состояние: 5-.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей монографии представлены исследования единиц, отношений и процессов словообразовательной системы русского языка, осуществленные учеными Кемеровской дериватологической школы, возглавляемой профессором Л.А.Араевой. Многоаспектному функциональному изучению подвергаются различные классы производных слов и парадигматические отношения между ними, словообразовательные типы и гнезда, вовлеченность словообразовательного уровня языка в речемыслительную... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие (И. А. Свиридова, К. Е. Афанасьев)
Кемеровская дериватологическая школа: вчера, сегодня, завтра (обзор диссертационных исследований)
ГЛАВА 1. Словообразовательный тип и гнездо однокоренных слов: пропозиционально-фреймовый подход
 1.1. Пропозиционально-фреймовое моделирование гнезда однокоренных слов русских народных говоров
  1.1.1. Изучение гнезда однокоренных слов в русистике
  1.1.2. Гнездо однокоренных слов как системный феномен
  1.1.3. Гнезда однокоренных слов с ядерными зоолексемами в аспекте пропозиционально-фреймового моделирования
  1.1.4. Прототипические тенденции во фреймовой организации и функционировании гнезд однокоренных слов с ядерной зоолексемой: лингвопрогностический аспект
 1.2. Словообразовательный тип и гнездо однокоренных слов: единые пропозиционально-семантические принципы организации
  1.2.1. Обоснование термина "лингвистический макроконструкт"
  1.2.2. Специфика пропозиционально-семантической организации словообразовательного тип
  1.2.3. Пропозиционально-семантическая организация гнезда однокоренных слов
 1.3. Пропозиционально-семантическая организация словообразовательного типа "С + ин/а/" в русских народных говорах (словарная статья для "Диалектного словообразовательного словаря")
 Выводы
ГЛАВА 2. Алломорфное варьирование и полимотивация как взаимонаправленные функционально-семиотические процессы
 2.1. Русская диалектная морфонология в функциональном освещении
  2.1.1. Аспекты исследования диалектной морфонологии в отечественной лингвистике
  2.1.2. Функциональная теория морфонологических моделей
  2.1.3. Психолингвистическое моделирование морфонологических характеристик производного слов
  2.1.4. Когнитивная интерпретация морфонологических процессов
  2.1.5. Иконичность производного слова как результат индексального действия морфонологических правил
  2.1.6. Морфонологическая мотивированность производного слов
 2.2. О детерминантах полимотивации дериват
  2.2.1. Системность полимотивации
  2.2.2. Структурная детерминант
  2.2.3. Субстантно-семиологическая детерминант
  2.2.4. Экстралингвистическая детерминант
 Выводы
ГЛАВА 3. Парадигматические связи производной лексики
 3.1. Полисемия производного слова как объект лингвистических исследований
  3.1.1. Изучение полисемии в философских работах до XIX век
  3.1.2. Лексическая многозначность как предмет исследования лингвистики XIX век
  3.1.3. Многозначность в лексикологических работах ХХ век
  3.1.4. Изучение многозначности производного слова в словообразовании
  3.1.5. Полисемия как объект изучения когнитивной лингвистики
 3.2. Словообразовательная синонимия в структурно-системном и когнитивном освещении
  3.2.1. Исследование синонимии в философских учениях через категорию "тождество - различие"
  3.2.2. Изучение синонимии в языкознании
  3.2.3. Когнитивный подход к исследованию синонимических средств язык
  3.2.4. Синонимия в словообразовательной системе
  3.2.4.1.  Словообразовательный тип как детерминанта образования и распада однокоренной синонимии
  3.2.4.2.  Словообразовательно-пропозициональная синонимия русского язык
 Выводы
ГЛАВА 4. Словообразование в лингвоперсонологическом измерении
 4.1. Теоретические предпосылки изучения словообразования в речемыслительной деятельности языковой личности
 4.2. Способы словообразования в лингвоперсонологическом измерении (на материале симулятивного психолингвистического эксперимента)
 4.3. Словообразовательная форма как основа речемыслительной деятельности языковой личности (на материале литературно-критической статьи Ап. Григорьева)
 4.4. Стилеобразующий потенциал словообразовательного гнезда (на материале философского идиостиля Н. А. Бердяева)
 Выводы
ГЛАВА 5. Экспериментальное моделирование иконичности словообразовательной формы производного слова (на материале окказиональной деривации)
 5.1. Иконичность словообразовательной формы как ассоциативная доминанта окказионального слов
 5.2. Общая характеристика операциональной базы исследования
 5.3. Методика экспериментального исследования
 5.4. Результаты экспериментального исследования
  5.4.1. Результаты свободного ассоциативного эксперимента: уровни окказиональной формы как ассоциативные стимулы
  5.4.2. Результаты направленного ассоциативного эксперимента: субъективные дефиниции окказиональной формы
  5.4.3. Результаты экспериментального задания, направленного на получение "жанровых высказываний" ("жанровый креатив")
Выводы
Заключение
Литература

Предисловие
top

В Кемеровском государственном университете за годы его существования сложились признанные и авторитетные научные школы, которые являются лидерами мнений и экспертных оценок по целому спектру вопросов. На Ученом совете 25 ноября 2009 года был утвержден список научных направлений, которым присвоен статус "Научная школа Кемеровского государственного университета".

Такой статус получили 17 научных школ в области археологии, психологии, социологии, педагогики, валеологии, экономики, истории, лингвистики, физико-химии, наноматериалов, в сфере информационно-вычислительных технологий, математики и др.

Оформление и становление научных школ КемГУ состоялось во многом благодаря усилиям, стойкости характера, высочайшей ответственности, творческой энергии и неуспокоенности руководителей направлений. Чтобы быть лидером научного направления мало быть просто талантливым исследователем, необходимы особые качества личности. Великий русский ученый В.И.Вернадский справедливо подчеркивал: "Без человеческой личности – нет идеи, нет научной мысли, нет научного открытия". Именно такими личностями с большой буквы, неординарными, яркими и творческими являются руководители научных направлений. Немалая роль в развитии научной школы принадлежит коллективу, ведущему научно-исследовательскую, научно-методическую, научно-инновационную деятельность. Благодаря активной работе сотрудников, профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов научные школы КемГУ достигли значительных успехов в перспективных направлениях исследований в области естественных и гуманитарных наук.

Книжная серия "Труды ведущих научных школ КемГУ" была задумана проректором по научной и инновационной работе КемГУ, доктором химических наук, профессором, Заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, академиком МАН ВШ Борисом Алексеевичем Сечкарёвым, к глубочайшему сожалению ушедшему от нас молодым, полным идей и начинаний.

Светлой памяти профессора Б.А.Сечкарёва посвящается этот сборник.

И.А.Свиридова, ректор Кемеровского государственного университета;
К.Е.Афанасьев, проректор по научной работе и информатизации

О редакторе
top
photoАраева Людмила Алексеевна
Доктор филологических наук, профессор, действительный член Международной академии наук высшей школы, заведующий кафедрой стилистки и риторики Кемеровского государственного университета. Автор более 200 научных трудов, посвященных словообразованию, фонетике русского языка, актуальным вопросам культуры речи и риторики.

Исследовательскую деятельность начинала в Томском государственном университете под руководством профессора М. Н. Янценецкой. В 1994 г. в Институте русского языка имени В. В. Виноградова РАН защитила докторскую диссертацию «Словообразовательный тип как семантическая микросистема. Суффиксальные субстантивы (на материале русских говоров)».

Л. А. Араева — руководитель кемеровской дериватологической школы, организатор традиционных международных конференций «Актуальные проблемы современного словообразования».