Не стоит смотреть на карту, раз на ней не
обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой высаживается человечество. Оскар Уайльд Книга эта была задумана и вначале писалась на вполне определенную тему, имя ей – утопия. Глобальное, актуальное, интригующее понятие, разобраться с ним очень хотелось. Вдохновляло автора и "напутствие" мудрых уайльдовских слов – смотри эпиграф, – и многие другие любопытные высказывания. К примеру, французского социального психолога Густава Лебона (1841–1931): "Не в погоне за истиной, но скорее в погоне за ложью человечество истратило большую часть своих усилий. Преследуемых им химерических целей оно не в состоянии было достигнуть, но в преследовании их оно совершило весь прогресс, которого вовсе не искало". Итак, книга была начата. Слово "утопия" замелькало на страницах рукописи. Были написаны краткие биографии-"портреты" великих утопистов прошлого: Томаса Мора, Платона, Сен-Симона, Фурье, Кампанеллы, Бакунина, Кропоткина. Но странное дело: чем "дальше в лес" заносило авторское перо, в непролазные утопические дебри, тем все больше авторская мысль отклонялась от заранее намеченной прямой – магистральной линии повествования. В утопической чащобе стали явственно различаться потаенные тропки, засыпанные утопической хвоей дорожки, целые просеки, уводящие от основной стези – Утопии. Поэтому невольными "героями" книги стали философы – Эрнст Блох, Карл Ясперс, Бертран Рассел, Хосе Ортега-и-Гассет, Николай Бердяев, Ежи Шацкий, Льюис Мэмфорд, Освальд Шпенглер, Иеремия Бентам, писатели и поэты – Франсуа Рабле, Михаил Зощенко, Альберто Савинио, Андрей Платонов, Бернард Шоу, Альбер Камю, Джером Клапка Джером, Лев Николаевич Толстой, Александр Васильевич Сухово-Кобылин, Морис Метерлинк, Поль Валери, Илья Эренбург, Максимилиан Волошин, Велимир Хлебников, а также – Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, Сальвадор Дали, Джон Кеннеди, Ганс Селье, Александр Герцен, физик Фримен Дайсон, эсер Виктор Чернов, утопиолог Виктория Чаликова, наши фактические современники – Нобелевский лауреат, экономист Фридрих фон Хайек, Исайя Берлин, Олвин Тоффлер, Станислав Лем, Владимир Солоухин, Александр Ципко, Леонид Баткин, Николай Амосов, Геннадий Хазанов, Григорий Горин, Борис Стругацкий, Александр Гельман и многие-многие другие. Естественным образом возникла в книге и глава о Счастье, Прогрессе, "Светлом будущем" – всем том, что обильно обещает любая уважающая себя утопическая система. Обрисован был в книге и основной потребитель утопических идей, их энтузиаст, волонтер и одновременно жертва – Человек Толпы, существо, пока еще слабо изученное Большой наукой. Пришлось попутно рассказать также, почему в наше время Элита всюду оказалась отодвинутой на задний план, а посредственность (серократия от слова "серость"!) захватывает под солнцем самые лучшие места. Потом, как бы сами собой, возникли главы, где были разобраны такие важные для доктрины утопизма фундаментальные понятия, как "свобода", "анархия", "государство" ("этатизм"). Никак нельзя было не рассказать читателю о том, что в любой стране форма власти определяется распределением собственности (учение Джеймса Гаррингтона). Читателю, настроенному на утопическую волну, полезно было прослушать и сказочку о "хорошем", "умном" плане, том самом, который довел нашу страну (бывший СССР) до полного разорения, доказав к тому же, что Госплан может быть пострашнее КГБ! Поделился автор с читателем и той простой истиной, что общество, лишенное института частной собственности, не может быть полноценным и конкурентоспособным. Никак не получалась книга и без "экспериментального утопизма". И прежде всего, без Великого Русского Эксперимента, проведенного в славном 1917 году большевиками под руководством Великого Хирурга, так мы назвали Ленина. Эксперимента, успешно продолженного затем Сталиным – Великим Садовником Социализма. Рассказ о событиях, произошедших в нашей стране, захватывает и время Перестройки, которая была – автор совершенно уверен в этом – начинанием явно утопического характера. Так постепенно росла эта книга. Фраза за фразой. Страница за страницей. Глава за главой. И недели шли, и месяцы, теперь можно сказать, что и годы. Стала выкристаллизовываться и доминанта, подспудная мысль, ведущая мелодия, определяющая настрой всего повествования. $\bullet$ Автор этой книги все больше утверждался в мысли: непременно надо было написать о вековечной, никогда не утихающей, старой как мир, борьбе между природным, принципиально непредсказуемым и неуправляемым стихийным и кабинетным, мозговым, заранее придуманным плановым, назовем его так условно, началами всякой общественной жизни. Объяснимся понятнее. Ведь любая Утопия – это непременно некое ограничение для хаоса, это всегда какая-то регламентация, какой-то наказ, предписание, какие-то определенные редко свободные, чаще монастырски строгие правила для жизненной Игры. И вот захотелось понять: а возможна ли, в самом деле, ну, хотя бы на худой конец, в принципе, возможна ли реализованная в полном объеме жизнь по формуле – жизнь правильная, жизнь "разумная"? В какой мере – без опасений порвать все основные нити нормального человеческого существования, без боязни для общества свалиться в пучину общественных передряг и катастроф, – до какой степени можно потеснить жизненную стихию, хаос, случайность, непреднамеренность, заменив их "благой", "праведной" целью, "хорошим", "умным" планом? Автор выражается чересчур туманно? Расплывчато? Общо? Слишком абстрактно? Тогда нарисуем такую наглядную картинку. Берег реки. Божественное ясное утро. Щебечут птички, летает мошкара, резвятся стрекозы... Пар поднимается от воды... Поодаль – вставший в 4 утра художник. Любуясь дивными красотами местности, сочной зеленью лесов и речной синевой, кладет он краски на холст. Господь-бог, свесив с облака босые ноги, пьет чай с малиновым вареньем, ловит утренний кайф. Идиллия... И вдруг плеск, водяные круги: на поверхности речной глади возникает пасть кривого тощего зеленого крокодила. Он, оглашая окрестности дикими воплями, истошно кричит: "Ребятушки!.. Люди добрые!.. Не так живем! И плохо, и бедно... Щуки не должны пожирать карасей, волки – давить ягнят. Надо..." Следует скучный, длинный и дотошный перечень рекомендаций, доморощенных, вымученных соображений, раздумий вслух... Вот это все, осмелимся утверждать, и есть Утопия, в ее беспримесном дистиллированном виде. Один из ее многочисленных вариантов-воплощений. Конкретный пример, дающий об Утопии вполне достоверное и достаточное представление. Здесь-то уже и открываются борьба (особенно если учесть, что человек начал вырубать леса, перекраивать биошкуру планеты, множить губящие всё и вся вредные производства), единоборство между природной первозданностью стихий и утопическими умственными новациями тех или иных реформаторов, очередных спасителей человечества. Вот так для автора физиономия книги, наконец, вполне определилась. Теперь уже главы книги можно было выстраивать в должном порядке. И представлять на суд взыскательного читателя. Амен! Юрий Георгиевич ЧИРКОВ Доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Института физической химии и электрохимии им.А.Н.Фрумкина РАН. Окончил Московский инженерно-физический институт по специальности "физик-теоретик". Область научных интересов – электрохимическая энергетика (теория пористых электродов). Занимается научной журналистикой, опубликовал сотни статей, репортажей, заметок. По его сценариям созданы три научно-популярные киноленты. Член Союза писателей России с 1991 г. Является автором 14 научно-публицистических, научно-художественных книг, в числе которых: "Занимательно об энергетике" (М., 1981; переведена на японский, болгарский, литовский и азербайджанский языки), "Ожившие химеры" (М., 1991), "Дарвин в мире машин" (М., 1999), "Шифр Апокалипсиса. Книга катастроф" (М., 2006) и др. Книги Ю.Г.Чиркова неоднократно отмечались дипломами и премиями на всесоюзных конкурсах. |