URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: Умственное и общественное состояние дикарей. Пер. с англ. Обложка Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: Умственное и общественное состояние дикарей. Пер. с англ.
Id: 281762
716 р.

Начало цивилизации и первобытное состояние человека:
Умственное и общественное состояние дикарей. Пер. с англ. Изд. стереотип.

John Lubbock. The Origin of Civilisation and the Primitive Condition of Man
URSS. 2022. 384 с. ISBN 978-5-9710-9437-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

В книге известного английского археолога и этнографа Джона Леббока (1834–1913) описываются нравы, обычаи и общественное состояние современных автору дикарей, то есть людей, из которых состоят племена, находящиеся на первом из этапов цивилизации, пройденных человечеством. Подробно рассмотрены искусство дикарей, их системы брака и родства, верования, язык, нравственный характер и понятия о праве. Изучение быта современных дикарей, по мнению... (Подробнее)


Оглавленiе
top
Предисловiе М.Ледерле
Предисловiе автора
ГЛАВА I. Введенiе
ГЛАВА II. Искусства и украшенiя
ГЛАВА III. Бракъ и родство
ГЛАВА IV. Происхожденiе брака
ГЛАВА V. Развитiе понятiй о родстве
ГЛАВА VI. Верованiя
ГЛАВА VII. Верованiя. (Продолженiе)
ГЛАВА VIII. Верованiя. (Окончанiе)
ГЛАВА IX. Характеръ и нравственность
ГЛАВА X. Языкъ
ГЛАВА XI. Право
Прибавленiе. О первобытномъ состоянiи человека

Вступление
top

"Начало цивилизацiи" Лёббока прiобрело значенiе классическаго сочиненiя въ нашей научной литературе. Оба перевода его, петербургскiй и московскiй, вышли изъ продажи. Мы издаемъ его вновь, повторяя изданiе Д.А.Коропчевскаго (1876 г.), проверенное и дополненное имъ по последнему англiйскому изданiю. Кроме значительныхъ дополненiй въ тексте, къ настоящему изданiю прилагаются две записки автора, составляющiя прибавленiе къ его книге, подъ общимъ заглавiемъ: "О первобытномъ состоянiи человека", и "Примечанiя"; то и другое было опущено въ предшествующихъ изданiяхъ. "Начало цивилизацiи" Лёббока является теперь въ томъ виде, въ какомъ оно издается въ оригинале. Переводъ сделанъ безъ измененiй и сокращенiй; многоточiя, везде, где они встречаются, принадлежатъ автору.

М.Ледерле.

Предисловiе
top

Въ сочиненiи моемъ о "Доисторическiхъ временахъ", я посвятилъ несколько главъ описанiю современныхъ дикарей, въ виду того, что оружiе и утварь, употребляемыя въ настоящее время низшими человеческими расами, выясняютъ значенiе и примененiе предметовъ, открываемыхъ въ древнихъ курганахъ и песчаныхъ наносахъ, а также въ виду того, что изученiе быта современныхъ дикарей даетъ намъ возможность точнее и живее представитъ себе обычаи и нравы нашихъ предковъ древнейшихъ временъ.

Въ настоящемъ сочиненiи, основою котораго послужили лекцiи, читанныя мною въ Королевскомъ Институте весною 1868 года, я намеренъ описатъ подробнее умственное и общественное состоянiе дикарей, ихъ искусство, системы брака и родства, ихъ верованiя, языкъ, нравственный характеръ и понятiя о праве. Впоследствiи я надеюсь издать те части моихъ лекцiй, въ которыхъ я разсматриваю ихъ жилища, одежду, лодки, оружiе, утваръ и пр. Самый характеръ предмета, излагаемаго въ этомъ сочиненiи, заставляетъ меня касатъся действiй и идей, которыя должны показаться отталкивающими для читателя, и притомъ такъ часто, что мне придется оставлять ихъ безъ всякаго толкованiя или порицанiя, изъ боязни слишкомъ утомитъ читателя скучнымъ повторенiемъ однообразныхъ порицанiй.

Хотя, въ особенности въ главахъ о браке и верованiяхъ, я всеми мерами старался избегать всего слишкомъ щекотливаго, но мне нельзя было обойтись безъ указанiя некоторыхъ фактовъ, весьма непрiятныхъ для нашего цивилизованнаго чувства. Я воздерживался, однако, отъ выраженiя моихъ личныхъ чувствъ въ этихъ случаяхъ для того, чтобы въ другихъ случаяхъ мое молчанiе не могло быть принято за индифферентизмъ или даже за одобренiе.

Монтескье начинаетъ защитительной оговоркой ту часть своего великаго труда, которая посвящена религiи. Онъ говоритъ: "on peut juger parmi les tenebres celles qui sont les moins epaisses, et parmi les abimes ceux qui sont les moins profonds, ainsi l'on peut chercher entre les religions fausses celles qui sont les plus conformes au bien de la societe; celles, qui, quoiqu'elles n'aient pas l'effet de mener les hommes aux felicites de l'autre vie, peuvent le plus contribuer a leur bonheur dans celle-ci. Je n'examinerai done les diverses religions du monde que par rapport au bien que Ton en tire dans Tetat civil, soit que je parle de celle qui a sa racine dans le ciel, ou bien de celles qui ont la leur sur la terre". Мне представлялось затрудненiе въ другой форме, и я счелъ нужнымъ сказать несколько объяснительныхъ словъ; иначе можно было бы предположить, что я одобряю все то, чего я не порицаю положительно.

Клеммъ, въ своей Allgemeine Culturgeschichte der Menschen, и въ новейшее время Вудъ, въ более популярномъ труде (Natural History of Man), описывали отдельно, одна за другою, человеческiя расы; эта система, конечно, имеетъ свои преимущества, но она недостаточно обрисовываетъ главныя стадiи прогресса цивилизацiи.

Многiя другiя сочиненiя, изъ числа которыхъ я долженъ въ особенности указать Geschichte der Amerikanischen Urreligionen Миллера, Primitive Marriage Мак-Леннана и Das Mutterrecht Бахофена, разработываютъ только некоторыя частныя стороны нашего предмета. Интересное же сочиненiе Мена Ancient Law разсматриваетъ человека на степени развитiя уже более высокой, чемъ та, которой спецiалъно касается мое сочиненiе.

Планъ, которому следуетъ Тэйлоръ, въ своемъ замечательномъ труде Early History of Mankind, ближе всего подходитъ къ тому, какой я предначерталъ для себя; но разработываемый нами предметъ таковъ, что два человека не могутъ смотреть на него совершенно одинаковыми глазами, и въ то же время онъ такъ обширенъ, что мой другъ, безъ сомненiя, не посетуетъ на меня за вторженiе въ ту область, въ которой онъ сделалъ такъ много, что можетъ назвать ее вполне своею.

Не могу не указать еще на History of Man лорда Кемса и на Esprit des lois Монтескье; оба эти сочиненiя представляютъ болъшой интересъ, хотя и написаны въ то время, когда наше знанiе дикихъ племенъ было еще более несовершеннымъ, чемъ теперь.

Матерiалы для подобнаго труда въ настоящее время громадны и возрастаютъ ежедневно; число интересующихся этимъ предметомъ также увеличивается съ каждымъ годомъ. Конечно, никто изъ моихъ читателей не сознаетъ яснее меня моихъ недостатковъ; однако же, после десятилетняго изученiя, я решился издать эту часть моего труда, въ надежде, что онъ хотя несколько подвинетъ впередъ науку, которая и сама по себе глубоко интересна и вместе съ темъ представляетъ особую важность для такого государства, какъ наше, вмещающее въ себе племена, стоящiя на всехъ ступеняхъ цивилизацiи, пройденныхъ человекомъ до настоящаго времени.

Дж.Лёббокъ.
Февр. 1870.

Об авторе
top
photoЛеббок Джон
Известный английский археолог и этнограф, биолог, писатель и политический деятель, один из классиков эволюционистской («антропологической») школы. Родился в Лондоне, в дворянской семье; его отцом был банкир сэр Джон Уильям Леббок, математик и астроном. Учился в Итонском колледже. Работал в банке отца; в 22 года стал одним из совладельцев банка. В 1870 и 1874 гг. избирался членом парламента от либеральной партии; по его инициативе были приняты многие законы, в том числе действующий и в наше время закон о праздничных днях. Первый президент Института банкиров (с 1879 г.), президент Лондонского общества Линнея (1881–1886). Почетный доктор Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского и других университетов, попечитель Британского музея (с 1878 г.), президент Лондонской торговой палаты (1888–1892), президент Королевского статистического общества (1900–1902). В 1900 г. был возведен в звание пэра с титулом барона Эйвбери.

Являясь последовательным сторонником применения естественно-исторического сравнительного метода в изучении человеческой культуры, Джон Леббок предложил удачную периодизацию археологических памятников, разделив каменный век на палеолит и неолит. Он исследовал вопросы истории культуры, особенно истории брака и семьи; древнейшей их формой он признавал «коммунальный» (то есть групповой) брак, из которого позже, через обычай похищения женщин и экзогамию, развился индивидуальный брак. В истории становления религиозных верований Леббок пытался показать общие для всего человечества стадии: атеизм (безрелигиозный период), фетишизм, тотемизм, шаманизм и т. д. Он впервые применил комплексное использование археологического и этнографического материала для изучения первобытной истории.